Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Модель внутреннего контроля ведения бухучета и составления бухотчетности компании

Модель внутреннего контроля ведения бухучета и составления бухотчетности компании

С вступлением в силу 6 декабря 2011 года Закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон № 402-ФЗ) у компаний возникла необходимость осуществления внутреннего контроля за ведением бухгалтерского учета. Согласно статье 19 Закона № 402-ФЗ экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни. При этом организации, бухгалтерская отчетность которых подлежит обязательному аудиту, обязаны организовать и осуществлять внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности (п. 2 ст. 19 Закона № 402-ФЗ).

На практике у компаний возникает большое количество вопросов о методике организации и осуществления внутреннего контроля бухучета. На ряд таких вопросов получен ответ в письме Минфина России от 25.12.2013 № 07-04-15/57289 к которому прилагается информационный документ № ПЗ-11/2013 «Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности».

Согласно письму Минфина, внутренний контроль – это процесс, направленный на получение достаточной уверенности в том, что экономический субъект обеспечивает:

- эффективность и результативность своей деятельности, в т.ч. достижение финансовых и операционных показателей, сохранность активов;

- достоверность и своевременность бухгалтерской (финансовой) и иной отчетности;

- соблюдение применимого законодательства, в т.ч. при совершении фактов хозяйственной жизни и ведении бухгалтерского учета.

Внутренний контроль должен обеспечивать предотвращение или выявление отклонений от установленных правил и процедур, а также искажений данных бухгалтерского учета, бухгалтерской и иной отчетности. Эффективность внутреннего контроля может быть ограничена:

- изменением экономической конъюнктуры или законодательства, возникновением новых обстоятельств вне сферы влияния руководства компании;

- превышением должностных полномочий руководством или иным персоналом организации, включая сговор персонала;

- возникновением ошибок в процессе принятия решений, осуществления фактов хозяйственной жизни, ведения бухучета, в т.ч. составления бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Основные элементы внутреннего контроля

Основными элементами внутреннего контроля организации являются: контрольная среда, оценка рисков, процедуры внутреннего контроля, информация и коммуникация, оценка внутреннего контроля.

Контрольная среда

Контрольная среда отражает культуру управления экономическим субъектом и создает надлежащее отношение персонала к организации и осуществлению внутреннего контроля.

Оценка рисков

Оценка рисков представляет собой процесс выявления и анализа рисков. При выявлении рисков компания принимает соответствующие решения по управлению ими, в т.ч. путем создания необходимой контрольной среды, организации процедур внутреннего контроля, информирования персонала и оценки результатов осуществления внутреннего контроля.

Применительно к ведению бухгалтерского учета, в т.ч. составлению бухгалтерской отчетности, оценка рисков призвана выявлять риски, которые могут повлиять на достоверность бухгалтерской отчетности. В ходе такой оценки организация рассматривает вероятность искажения учетных и отчетных данных исходя из следующих допущений:

- возникновение и существование: факты хозяйственной жизни, отраженные в бухгалтерском учете, имели место в отчетном периоде и относятся к деятельности экономического субъекта;

- полнота: факты хозяйственной жизни, имевшие место в отчетном периоде и подлежащие отнесению к этому периоду, фактически отражены в бухучете;

- права и обязательства: имущество, имущественные права и обязательства компании, отраженные в бухгалтерском учете, фактически существуют;

- оценка и распределение: активы, обязательства, доходы и расходы отражены в правильном стоимостном измерении на соответствующих счетах и в соответствующих регистрах бухгалтерского учета;

- представление и раскрытие: данные бухучета корректно представлены и раскрыты в бухгалтерской отчетности.

Кроме того одним из важных направлений оценки рисков является оценка риска возникновения злоупотреблений. Злоупотребления могут быть связаны с приобретением и использованием активов, ведением бухучета, в т.ч. составлением бухгалтерской отчетности, совершением действий, являющихся коррупциогенными (включая коммерческий подкуп). Оценка данного риска предполагает выявление участков (областей, процессов), на которых могут возникать злоупотребления, а также возможностей для их совершения, в т.ч. связанных с недостатками контрольной среды и процедур внутреннего контроля.

Процедуры внутреннего контроля

В свою очередь процедуры внутреннего контроля представляют собой действия, направленные на минимизацию рисков, влияющих на достижение целей организации. Согласно инструкции Минфина предприятия могут применять следующие процедуры внутреннего контроля.

1. Документальное оформление, например, осуществление записей в регистрах бухучета на основе первичных учетных документов, в т.ч. бухгалтерских справок; включение в бухгалтерскую отчетность существенных оценочных значений исключительно на основе расчетов.

2. Подтверждение соответствия между объектами (документами) или их соответствия установленным требованиям, например, проверка оформления первичных учетных документов на соответствие установленным требованиям при принятии их к бухгалтерскому учету. К данным процедурам внутреннего контроля относятся также процедуры контроля взаимосвязанных фактов хозяйственной жизни, например, соотнесение перечисления денежных средств в оплату материальных ценностей с получением и оприходованием этих ценностей.

3. Санкционирование (авторизация) сделок и операций, обеспечивающее подтверждение правомочности совершения их; как правило, выполняется персоналом более высокого уровня, чем лицо, осуществляющее сделку или операцию, например, утверждение авансового отчета сотрудника его руководителем.

4 Сверка данных, например, расчетов экономического субъекта с поставщиками и покупателями для подтверждения сумм дебиторской и кредиторской задолженности; сверка остатков по счетам бухгалтерского учета наличных денежных средств с остатками денежных средств по данным кассовой книги.

5. Разграничение полномочий и ротация обязанностей, например, возложение полномочий по составлению первичных учетных документов, санкционированию (авторизации) сделок и операций и отражению их результатов в бухгалтерском учете на разных лиц на ограниченный период с целью уменьшения рисков возникновения ошибок и злоупотреблений.

6. Процедуры контроля фактического наличия и состояния объектов, в т.ч. физическая охрана, ограничение доступа, инвентаризация.

7. Надзор, обеспечивающий оценку достижения поставленных целей или показателей, например, правильности осуществления сделок и операций, выполнения учетных операций, точности составления бюджетов (смет, планов), соблюдения установленных сроков составления бухгалтерской отчетности.

8. Процедуры, связанные с компьютерной обработкой информации и информационными системами, среди которых, как правило, выделяют процедуры общего компьютерного контроля и процедуры контроля, осуществляемые в отношении отдельных функциональных элементов системы (модулей, приложений). Процедуры общего компьютерного контроля включают правила и процедуры, регламентирующие доступ к информационным системам, данным и справочникам, правила внедрения и поддержки информационных систем, процедуры восстановления данных и другие процедуры, обеспечивающие бесперебойное использование информационных систем. Процедуры контроля, осуществляемые в отношении отдельных функциональных элементов системы, включают, в частности, логическую и арифметическую проверку данных в ходе обработки информации о фактах хозяйственной жизни (проверку правильности оформления реквизитов документов, контроль введенных сумм, автоматическую сверку данных, отчеты об операциях и ошибках, и др.).

В зависимости от момента осуществления различают предварительные и последующие процедуры внутреннего контроля. Предварительные процедуры внутреннего контроля направлены на предупреждение появления ошибок и нарушений установленного порядка деятельности (контроль фактического наличия и состояния объектов, санкционирование (авторизация) сделок и операций). Последующие процедуры внутреннего контроля направлены на выявление ошибок и нарушений установленного порядка деятельности (сверка, надзор, и т.д.).

В зависимости от степени автоматизации различают автоматические, полуавтоматические, ручные процедуры внутреннего контроля. Автоматические процедуры внутреннего контроля выполняются информационной системой без участия персонала, например, контроль доступа. Полуавтоматические процедуры внутреннего контроля выполняются информационной системой, но инициируются или завершаются вручную; например, отчеты о выполненных в информационной системе исправлениях данных бухгалтерского учета проверяются исполнителем. Ручные процедуры внутреннего контроля выполняются персоналом организации вне информационных систем.

С полной версией статьи можно ознакомиться в журнале "Налоговый вестник" № 2/2014