Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Демографическая ситуация диктует острую необходимость пересмотра системы пенсионного страхования на глобальном уровне

Демографическая ситуация диктует острую необходимость пересмотра системы пенсионного страхования на глобальном уровне

Нью-Йорк, 29 августа 2014 года. Новый этап глобализации оказывает влияние на существующую сегодня систему пенсионного страхования, способствуя переоценке ключевых постулатов текущей модели и открывая более широкие возможности для выбора программ пенсионного обеспечения. Эти изменения обуславливают необходимость реформирования рынка пенсионного страхования,– такие выводы содержатся в новом исследовании EY Building a better retirement world: insights for better outcomes in the global pension and retirement market.

В рамках исследования было проведено более 80 интервью с экспертами на рынке услуг пенсионного страхования, включая представителей законодательных и регулирующих органов власти, государственных и негосударственных пенсионных фондов и иных организаций, предлагающих услуги пенсионного страхования. География исследования охватывает 18 стран в Европе, Северной и Южной Америке, Азиатско-Тихоокеанском регионе. Признавая, что любая реформа – это сложный процесс, требующий немалых усилий, все участники исследования заявили о необходимости проведения преобразований системы пенсионного страхования. Они определили пять ключевых условий надежного функционирования пенсионной системы в любой стране мира: достаточный объем источников финансирования; финансовая устойчивость; исполнение пенсионных обязательств; эффективность и результативность; наличие продуманной политики со стороны государства.

В рамках исследования экспертами EY были выявлены семь приоритетных направлений улучшения пенсионного обеспечения как неотъемлемого элемента системы социальной защиты населения:

1. Необходимость приведения размера пенсионных выплат в соответствие с финансовыми возможностями. При существующих параметрах пенсионной системы дальнейшее изменение демографической ситуации ведет к появлению разрыва между пенсионными обязательствами и средствами для их погашения, что, с одной стороны, оказывает значительное давление как на государство, так и на участников рынка пенсионного страхования, а с другой стороны – подталкивает их к поиску новых решений. Мировой финансовый кризис нанес серьезный удар по пенсионной системе, возведя финансирование долгосрочных обязательств в ранг наиболее значимых социальных задач, актуальность которых с годами будет только возрастать.

2. Необходимость развития местных финансовых рынков с учетом темпов наращивания пенсионных активов. В целом ряде стран пенсионные активы постепенно становятся доминирующей компонентой местного рынка капиталов, оказывая негативное влияние как на его емкость, так и на ликвидность. Для обеспечения сбалансированности и максимальной доходности пенсионных активов необходимо развивать различные рычаги на местном рынке, грамотное сочетание которых позволит ослабить нагрузку на финансовую систему в целом.

3. Переход на качественно новый уровень в области регулирования, надзора, управления и обеспечения прозрачности деятельности. Во многих странах рынок пенсионного страхования по капитализации не уступает банковскому сектору, а сумма пенсионных накоплений вполне сопоставима с объемом ВВП этих стран. Однако в сфере регулирования, надзора, управления и обеспечения прозрачности деятельности рынок пенсионного страхования находится далеко позади. Переход на качественно новый уровень в данной области имеет первостепенное значение, учитывая динамичные темпы роста рынка пенсионного страхования и его влияние на социальную и экономическую устойчивость общества в целом.

4. Повышенное внимание задачам операционной эффективности. В условиях, когда на рынках капитала наблюдается относительно низкий уровень роста, участники рынка пенсионного страхования вынуждены принимать более активные меры по снижению уровня издержек, повышению качества обслуживания и более эффективному управлению рисками. Инициативы, направленные на повышение операционной эффективности, являются весьма затратными и требуют коренного изменения системного подхода к организации и инфраструктурному обеспечению деятельности с целью наибольшего удовлетворения потребителей. Подобного рода «индустриализация» – длительный процесс, который займет не один год.

5. Функциональная и системная реорганизация инвестиционной деятельности. Для участников рынка пенсионного страхования мировой финансовый кризис послужил сигналом к пересмотру инвестиционной стратегии, политики распределения активов и операционной модели. Обеспечение быстрой отдачи от инвестиций – непростая задача, особенно в условиях перехода от планов с установленными размерами выплат (как правило, характеризуемых недостаточным фондированием) к системе фиксированных взносов или нефондируемым схемам pay-as-you-go.

6. Умение просто рассказать о сложном. Низкая доля добровольных пенсионных накоплений и непопулярность схем добровольного пенсионного страхования в целом (низкий охват населения, включая новых участников из числа лиц молодого возраста) свидетельствуют о недостаточном уровне осведомленности среди конечных бенефициаров. Повышение степени заинтересованности и информированности участников рынка является залогом принятия правильных решений.

7. Расширение взаимодействия и ориентация на потребителя. Установление более тесного взаимодействия с потребителями услуг позволит государству и страховым компаниям поддерживать положительный имидж страхового рынка и повышать доверие населения к системе пенсионного страхования. Сегодня главной задачей является не столько поиск оптимального баланса между качеством пенсионных продуктов и их стоимостью, сколько повышение уровня обслуживания и предоставление потребителям именно тех услуг, в которых они нуждаются.

Грэм Макинзи, руководитель международной группы EY по оказанию услуг компаниям рынка пенсионного страхования, говорит:

«Происходящие в мире процессы глобализации стремительно меняют всю систему пенсионных отношений – особенно в части формирования пенсионной политики и исполнения пенсионных обязательств. Это не может не оказывать влияния на деятельность государственных служб, а также государственных и частных компаний, с которыми мы работаем. Растущая социальная значимость задач пенсионного обеспечения обуславливает необходимость повышения качества функций регулирования, надзора, управления и обеспечения прозрачности деятельности в сфере пенсионного страхования. Чтобы преодолеть финансовые последствия общемирового демографического кризиса, необходимы взвешенные, осмысленные и порой непростые решения, направленные на создание стабильной, финансово устойчивой пенсионной системы, отвечающей принципам социальной справедливости».

Джозеф Пилгер, руководитель группы EY по оказанию услуг компаниям рынка пенсионного страхования в Азиатско-Тихоокеанском регионе, говорит:

«Сегодня, в условиях неопределенности и постоянных изменениях на рынке, наилучшей стратегией является сотрудничество на международном уровне и постоянный обмен знаниями и опытом. При оценке и выборе будущих параметров пенсионной реформы и ее проведении необходимо учитывать весь объем накопленных знаний и практических навыков – только в этом случае проводимые преобразования будут иметь долгосрочный эффект. В сущности, нам необходимо создать продуманную программу преобразований, которая позволит эффективно реформировать пенсионную систему».

Жанна Добрицкая, руководителей группы консультирования по вопросам управления персоналом в странах СНГ, говорит:

«Сегодня все большую актуальность приобретают негосударственные пенсионные программы. Тем не менее, об их широком распространении говорить пока преждевременно. По данным обзоров заработных плат и компенсаций, проводимых компанией ЕУ в России, на протяжении последних пяти лет количество работодателей, предлагающих корпоративные пенсионные программы сотрудникам, не превышало 20%».