Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Вознаграждение за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях


Вознаграждение за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях

     
     А.Е. Корецкая,
эксперт

Суть нового платежа

     
     Несоблюдение авторских прав - тема, которая волнует Правительство РФ уже который год. Какие только меры пресечения не принимались! Попытка уничтожить торренты привела только к тому, что их переместили на другие серверы, об уничтожении пиратских копий и говорить нечего - их сразу массово воссоздают конкурентные организации. Кроме возмущения общественности, никаких результатов достигнуть не удалось. Поэтому был предложен новый способ компенсировать потери авторов - ввести парафискальный платеж, т.е. платеж, обладающий всеми признаками налога, но не попадающий в бюджет. К парафискальным платежам можно отнести страховые взносы банков (Федеральный закон от 23.12.2003 N 177 "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации") или отчисления оператора связи в целях возмещения убытков операторам универсального обслуживания (ст. 59 и 60 Федерального закона от 07.07.2003 N 126 "О связи"). Основное различие между фискальным и парафискальным сбором - в цели их взимания. Фискальный сбор необходим для покрытия расходов на осуществление возмездных действий и пополнение бюджета, а парафискальный - для защиты прав и интересов определенной группы субъектов (в данном случае -авторов и исполнителей).
     
     Суть нововведенного платежа, который носит официальное название "вознаграждение за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях", проста: плата за передачу авторских прав. Но вот воплощение идеи проходит не так гладко и вызывает много критики. К тому же на данный момент указанное вознаграждение регулируется исключительно постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 N 829 (далее - постановление N 829). В нем эксперты уже нашли множество недочетов.
     
     Норма о соответствующих отчислениях была введена еще четыре года назад (ст. 1245 ГК РФ). Ее необходимость связана с тем, что при записи в домашних условиях авторских произведений количество покупателей записываемой музыки или фильмов резко снижается, а значит, размер выплат авторам тоже. Другими словами, вознаграждение должно стать компенсационным платежом для авторов.
     
     Если обратиться к истории, то изначально этот вид платежа возник в США из-за того, что компании-производители массово переводили ноты в записи для пианол. При этом, конечно, никакие гонорары издателям и композиторам не поступали. Из ярких исторических моментов, связанных с нелегальным копированием произведений, можно еще выделить дело Betmax, в котором студия Universal хотела запретить компании Sony производить видеомагнитофоны с возможностью записи. Само собой, попытка оказалась безуспешной, зато необходимость создания нового механизма защиты авторских прав стала очевидна.
     

Недостатки законодательства

     
     Рассмотрим подробнее очевидные, на наш взгляд, недостатки законодательства.
     
     Во-первых, объект обложения парафискальными платежами. К нему относятся оборудование и материальные носители, используемые для свободного воспроизведения фонограмм и аудиовизуальных произведений. Но в перечень указанного оборудования попали не только компьютеры, носители информации и МР3-плееры, но и стационарные телефоны и видеокамеры. И если представить, как делать копию фильма с помощью видеокамеры, еще можно, то понять, как нарушить авторские права за счет телефона, уже сложнее.
     
     Платеж в размере 1% начисляется на цену реализации изготовителем оборудования и материальных носителей единицы соответствующего товара. Другими словами, предметом обложения для импортеров является таможенная стоимость оборудования. Но она совершенно не влияет на способность устройства записывать нелегальные копии. Было бы логичнее последовать примеру Европы и установить зависимость платежа от емкости записывающего устройства. Ведь, например, на стоимость флеш-носителей влияют не только их записывающие свойства, но и художественное оформление. Не будем также забывать, что в соответствии с постановлением внутренние производители уплачивают вознаграждение с отпускной цены. Таким образом, налицо неравные конкурентные условия по сравнению с импортерами. Кстати, если оборудование было передано на безвозмездной основе, платеж все равно взимается. В этом случае для расчета вознаграждения применяется цена, которая обычно взимается при аналогичной ситуации.
     
     В приложении к постановлению N 829 есть отдельная графа для установления размера вознаграждения в зависимости от вида оборудования и материального носителя, но во всех пунктах проставлено значение "1%". Иначе говоря, законодатель считает, что в одинаковой степени должны облагаться и оптические носители, и телефонные аппараты. Хотя изначально планировалось установить варьирующую ставку от 1 до 5%.
     
     Перейдем ко второму спорному моменту. Данным платежом облагается потенциальная возможность потребителя сделать копию произведения. Но так ли часто потребитель пользуется этой возможностью? Да, несколько лет назад подобное копирование было распространено, но современный пользователь скорее скачает необходимые ему произведения в интернете, чем будет стремиться сделать копию с лицензированного носителя.
     
     Обратимся к зарубежному опыту. В Австралии в 1990-х годах взимание аналогичного платежа было признано неконституционным. Одним из аргументов стало то, что платеж имеет все характеристики налога, а администрируется обществами по коллективному управлению правами, т.е. указанными в постановлении N 829 "аккредитованными организациями". Принцип избежания двойного налогообложения также не соблюдается: покупатель и так платит за возможность копировать на носитель при приобретении товара. Если указанный принцип войдет в норму, то в России можно ввести множество платежей, которые будут обосновываться потенциальной возможностью деяния.
     
     Обсуждая негативные, по мнению автора, стороны введенного вознаграждения, нельзя не остановиться на вопросе, кто же в конечном итоге будет платить дополнительный 1%. Согласно постановлению N 829 вознаграждение платят изготовители и импортеры оборудования. Но ведь всем известно, на кого они в конечном итоге перекладывают свои издержки. Таким образом, потребителям нужно готовиться к очередному повышению цен.
     

Лица, освобожденные от уплаты вознаграждения

     
     Постановлением предусмотрен перечень лиц, которые освобождены от уплаты вознаграждения. К ним относятся:
     
     1) импортеры:
     
     - не уплачивают вознаграждение импортеры профессионального оборудования, не предназначенного для использования в домашних условиях. Имеется в виду оборудование, которое в силу конструктивных особенностей не может быть использовано для личных целей, не связанных с предпринимательской деятельностью. Для подтверждения того, что оборудование является профессиональным, необходимо предъявить руководства, инструкции, техническую документацию или иные документы;
     
     - не уплачивают вознаграждения, но обязаны подать сообщение о ввозе импортеры оборудования, которое входит в перечень, но в силу конструктивных особенностей не может быть использовано для копирования. В этой ситуации необходимо приложить документы, подтверждающие этот факт (инструкции, техническую документацию или иные документы), а также сделать пометку "НК" в графе "Категория";
     
     - также освобождение получают импортеры, оплатившие ранее вознаграждение за комплектующие, из которых было произведено оборудование.
     
     2) внутренние изготовители:
     
     - с внутренних изготовителей платеж не взимается в случае, когда товар
     
     является предметом экспорта. При этом изготовитель должен представить в аккредитованную организацию документы, подтверждающие факт помещения оборудования или материальных носителей под таможенную процедуру экспорта, а также их фактического вывоза из Таможенного союза. Срок на подачу документов составляет 90 календарных дней с момента помещения под процедуру экспорта;
     
     - внутренние изготовители не осуществляют платеж, если оборудование было собрано из комплектующих, произведенных на территории Российской Федерации.
     

***

Обратите внимание!

Сбором вознаграждения за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях согласно ст. 1245 ГК РФ занимается аккредитованная организация. В соответствии со ст. 1244 ГК РФ сбор может осуществлять только эта организация. Приказ Росохранкультуры от 24.09.2010 N 167 закрепил, что единственной организацией, аккредитованной в сфере реализации прав авторов, исполнителей, изготовителей фонограмм и аудиовизуальных произведений на получение вознаграждения за частное копирование на территории Российской Федерации, является Российский союз правообладателей.

    

Права и обязанности сторон

     
     В обязанности изготовителей и импортеров входит заключение договора с аккредитованной организацией в соответствии с п. 5 Положения о сборе средств для выплаты вознаграждения за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях, подлежащих уплате импортерами оборудования и материальных носителей, используемых для такого воспроизведения (постановления N 829). Основная цель договора - регламентировать порядок взаимодействия сторон по вопросам уплаты средств для выплаты вознаграждения.
     
     В соответствии с постановлением N 829 аккредитованная организация обязана вести учет импортеров и сумм средств, собранных для выплаты вознаграждения. Импортер сам должен представить письменное сообщение о выпущенных для внутреннего потребления оборудовании и материальных носителях в течение 10 рабочих дней после помещения товара под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления. Сообщение о ввозе можно подать как до, так и после заключения договора двумя способами:
     
     - в офис аккредитованной организации;
     
     - заказным письмом с описью вложения по почтовому адресу аккредитованной организации.
     
     При подаче документов первым способом днем подачи сообщения о ввозе будет день приема сообщения и документов сотрудником аккредитованной организации. При направлении сообщения о ввозе заказным письмом днем подачи считается день отправки документов.
     
     Полученная информация в течение 20 рабочих дней с момента ее получения в обязательном порядке сверяется с аналогичными данными, полученными от таможенных органов.
     
     Изготовитель оборудования и материальных носителей представляет в аккредитованную организацию отчет о реализации не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным. После этого аккредитованная организация сверяет полученные данные с приложенными документами.
     
     Если в отчете о реализации, представленном изготовителем, будет обнаружена ошибка, аккредитованная организация должна направить уведомление о необходимости внесения изменений в отчет о реализации. Кроме того, высылается требование осуществить доплату (если из-за ошибки сумма отчислений оказалась меньше необходимой). После получения требования о выплате недостающих сумм у изготовителя есть 10 дней на то, чтобы исполнить его или направить в аккредитованную организацию мотивированный отказ. Если же средства были излишне уплачены, осуществляется возврат или зачет суммы переплаты.
     
     Кроме отчета о реализации (для изготовителей) и сообщения о ввозе (для импортеров) необходимо представить обширный перечень документов.
     

     Импортерам:
     
     - копии таможенных деклараций, подтверждающих помещение оборудования и материальных носителей под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления и содержащих описание, информацию о количестве, таможенной стоимости оборудования и материальных носителей, а также о соответствующих им кодах ТН ВЭД ТС;
     
     - документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего сообщение о ввозе от имени импортера;
     
     - документы, подтверждающие, что указанное в сообщении о ввозе оборудование относится к категории профессионального или является оборудованием, не предназначенным для копирования фонограмм или аудиовизуальных произведений (в случае наличия данного оборудования в сообщении о ввозе). Такими документами могут являться: инструкции на оборудование, руководства по эксплуатации, техническая документация и иные документы;
     
     - копии документов заверяются подписью руководителя и печатью организации или подписью уполномоченного представителя организации. Доверенность уполномоченного представителя представляется в оригинале.
     
     Внутренним изготовителям:
     
     - копии договоров (соглашений) и иных документов, на основании которых за отчетный период осуществлена реализация оборудования и материальных носителей, включая спецификации и товарные накладные;
     
     - копии сертификатов соответствия или деклараций о соответствии оборудования и материальных носителей, реализованных изготовителем за отчетный период;
     
     - копии таможенных деклараций, подтверждающих помещение оборудования или материальных носителей под таможенную процедуру экспорта;
     
     - копии товарных отчетов за отчетный период;
     
     - документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего отчет о реализации от имени изготовителя;
     
     - документы, подтверждающие, что указанное в отчете о реализации оборудование относится к категории профессионального или является оборудованием, не предназначенным для копирования фонограмм или аудиовизуальных произведений (в случае наличия данного оборудования в отчете о реализации). Такими документами могут являться: инструкции на оборудование, руководства по эксплуатации, техническая документация и иные документы.
     
     Изготовители оборудования после подачи отчета о реализации самостоятельно должны будут рассчитывать сумму средств для выплаты вознаграждения за истекший отчетный период, который составит 1 квартал (если иное не предусмотрено договором, заключенным между изготовителем и аккредитованной организацией). При этом крайний срок уплаты - не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. В случае невыполнения обязательств будут применяться штрафные санкции и конфискация оборудования в соответствии со ст. 7.12 КоАП РФ: "...Нарушение авторских и смежных прав в целях извлечения дохода... влечет за собой наложение административного штрафа... на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией контрафактных экземпляров произведений и фонограмм, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения, и иных орудий совершения административного правонарушения".
     
     Импортеры оплачивают в течение 10 дней счет на оплату вознаграждения, выставленный аккредитованной организацией после получения сообщения о ввозе.
     
     В обязанности аккредитованной организации также относится ежегодный отчет перед федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по охране авторского права и смежных прав. На данный момент это Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам. В отчете необходимо отразить информацию:
     
     - об объемах полученных средств;
     
     - об изготовителях и импортерах оборудования и материальных носителей;
     
     - об оборудовании и материальных носителях, помещенных под таможенную процедуру экспорта с единой таможенной территории Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества.
     

Распределение средств

     
     По оценкам экспертов, доход от вознаграждения должен составить от 100 до 200 млн долл. в год (кстати, в Японии одни только платежи за использование музыки в телефонах составляют порядка 2 млрд долл. в год). Так кому же достанутся эти деньги? В соответствии с постановлением 40% получат авторы произведений, 30% - исполнители, а оставшиеся 30% - изготовители. Но само собой разумеется, что аккредитованная организация также не останется без средств. Ведь ей надо покрывать расходы по сбору, распределению и выплате вознаграждений. Право организаций по управлению правами на коллективной основе удерживать из вознаграждений суммы, необходимые для выполнения их функций, оговорено в ст. 1243 ГК РФ. Аккредитованная организация сама решает, какая сумма ей для этого необходима.
     
     Разделение собранных средств по долям, указанным в постановлении N 829, производится уже после того, как аккредитованная организация удерживает необходимую сумму. Как часто выплачивать вознаграждение авторам, изготовителям и исполнителям, устанавливает сама аккредитованная организация в своем уставе, но выплаты не должны производиться реже одного раза в год.
     
     Весьма интересен вопрос, как будут распределять средства среди исполнителей произведений. В постановлении N 829 указано, что "распределение вознаграждения осуществляется пропорционально фактическому использованию фонограмм и аудиовизуальных произведений". РСП в качестве критерия выдвинула "степень популярности того или иного исполнителя". Возможность реально просчитать популярность кажется сомнительной многим экспертам, но тем не менее РСП настаивает, что с помощью данных розничных сетей продаж, кинотеатров, Российского авторского общества и Всероссийской организации интеллектуальной собственности можно получить необходимые для расчета доли распределения.
     
     В постановлении N 829*1 также указано, что выплаты может осуществлять не только аккредитованная организация, но и лицо, которое заключит договор о выплате вознаграждений с аккредитованной организацией и договор об управлении правами непосредственно с правообладателем.
     _____
     *1 Пункт 5 Положения о распределении и выплате авторам, исполнителям и изготовителям фонограмм и аудиовизуальных произведений вознаграждения за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях.