Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

От «горизонтального» мониторинга к «налоговому»

От «горизонтального» мониторинга к «налоговому» Одним из последних событий в области реализации "дорожной карты" по совершенствованию налогового администрирования  стало внесение в Государственную Думу законопроекта (в виде изменений в Налоговый Кодекс РФ) о расширенном информационном взаимодействии.
Напомним, что еще в 2012 году ФНС России начала применять систему «горизонтального мониторинга» - расширенного информационного взаимодействия с налогоплательщиками. Подобная процедура изначально была заимствована из положительного зарубежного опыта и представляет собой определенный вид сотрудничества бизнеса и фискальных органов: компания раскрывает налоговому органу информацию о финансово-хозяйственной  деятельности, а взамен получает возможность получить предварительное согласование по различным вопросам налогообложения (например, налогообложения сложных сделок).
Подписание первых соглашений о расширенном информационном взаимодействии состоялось в декабре 2012 г. между ФНС России и рядом компаний: ОАО "РусГидро", ОАО "ИНТЕР РАО ЕЭС", ОАО «МТС», представительством компании Ernst&Young в СНГ. Несколько позже - в марте 2013 г. - подобное соглашение было подписано еще с ОАО «Северсталь».
В то же время, несмотря на наличие нескольких подписанных соглашений о расширенном информационном взаимодействии, законодательное регулирование «горизонтального мониторинга» до сих пор отсутствует, что влечет за собой определенные сложности и препятствует широкому распространению подобных соглашений. Восполнить такой пробел смогут предложенные изменения в НК РФ.
Законопроект предполагает, в первую очередь, законодательное закрепление института расширенного информационного взаимодействия. В то же время, укоренившийся термин «горизонтальный мониторинг» заменен понятием «налоговый мониторинг».
В целом законопроект предусматривает внесение изменений в часть первую НК РФ, в том числе путем включения нового раздела V2 «Налоговый контроль в форме налогового мониторинга».
Основные положения раздела касаются правового регулирования заключения соглашения о расширенном информационном взаимодействии, порядка осуществления налогового мониторинга, направления налогоплательщику мотивированного мнения налогового органа, а также проведения взаимосогласительных процедур.
По мнению специалистов юридической компании «НАФКО – Консультанты», предложенное изменение налогового законодательства будет иметь существенное значение как для клиентов компании, так и для развития крупного российского бизнеса в целом.
«Расширенное информационное взаимодействие как одна из форм налогового контроля имеет своей целью, прежде всего, эффективное взаимодействие между компанией-налогоплательщиком  и налоговыми органами, а также повышение качества налогового администрирования. Исходя из опыта консультирования наших клиентов, которые подписали подобное соглашение одними из первых, можно сделать однозначный вывод о положительных результатах подобной инициативы. Горизонтальный мониторинг, или теперь уже «налоговый мониторинг», позволяет выстраивать отношения с налоговыми органами на совершенно ином уровне, быстро и взаимовыгодно разрешать сложные вопросы в области налогообложения», - комментирует главный юрист по налогообложению компании «НАФКО – Консультанты» Ирина Мостовая.
Анализируя законопроект, можно отметить, что одной из наиболее интересных инициатив законодателя является запрет на проведение налоговым органом выездных налоговых проверок за периоды действия соглашения о расширенном информационном взаимодействии. В то же время имеется и оговорка - за исключением проведения выездной налоговой проверки федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Однако налогоплательщикам расслабляться не придется: согласно предложенному законопроекту заключение соглашения о расширенном информационном взаимодействии не освобождает от обязанности представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты) и не лишает налоговый орган права на проведение камеральных налоговых проверок.
    Кроме того, предполагается, что в рамках осуществления налогового мониторинга налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика необходимые документы, пояснения в связи с уплатой (удержанием и перечислением) налогов и сборов. Подобное требование может повлечь определенные трудности для компаний и стать причиной злоупотреблений со стороны налогового органа. Представляется необходимым доработать данную норму, введя определенные ограничения на право налогового органа истребовать документы/пояснения.
    Между тем не всем предложенным изменениям можно дать положительную оценку, во всяком случае без каких-либо дополнительных разъяснений со стороны составителей законопроекта. Так, законопроект устанавливает, что участники консолидированной группы налогоплательщиков (КГН) не вправе являться стороной соглашения о расширенном информационном взаимодействии (налоговом мониторинге). Подобная норма ставит под сомнение дальнейшее сотрудничество налоговых органов с теми компаниями, которые являются участниками КГН, но также участвовали в пилотных проектах по заключению соглашений о расширенном информационном взаимодействии.