Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Учет испорченного товара

Подскажите, пожалуйста, как отражаются в бух. учете последствия ситуации: товары (мебель) торговой организации хранятся на арендуемом складе, после сильных дождей произошла протечка крыши и часть товаров пришла в негодность (невозможно продать), а часть - испорчена и подлежит уценке. Какие документы необходимо оформить, чтобы торговая фирма могла отнести стоимость этих товаров на расходы в налоговом учете? (в соотв. с пп.6 п.2 ст.265 НК) Нужно ли восстанавливать НДС по испорченным товарам и за счет какого источника (расходы или чистая прибыль)? Как быть в аналогичной ситуации, если произошла авария - прорыв канализационной трубы?

На вопрос ответил специалист компании "Градиент Альфа"

Для обоснованного  списания  товаров, пришедших в негодность, на внереализационные расходы  в соответствии со ст. 265 п. 2 пп. 6 «потери от стихийных бедствий, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций…». Необходимо документально подтвердить факт аварии или факт  чрезвычайной ситуации (форс-мажора). То есть необходимо подтверждение,   что причинами ущерба являются обстоятельства объективного характера,  непреодолимой силы имеющие  признаки чрезвычайности и непредотвратимости.  Письма Минфина от 13.03.2006 N 03-03-04/1/208.
Законодательство РФ не дает определения стихийного бедствия, таким образом, при разрешении споров, связанных с обстоятельствами непреодолимой силы, суды самостоятельно решают вопрос об отнесении каждой конкретной ситуации к стихийному бедствию. В Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 31.01.2000 N 3558 указывается, что к стихийным бедствиям могут быть отнесены явления, обладающие признаками чрезвычайности и непредотвратимости, то есть не зависящие от воли людей.
В соответствии с пунктом 2 статьи 12 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями, обязательно проведение инвентаризации. Результаты проведенной инвентаризации являются основанием для отражения убытков в бухгалтерском учете.
Порядок проведения инвентаризации и способ отражения результатов установлены Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина России от 13.06.95 N 49.  Результаты оформляются документами по формам, установленным Постановлениями Госкомстата России от 18.08.1998 N 88 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации" и от 27.03.2000 N 26 "Об утверждении унифицированной формы первичной учетной документации N ИНВ-26" "Ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией" (п. 2 ст. 12 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", п. 1.5 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49).

Если придерживаться  мнения Минфина России в письмах  от 06.03.2008 N 03-03-06/1/151, от 24.09.2007 N 03-03-06/1/691, от 16.01.2006 N 03-03-04/1/18 в качестве подтверждающих документов могут быть:
1) Акт о произошедшем событии, подписанный руководителем организации и членами комиссии по ликвидации последствий чрезвычайных обстоятельств;
2) Справка специализированных служб о произошедшем событии с  протоколом осмотра места происшествия, которыми устанавливается причина. Такую справку могут предоставить службы, которые занимаются ликвидацией последствий непредвиденных ситуаций (МЧС России, Государственная противопожарная служба, коммунальные службы и т.д.);
3) Заключение эксперта о возможности или невозможности восстановления потребительских свойств имущества;
4) Другие документы, выданные компетентными органами;
5) Актом инвентаризации. При этом в акте нужно зафиксировать стоимость утраченного имущества;
6) Справку о закрытии уголовного дела, которая подтверждает отсутствие виновных лиц.

Если в чрезвычайной ситуации есть  возможность найти виновника то,  надо заводить уголовное дело и не списывать убытки до окончания расследования.
Понесенный организацией ущерб,  в связи с утратой имущества в результате аварии (форс-мажора)  может быть списан следующим образом:
- если виновное лицо не установлено и имущество не застраховано, убытки списываются как внереализационные расходы;
- если установлено виновное лицо или имущество было застраховано от наступившего случая то,  в первом случае по решению суда,   и соответственно  выплаты, полученные по договору страхования, включаются в состав внереализационных доходов организации на основании п.3 ст.250 НК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 172 НК РФ вычеты сумм налога, предъявленных продавцами налогоплательщику при приобретении товаров, для производственной деятельности или иных операций, признаваемых объектами обложения НДС, производятся в полном объеме после принятия на учет вышеуказанных товаров. Восстановление НДС при выбытии имущества, ранее принятого на учет, в результате чрезвычайных обстоятельств законодательно не предусмотрено.

Но Минфин России придерживается позиции, что суммы НДС по данному товару подлежат восстановлению, если они ранее были предъявлены к вычету. Налог следует восстановить в том налоговом периоде, когда недостающие товары списываются с учета (Письмо Минфина России от 1 ноября 2007 г. N 03-07-15/175). Мнение ИФНС, что выбытие имущества по причинам, не связанным с реализацией, в частности  в результате чрезвычайных ситуаций, на основании норм ст. ст. 39, 146 НК РФ, объектом налогообложения по НДС не является, поэтому суммы "входного" НДС по такому имуществу следует восстановить (Письма от 29.01.2009 N 03-07-11/22, от 15.05.2008 N 03-07-11/194).
Противоположное  мнение,  скорее всего, придется отстаивать в суде.  Судебная практика показывает, что суды часто встают на позицию налогоплательщиков. Например, ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 11 сентября 2006 г. N А42-1986/2006, Определения ВАС РФ от 6 марта 2007 г. N 16213/06, от 18 января 2007 г. N 16213/06, Постановление ФАС ДВО от 11.05.2006 N Ф03-А73/06-2/1183, Постановление от 28.03.2007 N Ф04-1732/2007(32815-А45-14).
В  Письмах Минфина России от 07.12.2007 N 03-07-11/617, от 06.05.2006 N 03-03-04/1/421 указано, что восстановленные суммы НДС учитываются в целях налогообложения прибыли в составе внереализационных  расходов.
Если убытки взыскивается с виновных лиц, то суммы НДС также подлежат взысканию с виновных лиц.
Если организация в целях исчисления расходов по налогу на прибыль учитывает их методом начисления, потери от чрезвычайных ситуаций отражаются в периоде их возникновения при условии документального подтверждения события и утраты имущества; с момента вступления в силу решения суда;  на дату признания их должником (пп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ, п. 1 ст. 272 НК РФ).
При  возможности продать оставшийся товар, который подлежит уценке. Необходимо:  документально оформить факт порчи товаров. Сумму порчи нужно записать в ведомости учета результатов инвентаризации (форма N ИНВ-26), сниженную цену и сумму уценки по испорченному товару - в акте о порче товарно-материальных ценностей (форма N ТОРГ-15). Для этого в организации создается специальная комиссия. В акте указываются все сведения об испорченном товаре: его наименование, сорт, артикул, цена за единицу измерения, количество, сумма потерь и т.д., причина и виновник порчи товара, а также возможность его дальнейшего использования (продажа по сниженной цене, передача на корм животным или в переработку).
Если компания уценят и продает испорченные товары, то сумму убытка, полученную в результате превышения покупной цены над продажной, можно включить в налогооблагаемые расходы.
Глава 25 НК РФ позволяет не проводить уценку товаров. Это значит, что можно не включать в расходы убытки от аварии, а дождаться реализации. И уже в момент продажи уменьшить выручку на первоначальную стоимость товаров (пп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ). А убытки, в конце концов будут перенесены на уменьшение прибыли в полном объеме по мере распродажи товаров со склада. По поводу позиции  Минфина России, что цена сделки не должна отклоняться от среднерыночной более чем на 20 процентов, в противном случае налоговые органы могут доначислить налог и пени.  Однако в п. 3 ст. 40 Налогового кодекса говорится, что при определении рыночной цены учитываются скидки, если они связаны с потерей товарами качества. А документом, который подтвердит, что у вас после аварии продается некондиция, станет  акт ТОРГ-15.
В бухучете организация спишет убытки по итогам инвентаризации. А в налоговом - только после реализации. Это приведет к возникновению разницы по ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль".
Можно конечно опасаться, что при продаже товаров по ценам, которые ниже закупочных проверяющие могут потребовать восстановить часть входного НДС. Однако никаких законных оснований для таких требований нет. В Налоговом кодексе - закрытый перечень случаев, когда организация должна восстанавливать НДС, принятый ранее к вычету. Такого основания, как продажа с убытком, в Налоговом кодексе нет.

© ИД "Налоговый вестник"