Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Обзор исследования "Уплата налогов" за 2014 год: ситуация в Центральной Азии и Восточной Европе

Обзор исследования "Уплата налогов" за 2014 год: ситуация в Центральной Азии и Восточной Европе

Отчет «Уплата налогов» является совместной ежегодной публикацией PwC, Всемирного банка и Международной финансовой корпорации. В этом году исследованию исполняется девять лет. Отчет строится на материалах глобального проекта Всемирного Банка и Международной финансовой корпорации «Ведение бизнеса» (Doing Business), а также на показателях уплаты налогов и результатах анализа, проведенного PwC.

Показатель уплаты налогов позволяет оценить налоговые системы в 189 странах мира с точки зрения компаний, осуществляющих деятельность в конкретных странах и соблюдающих требования налогового законодательства, действующего в этих странах. Условная компания, на примере которой проводится исследование, представляет собой компанию малого или среднего бизнеса, осуществляющую деятельность в области производства или розничной торговли. Выбор такой компании объясняется тем, что подобные компании существуют во всем мире и их бизнес позволяет провести сравнительный анализ.

«Ведение бизнеса» (Doing Business) — это совместное ежегодное издание Всемирного Банка и Международной финансовой корпорации. В нем оценивается нормативно-правовая база, которая действует в 189 странах. Кроме того, там собраны сведения об уплате налогов за девять лет. Помимо показателей уплаты налогов, в публикации «Ведение бизнеса» (Doing Business) приводятся количественные показатели нормативно-правового регулирования по следующим девяти направлениям: регистрация компании, получение разрешений на строительство, подключение к электроснабжению, регистрация имущества, привлечение заемных средств, защита прав инвесторов, осуществление внешнеторговых операций, принудительное исполнение условий договора и урегулирование дел о несостоятельности. В исследовании также рассматриваются вопросы регулирования трудоустройства.

Показатель уплаты налогов отражает расходы условной компании на уплату прямых налогов и административную нагрузку, которую несет компания в связи с соблюдением требований налогового законодательства. Для предпринимательской деятельности имеют значение обе составляющие. Они измеряются с помощью следующих трех вспомогательных показателей: общая налоговая ставка (расходы на уплату всех прямых налогов компании), временные затраты, необходимые для соблюдения требований законодательства по основным налогам (налоги на прибыль, налоги и обязательные отчисления с фонда заработной платы и налоги на потребление) и количество налоговых платежей.

Показатель уплаты налогов позволяет на примере стандартной компании оценить сумму всех налогов и сборов, взимаемых в бюджет любого уровня (федеральный, региональный или местный). Вспомогательный показатель общей налоговой ставки позволяет оценить влияние налогов и сборов компании на показатели ее финансовой отчетности. Этот показатель включает в себя налог на прибыль компании; налог на фонд заработной платы; отчисления в фонд социального страхования и прочие обязательные отчисления со стороны работодателя; налоги на имущество; налоги на передачу недвижимого имущества; налог на дивиденды; налог на прирост стоимости капитала; налог на финансовые операции; налоги на вывоз отходов; налог на транспортные средства и дорожный налог. Остальные два вспомогательных показателя — временные затраты, необходимые для соблюдения требований законодательства, и количество налоговых платежей — оценивают прямые и косвенные налоги и, таким образом, включают в себя удерживаемые налоги и отчисления и косвенные налоги, такие как налог с продаж или налог на добавленную стоимость (НДС).

Основные результаты исследования:

Условной компании, на примере которой проводится исследование, для уплаты обязательных налогов в 2012 году в среднем понадобилось 268 часов. Всего эта компания произвела 26,7 платежа, средний уровень общей налоговой ставки составил 43,1%.

По всему миру продолжаются реформы систем налогообложения компаний. Результаты последнего исследования показали, что число стран, где проводятся такие реформы, увеличилось с 31 (показатель прошлого года) до 32. Основное внимание по-прежнему уделяется снижению административной нагрузки налоговой системы.

В 2012 году общая налоговая ставка понизилась еще на 1,1%, тогда как временные затраты, необходимые для соблюдения требований законодательства, сократились в 2011 и 2012 годах лишь на один час. Количество платежей за последнее время уменьшилось всего на 0,6.

В 2012 году средняя ставка налога на фонд заработной платы осталась на прежнем уровне, тогда как ставка налога на прибыль выросла на 0,1 процентного пункта, а по «прочим» налогам упала на 1,2 процентного пункта.

Несмотря на то что в течение 2012 года общая налоговая ставка в мире продолжала в среднем снижаться, в 14 странах она существенно выросла, а в 14 других — существенно сократилась.

Если исключить необычные случаи снижения ставки в результате замены налогов с продаж на НДС, то средний показатель общей налоговой ставки в мире в 2012 году начал расти (на 0,2 процентного пункта).

Если оценивать отчисления бизнеса в государственную казну, то, согласно результатам исследования, налог на прибыль компаний составляет лишь часть всех платежей. На долю налога на прибыль компании приходится 13% всех произведенных платежей, 26% времени, затраченного на соблюдение налоговых требований, и 37% от общей налоговой ставки.

В 2012 году продолжили снижаться такие показатели, как время, необходимое для обеспечения нормативно-правового соответствия, и количество обязательных налоговых платежей, однако темпы этого снижения замедлились.

В 2012 году разброс по каждому вспомогательному показателю оказался очень большим.

1. Так, число произведенных платежей варьируется от трех в Специальном административном районе Гоконг, в Китае и Саудовской Аравии до 71 в Боливарианской Республике Венесуэла.

2. Самый низкий показатель времени, затрачиваемого на выполнение налоговых требований, отмечен в Объединенных Арабских Эмиратах. На уплату обязательных налогов там уходит 12 часов, причем все эти отчисления являются налогами на фонд заработной платы. А больше всего времени на уплату налогов по-прежнему тратится в Бразилии. Чтобы уплатить все налоги, одному сотруднику, занятому на работе полный рабочий день, потребуется 2 600 часов, или больше года. При этом более половины этого времени уходит на уплату потребительского налога.

3. Самая низкая общая налоговая ставка отмечена в бывшей Югославской Республике Македонии — 8,2%, причем эта ставка преимущественно состоит из налога на прибыль предприятия. Самая высокая общая налоговая ставка — в Гамбии, за ней следуют Коморские Острова. Это две единственные в мире страны, в которых в 2012 году все еще взимался каскадный налог с оборота.

· Все три показателя уплаты налогов последовательно учитывались за весь период проведения исследования, отражая реформы, осуществляемые органами власти с целью облегчения процедуры уплаты налогов и снижения бремени для бизнеса и государства.

· В среднем за девять лет, в течение которых проводится исследование расходов на уплату налогов, общая налоговая ставка снизилась на 9%, то есть ежегодно она уменьшалась на 1 процентный пункт. Время на уплату налогов сократилось на 55 часов (почти на 7 дней), а количество платежей снизилось на семь.

· За девять лет проведения исследования среднемировой показатель общей налоговой ставки по каждому виду налогов (все эти налоги уплачивает условная компания, на примере которой проводится исследование) упал. Показатель «прочих» налогов снизился более всего (на 5,9 процентного пункта). За ним следует налог на доходы компаний (2,7 процентного пункта), а менее всех снизился показатель налогов на фонд заработной платы (0,5 процентного пункта).

· В течение девяти лет, за которые проводилось наше исследование, общая налоговая ставка в сегменте налога на прибыль уменьшалась быстрее, чем в сегменте налогов на фонд заработной платы. В связи с этим c 2010 года на долю налогов на фонд заработной платы приходится наибольшая часть общей налоговой ставки. Эти налоги составляют 38% от общей налоговой ставки за 2012 год (по сравнению с 32% в 2004 году), тогда как налоги на прибыль сейчас составляют 37% от показателя общей налоговой ставки.

· За девять лет проведения исследования наилучшие результаты продемонстрировали вспомогательные показатели обеспечения нормативно-правового соответствия в сегменте налогов на фонд заработной платы.

· Больше всего времени неизменно требуется на уплату налогов на потребление. Чуть меньше времени требуют налоги на фонд заработной платы и социальные отчисления. На уплату налогов на прибыль по-прежнему уходит меньше всего времени. Самый лучший показатель по снижению затрат времени на уплату налогов отмечен в сегменте налогов на фонд заработной платы (сокращение на 23 часа). Снижение затрат времени на уплату налогов на потребление составило 19 часов, а на уплату налогов на прибыль — 13 часов.

· Самое больше количество платежей неизменно осуществляется по «прочим» налогам, а самое меньшее — по-прежнему по налогам на прибыль. Самое заметное улучшение отмечается по налогам на фонд заработной платы (снижение на 3,5). Вслед за ними следуют «прочие» налоги (снижение на 2,7). Меньше всех улучшился этот показатель в сегменте налогов на прибыль (всего 0,8).

· За девять лет исследований самые существенные реформы отмечены в странах Центральной Азии и Восточной Европы. Наиболее значительные улучшения там отмечаются в отношении среднего показателя времени, затрачиваемого на выполнение требований налогового законодательства (он снизился на 220 часов), и по показателю среднего количества платежей (снижение на 25).

· Самая высокая средняя стоимость налогов отмечается в Африке — 52,9%, а самая низкая — на Ближнем Востоке, где этот показатель составляет 23,7%. За девять лет исследований самые значительные снижения общей налоговой ставки отмечены в Африке (на 16 процентных пунктов), в Центральной Азии и Восточной Европе (на 15,7 процентного пункта) и на Ближнем Востоке (на 15,6 процентного пункта).

· Больше всего времени на обеспечение нормативно-правового соответствия тратят в Южной Америке (618 часов), а меньше всего — на Ближнем Востоке (159 часов).

· Больше всего налоговых платежей осуществляют в Африке (до 36,1). Следом идут страны Южной Америки и Карибского бассейна (33,7). Меньше всего налоговых платежей производят в Северной Америке, где компаниям нужно осуществить всего лишь 8,3 платежа. Главным образом это объясняется тем, что компании имеют возможность подавать налоговые декларации и производить платежи через Интернет.

· Наименее трудозатратные для налогоплательщиков системы налогообложения существуют на Ближнем Востоке. Однако в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, Европейского союза и Европейской ассоциации свободной торговли, а также в странах Северной Америки все три показателя также оказались ниже среднемирового уровня.

Данные по регионам: Центральная Азия и Восточная Европа[1]

· В 2012 году в странах Центральной Азии и Восточной Европы условной компании в среднем понадобилось 256 часов для уплаты обязательных налогов. Всего эта компания произвела 29,5 платежа, а средний уровень общей налоговой ставки составил 39,5%.

· За девятилетний период, в течение которого проводилось наше исследование, самые значительные перемены произошли в странах Центральной Азии и Восточной Европы. В странах этого региона отмечается самое значительное снижение показателей времени, необходимого на нормативно-правовое соответствие (220 часов), и количества налоговых платежей (25 платежей). Кроме этого, если не учитывать страны Африки, в этом регионе наиболее заметно снизилась общая налоговая ставка (15,7 процентного пункта).

· Средний показатель общей налоговой ставки для этого региона составил 39,5%, что несколько ниже среднего показателя по миру (43,1%).

· С 2004 года самая большая доля (примерно 50%) в общей налоговой ставке в этом регионе приходится на налоги на фонд заработной платы.

· Почти во всех странах этого региона значительная доля этого показателя приходится на сегмент налогов на фонд заработной платы и обязательных отчислений. При этом в двух странах региона, Таджикистане и Узбекистане, наибольшая доля этого показателя приходится на сегмент «прочие» налоги, который составляет свыше 60% от показателя общей налоговой ставки.

· За последние девять лет доли налога на прибыль, налогов на фонд заработной платы и «прочих» налогов в показателе общей налоговой ставки уменьшились, но начиная с 2009 года темпы снижения этих налогов несколько замедлились, а в 2012 году наблюдалось их незначительное увеличение.

· Средний показатель времени, необходимого в этом регионе на обеспечение нормативно-правового соответствия, составляет 256 часов, что на 12 часов меньше среднего показателя по миру (268 часов). Это время равномерно распределяется между тремя основными налогами.

· Время, необходимое на выполнение налоговых обязательств, за девять лет сократилось на 46%. Время, необходимое на уплату налогов на потребление, сократилось с 2004 года более чем на половину, а время, необходимое на уплату налогов на прибыль предприятий и фонд заработной платы, тоже значительно сократилось — на 46% и 36% соответственно.

· Сокращение среднего количества времени на уплату налогов в этом регионе было наибольшим в сравнении с другими рассмотренными нами регионами. Средний показатель времени, необходимого на выполнение налоговых обязательств, сократился на 220 часов по сравнению с 2004 годом .

· Двенадцать (12) из 19 стран в регионе используют электронные системы подачи налоговой отчетности и оплаты налогов. Использование электронных систем подачи налоговой отчетности по налогу на прибыль предприятий, НДС, налогу на доходы физических лиц и отчислениям на социальное страхование было основным фактором сокращения времени, необходимого на выполнение всех налоговых обязательств.

· Количество налоговых платежей в этом регионе составило 29,5, что несколько выше среднего показателя по миру (26,7).

· Количество платежей постоянно сокращалось в течение девятилетнего периода и уменьшилось на 25 — с 54,4 до 29,5. Это уменьшение в два раза больше, чем сокращение количества платежей в других регионах.

Подробная информация об отчетах из серии «Ведение бизнеса» (Doing Business) доступна по адресу: www.doingbusiness.org.

Подробная информация об исследовании «Уплата налогов» доступна по адресу: www.pwc.com/payingtaxes.

Об отчетах из серии «Ведение бизнеса»

В совместном авторитетном издании Всемирного Банка и Международной финансовой корпорации «Ведение бизнеса» оценивается нормативно-правовая база, регулирующая деятельность предприятий в течение их жизненного цикла, в том числе процессы создания предприятия и ведения операционной деятельности, осуществление внешнеторговых операций, уплата налогов и урегулирование дел о несостоятельности. Общий рейтинг, оценивающий «легкость ведения бизнеса», включает в себя десять индикаторов. Рейтинг охватывает 189 стран мира. В отчете «Ведение бизнеса» не оцениваются все аспекты предпринимательской среды, которые имеют значение для фирм и инвесторов. Например, в нем не оценивается качество процесса управления налогами, другие аспекты макроэкономической стабильности, уровень квалификации трудовых ресурсов или устойчивость финансовых систем. Выводы отчета послужили стимулом к обсуждению политики в данной сфере по всему миру, а также положили начало научным исследованиям в области того, как нормативно-правовое регулирование на уровне предприятий связано с экономическими показателями разных стран. Текущее издание представляет собой одиннадцатый выпуск международного отчета из серии «Ведение бизнеса», в котором рассматриваются 189 стран. Подробная информация об отчетах из серии «Ведение бизнеса» доступна по адресу: www.doingbusiness.org., а также на нашей странице doingbusiness.org/Facebook.

О PwC
Сеть фирм PwC предоставляет услуги в области аудита и бизнес-консультирования, а также налоговые и юридические услуги компаниям разных отраслей. Более 184 000 человек в 157 странах мира используют свои знания, богатый опыт и творческий подход для разработки практических советов и решений, открывающих новые перспективы для бизнеса. Более подробная информация – на www.pwc.com.Под «PwC» понимается сеть PwC и/или одна или несколько фирм, входящих в нее, каждая из которых является самостоятельным юридическим лицом. Более подробная информация представлена на сайте www.pwc.com/structure

О Группе Всемирного банка
Группа Всемирного банка является одним из крупнейших мировых источников финансирования и информации для развивающихся стран. В ее состав входят пять тесно взаимодействующих организаций: Международный банк реконструкции и развития (IBRD), Международная ассоциация развития (IDA), Международная финансовая корпорация (IFC), Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (MIGA) и Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (ICSID). Каждая из этих организаций играет определенную роль в деле борьбы с бедностью и повышения уровня жизни в развивающихся странах. Более подробная информация представлена на сайтах: www.worldbank.org, www.miga.org, и www.ifc.org.



[1] В рамках  анализа были рассмотрены следующие страны Центральной Азии и Восточной Европы: Албания, Армения, Азербайджан, Белоруссия, Босния и Герцеговина, Грузия, Израиль, Казахстан, Республика Косово, Киргизская Республика, бывшая Югославская Республика Македония, Республика Молдова, Черногория, Российская Федерация, Сербия, Таджикистан, Турция, Украина, Узбекистан.