Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Пенсионное обеспечение мобильного персонала. Актуальные вопросы налогообложения

Пенсионное обеспечение мобильного персонала. Актуальные вопросы налогообложения

Антон Седов, ведущий консультант Департамента консультирования по налогообложению и праву компании «Делойт», СНГ

Екатерина Чижова, старший менеджер Департамента консультирования по налогообложению и праву компании «Делойт», СНГ

В статье рассмотрены виды трудовых пенсий, которые могут быть доступны так называемым мобильным сотрудникам компаний, а также вопросы налогообложения пенсионных выплат.

Глобализация российских компаний, их экспансия на международные рынки, а также распространение бизнеса иностранных компаний на российский рынок неизбежно связаны с перемещением персонала между проектами или регионами. Независимо от сроков и целей пребывания сотрудника на новом месте необходимо обеспечить соблюдение соответствующих требований трудового, миграционного и налогового законодательства, а также позаботиться о социальном и пенсионном обеспечении сотрудника.

В России становится все больше мобильных сотрудников, которые иногда по своей инициативе, а чаще по инициативе работодателя в ходе выполнения трудовых функций переезжают из одной страны в другую. В силу особенностей пенсионного законодательства иностранных государств, а также учитывая многообразие существующих пенсионных программ, все большее значение приобретает пенсионное обеспечение мобильных сотрудников и процесс формирования их будущей пенсии. У многих сотрудников, выезжающих на работу за рубеж, возникает резонный вопрос: что же может их ожидать при выходе на пенсию после возвращения в родную страну, принимая во внимание участие в различных пенсионных программах на протяжении своего трудового стажа?

Обязательное пенсионное обеспечение – краткое описание

Действующее пенсионное законодательство РФ предусматривает обязательное пенсионное обеспечение и пенсионное обеспечение на добровольной основе.

Обязательное пенсионное обеспечение, центральное место в котором занимает Пенсионный фонд РФ («ПФР»), гарантируется государством. Изначально основной функцией ПФР являлся сбор страховых взносов на финансирование пенсий. С вступлением в силу федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» в 1997 году ПФР начал выполнять функцию персонифицированного учета и вести базу данных всех граждан России. Согласно принятому закону при определении размера будущей пенсии основную роль стал играть не общий трудовой стаж, а учтенный трудовой стаж и размер страховых отчислений, сделанных работодателем в отношении сотрудника.

Федеральный закон «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. еще больше расширил функции ПФР, а также внес изменения в порядок возникновения и реализации прав граждан на получение трудовых пенсий. Так, трудовая пенсия по старости (для лиц 1967 года рождения и моложе) фактически состоит из трех компонентов: базового размера пенсии, страховой и накопительной частей. Фиксированный базовый размер пенсии финансируется государством, а остальные части формируются за счет отчислений работодателя и дохода от инвестирования накопительной части пенсии.

С 1 января 2015 года в России вступает в силу новый порядок обеспечения пенсионных прав застрахованных граждан. Страховая часть пенсии будет учитываться в виде пенсионных коэффициентов (баллов), которые будут рассчитываться исходя из уровня заработной платы (уплаченных с нее страховых взносов), стажа и возраста выхода на пенсию застрахованного лица. Условиями возникновения права на страховую часть пенсии по старости являются достижение законодательно установленного пенсионного возраста (для мужчин ― 60 лет, для женщин ― 55 лет), наличие страхового стажа (то есть минимального стажа уплаты страховых взносов) не менее 15 лет (к 2025 году[1]), наличие определенного количества индивидуальных пенсионных коэффициентов ― 6,6 в 2015 году с последующим увеличением до 30 к 2025 году.

Взносы на обязательное пенсионное страхование осуществляются исключительно работодателем ― российским юридическим лицом или представительством/ филиалом иностранной компании, зарегистрированным на территории РФ. Сами работники не делают отчисления на обязательное пенсионное страхование. Сумма будущей трудовой пенсии зависит от страхового стажа, суммы страховых взносов, внесенных работодателем, а также от инвестиционного дохода, полученного от инвестирования накопительной части пенсии. Таким образом, если сотрудника направляют на проект в другую страну, увольняя при этом из компании, его работодатель перестает делать обязательные отчисления в ПФР. Соответственно, такой сотрудник теряет трудовой (страховой) стаж в России за время работы за рубежом, что может привести к потере его права на получение страховой пенсии, если его общий трудовой стаж на момент выхода на пенсию или количество пенсионных коэффициентов не будет соответствовать минимальным значениям[2].

Как сотрудники, работающие за рубежом, могут участвовать в системе пенсионного страхования?

Выходом из ситуации может стать добровольное участие в программе обязательного пенсионного страхования в России во время работы за границей. В этом случае застрахованное лицо может подать в ПФР заявление о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, а также ряд других документов, в том числе трудовой договор (или другой документ), подтверждающий факт и период осуществления трудовой деятельности за рубежом. С момента вступления в программу сотрудник начинает перечислять определённую сумму взносов (фиксированный платеж) за каждый календарный год. Размер фиксированного платежа определяется ПФР на ежегодной основе. Взносы, внесённые в виде фиксированных платежей, отражаются на лицевом счете застрахованного гражданина в ПФР и в дальнейшем учитываются при расчете и назначении пенсии. На практике данная процедура сопряжена с различными административными сложностями, которые необходимо будет решать застрахованному гражданину напрямую с ПФР, в результате чего многие сотрудники неохотно рассматривают данный способ участия в системе пенсионного страхования на время работы за рубежом. Однако в практике других стран широко используются подобные способы участия в государственном пенсионном обеспечении, что позволяет физическим лицам влиять на размер своей будущей пенсии.

Еще один вариант добровольного пенсионного страхования ― это создание работодателем специальной корпоративной пенсионной программы для своих сотрудников. Данная практика основана на опыте зарубежных стран и на сегодняшний день более характерна для российских дочерних компаний иностранных корпораций. Это также является дополнительным способом мотивации сотрудников, так как корпоративная пенсионная программа предусматривает заключение договора с негосударственным пенсионным фондом либо иным провайдером данных услуг, куда затем поступают взносы от работодателя и от сотрудника. Программа носит добровольный характер, и ее условия либо устанавливаются непосредственным работодателем, либо заимствуются из аналогичной мировой практики данной группы компаний. Как правило, в течение периода осуществления трудовой деятельности на лицевом корпоративном счете сотрудника накапливается капитал, который формируется за счет отчислений работодателя и самого сотрудника (периодичность отчислений зависит от условий программы и может быть, например, ежемесячной, ежеквартальной или ежегодной). При выходе на пенсию сотрудник может получать накопленную сумму в размере ежемесячных платежей на протяжении периода, установленного условиями участия в программе, а может получить свои накопления в форме одноразовой выплаты, в зависимости от условий конкретной программы. Кроме того, корпоративная программа может предусматривать возможность досрочного выхода из нее в случае, например, увольнения сотрудника из компании.

Можно ли зачесть пенсионные взносы, уплаченные в другой стране?

С другой стороны, приезжая на работу в другую страну, мобильный сотрудник может или обязан (в зависимости от требований законодательства) участвовать в обязательном пенсионном страховании этой страны. В зависимости от законодательства иностранного государства сотрудник сможет в будущем претендовать на пенсионное обеспечение в этой стране. В России, например, временно пребывающие иностранные граждане и лица без гражданства (т. е. находящиеся в России на основании деловой или рабочей визы), не имеют права на получение российской пенсии. Несмотря на это, работодатель обязан производить отчисления в ПФР с фонда заработанной платы сотрудников, за исключением тех, кто имеет специальное разрешение на работу «высококвалифицированного специалиста» или же тех, кто работает в России по трудовому договору или договорам сроком не более 6 месяцев.

Во многих странах проблема пенсионного обеспечения сотрудников, не являющихся гражданами страны трудоустройства, решается путем заключения международных договоров между странами или сообществами о гарантировании прав граждан в области пенсионного и социального обеспечения. Такие договоры достаточно четко указывают, в какой стране и в каком размере будет выплачиваться будущая пенсия гражданина.

На момент написания данной статьи в России заключено 15 международных соглашений с 19 странами: Казахстаном, Украиной, Арменией, Таджикистаном, Туркменистаном, Киргизией, Узбекистаном, Словакией, Румынией, Венгрией, Монголией, Испанией, Молдовой, Литвой, Грузией, Беларусью, Болгарией, Латвией и Эстонией. В отношении Чешской Республики Соглашение утратило силу с 1 января 2009 года. Однако в 2011 году был подписан другой договор с Чехией[3], который вступит в силу после его ратификации. Кроме того, обсуждается возможность заключения международных договоров и с другими странами, например с Литвой, Венгрией, Германией и Сербией. 

Проанализировав механизм и способы реализации права на пенсионное обеспечение, существующие международные соглашения можно классифицировать по следующим принципам действия: территориальному, пропорциональному и смешанному.

Согласно территориальному принципу пенсионное обеспечение осуществляется по законодательству и за счет средств государства проживания гражданина. При этом учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории одной и/или другой из договаривающихся сторон.[4] Примерами могут служить соглашения между СССР и Румынией, Венгрией и Монголией, а также «Соглашение о гарантиях прав граждан государств ― участников Содружества Независимых Государств», участниками которого являются Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина и другие страны. Так, гражданин, постоянно проживающий в России в момент выхода на пенсию по старости, получит право на получение пенсионных выплат только в России, несмотря на то, что 10 из 25 лет своего трудового стажа он проработал в Украине и в Казахстане. В данном случае все расходы, связанные с пенсионным обеспечением этого гражданина, будет нести Россия.

Принцип пропорциональности предусматривает распределение расходов на выплату пенсий в зависимости от величины пенсионных прав, приобретенных гражданами на территории каждой из договаривающихся сторон. В таком случае Россия отвечает только в рамках своих обязательств по пенсионному обеспечению (т.е. за стаж, приобретенный на ее территории). В качестве примера можно привести соглашения между Россией и Испанией, Болгарией и Эстонией.

Эксперты считают «пропорциональные» договоры более объективными и равноправными, поскольку они исходят из того, что каждая сторона отвечает только за тот стаж, который был приобретен на ее территории[5]. Они также являются наиболее распространенными и в международной практике. Так, правоотношения между государствами ― участниками Евросоюза построены на международных соглашениях пропорционального типа.

Смешанный тип предусматривает использование двух вышеописанных принципов применительно к разным периодам. Рассматривая правоотношения с Беларусью и Латвией, в целом это означает, что пенсию за стаж, приобретенный в СССР, выплачивает государство проживания пенсионера, а за последующий стаж ― государство, в котором он был приобретен.

В качестве примера можно также привести «Временное соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о гарантиях прав граждан, работавших в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в области пенсионного обеспечения» от 15 января 1993 года. Согласно этому документу граждане России и Украины, проработавшие не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях независимо от места их постоянного проживания на территории обоих государств, имеют право на получение пенсии по старости. В данном случае также действует смешанный территориально-пропорциональный принцип, согласно которому выплата российской пенсии за «северный» стаж производится до возникновения права на пенсионное обеспечение по законодательству Украины. Таким образом, несмотря на распад СССР и признание независимости Украины, урегулирован вопрос пенсионного обеспечения граждан, имеющих «северный» стаж.



[1] В 2025 году минимальный общий трудовой стаж для получения пенсии по старости достигнет 15 лет. Он будет увеличиваться поэтапно каждый год на один год, начиная с 2015 года, в котором будет действовать требование о наличии минимального стажа в 6 лет.

[2] Застрахованные лица, чей трудовой стаж к 2025 году составит менее 15 лет, имеют право обратиться в ПФР за получением социальной пенсии (мужчины ― по достижении 65 лет, женщины ― 60 лет).

[3] Интернет-ресурс http://www.mid.ru.

[4] Интернет-ресурс http://www.pfrf.ru.

[5] Чирков С. А. «Актуальные вопросы пенсионного обеспечения и страхования иностранных граждан и лиц без гражданства» // «Трудовое право в России и за рубежом». 2012 г., № 3, с. 50‒56.

С полной версией статьи можно ознакомиться в журнале "Налоговый вестник" №3/2014