Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

На вопросы налогоплательщиков отвечает Н.М. Вараксина, государственный советник налоговой службы III ранга


На вопросы налогоплательщиков отвечает
Н.М. Вараксина,
государственный советник налоговой службы III ранга

     

     Может ли организация получить отсрочки по платежам в федеральный и местные бюджеты в 1999 году?

     
     Глава 9 части первой Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает следующие виды изменения срока уплаты налога и сбора: отсрочки или рассрочки по уплате налога на срок от одного до шести месяцев с единовременной или поэтапной уплатой суммы задолженности, налоговый кредит на срок от трех месяцев до одного года и инвестиционный налоговый кредит по налогу на прибыль на срок от одного года до пяти лет.
     
     Срок уплаты налога может быть изменен Минфином России в части федеральных налогов, контролируемых Министерством РФ по налогам и сборам, а по региональным и местным налогам и сборам - соответственно финансовыми органами субъектов Российской Федерации и муниципального образования. Отсрочки и рассрочки предоставляются только в отношении подлежащей к уплате суммы налога (то есть по тем налогам, срок уплаты которых еще не наступил) и под залог имущества или поручительство.
     
     Срок уплаты налога не может быть изменен, если против организации возбуждено уголовное дело в связи с нарушением законодательства о налогах и сборах, проводится производство по делу о налоговом правонарушении либо по делу об административном правонарушении, связанном с нарушением законодательства о налогах, или имеются достаточные основания полагать, что организация воспользуется таким изменением для сокрытия своих денежных средств или иного имущества, подлежащего налогообложению.
     
     Если законодательством Российской Федерации предусмотрено перечисление федерального налога и сбора в бюджеты разного уровня, срок уплаты такого налога и сбора в части сумм, поступающих в федеральный бюджет, изменяется на основании решения Минфина России, а в части сумм, поступающих в бюджет субъекта Российской Федерации или местный бюджет, - на основании решения соответствующего финансового органа.
     

     Каковы условия предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога и сбора?

     
     Отсрочка или рассрочка по уплате налога предоставляется по одному или нескольким налогам с условием единовременной или поэтапной уплаты налогоплательщиком суммы задолженности при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
     

     причинения ущерба в результате стихийного бедствия;
     
     технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;
     
     задержки финансирования из бюджета или оплаты выполненного государственного заказа;
     
     угрозы банкротства в случае единовременной выплаты налога;
     
     если производство и (или) реализация товаров, работ или услуг носит сезонный характер, по перечню отраслей и видов деятельности, утвержденному Правительством РФ.
     
     Если отсрочка или рассрочка по уплате налогов предоставлена на основании причинения ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы, а также задержки финансирования из бюджета или несвоевременной оплаты выполненного государственного заказа, то на данную сумму задолженности проценты не начисляются.
     

     Каковы условия предоставления налогового кредита?

     
     Налоговый кредит может быть предоставлен организации по одному или нескольким налогам на срок от трех месяцев до одного года при наличии хотя бы одного из нижеперечисленных оснований:
     
     причинения ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;
     
     задержки финансирования из бюджета или оплаты выполненного государственного заказа;
     
     угрозы банкротства в случае единовременной выплаты налога;
     
     если производство и (или) реализация товаров, работ или услуг носит сезонный характер, по перечню отраслей и видов деятельности, утвержденному Правительством РФ.
     
     Если налоговый кредит предоставлен по причине угрозы банкротства в случае единовременной выплаты налога, то проценты на сумму задолженности начисляются исходя из ставки рефинансирования Банка России, действовавшей в период договора о налоговом кредите.
     
     Если налоговый кредит предоставлен по причине причинения ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы, или задержки финансирования из бюджета, или несвоевременной оплаты выполненного государственного заказа, проценты на сумму задолженности не начисляются.
     

     При каких обстоятельствах организация может получить инвестиционный налоговый кредит?

     

     Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен организации по налогу на прибыль (доход), а также по региональным и местным налогам на срок от одного года до пяти лет. Решение о предоставлении организации инвестиционного налогового кредита на прибыль (доход) в части, поступающей в федеральный бюджет, принимается Минфином России, а в бюджет субъекта Российской Федерации - финансовым органом субъекта Российской Федерации.
     
     Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен организации на:
     
     проведение научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо техническое перевооружение собственного производства, в том числе направленное на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами;
     
     осуществление внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов;
     
     выполнение особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление особо важных услуг населению.
     
     Инвестиционный налоговый кредит, предоставляемый на проведение научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо техническое перевооружение собственного производства, в том числе направленное на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами,  может составлять в сумме кредита 30 % стоимости оборудования, приобретенного и используемого исключительно для вышеперечисленных целей;
     
     Сумма инвестиционного налогового кредита, предоставляемого организацией на осуществление внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов, выполнение организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление особо важных услуг населению, определяется по соглашению между Минфином России или финансовым органом субъекта Российской Федерации и организацией.
     
     Организация, получившая инвестиционный налоговый кредит, вправе уменьшать свои платежи по налогу в течение срока действия договора об инвестиционном налоговом кредите по каждому платежу за каждый отчетный период до тех пор, пока сумма, не уплаченная организацией в результате всех таких уменьшений (накопленная сумма кредита), не станет равной сумме кредита, предусмотренной соответствующим договором.
     

     Если организация заключила более одного договора об инвестиционном налоговом кредите, срок действия которых не истек к моменту очередного платежа по налогу, накопленная сумма кредита определяется отдельно по каждому из этих договоров. При этом увеличение накопленной суммы кредита производится вначале в отношении первого по сроку заключения договора, а при достижении накопленной суммой кредита размера, предусмотренного указанным договором, организация может увеличить накопленную сумму кредита по следующему договору.
     
     В каждом отчетном периоде (независимо от числа договоров об инвестиционном налоговом кредите) суммы, на которые уменьшаются платежи по налогу, не могут превышать 50  % соответствующих платежей по налогу, определенных без учета договоров об инвестиционном налоговом кредите. При этом накопленная в течение налогового периода сумма кредита не может превышать 50 % суммы налога, подлежащей уплате организацией за этот налоговый период.
     
     Если организация имела убытки по результатам отдельных отчетных периодов в течение налогового периода либо убытки по итогам всего налогового периода, излишне накопленная по итогам налогового периода сумма кредита переносится на следующий налоговый период и признается накопленной суммой кредита в первом отчетном периоде нового налогового периода. При этом если указанная сумма превышает 50 % для такого отчетного периода, то разница между этой суммой и предельно допустимой суммой переносится на второй отчетный период (или следующие отчетные и налоговые периоды) в аналогичном порядке.
     

     Легитимен ли институт представителей в коммерческих организациях?

     
     Институт представителей Госналогслужбы России в коммерческих организациях создан приказом Госналогслужбы России от 05.08.96 N ВА-3-10/65, однако он противоречит Налоговому кодексу Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ).
     
     С целью приведения актов Госналогслужбы России в соответствие с НК РФ приказом Госналогслужбы России от 26.03.99 N ГБ-3-10/61 приказ от 05.08.96 N ВА-3-10/65 “Об утверждении положения о представителе Государственной налоговой службы Российской Федерации в коммерческой организации” признан утратившим силу.
     

     Как работник налогового органа может проанализировать финансовую деятельность организации из числа хронических недоимщиков с целью уточнения по ней налогооблагаемой базы после отмены института представителей Госналогслужбы России в коммерческих организациях?

     

     В соответствии со ст. 88 НК РФ при проведении камеральной проверки работник налогового органа вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
     

     Учитывая, что абзац второй п. 1 ст. 47 части первой НК РФ вводится в действие с 1 января 2000 года, возможно ли изъятие наличных денежных средств вне рамок выносимых постановлений о взыскании налога за счет имущества?

     
     Так как в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 31.07.98 N 147 ФЗ “О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации” абзац второй п. 1 ст. 47 части первой НК РФ вводится в действие с 1 января 2000 года, то до указанного времени взыскание налога за счет имущества организации-налогоплательщика или налогового агента - организации осуществляется в порядке, предусмотренном Указами Президента Российской Федерации от 14.02.96 N 199 “О некоторых мерах по реализации решений об обращении взыскания на имущество организаций” и от 29.05.98 N 604 “О мерах по обеспечению безусловного исполнения решений о взыскании задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам”.