Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Налоговые агенты на службе Ее Величества Казны

Налоговые агенты на службе Ее Величества Казны

С полной версией статьи можно ознакомиться в журнале "Налоговый вестник" №6/2014

Налоговые агенты – одни из основных участников отношений по взиманию налогов. Распространено мнение, что физическое лицо испытывает трудности при самостоятельном исчислении налога, заполнении и подаче декларации, поэтому возложение на работодателя обязанностей налогового агента обычно оценивается как благо. В результате, налогообложение доходов физических лиц в Российской Федерации и Республике Казахстан в основной массе производится при участии налоговых агентов. Они привлечены к сбору НДС, а также налога на прибыль организаций – в России, корпоративного подоходного налога у источника выплаты – в Казахстане.

Налоговые агенты наделены практически теми же правами, что и налогоплательщики, за неисполнение обязанностей они несут ответственность в соответствии с законодательством. Перечень основных обязанностей в обоих государствах одинаков, это: правильное и своевременное исчисление налога, удержание его у налогоплательщика, ведение соответствующего учета и представление в налоговый орган отчетности, и, наконец, главное – перечисление налога в бюджетную систему. Такое единообразие базовых подходов не исключает наличие существенных различий. Так, если Налоговый кодекс РФ (далее – НК РФ) дает общее определение налоговых агентов как лиц, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации (ст. 24), то Налоговый кодекс Республики Казахстан (далее – НК РК) использует прием перечисления субъектов. В соответствии с подп. 31 п. 1 ст. 12 НК РК налоговый агент – это индивидуальный предприниматель, частный нотариус, частный судебный исполнитель, адвокат, юридическое лицо, в том числе юридическое лицо-нерезидент, на которых в соответствии с НК РК возложена обязанность по исчислению, удержанию и перечислению налогов, удерживаемых у источника выплаты. Кроме того, НК РК, в отличие от законодательства России, предусмотрено право юридического лица признать налоговым агентом свое структурное подразделение (филиал / представительство).

Обратите внимание!

/Нерезиденты признаются налоговыми агентами в случаях, когда юридическое лицо-нерезидент осуществляет деятельность в Республике Казахстан через филиал, представительство, не образующее постоянного учреждения в соответствии с международным договором об избежании двойного налогообложения, или, когда нерезидент осуществляет деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение, с даты их постановки на регистрационный учет в налоговых органах Республики Казахстан./

А. И. Худяков и В. Ю. Шатов разделяли способы уплаты налога на самостоятельную передачу предмета налогового платежа плательщиком государству и его принудительное изъятие у налогоплательщика государством или налоговым агентом[1]. В российской юридической литературе представлена позиция, согласно которой налоговые агенты являются «представителями налоговых органов во взаимоотношениях с налогоплательщикам»[2] или даже «квазиуполномоченными налоговыми органами»[3]. С последней точкой зрения вряд ли можно согласиться, анализируя содержание прав и обязанностей данного невластного субъекта. Обоснованным представляется подход И. И. Кучерова, включающего налоговых агентов в состав налогообязанных лиц[4].

При удержании налога налоговый агент исполняет не обязанность налогоплательщика, а свою собственную публично-правовую обязанность по своевременному и полному перечислению налога в бюджет[5]. Сохраняет актуальность вопрос о возможности взимания налога за счет средств агента. Так, несмотря на то, что сущность подоходного налога у источника выплаты заключается в возложении на агента обязанности по удержанию налога в момент выплаты получателю определенных доходов, НК РК предусматривает такое удержание не только в отношении доходов, выплаченных нерезидентам Республики Казахстан, но и в отношении невыплаченных доходов, которые агент отнес на вычеты при определении налогооблагаемого дохода за отчетный налоговый период. Тем самым из его предпринимательского оборота отвлекаются существенные денежные средства.

Обратите внимание!

/Не подпадает под такое налогообложение вознаграждение по долговым ценным бумагам и депозитам, сроки погашения которых наступают по истечении 10 календарных дней после срока, установленного для сдачи декларации по корпоративному подоходному налогу./

В НК РФ отсутствует общий запрет на выплату налога налоговым агентом за налогоплательщика, исключение составляет п. 9 ст. 226, в силу которого за счет средств агентов не допускается уплата налога на доходы физических лиц. Длительное время судебная практика распространяла это положение и на остальные налоги, исходя из следующих подходов: обязанность по уплате налога лежит на налогоплательщике, вопрос о том, кто несет обязанность по перечислению налога в бюджет, зависит от факта удержания (не удержания) налога при выплате дохода. То есть налог, не удержанный агентом, обязан был перечислить налогоплательщик. Так, в постановлении Президиума ВАС РФ от 06.04.2010 № 14977/09 было указано, что «налог на доходы иностранных организаций подлежит перечислению в бюджет за счет средств, причитающихся иностранной организации, а не самого налогового агента»[6]. Сам по себе факт выплаты средств налогоплательщику налоговым агентом еще не означает, что де-юре удержание состоялось, агент не обязывался к уплате налога за счет своих средств. Что касается пеней, то возможность их взимания с агента, не удержавшего налог при выплате, давно была признана в российской судебной практике. Вопросы возникали, главным образом, в связи с реализацией позиции Президиума ВАС РФ[7] о периоде начисления пеней (вплоть до момента, когда налог уплачен фактически). Как справедливо отмечал Д. В. Тютин, при таком подходе «налоговый агент своими действиями не может прекратить свое же неправомерное состояние»[8]...



[1] Худяков А.И., Шатов В.Ю. Налоговые правонарушения. Алматы, 2008. С. 27.

[2] Кузнеченкова В.Е. Особенности процессуального статуса налоговых агентов // Финансовое право. 2006. № 7. Текст размещен в СПС «КонсультантПлюс».

[3] Жутаев А.С. Налоговые агенты как субъекты налоговых правоотношений: Автореф. дис. …канд. юрид. наук. Саратов, 2011. С. 8.

[4] Кучеров И.И. Теория налогов и сборов. М., 2009. С. 246.

[5] Комментарий к Конституции РФ (постатейный). Под ред. В.Д. Зорькина. М., 2011 // СПС «КонсультантПлюс».

[6] См. подроб.: Хаванова И.А. Налоговые соглашения России. Экономико-правовой бюллетень. Тематический выпуск. М.: Экономика и жизнь, 2013 // СПС «КонсультантПлюс».

[7]Постановления Президиума ВАС РФ от 16.05.2006 г. № 16058/05, от 12.01.2010 г. № 1000/09, от 20.09.2011 г. № 5317/11.

[8] Тютин Д.В. Российский институт налоговых агентов: скрытые противоречия // Налоговед. 2013. № 4. С. 19.