Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Заполнение расчетов по авансовым платежам по единому социальному налогу (взносу) для работодателей

     

Заполнение расчетов по авансовым платежам
по единому социальному налогу (взносу)
для работодателей

     
     Н.В. Барсукова


     МНС России приказом от 29.12.2000 N БГ-3-07/469 утвердило формы расчетов по авансовым платежам по единому социальному налогу (взносу) (далее - авансовые расчеты) и Порядки заполнения расчетов по авансовым платежам по единому социальному налогу (взносу).
     
     Разработка данных форм авансовых расчетов и Порядков заполнения расчетов по авансовым платежа по единому социальному налогу (взносу) обусловлена принятием главы 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) и ст. 2 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах".
     
     Порядки заполнения расчетов по авансовым платежам по единому социальному налогу (взносу) изданы на основании ст. 241 и 243 главы 24 НК РФ, которыми определены налоговые ставки, а также порядок и сроки уплаты авансовых платежей в государственные социальные внебюджетные фонды [Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР), Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС) и в фонды обязательного медицинского страхования: Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ТФОМС)]. МНС России разработало четыре формы авансовых расчетов для различных категорий налогоплательщиков с приведенными в них соответствующими им ставками, а именно:
     
     - для организаций, выступающих в качестве работодателей [кроме выступающих в качестве работодателей организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств]:
     


 

     Ставки и сумма налога, %/руб.

  
 

     ПФР

     ФСС

     ФФОМС

     ТФОМС

     1

     2

     3

     4

     5

До 100 000 руб.

     28,0 %

     4,0 %

     0,2 %

     3,4 %

От 100 001 руб. до 300 000 руб.,

     x

     x

     x

     x

в том числе:

  
 

  
 

  
 

  
 

со 100 000 руб.

28 000 руб.

4000 руб.

200 руб.

 3400 руб.

с суммы, превышающей 100 000 руб.

     15,8 %

     2,2 %

     0,1 %

     1,9 %

От 300 001 руб. до 600 000 руб.,

     x

     x

     x

     x

     в том числе:

  
 

  
 

  
 

  
 

     с 300 000 руб.

     59 600 руб.

8400 руб.

400 руб.

7200 руб.

     с суммы, превышающей 300 000 руб.

     7,9 %

     1,1 %

     0,1 %

     0,9 %

     Свыше 600 000 руб.,

  
 

11 700 руб.

700 руб.

9900 руб.

     в том числе:

  
 

  
 

  
 

  
 

     с 600 000 руб.

     83 300 руб.

     x

     x

     x

     с суммы, превышающей 600 000 руб.****

     2 % (5,0 %)

     x

     x

     x

     
     - для выступающих в качестве работодателей организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств:
     


 

     Ставки и сумма налога, %/руб.

  
 

     ПФР

     ФСС

     ФФОМС

     ТФОМС

     1

     2

     3

     4

     5

     До 100 000 руб.

     20,6 %

     2,9 %

     0,1 %

     2,5 %

     От 100 001 руб. до 300 000 руб.,

     x

     x

     x

     x

     в том числе:

  
 

  
 

  
 

  
 

     со 100 000 руб.

     20 600 руб.

2900 руб.

100 руб.

2500 руб.

     с суммы, превышающей 100 000 руб.

     15,8 %

     2,2 %

     0,1 %

     1,9 %

     От 300 001 руб. до 600 000 руб.,

     x

     x

     x

     x

     в том числе:

  
 

  
 

  
 

  
 

     с 300 000 руб.

     52 200 руб.

7300 руб.

300 руб.

6300 руб.

     с суммы, превышающей 300 000 руб.

     7,9 %

     1,1 %

     0,1 %

     0,9 %

     Свыше 600 000 руб.,

     x

10 600 руб.

600 руб.

9000 руб.

     в том числе:

  
 

  
 

  
 

  
 

     с 600 000 руб.

     75 900 руб.

     x

     x

     x

с суммы, превышающей 600 000 руб. ****

     2 % (5,0 %)

     x

     x

     x

     
     - для индивидуальных предпринимателей и физических лиц, выступающих в качестве работодателей.
     
     Индивидуальные предприниматели и физические лица, выступающие в качестве работодателей, рассчитывают авансовые платежи с выплат, начисленных в пользу наемных работников по следующим ставкам:
     


 

     Ставки и сумма налога, %/руб.

  
 

     ПФР

     ФСС

     ФФОМС

     ТФОМС

     1

     2

     3

     4

     5

     До 100 000 руб.

     28,0 %

     4,0 %

     0,2 %

     3,4 %

     От 100 001 руб. до 300 000 руб.,

     x

     x

     x

     x

     в том числе:

  
 

  
 

  
 

  
 

     со 100 000 руб.

     28 000 руб.

4000 руб

200 руб.

3400 руб.

     с суммы, превышающей 100 000 руб.

     15,8 %

     2,2 %

     0,1 %

     1,9 %

     От 300 001 руб. до 600 000 руб.,

     x

     x

     x

     x

     в том числе:

  
 

  
 

  
 

  
 

     с 300 000 руб.

     59 600 руб.

8400 руб.

400 руб.

7200 руб.

     с суммы, превышающей 300 000 руб.

     7,9 %

     1,1 %

     0,1 %

     0,9 %

     Свыше 600 000 руб.,

  
 

11 700 руб.

700 руб.

9900 руб.

     в том числе:

  
 

  
 

  
 

  
 

     с 600 000 руб.

     83 300 руб.

     x

     x

     x

с суммы, превышающей 600 000 руб. ****

     2 % (5,0 %)

     x

     x

     x

     
     - для коллегий адвокатов (их учреждений).
     
     Коллегии адвокатов представляют расчет по авансовым платежам, а также рассчитывают авансовые платежи адвокатов по следующим ставкам:



 

     Ставки и сумма налога, %/руб.

  
 

     ПФР

     ФФОМС

     ТФОМС

     1

     2

     3

     4

     До 300 000 руб.

     14,0 %

     0,2 %

     3,4 %

     От 300 001 руб. до 600 000 руб.,

     x

     x

     x

     в том числе:

  
 

  
 

  
 

     с 300 000 руб.

     42 000 руб.

     600 руб.

     10 200 руб.

     с суммы, превышающей 300 000 руб.

     8 %

     0,1 %

     1,9 %

     Свыше 600 000 руб.,

  
 

     900 руб.

     15 900 руб.

     в том числе:

  
 

  
 

  
 

     с 600 000 руб.

     66 000 руб.

     x

     x

с суммы, превышающей 600 000 руб. ****

     2 % (5,0 %)

     x

     x

     
     Все вышеназванные формы авансовых расчетов построены таким образом, что после самого расчета приводится справочная информация по ставкам налога, которые различны для вышеназванных категорий налогоплательщиков.
     
     Для налоговой базы на каждого отдельного работника с суммы, подлежащей уплате в ПФР, превышающей 600 000 рублей (отмечено в таблицах знаком ****), в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" до 1 января 2002 года применяется ставка в размере 5 %.
     
     Прежде чем приступить к заполнению авансового расчета остановимся на нескольких общих положениях, которые применимы ко всем вышеназванным формам авансовых расчетов.
     
     Авансовые платежи по единому социальному налогу (взносу) уплачиваются налогоплательщиком ежемесячно в срок, установленный для получения средств в банке на оплату труда за истекший месяц, но не позднее 15-го числа следующего месяца.
     
     Расчет по авансовым платежам по единому социальному налогу (взносу) (далее - расчет по авансовым платежам) представляется в территориальную инспекцию МНС России по месту постановки налогоплательщика на учет не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным.
     
     Расчет по авансовым платежам может быть представлен в налоговый орган налогоплательщиком или направлен по почте. При отправке расчета по авансовым платежам по почте заказным письмом дата отправки расчета по авансовым платежам по почте считается днем его представления в налоговый орган.
     
     Обособленные подразделения организаций могут исполнять обязанности организаций, их создавших, по расчету условий для применения регрессивной шкалы налогообложения, расчету налоговых льгот, исчислению и уплате авансовых платежей по налогу, вести учет расходов на цели государственного социального страхования, а также представлять в территориальные налоговые органы по месту постановки на налоговый учет расчеты по авансовым платежам и сведения о произведенных расходах на цели государственного социального страхования в порядке, предусмотренном главой 4 НК РФ.
     
     Ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обособленными подразделениями вышеуказанных обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, несет организация.
     

     При заполнении расчета по авансовым платежам необходимо учитывать следующее.
     
     В каждую строку и соответствующие ей графы вписывается только один показатель. В случае отсутствия каких-либо показателей, предусмотренных расчетом по авансовым платежам, в строке и соответствующей графе ставится прочерк. Все значения отражаются в целых рублях по правилам округления.
     
     Рассмотрим заполнение авансового расчета на примере формы, разработанной для организаций, выступающих в качестве работодателей [кроме выступающих в качестве работодателей организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств].
     
     Скорее всего, заполнение титульного листа не вызовет никаких затруднений, поэтому пример по его заполнению мы приводить не будем.
     
     Заполнение авансовых расчетов следует производить на основании данных первичного учета налогоплательщика, поэтому порядок заполнения самого авансового расчета рассмотрим на конкретном примере:
     
     Пример.
     
     Предположим, что в организации по штатному расписанию работают 5 человек (Иванов, Петров, Сидоров, Петухов, Котов). Кроме того, Сидоров выполняет работу по договору гражданско-правового характера, а Петухов является инвалидом III группы.
     
     За январь и февраль в их пользу начислены следующие выплаты.
     
     1. Иванову, всего - 110 000 руб., в том числе:
     
     январь: - заработная плата в размере 10 000 руб.;
     
     - материальная помощь, за счет средств,  оставшихся после уплаты налога на прибыль, в размере 50 000 руб.;
     
     - оплачен больничный лист в размере 5000 руб.;
     
     февраль: - заработная плата в размере 15 000 тыс. руб.;
     
     - материальная помощь за счет средств, ос-  тавшихся после уплаты налога на прибыль, в размере 30 000 руб.
     
     2. Петрову, всего - 120 000 руб., в том числе:
     
     январь: - заработная плата в размере 20 000 руб.;
     
     - премия за результаты трудовой деятельности в размере 20 000 руб.;
     
     - оплачен больничный лист в размере 20 000 руб.;
     
     февраль: - заработная плата в размере 20 000 руб.;
     
     - премия за результаты трудовой деятельно-  сти в размере 20 000 руб.;
     
     - оплачен больничный лист в размере 20 000 руб.
     
     3. Сидорову (работает по договору гражданско-правового характера), всего - 160 000 руб., в том числе:
     
     январь: - заработная плата в размере 80 000 руб.;
     
     февраль: - заработная плата в размере 80 000 руб.
     
     4. Петухову (является инвалидом III группы), всего - 70 000 руб., в том числе:
     
     январь: - заработная плата в размере 20 000 руб.;
     
     - материальная помощь за счет средств, ос-  тавшихся после уплаты налога на прибыль,  в размере 10 000 руб.
     
     февраль: - заработная плата в размере 20 000 руб.
     
     - материальная помощь за счет средств, ос-  тавшихся после уплаты налога на прибыль,   в размере 20 000 руб.
     
     5. Котову, всего - 150 000 руб., в том числе:
     
     январь: - заработная плата в размере 65 000 руб.;
     
     февраль: - заработная плата в размере 85 000 руб.
     
     На основе имеющихся результатов финансово-хозяйственной деятельности организации рассчитаем необходимые нам показатели (сумму авансовых платежей) и заполним авансовый расчет за февраль 2001 года.
     
     Для этого все выплаты в пользу работников представим для наглядности в виде таблицы.
     

Таблица 1

    

Начисленные выплаты в пользу работников

     

    (в рублях)

     

     ФИО

 Ме-
 сяц

     Выплаты в пользу работников, всего

     В том числе

  
 

  
 

  
 

  
 

     Налого- облагаемые

     Не облагаемые налогом

     Льготы

  
 

  
 

  
 

     Всего

     В том числе

     Всего

     В том числе

  
 

  
 

  
 

  
 

  
 

     ЗП

Премия

  
 

     МП

     Бол. лист

     Выплаты инвалиду до 100,0 тыс. руб.

     1

     2

     3

     4

     5

     6

     7

     8

     9

     10

1. Иванов

Янв.

За месяц

65 000

10 000

10 000

-

55 000

50 000

50 000

-

2.

Фев.

За месяц

45 000

15 000

15 000

-

30 000

30 000

-

-

3.

  
 

Нарастающим итогом с начала года

110 000

25 000

25 000

-

85 000

80 000

5 000

-

4. Петров

Янв.

За месяц

60 000

40 000

20 000

20 000

20 000

-

20 000

-

5.

Фев.

За месяц

60 000

40 000

20 000

20 000

20 000

-

20 000

-

6.

  
 

Нарастающим итогом с начала года

120 000

80 000

40 000

40 000

40 000

-

40 000

-

7. Сидоров

Янв.

За месяц

80 000

80 000

80 000

-

-

-

-

-

8.

Фев.

За месяц

80 000

80 000

80 000

-

-

-

-

-

9.

  
 

Нарастающим итогом с начала года

  
 

  
 

  
 

  
 

  
 

  
 

  
 

  
 

10. Петухов

Янв.

За месяц

30 000

-

-

-

-

-

-

30 000

11.

Фев.

За месяц

40 000

-

-

-

-

-

-

40 000

12.

  
 

Нарастающим итогом с начала года

70 000

-

-

-

-

-

-

70 000

13. Котов

Янв.

За месяц

65 000

65 000

65 000

-

-

-

-

-

14.

Фев.

За месяц

85 000

85 000

85 000

-

-

-

-

-

15.

  
 

Нарастающим итогом с начала года

150 000

150 000

150 000

-

-

-

-

-

16. ВСЕГО

Янв.

За месяц

300 000

195 000

175 000

20 000

75 000

50 000

25 000

30 000 (20 000 + 10 000)

17.

Фев.

За месяц

310 000

220 000

200 000

20 000

50 000

30 000

20 000

40 000 (20 000 + 20 000)

18.

  
 

Нарастающим итогом с начала года

610 000

415 000

375 000

40 000

125 000

80 000

45 000

70 000

     
     Произведем начисление авансовых платежей по единому социальному налогу (взносу) в разрезе каждого работника, как это предусмотрено п. 4 ст. 243 НК РФ, и представим результаты в виде таблицы 2.
     
     В нашем примере мы не приводим пример расчета условий, выполнение которых необходимо для того, чтобы у организации возникло право производить начисление авансовых платежей по регрессивным ставкам налогообложения, а просто договоримся, что организация удовлетворила необходимым условиям (ст. 241 и 245 НК РФ), и следовательно с выплат, начисленных Сидорову и Котову, авансовые платежи мы исчисляем по регрессивным ставкам налогообложения (стр. 6 и 10 табл. 2).
     

Таблица 2

    

Начисление авансовых платежей

     

    (в рублях)

     

ФИО

Месяц

ПФР

ФОМС

ФСС

  
 

  
 

  
 

ФФОМС

ТФОМС

  
 

1

2

3

4

5

6

1. Иванов

Янв.

10 000 х 28% = 2800

10 000 х 2,0% = 20

10 000 х 3,4% = 340

10 000 х 4% = 400

2.

Февр.

25 000 х 28% = 7000

25 000 х 0,2% = 50

25 000 х 3,4% = 850

25 000 х 4% = 1000

3. Пертов

Янв.

40 000 х 28% = 11 200

40 000 х 0,2% = 80

40 000 х 3,4% = 1360

40 000 х 4% = 1600

4.

Февр.

80 000 х 28% = 22 400

80 000 х 0,2% = 160

80 000 х 3,4% = 2760

80 000 х 4% = 3200

5. Сидоров

Янв.

80 000 х 28% = 22 400

80 000 х 0,2% = 160

80 000 х 3,4% = 2760

-

6.

Февр.

28 000 + 60 000 х 15,8% = 37, 480

200 +60 000 х 0,1% = 260

3400 + 60 000 х 1,9% = 4540

-

7. Петухов

Янв.

-

-

-

-

8.

Февр.

-

-

-

-

9. Котов

Янв.

65 000 х 28% = 18 200

65 000 х 0,2% = 130

65 000 х 3,4% = 2210

65 000 х 4% = 2600

10.

Февр.

28 000 + 50 000 х 15,8% = 35 900

200 + 50 000 х 0,1% = 250

3400 + 50 000 х 1,9% = 4350

4000 + 50 000 х 2,2% = 5100

11. Итого

Янв.

54 600

390

6670

4600

12.

Февр.

102 780

720

12 500

9 300

     
     При этом Петухову налог не начисляется, так как он является инвалидом III группы и подпадает под действие ст. 239 НК РФ, так как выплаты начислены ему в размере 70 000 руб., что менее 100 000 руб.
     
     Сидорову налог в части, подлежащей уплате в ФСС, не начисляется, так как он работает по договору гражданско-правового характера (п. 3 ст. 238 НК РФ).
     
     Теперь перейдем к заполнению расчета по авансовым платежам.
     
     Нам предстоит заполнить строки 100-800.
     
     По строке 100 показывают объект налогообложения нарастающим итогом с начала года, а по строке 110 - объект налогообложения за отчетный месяц (на основании ст. 236 НК РФ).
     
     В нашем примере объектом налогообложения являются:
     
     - для ПФР и ФОМС - все выплаты в пользу работников (см. табл. 1, стр. 17 и 18 гр. 3), следовательно:
     
     по строке 100 в графах 3, 7 и 9 проставляем 610 000 руб., а
     
     по строке 110 в графах 3, 7 и 9 - 310 000 руб.;
     
     - для ФСС - все выплаты в пользу работников за исключением выплат по договорам гражданско-правового характера (см. табл. 1, разность показателей стр. 18 гр. 3 - стр. 9 гр. 3 и соответственно стр. 17 гр. 3 - стр. 8 гр. 3), следовательно:
     
     по строке 100 в графе 5 проставляем 450 000 руб. (610 000 руб. - 160 000 руб.), а по строке 110 в графе 5 проставляем 230 000 руб. (310 000 руб. - 80 000 руб.).
     
     По строке 200 показывают суммы, не подлежащие налогообложению, нарастающим итогом с начала года, а по строке 210 - суммы, не подлежащие налогообложению за отчетный месяц (на основании ст. 238 НК РФ).
     
     В нашем примере суммами, не подлежащими налогообложению, являются выплаты в виде материальной помощи, произведенной за счет прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия, и выплаты по больничным листам (см. табл.1, стр. 17 и 18 гр. я7), следовательно:
     
     по строке 200 в графах 3, 5, 7 и 9 проставляем 125 000 руб., а по строке 210 в графах 3, 5, 7 и 9 - 50 000 руб.
     
     В данном случае суммы, не подлежащие налогообложению в ПФР, ФОМС, совпали с суммами, не подлежащими налогообложению в ФСС, так как Сидорову, работающему по договору гражданско-правового характера, выплаты в виде материальной помощи в отличие от других работников не начислялись.
     
     По строке 300 показывают суммы налоговых льгот нарастающим итогом с начала года, а по строке 310 - суммы налоговых льгот за отчетный месяц (на основании ст. 239 НК РФ).
     

     В нашем примере суммами налоговых льгот являются выплаты Петухову (см. табл. 1, стр.17 гр.10 и стр. 18 гр. 10), следовательно:
     
     по строке 300 проставляем 70 000 руб., а по строке 310 - 40 000 руб.
     
     По строке 400 показывают налоговую базу нарастающим итогом с начала года, которая формируется как стр. 100 - стр. 200 - стр. 300, а по строке 410 - налоговую базу за отчетный месяц, формируемую как стр. 110 - стр. 210 - стр. 310, следовательно:
     
     - для ПФР и ФОМС:
     
     по строке 400 проставляем 415 000 руб. (610 000 руб. - 125 000 руб. - 70 000 руб.), а по строке 410 - 220 000 руб. (310 000 руб. - - 50 000 руб. - 40 000 руб.);
     
     - для ФСС:
     
     по строке 400 проставляем 225 000 руб. (450 000 руб. - 125 000 руб. - 70 000 руб.), а по строке 410 - 140 000 руб. (230 000 руб. -  - 50 000 руб. - 40 000 руб.).
     
     По строке 500 показывают суммы начисленных авансовых платежей по налогу нарастающим итогом с начала года, которые исчисляются по ставкам, определяемым в соответствии с п. 1 и 2 ст. 241 НК РФ.
     
     В нашем примере расчет сумм начисленных авансовых платежей приведен в табл. 2, строка 12 в графах 3, 4, 5 и 6 соответственно для ПФР, ФФОМС, ТФОМС и ФСС, следовательно:
     
     - для ПФР:
     
     по строке 500 графы 3 проставляем 102 780 руб.;
     
     - для ФСС:
     
     по строке 500 графы 5 проставляем 9300 руб.;
     
     - для ФФОМС:
     
     по строке 500 графы 7 проставляем 720 руб.;
     
     - для ТФОМС:
     
     по строке 500 графы 9 проставляем 12 500 руб.
     
     По строке 510 показывают суммы начисленных авансовых платежей по единому социальному налогу (взносу), в том числе за отчетный месяц, определяемые как стр. 500 минус сумма авансовых платежей по налогу нарастающим итогом с начала года по месяц, предшествующий отчетному.
     
     В нашем примере это суммы начисленных авансовых платежей за февраль нарастающим итогом с начала года минус суммы начисленных авансовых платежей за январь (см. в табл. 2 разность строк 12 и 11 в соответствующих графах 3, 4, 5 и 6) соответственно для ПФР, ФФОМС, ТФОМС и ФСС, следовательно:
     
     - для ПФР:
     

     по строке 510 графы 3 проставляем 48 180 руб. (102 780 руб. - 54 600 руб.);
     
     - для ФСС:
     
     по строке 510 графы 5 проставляем 4700 руб. (9300 руб. - 4600 руб.);
     
     - для ФФОМС:
     
     по строке 510 графы 7 проставляем 330 руб. (720 руб. - 390 руб.);
     
     - для ТФОМС:
     
     по строке 510 графы 9 проставляем 5830 руб. (12 500 руб. - 6670 руб.).
     
     По строке 600 (данный показатель заполняется в графах, относящихся только к показателям по ФСС) показывают расходы, произведенные на цели государственного социального страхования, нарастающим итогом с начала года, в том числе:
     
     - по строке 610 - расходы, произведенные на цели государственного социального страхования в пределах начисленной суммы авансовых платежей, в том числе за отчетный месяц по строке 611;
     
     - по строке 620 - расходы, произведенные на цели государственного социального страхования сверх начисленной суммы авансовых платежей, в том числе за отчетный месяц по строке 621.
     
     В нашем примере строку 600 налогоплательщик должен заполнить на основании Сведений (отчета) по средствам ФСС, утвержденных постановлением ФСС от 30.11.2000 N 113, которые он представляет ежеквартально в полном объеме до 15-го числа месяца следующего за истекшим кварталом в исполнительный орган Фонда по месту регистрации, а раздел 1 (экземпляр 2) - в налоговый орган по месту регистрации с отметкой исполнительного органа ФСС вместе с расчетом по авансовым платежам.
     
     В нашем примере заполнение данной формы мы не приводим.
     
     Вместе с тем отметим, что в нашем случае в этой форме должны найти отражение выплаты по больничным листам Иванову и Петрову (см. табл. 1, гр. 9).
     
     Следовательно, на основании этих данных:
     
     по строке 600 графы 5 проставляем - 45 000 руб. (см. табл. 1, стр. 18 гр. 9 ), кроме того, через дробь целесообразно проставить аналогичный показатель за отчетный месяц, а именно: 20 000 руб. (см. табл. 1, стр. 17 гр. 9);
     
     по строке 610 графы 5 проставляем 9300 руб. (данную сумму берем из строки 500 графы 5);
     
     по строке 611 графы 5 проставляем 4700 руб. (данную сумму берем из строки 510 графы 5);
     
     по строке 620 графы 5 проставляем 35 700 руб. (45 000 руб. - 9300 руб.) (стр. 600 гр. 5 - стр. 610 гр. 5);
     
     по строке 621 графы 5 проставляем 15 300 руб. (20 000 руб. - 4700 руб.) (стр. 600 гр. 5 - стр. 611 гр. 5).
     
     По строке 700 показывают сумму перечисленных авансовых платежей нарастающим итогом с начала года;
     
     по строке 710 - сумму перечисленных авансовых платежей, в том числе за отчетный месяц.
     
     Иными словами, по строкам 700 и 710 отражаются фактические поступления авансовых платежей по налогу, которые следует заполнить на основании платежных поручений.
     
     Предположим, что налогоплательщик уплатил налог в течение отчетного периода в полном объеме, включая:
     
     - ПФР в размере 102 780 руб., в том числе за февраль - 48 180 руб.;
     
     - ФФОМС в размере 720 руб., в том числе за февраль - 330 руб.;
     
     - ТФОМС в размере 12 500 руб., в том числе за февраль - 5830 руб.
     
     При этом в ФСС налогоплательщик уплату налога не производил, так как имеет перерасход средств по государственному социальному страхованию (то есть выплаты по больничным листам превысили сумму начисленного налога, подлежащего уплате в ФСС), следовательно:
     
     - для ПФР по строкам 700 и 710 гр. 3 следует проставить соответственно 102 780 руб. и 48 180 руб.;
     
     - для ФФОМС по строкам 700 и 710 гр. 7 следует проставить соответственно 720 руб. и 330 руб.;
     
     - для ТФОМС по строкам 700 и 710 гр. 9 следует проставить соответственно 12 500 руб. и 5830 руб.;
     
     - для ФСС по строкам 700 и 710 гр. 5 следует проставить "-" руб.
     
     Строка 800 "К доплате (возврату)" формируется как стр. 500 - стр. 610 - стр. 700, следовательно,
     
     в нашем примере:
     
     - для ПФР:
     
     по строке 800 графы 3 проставляем сумму, определяемую как разность строк 500 и 700 в графе 3, а именно: 0 руб. (102 780 руб. - 102 780 руб.);
     
     - для ФСС:
     
     по строке 800 графы 5 проставляем сумму, определяемую как разность строк 500, 610 и 700 в графе 5, а именно: 0 руб. (9300 руб. - 0 - 9300 руб.).
     
     Следует отметить, что расходы, произведенные на цели государственного социального страхования, засчитываются в счет уплаты налога в ФСС только в пределах той доли начисленного налога, которая подлежит перечислению в ФСС.
     
     При этом расходы, произведенные на цели государственного социального страхования сверх начисленной суммы авансовых платежей, подлежат возмещению ФСС, а не налоговыми органами, в связи с чем при расчете стр. 800 они не учитываются;
     
     - для ФФОМС:
     
     по стр. 800 гр. 7 проставляем сумму, определяемую как разность строк 500 и 700 в графе 7, а именно: 0 руб. (720 руб. - 0 - 720 руб.);
     
     - для ТФОМС:
     
     по стр. 800 гр. 9 проставляем сумму, определяемую как разность строк 500 и 700 в графе 9, а именно: 0 руб. (12 500 руб. - 0 - 12 500 руб.).
     
     Итак, мы заполнили основную таблицу в авансовом расчете.
     
     Вместе с тем обращаем внимание читателей на то, что под основной таблицей авансового расчета текс-товую справочную информацию по суммам, не подлежащим налогообложению в 2001 году, заполняют только те налогоплательщики, которые подпадают под действие статей 25 и 26 Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год".
     
     Кроме того, помимо заполнения основной таблицы авансового расчета по авансовым платежам также необходимо заполнить и справочную таблицу, приведенную ниже основной таблицы.
     
     Заполнение справочной таблицы следует проводить на основании данных первичного бухгалтерского учета. В нашем случае это показатели таблицы 1.
     
     Итак, нам необходимо проставить в справочную таблицу налоговую базу и соответствующую ей численность, распределив их по соответствующим уровням регрессии. Иными словами, все налогооблагаемые выплаты работникам и соответствующую им численность необходимо сгруппировать по приведенным в таблице уровням регрессии в разрезе фондов (ПФР, ФОМС и ФСС). Таким образом, все работники с соответствующими им выплатами распределятся по уровням регрессии в зависимости от величины налогооблагаемых выплат, начисленных в их пользу. Результаты группировки и следует отразить в графах 2 и 3 - сумму налогооблагаемых выплат, начисленных в пользу работников, а в графах 8 и 9 - соответствующую им численность, следовательно:
     
     - по строке 1 (уровень регрессии до 100 000 руб.) в графах 2 и 3 проставляем сумму налогооблагаемых выплат, начисленных в пользу Иванова и Петрова, то есть пишем сумму 105 000 руб. (25 000 руб. + 80 000 руб.) [см. табл. 1, гр. 4 (стр. 3 + + стр. 6)]. При этом в графах 8 и 9 проставляем соответствующую графам 2 и 3 численность работников (Иванов + Петров), то есть 2 человека.
     
     В нашем случае получилось так, что на данном уровне регрессии налоговая база по ПФР, ФОМС и ФСС по всем работникам оказалась одинаковой, поэтому суммы в графах 2 и 8 соответственно равны суммам в графах 3 и 9;
     
     - по строке 2 (уровень регрессии от 100 001 руб. до 300 000 руб.):
     
     в графе 2 проставляем сумму налогооблагаемых выплат (для ПФР, ФОМС), начисленных в пользу Сидорова и Котова, то есть пишем сумму 310 000 руб. (160 000 руб. + 150 000 руб.) [см. табл. 1, гр. 4 (стр. 9 + стр. 15)];
     
     в графе 3 проставляем сумму налогооблагаемых выплат (для ФСС), начисленных в пользу Котова, то есть пишем сумму - 150 000 руб. (см. табл. 1, гр. 4 стр. 15).
     
     При этом в графе 8 проставляем соответствующую графе 2 численность работников (Сидоров + + Котов), то есть 2 человека, а в графе 9 - соответствующую графе 3 численность работников (Котов), то есть 1 человек.
     
     Графы 2 и 3 строки 3 заполняются следующим образом, а именно: верхний (установленный) предел величины налоговой базы на предыдущем уровне регрессии (100 000 руб.) умножается на количество человек (численность), попавших в порог ре-грессии данного уровня (то есть от 100 001 руб. до 300 000 руб.).
     
     В нашем примере такая численность соответствует показателям строки 2 графы 8 для ПФР и ФОМС и показателям строки 2 графы 9 для ФСС, следовательно:
     
     по строке 3:
     
     - в графах 8 и 9 проставляем соответственно численность - 2 и 1 чел.;
     
     - в графе 2 отражаем сумму 200 000 руб. (100 000 руб. х 2 чел., то есть стр. 3 гр. 1 х стр. 3 гр. 8);
     
     - в графе 3 отражаем сумму 100 000 руб. (100 000 руб. х 1 чел., то есть стр. 3 гр. 1 х стр. 3 гр. 9).
     
     Графы 2 и 3 строки 4 заполняются следующим образом, а именно: следует произвести суммирование той части налогооблагаемых выплат работникам данного уровня (то есть находящихся в пределах от 100 001 руб. до 300 000 руб.), которая превышает верхний (установленный) предел величины налоговой базы на предыдущем уровне регрессии (то есть свыше 100 000 рублей).
     
     В нашем примере эту часть начисленных налогооблагаемых выплат следует рассчитать исходя из вы-плат, начисленных Сидорову и Котову, следовательно:
     
     по строке 4:
     
     в графе 2 проставляем ту часть налогооблагаемых выплат (для ПФР, ФОМС), начисленных в пользу Сидорова и Котова, которая превышает 100 000 руб., то есть сумму - 110 000 руб. [(160 000 руб. - 100 000 руб.) + + (150 000 руб. - 100 000 руб.)]. См. табл. 1, гр. 4 [(стр. 9 - 100 000 руб.) + (стр. 15 - 100 000 руб.)];
     
     в графе 3 проставляем ту часть налогооблагаемых выплат (для ФСС), начисленных в пользу Котова, которая превышает 100 000 руб., то есть сумму - 50 000 руб. (150 000 руб. - 100 000 руб.). См. табл. 1, гр. 4 (стр. 15 - 100 000 руб.).
     
     В нашем примере налогооблагаемые выплаты, начисленные в пользу работника, распределились по первым двум уровням регрессии, поэтому в строках 6, 7, 8, 9 и 10 по всем графам требующих заполнения, мы проставляем "-".
     
     Кроме того, в качестве проверки полученные показатели строки 4 в графах 2 и 3 можно сравнить с разностью строк (стр. 2 - стр. 3) соответственно в графах 2 и 3. При этом показатели, полученные двумя способами, должны быть равны.
     
     Обращаем внимание читателей на то, что правильность заполнения налоговой базы авансового расчета и налоговой базы, отраженной в справочной таблице, можно проверить следующим образом.
     

     Так, некоторые показатели в авансовом расчете должны быть равны отдельным показателям в справочной таблице, а именно:

     

Соответствующие показатели

     авансового расчета

  
 

     справочной таблицы

     Налоговая база нарастающим итогом с начала года

     стр. 400 (гр. 3 = гр. 7 = гр. 9) =
     = 415 000 руб.

     =

     Налоговая база нарастающим итогом с начала года

     (cтр. 1 + стр. 2) гр. 2 = 105 000 руб. +
     + 310 000 руб.

  
 

     стр. 400 гр. 5 = 255 000 руб.

  
 

  
 

     (стр. 1 + стр. 2) гр.3 = 105 000 руб. +
     + 150 000 руб.

         
Теперь полученные расчетные данные проставим в форму авансового расчета и справочную таблицу.

    

Таблица 3

     

    (в рублях)

     

     Код строки

     Наименование показателя

     ПФР

     ФСС

     ФФОМС

     ТФОМС

  
 

  
 

     по данным налого- платель- щика

     по данным налогового органа

     по данным налогопла- тельщика

     по данным налогового органа

     по данным налогопла- тельщика

     по данным налого-вого органа

     по данным налогопла- тельщика

     по данным налогового органа

     1

     2

     3

     4

     5

     6

     7

     8

     9

     10

     100

     Объект налогообложения нарастающим итогом с начала года

     610 000

  
 

     450 000

  
 

     610 000

  
 

     610 000

  
 

     110

      в том числе за отчетный месяц

     310 000

  
 

     230 000

  
 

     310 000

  
 

     310 000

  
 

     200

     Суммы, не подлежащие налогообложению, нарастающим итогом с начала года

     125 000

  
 

     125 000

  
 

     125 000

  
 

     125 000

  
 

     210

      в том числе за отчетный месяц

     50 000

  
 

     50 000

  
 

     50 000

  
 

     50 000

  
 

     300

     Суммы налоговых льгот нарастающим итогом с начала года

     70 000

  
 

     70 000

  
 

     70 000

  
 

     70 000

  
 

     310

      в том числе за отчетный месяц

     40 000

  
 

     40 000

  
 

     40 000

  
 

     40 000

  
 

     400

     Налоговая база нарастающим итогом с начала года (стр. 100 - стр. 200 - стр. 300)

     415 000

  
 

     255 000

  
 

     415 000

  
 

     415 000

  
 

     410

      в том числе за отчетный месяц (стр. 110 - стр. 210 - стр. 310)

     220 000

  
 

     140 000

  
 

     220 000

  
 

     220 000

  
 

     500

     Сумма начисленных авансовых платежей по налогу нарастающим итогом с начала года (стр. 400 х ставку налога)

     102 780

  
 

     9300

  
 

     720

  
 

     12 500

  
 

     510

      в том числе за отчетный месяц

     48 180

  
 

     4700

  
 

     330

  
 

     5830

  
 

     600

     Расходы, произведенные на цели государст-венного социального страхования, нарастающим итогом с начала года, всего в том числе:

     x

     x

45 000
20 000

  
 

     x

     x

     x

     x

     610

     - в пределах начисленной суммы авансовых платежей

     x

     x

     9300

  
 

     x

     x

     x

     x

     611

      в том числе за отчетный месяц

     x

     x

     4700

  
 

     x

     x

     x

     x

     620

     - сверх начисленной суммы авансовых платежей

     x

     x

     35 700

  
 

     x

     x

     x

     x

     621

      в том числе за отчетный месяц

     x

     x

     15 300

  
 

     x

     x

     x

     x

     700

     Сумма перечисленных авансовых платежей нарастающим итогом с начала года

     102 780

  
 

     -

  
 

     720

  
 

     12 500

  
 

     710

      в том числе за отчетный месяц

     48 180

  
 

     -

  
 

     330

  
 

     5830

  
 

     800

     К доплате (возврату) (стр. 500 - стр. 610 -
     - стр. 700)

     -

  
 

     -

  
 

     -

  
 

     -

  
 

     
     Справочно: в 2001 году не подлежат налогообложению:
     
     1) суммы в соответствии со ст. 25 Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" с начала года____-______руб., в том числе за отчетный месяц _____-_____руб.;
     
     2) суммы в соответствии со ст. 26 Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" с начала года____-______руб., в том числе за отчетный месяц _____-_____руб.
     

Таблица 4

     

    (справочно)

     


 

     Налоговая база нарастающим итогом с начала года

     Ставка налога, %/руб.

     Численность

  
 

     ПФР и фонды ОМС

     ФСС

     ПФР

     ФСС

     ФФОМС

     ТФОМС

     ПФР и фонды ОМС

     ФСС

     1

     2

     3

     4

     5

     6

     7

     8

     9

     1.
     До 100 000 руб.

     105 000

     105 000

     28,0 %

     4,0 %

     0,2 %

     3,4 %

     2

     2

     2.
     От 100 001 руб. до 300 000 руб.

     310 000

     150 000

     x

     x

     x

     x

     2

     1

     в том числе:

  
 

  
 

  
 

  
 

  
 

  
 

  
 

  
 

     3.
     100 000 руб.

     200 000

     100 000

     28 000 руб.

     4000 руб.

     200 руб.

     3400 руб.

     2

     1

     4.
     сумма, превышающая
     100 000 руб.

     110 000

     50 000

     15,8 %

     2,2 %

     0,1 %

     1,9 %

     x

     x

     5.
     От 300 001 руб. до 600 000 руб.

     -

     -

     x

     x

     x

     x

     -

     -

     в том числе:

  
 

  
 

  
 

  
 

  
 

  
 

  
 

  
 

     6.
     300 000 руб.

     -

     -

     59 600 руб.

     8400 руб.

     400 руб.

     7200 руб.

     -

     -

     7.
     сумма, превышающая
     300 000 руб.

     -

     -

     7,9 %

     1,1 %

     0,1 %

     0,9 %

     x

     x

     8.
     Свыше 600 000 руб.

     -

     -

  
 

     11 700 руб.

     700 руб.

     9900 руб.

     -

  
 

     9.
     600 000 руб.

     -

     -

     83 300 руб.

     x

     x

     x

     -

     -

     10.
     сумма, превышающая 600 000 руб. ****

     -

     -

     2 % (5,0 %)

     x

     x

     x

     x

     x

          
     Таким образом, расчет по авансовым платежам для организаций, выступающих в качестве работодателей [кроме выступающих в качестве организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских)] в полном объеме поставленных задач заполнен.
     
     Что касается трех других вышепоименованных форм авансовых расчетов, то порядок их заполнения аналогичен изложенному с одной лишь особенностью, что при расчете сумм авансовых платежей следует применять налоговые ставки, установленные для данной категории налогоплательщика.