Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Уголовная ответственность за неуплату налогов.

Уголовная ответственность за неуплату налогов. Уголовная ответственность за неуплату налогов.

И снова приветствуем вас! В данной статье мы попробуем описать алгоритм привлечения к уголовной ответственности за неуплату налогов.

Как-то мы уже писали статью на данную тему, также мы уделили внимание поправкам в уголовный кодекс, касающиеся сумм неуплаченных налогов ("потолок" был увеличен, и введена возможность избежать ответственности путем оплаты), сегодня же, мы поговорим о процедуре привлечения к уголовной ответственности за неуплату налогов.

Итак, поставим себе следующие вопросы:

- кто проводит налоговую проверку (чья инициатива) и выявляет неуплаченные налоги, могут ли правоохранительные органы (МВД, полиция, разбойный приказ и т.п.), самостоятельно, без участия налоговых органов, возбудить уголовное дело (а до этого самостоятельно провести налоговую проверку);
- размеры (суммы) неуплаченных налогов для физических лиц и юридических лиц, которые влекут за собой неприятную ответственность.
- порядок возбуждения и прекращения уголовного преследования за неуплату налогов.

Да, прежде чем начать, еще раз напомним об уже написанной статье, поскольку все (за исключением сумм неуплаченных налогов) актуально и на текущий момент.

1. Начнем с того, что правом проводить налоговые проверки, в ходе которых может быть выявлено налоговое правонарушение в виде неуплаты налогов, обладают исключительно налоговые органы, о чем нам красноречиво заявляет статья 31 НК РФ.

Правоохранительные же органы, они же органы внутренних дел, вправе принимать участие в налоговых проверках, но только лишь вместе с налоговыми органами и только на основании запроса, исходящего от налогового органа.

Вы должны помнить, что выездная налоговая проверка, согласно статье 89 НК РФ оформляется решением (Приложение №1 к Приказу ФНС РФ от 25/12/2006 №САЭ-3-06/892@) руководителя налогового органа, в котором, помимо всего прочего, указаны лица, уполномоченные на проведение проверки.
Форма решения содержит графу, в которой проверяемый налогоплательщик должен поставить отметку, свидетельствующую о его ознакомлении с решением и фактом проверки.

Если подвести промежуточный итог, то можно отметить, что самостоятельным правом проведения налоговой проверки, которая повлекла бы за собой доначисление налогов и все что из него (доначисления) вытекает, - правоохранительные органы не обладают. Только по запросу и только совместно.
Но есть одно но. Статья 13 Федерального закона "О полиции" от 07/02/2011 №3-ФЗ наделяет правоохранительные органы другими, весьма обширными полномочиями, равно как и статья 7 Закона "Об оперативно-розыскной деятельности". Не вдаваясь в процессуальные подробности отметим, что правоохранительные органы могут собирать или проверять сведения о совершенном или готовящемся преступлении. Причем не только в отношении вас (вашей организации), для начала вы можете проходить и как свидетель.
2. Размеры налогов, в отношении уплаты которых произошло уклонение, указаны статьями 198 УК РФ (относительно физических лиц) и 199 УК РФ (относительно юридических лиц). Быть более точным - в примечаниях к упомянутым статьям. Да, лицо (без разницы какое) впервые совершившее данное преступление освобождается от ответственности, если уплатит налоги, пени и штрафы.

В отношении физических лиц:
- крупным размером считается сумма задолженности более 600 тыс. руб. (за три года подряд), при условии, что доля неуплаченных налогов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов / сборов, либо свыше 1,8 млн. руб.,
- особо крупным - более 3 млн. руб. (за три года подряд), при условии, что доля неуплаченных налогов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов / сборов, либо свыше 9 млн. руб.

В отношении юридических лиц:
- крупным размером признается задолженность более 2 млн. руб. (за период - три года подряд), при условии, что доля неуплаченных налогов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов / сборов либо свыше 6 млн. руб.;
- особо крупным - более 10 млн. руб. (за три года подряд), при условии, что доля неуплаченных налогов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов / сборов, либо 30 млн. руб. и более.

Что вся эта писанина означает, давайте проясним на примере с физическими лицами, там где сумма задолженности более 600 тысяч рублей.
Допустим, что в отношении физического лица установлено уклонение от уплаты налогов на один миллион рублей, что больше предусмотренных шестисот тысяч. А человек (физическое лицо) уплатил налогов - 30 миллионов рублей, а вот миллион накроил, попадает ли недоплаченный миллион под 10 процентный барьер, - очевидно что нет. А раз нет. то и статьи нет. А вот к примеру, этот же наш выдуманный персонаж уклонился от уплаты 600 001 рублей, а уплатил налогов 100 000 рублей, во тут статья уже высвечивается.

Под занавес части 2 настоящей статьи отметим вот что. Уклонение от уплаты налогов, как на то указывает уголовный закон, должно быть совершено путем непредставления налоговой декларации, либо путем включения в декларацию ложных сведений (заниженных сумм налога к уплате).
Составление же декларации с нормальными показателями, и дальнейшая неуплата данных показателей, - не рассматривается как уклонение от уплаты налогов.

3. В части 1 настоящей статьи мы завершили рассуждения тем, что органы внутренних дел, они же правоохранительные органы, не вправе проводить налоговые проверки исключительно по своей инициативе, как следствие не могут сразу, на пустом месте, без проведения налоговой проверки налоговыми органами, - привлечь к уголовной ответственности за неуплату налогов.
Но они могут получить сведения, данные, документы, которые могут свидетельствовать о совершенном или готовящемся налоговом преступлении.

Если правоохранители что-то подобное узрят, они, как мы отмечали, должны осуществить взаимодействие (в рамках Приказа №495, от ФНС №ММ-7-2-347 от 30 июня 2009 года «Об утверждении порядка взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений», с изменениями и дополнениями) с налоговыми органами, которые должны либо назначить проверку (хоть самостоятельную, хоть совместную), либо отказать в ее назначении и проведении.
Иными словами, если вдруг происходит такая невероятная в нашем обществе ситуация (которая произойти попросту не может), что вам на пустом, что называется месте, без проверки налоговым органом инкриминируют неуплату налогов, и грозят возбуждением дела, то надо понимать, что против вас совершаются противоправные, выражаясь мягко, действия.
Для того чтобы четко установить неуплату налогов (а тем паче разобраться в искажении декларации), нужно как минимум хорошее знание налогового кодекса. Постоянно обновляющегося налогового кодекса. Закона о бухгалтерском учете. Понимание арбитражной практики по налоговой тематике. Как вы думаете отслеживается ли все вышеизложенное в правоохранительных органах?

Перейдем теперь непосредственно к моменту, с которого начинается возбуждение дела за неуплату налогов.
Как вы понимаете, прежде всего должна быть проведена налоговая проверка, по результатам которой будет установлена неуплата налогов в нужной (тянущей на статью) сумме.
По факту проверки составляется акт, а на основании акта - решение, которым фиксируются доначисления налогов, пени, и которым лицо привлекается к налоговой ответственности. После вступления решения в силу, лицу привлекаемому к ответственности направляется требование об уплате налогов, с указанием суммы и сроков уплаты. Если вам интересен процесс вступления решения в силу, вам необходимо ознакомиться со статьями об обжаловании решения в административном и судебном порядке.

Третий абзац пункта 4 статьи 69 НК РФ говорит нам, - что в случае, если размер недоимки, выявленный в результате налоговой проверки, позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, в направляемом требовании должно содержаться предупреждение об обязанности налогового органа в случае неуплаты сумм недоимки, пеней и штрафов в полном объеме в установленный срок направить материалы в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Пункт 3 статьи 32 НК РФ говорит нам, что если в течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога (сбора), направленного налогоплательщику налогоплательщик не уплатил в полном объеме указанные в суммы недоимки, налоговые органы обязаны в течение 10 дней со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в следственные органы, уполномоченные производить предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 198 - 199.2 УКРФ, для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Если вам нужна наша более развернутая консультация, - звоните ООО «Твой Выбор».
Мы можем прояснить все моменты по телефону, равно как и письменно. Если вы нуждаетесь в личном присутствии - мы подъедем в удобное для вас место. Консультации бесплатно.