Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

ФСС РФ письмо от 08.12.2010 № 343-ФЗ

ФСС РФ письмо от 08.12.2010 № 343-ФЗ

Фонд социального страхования Российской Федерации

письмо

О направлении федерального закона от 08.12.2010 N 343-ФЗ

№ 02-03-17/05-13765

14.12.2010

Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) доводит до сведения, что 8 декабря 2010 года Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым подписан Федеральный закон N 343-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Федеральный закон N 343-ФЗ). Данный Федеральный закон вступит в законную силу с 1 января 2011 года.

Федеральным законом N 343-ФЗ внесены следующие существенные изменения в Федеральный закон от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".

1. В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" в редакции Федерального закона N 343-ФЗ (далее - Закон N 255-ФЗ) увеличен с двух до трех дней период выплаты за счет средств страхователя пособия по временной нетрудоспособности при заболевании или травме застрахованного лица, в том числе в связи с операцией по искусственному прерыванию беременности или осуществлением экстракорпорального оплодотворения. В настоящее время работодатель оплачивает первые 2 дня временной нетрудоспособности.

2. Изменен порядок исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком (далее - пособия). При этом изменения коснулись не только расчетного периода, за который будет учитываться заработок застрахованного лица при исчислении пособий, но и порядка определения среднего заработка для их исчисления, а также самой процедуры расчета пособий.

Так, согласно части 1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ пособия будут исчисляться исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления страхового случая, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей).

Обращаем внимание, что средний заработок за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей) не должен учитываться в случаях, если пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам в силу части 2 статьи 13 Закона N 255-ФЗ назначаются и выплачиваются застрахованному лицу по всем местам работы (службы, иной деятельности).

Для лиц, которые в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, либо в одном из указанных годов находились в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, Законом N 255-ФЗ предусмотрена возможность замены соответствующих календарных годов (календарного года) предшествующими календарными годами (календарным годом) по заявлению застрахованного лица при условии, что это приведет к увеличению размера пособия.

3. Изменен подход к определению страхователя, назначающего и выплачивающего застрахованному лицу страховое обеспечение, в следующих случаях:

1) если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей и в двух предшествующих календарных годах было занято у тех же страхователей:

- пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются ему страхователями по всем местам работы (службы, иной деятельности), и исчисляются исходя из среднего заработка за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособие (без учета заработка у другого страхователя);

- ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначается и выплачивается страхователем по одному месту работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица;

2) если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей, а в двух предшествующих календарных годах было занято у других страхователей (другого страхователя), вышеуказанные пособия назначаются и выплачиваются ему страхователем по одному из последних мест работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица;

3) если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей, а в двух предшествующих календарных годах было занято как у этих, так и у других страхователей (другого страхователя), пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются ему:

- либо по всем местам работы (службы, иной деятельности) исходя из среднего заработка за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособие (см. пункт 1);

- либо страхователем по одному из последних мест работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица (см. пункт 2).

4. Частью 1.1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ предусмотрена норма об исчислении пособий исходя из минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая в случаях:

- если застрахованное лицо в вышеуказанные периоды не имело заработка;

- если средний заработок, рассчитанный за вышеуказанные периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая.

При этом следует иметь в виду, что если на момент наступления страхового случая застрахованное лицо работает на условиях неполного рабочего времени, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия в указанных случаях, определяется пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица.

5. Согласно части 2 статьи 14 Закона N 255-ФЗ с 2011 года в средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, будут включаться все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начислены страховые взносы в Фонд (в текущем году в средний заработок включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу работника, которые включаются в базу для начисления страховых взносов в Фонд).

Вместе с тем указанный средний заработок должен учитываться за каждый календарный год в сумме, не превышающей установленную в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" на соответствующий календарный год предельную величину базы для начисления страховых взносов в Фонд. За период до 1 января 2010 года, а для лиц, работающих по трудовым договорам у страхователей, применяющих специальные налоговые режимы, - за период до 1 января 2011 года, предельная величина базы составляет 415 000 рублей за каждый календарный год (статья 2 Федерального закона N 343-ФЗ).

При этом норма об ограничении среднего дневного заработка застрахованного лица при исчислении пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам средним дневным заработком, определяемым путем деления предельной величины базы для начисления страховых взносов в Фонд на день наступления страхового случая на 365 (а для ежемесячного пособия по уходу за ребенком - норма об ограничении среднего заработка застрахованного лица средним заработком, определяемым путем деления предельной величины базы для начисления страховых взносов в Фонд на день наступления страхового случая на 12) с 2011 года отменена.

Обращаем также внимание, что со следующего года средний дневной заработок застрахованного лица будет определяться путем деления суммы начисленного заработка за расчетный период на 730 (часть 3 статьи 14 Закона N 255-ФЗ). То есть, число календарных дней, приходящихся на период, за который учитывается заработная плата, с 2011 года не будет иметь значения при исчислении пособий.

6. Законом N 255-ФЗ установлены дополнительные права, обязанности и ответственность страхователей и застрахованных лиц.

В частности, с 2011 года страхователи будут обязаны выдавать застрахованному лицу в день прекращения работы или по его письменному заявлению справку о сумме заработка за два календарных года, предшествующих году прекращения работы или году обращения за справкой, и текущий календарный год, на которую были начислены страховые взносы (пункт 3 части 2 статьи 4.1 Закона N 255-ФЗ). Форма и порядок выдачи указанной справки будут утверждены Минздравсоцразвития России.

При этом за достоверность сведений, содержащихся в документах, выдаваемых ими застрахованному лицу и необходимых для назначения, исчисления и выплаты пособий, страхователи будут нести ответственность, что закреплено в новой статье 15.1 Закона N 255-ФЗ.

За страхователем, назначающим и выплачивающим пособие застрахованному лицу, закреплено также право направлять запросы в территориальные органы Фонда в целях проверки сведений о страхователе (страхователях), выдавшем (выдавших) застрахованному лицу справку (справки) о сумме заработка, необходимого для исчисления пособий (пункт 4 части 1 статьи 4.1 Закона N 255-ФЗ). Форма и порядок направления таких запросов будут утверждены Минздравсоцразвития России.

В свою очередь застрахованное лицо вправе получать от страхователя справку о сумме заработка, необходимую для исчисления пособий (пункт 2 части 1 статьи 4.3 Закона N 255-ФЗ). Однако для застрахованных лиц предусмотрена и ответственность за представление документов с заведомо неверными сведениями, в том числе справки (справок) о сумме заработка, из которого исчисляются указанные пособия (часть 4 статьи 15 Закона N 255-ФЗ).

7. Федеральным законом N 343-ФЗ предусмотрена возможность перерасчета застрахованным лицам за период с 1 января 2011 года пособий по нормам Закона N 255-ФЗ в новой редакции по страховым случаям, наступившим в текущем году и продолжающимся или окончившимся в 2011 году. Такой перерасчет возможен при условии, что размер пособия, исчисленный в соответствии с Законом N 255-ФЗ в новой редакции, превысит размер пособия, полагающийся по нормам Закона N 255-ФЗ, в редакции, действовавшей до 1 января 2011 года (статья 3 Федерального закона N 343-ФЗ).

Кроме того, Законом N 255-ФЗ конкретизированы нормы, регулирующие вопросы выплаты пособия по временной нетрудоспособности за период простоя (часть 7 статьи 7, пункт 5 части 1 статьи 9), устанавливающие перечень документов, необходимых для исчисления и выплаты пособий (части 5, 5.1, 6, 7.1 статьи 13).

В соответствии с пунктом 5 Приказа Фонда от 14 декабря 2010 года N 269 "Об организации работы по реализации Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" управляющим региональными отделениями Фонда необходимо провести организационные мероприятия с работниками региональных отделений Фонда и их филиалов, а также со страхователями по применению новых норм, установленных федеральным законом, регулирующих порядок исчисления и выплаты с 1 января 2011 года пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обеспечить проведение разъяснительной работы в связи с реализацией Федерального закона N 343-ФЗ.

  Первый заместитель

председателя Фонда

Л.Н.Рау