Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Оцените следующую ситуацию с позиции конституционных принципов налогообложения

Оцените следующую ситуацию с позиции конституционных принципов налогообложения: орган местного самоуправления предоставляет льготу по налогу на прибыль в части, зачисляемой в местный бюджет для муниципального предприятия, а также предусматривает возможность уплаты налога в местный бюджет путем поставки товаров в муниципальную собственность.

1. По вопросу применения предоставления льготы по налогу на прибыль в части, зачисляемой в местный бюджет для муниципального предприятия, сообщаем следующее.
В соответствии со ст. 13 Налоговым кодексом Российской Федерации (далее – НК РФ) налог на прибыль является федеральным налогом. В свою очередь, федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ (п.2 ст. 12 НК РФ). Данный налог по ставке 2 процента зачисляется в федеральный бюджет, и по ставке 18 процентов - в бюджеты субъектов РФ (п. 1 ст. 284 НК РФ).
При этом налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ, законами субъектов РФ может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков. Указанная налоговая ставка не может быть ниже 13,5 процента.
Пунктом 2 ст. 17 НК РФ определено, что в необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
На основании ст. 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.
Согласно п. 3 ст. 56 НК РФ льготы по федеральным налогам и сборам устанавливаются и отменяются НК РФ.
Исходя из вышеизложенного можно сказать, что ни законодательным органам субъектов РФ, ни представительным органам местного самоуправления не предоставлено право как вводить данный налог, так и устанавливать его основные элементы, в том числе предоставлять льготы. Единственное право законодательных органов субъектов РФ понижать ставку налога, по которой он зачисляется в их бюджеты. Но данное право ограничено пределом снижения ставки не ниже 13,5 процентов. Стоит так же отметить, что органы местного самоуправления не имеют гарантии даже того, что установленная норма зачисления налога на прибыль в их бюджеты не будет снижена или вообще отменена при утверждении регионального бюджета на соответствующий год.
2. По вопросу уплаты налога в местный бюджет путем поставки товаров в муниципальную собственность сообщаем следующее.
НК РФ устанавливает систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в РФ, в том числе основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов (ст. 1 НК РФ). В соответствии со ст. 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
В свою очередь, под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований  (ст.8 НК РФ).
Согласно п. 5 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога исполняется в валюте РФ. Обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему РФ денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа, а так же с момента отражения на лицевом счете организации, которой открыт лицевой счет, операции по перечислению соответствующих денежных средств в бюджетную систему РФ (п. 3 ст. 45 НК РФ).
Таким образом, НК РФ закрепляет исключительно денежную форму уплаты налогов (сборов).
В соответствии с НК РФ допускаются зачеты излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов в счет предстоящих платежей либо в счет погашения задолженности по уплате других налогов, пеней, штрафов, взыскиваемых за налоговые правонарушения. Иные виды зачетов по налогам не предусмотрены.
Исходя из вышеизложенного можно сказать, что налогоплательщик, в случае уплаты налога поставкой товаров не соблюдет требования о порядке исполнения обязанностей по уплате налога и его обязанность не будет считаться исполненной, несмотря на предоставление возможности органами местного самоуправления альтернативного варианта уплаты налога.