Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Плата за лицензирование и санкции за нарушения порядка деятельности, подлежащей лицензированию

  

Плата за лицензирование и санкции за нарушения порядка деятельности, подлежащей лицензированию

  

А.В. Петелин,
советник налоговой службы I ранга

     

Об участии налоговых органов в оформлении лицензий

     
     В Федеральном законе от 25.09.98 N 158-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности” (далее по тексту - Закон РФ N 158-ФЗ), в постановлении Правительства РФ от 24.12.94 N 1418 (далее по тексту - Постановление N 1418), а также практически во всех разработанных на их основе положениях о лицензировании конкретных видов деятельности предусмотрено участие налоговых органов в оформлении лицензий. Так, при принятия решения о выдаче лицензии необходима справка о постановке лицензиата на учет в налоговом органе или свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве предпринимателя со штампом налогового органа.
     
     При этом орган, уполномоченный на ведение лицензионной деятельности, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в 3-дневный срок со дня принятия решения о приостановлении действия лицензии или ее аннулировании (возобновлении) в письменном виде информирует об этом решении налоговые органы.
     
     Налоговые органы осуществляют наиболее полной контроль за соблюдением организациями условий лицензируемой деятельности по производству, хранению и обороту этилового спирта и спиртосодержащей продукции.
     
     В частности, при оформлении лицензии требуются справки территориального налогового органа не только о постановке организации на налоговый учет с указанием ИНН, но и об отсутствии задолженности (без учета отсроченных платежей) по уплате налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджеты всех уровней. А в случае установления нарушений условий лицензируемой деятельности, эти органы имеют право не только информировать соответствующие уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации для принятия мер, но и сами имеют право применять различные санкции.
     
     Что касается положений первой части Налогового кодекса Российской Федерации (п. 1 ст. 31), то налоговые органы могут заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности.
     

О платежах, связанных с лицензированием

     

     Законом РФ N 158-ФЗ предусмотрено, что в компетенцию Правительства РФ входит определение конкретных размеров платы за лицензионный сбор за выдачу лицензии, рассмотрение заявления соискателя лицензии, переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, и внесение в него изменений, информацию, содержащуюся в реестрах лицензий, для ознакомления с ней физических и юридических лиц.
     
     В самом Законе установлены минимальные размеры этой платы и объект ее получения. Для большей наглядности это отображено в виде следующей таблицы      
     

Вид платежа

Размер платежа

Направление платежа

1. Лицензионный сбор за выдачу лицензии

Не должен превышать 10-кратный МРОТ, установленный федеральным законом

В соответствующий бюджет

2. Сбор за рассмотрение заявления соискателя лицензии

Не должен превышать трехкратный МРОТ, установленный федеральным законом

В соответствующий бюджет

3. Сбор за переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, и внесение в него изменений

Не должен превышать 0,1 МРОТ. установленного федеральным законом

В соответствующий бюджет

4. Сбор за информацию, содержащуюся в реестрах лицензий, для ознакомления физических и юридических лиц

Не должен превышать затраты лицензирующего органа на подготовку такой выписки

Не указано*

     
     -----
     * По смыслу содержания соответствующих статей Закона РФ N 158-ФЗ и Постановления N 1418 эта плата, видимо, должна поступать в доход бюджета, за счет средств которого содержится орган, уполномоченный на ведение лицензионной деятельности
     
     В Постановлении N 1418 (п. 8) о плате сказано, что “размеры платы за рассмотрение заявления и платы за выдачу лицензии определяются исходя из соответствующих затрат органа, уполномоченного на ведение лицензионной деятельности. Порядок определения размера платы устанавливается в положениях о лицензировании отдельных видов деятельности”. И эта плата поступает в доход бюджета, за счет средств которого содержится орган, уполномоченный на ведение лицензионной деятельности. Иными словами, конкретные размеры платы не указаны.
     
     Поскольку, как было указано выше, действие Закона РФ N 158-ФЗ не распространяется на внешнеторговую деятельность, деятельность по охране окружающей среды и связанную с использованием природных ресурсов, приведем виды платежей за лицензирование этих видов деятельности.     
     

Использование природных ресурсов
    

Пользование объектами животного мира*

Вид платежа

Размер платежа

Направление платежа

1 . Сборы за выдачу долгосрочной лицензии:
- рассмотрение заявки на получение лицензии;
- оформление лицензии

- 0.1 МРОТ. установленного законом:
- 3 МРОТ, установленного законом

На счет специально уполномоченного органа по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира. выдавшего лицензию. Используются на оплату расходов, связанных с выдачей лицензии

2. Сборы за выдачу разрешения (распорядительной лицензии) на оборот диких животных:
- рассмотрение заявления на получение лицензии:
- выдача лицензии

- 0,1 МРОТ. установленного законом:
- в пределах 3-кратного МРОТ, установленного законом

На счет специально уполномоченного органа по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира. выдавшего лицензию. Используются на оплату расходов, связанных с выдачей лицензии

3. Сборы при лицензировании спортивного и любительского лова ценных видов рыбы, водных животных и растений:
- рассмотрение заявления,
- выдача лицензии

- 0,1 МРОТ. установленного законом;
- 3 МРОТ, установленного

На счет специально уполномоченного органа по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира. выдавшего лицензию. Используются на оплату расходов, связанных с выдачей лицензии


     -----
     * См. постановления Правительства РФ от 27.12.96 N 1574 и от 26.09.95 N 968     
     

Геологическое изучение и пользование недрами*

Вид платежа

Размер платежа

Направление платежа

1. Сбор за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензии

Определяется исходя из стоимости прямых затрат на подготовку и проведение конкурса

В органы, выдающие лицензии на пользование недрами

2. Сбор за выдачу лицензии на право пользования недрами

Определяется на основании специального сметного расчета исходя из расходов на конкурсы, оплату экспертов, разработку проектов лицензионных соглашений и т.п.

В органы, выдающие лицензии на пользование недрами

3. Сбор за геологическое изучение недр:
- прием, регистрация, рассмотрение документов и выдача лицензии;
- продление, перерегистрация лицензии (в случае изменения условий действия лицензии)

Устанавливается фиксированным, кратным величине МРОТ и составляет в зависимости от видов деятельности в коэффициентах кратности 10 или 15 к МРОТ за каждый конкретный вид деятельности. Как за выдачу лицензии

В органы, выдающие лицензии на геологическое изучение и использование недр


     -----
     * См. Закон РФ от 21.02.92 N 2395-1 “О недрах” (в ред. от 10.02.99), “Временную инструкцию о порядке организации и проведения работы по лицензированию видов деятельности, связанных с геологическим изучением и использованием недр”, утвержденную приказом Роскомнедр от 08.11.95 N 131, Временную инструкцию о порядке взимания сбора за выдачу лицензий на право пользования недрами, утвержденную приказом Геолкома от 30.12.92 N 210.


Охрана окружающей среды

     
     Постановлением Правительства РФ от 26.02.96 N 168 утверждено Положение о лицензировании отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды, которым предусмотрено, что рассмотрение заявления о выдаче лицензии и выдача лицензии осуществляются на платной основе. Платежи взимаются в следующих фиксированных размерах по отношению к установленному законом минимальному размеру оплаты труда:
     
     а) рассмотрение заявления о выдаче лицензии - 0,1 установленного законом МРОТ;
     
     б) выдача лицензии (копии) - в пределах 3-кратного МРОТ, установленного законом.
     
     В случае проведения дополнительной (в том числе независимой) экспертизы и экологического аудирования связанные с этим расходы не включаются в фиксированную лицензионную плату.
     
     Плата за рассмотрение заявления и плата за выдачу лицензии поступают в доход бюджета, за счет средств которого содержится лицензионный орган.
     

     Следует отметить, что при пользовании другими природными ресурсами, например, лесным фондом, также предусмотрено лицензирование этой деятельности (см. ст. 81 Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.97 N 22-ФЗ), однако это положение практически не реализовано. Поэтому право на различные виды пользования лесным фондом в настоящее время закрепляется в договорах аренды участка лесного фонда, лесорубочных билетах, ордерах и лесных билетах. Взимание платы за оформление указанных документов действующими нормативными актами не предусмотрено.
     

Внешнеторговая деятельность

     
     Законом РФ от 13.10.95 N 157-ФЗ “О государственном регулировании внешнеторговой деятельности” (в ред. от 10.02.99) предусмотрено, что государственная внешнеторговая политика осуществляется посредством таможенно - тарифного регулирования (применения импортного и экспортного таможенных тарифов) и нетарифного регулирования (в частности, путем квотирования и лицензирования) внешнеторговой деятельности.
     
     Распределение квот и выдача лицензий при установлении количественных ограничений осуществляются, как правило, путем проведения конкурса или аукциона или в порядке фактического проведения операций по экспорту и/или импорту до суммарного исполнения квоты с предоставлением преимущественного права организациям-изготовителям.
     
     Государственная монополия на экспорт и/или импорт отдельных видов товаров осуществляется на основе лицензирования деятельности по экспорту и/или импорту товаров. Лицензии на осуществление этой деятельности выдаются соответствующим федеральным органом исполнительной власти исключительно государственным унитарным предприятиям.
     
     Постановлением Правительства РФ от 31.10.96 N 1299 (в ред. от 29.12.98 N 1580) утверждено Положение о порядке лицензирования экспорта и импорта товаров (работ, услуг) в Российской Федерации, которым предусмотрено, что выдача лицензий осуществляется МВЭС России (в настоящее время Минторг России) через своих уполномоченных в регионах, а в случае импорта спирта этилового и алкогольной продукции отдельных наименований - через уполномоченного по Центральному району.
     
     Лицензия, являясь официальным документом, разрешает осуществление экспортных или импортных операций в течение установленного срока и оформляется на каждый вид товара в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности независимо от количества наименований товаров, включенных в контракт (договор).
     

     Рассмотрение документов о выдаче и оформление лицензии, а также продление срока действия выданной лицензии осуществляются за плату.
     
     Размер платы определяется исходя из затрат на следующие виды работ:
     
     рассмотрение и регистрация заявления на выдачу лицензии;
     
     оформление и регистрация лицензии;
     
     ведение федерального банка данных выданных, продленных, приостановленных и аннулированных лицензий.
     
     Указанная плата поступает в доход федерального бюджета.
     

О максимальных размерах платы, связанной с лицензированием

     
     Как следует из указанного выше порядка расчета некоторых лицензионных сборов, в ряде случае нет четко определенного размера платы, связанной с лицензированием, то есть размер соответствующих сборов может значительно превышать 3-кратный установленной законом МРОТ. В связи с этим целесообразно указать максимальные размеры платы, связанной с лицензированием определенных видов деятельности. Это, например, лизинговая деятельность.
     
     В соответствии с Положением о лицензировании лизинговой деятельности в Российской Федерации (см. постановление Правительства РФ от 26.02.96 N 167) кроме предусмотренного платежа в размере 3-х кратного установленного законом МРОТ за рассмотрение заявления о выдаче лицензии, за выдачу самой лицензии взимаются платежи в размере 100 МРОТ. Здесь же говорится о том, что за выдачу копии лицензии взимаются платежи в размере фактических затрат, связанных с ее изготовлением.
     
     Аналогичные размеры платы, то есть 100 МРОТ за выдачу лицензии установлены и при оформлении риэлтерской деятельности (см. соответствующее Положение о лицензировании, утвержденное постановлением Правительства РФ от 23.11.96 N 1407). При этом плата за рассмотрение заявления и за выдачу лицензии поступает в доход бюджета, за счет средств которого содержится лицензионный орган.
     
     За выдачу лицензии на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции заявитель уплачивает сборы в порядке и размерах, которые устанавливаются Федеральным законом от 08.01.98 N 5-ФЗ:
     
     500 МРОТ за выдачу лицензий:
     

     - на право производства, хранения и реализации этилового спирта, включая спиртосодержащие растворы, непосредственно организациями-лицензиатами;
     
     - на право производства, розлива, хранения и реализации алкогольной продукции непосредственно организациями-лицензиатами;
     
     - на право хранения этилового спирта, включая спиртосодержащие растворы, и алкогольной продукции;
     
     - на право закупки, хранения и оптовой продажи этилового спирта, включая спиртосодержащие растворы, и алкогольной продукции.
     
     Сбор на право экспорта этилового спирта и алкогольной продукции составляет 100 МРОТ за разовую лицензию и 500 МРОТ за генеральную лицензию.
     
     Сбор на право закупки по импорту, хранения и оптовой реализации этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции составляет за разовую лицензию 1000, а за генеральную лицензию 15 000 МРОТ.
     
     Плата за проведение уполномоченным федеральным органом исполнительной власти ежегодных обследований организаций на соответствие условиям, необходимым для осуществления определенного вида деятельности, вносится отдельно в размере, покрывающем затраты на указанное обследование, в порядке, устанавливаемом Правительством РФ (но не более 50 МРОТ).
     
     При переоформлении лицензии взимается плата в размере, предусмотренном для выдачи новой лицензии. При возобновлении действия приостановленных лицензий плата не взимается. Сумма сбора поступает в доход бюджета, за счет средств которого содержится орган, уполномоченный на ведение лицензионной деятельности. Исходя из изложенного выше, организации, осуществляющие несколько видов деятельности, связанной с производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции, уплачивают сбор отдельно за право на осуществление каждого вида деятельности, указанного в данной лицензии. При этом следует иметь в виду, что наименование видов деятельности указывается в каждой конкретной лицензии. В случае осуществления нескольких видов деятельности сбор взимается столько раз, сколько лицензий выдано организации. При осуществлении лицензионной деятельности на нескольких территориально обособленных объектах плательщик уплачивает сбор отдельно за право осуществления деятельности на каждом объекте.
     

О финансовой и иной ответственности за нарушение лицензионных требований и условий

     

     Применение различных санкций к лицензиату при нарушении им установленных лицензионных требований и условий осуществляется, в первую очередь, лицензирующими органами. В связи с этим целесообразно предварительно рассмотреть полномочия именно этих органов.
     
     Статьями 6 и 12 Закона РФ N 158-ФЗ определено, что лицензирующие органы имеют право: осуществлять лицензирование на территории Российской Федерации и надзор за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий; приостанавливать действия лицензий и возобновлять их действие; переоформлять документы, подтверждающих наличие лицензий; формировать и вести реестр лицензий; проводить проверки деятельности лицензиата на предмет соответствия осуществляемой лицензиатом деятельности лицензионным требованиям и условиям; запрашивать и получать от лицензиата необходимые объяснения и справки по вопросам, возникающим при проведении проверок; составлять на основании результатов проверок акты (протоколы) с указанием конкретных нарушений; выносить решения, обязывающие лицензиата устранить выявленные нарушения, устанавливать сроки устранения таких нарушений; выносить предупреждение лицензиату; осуществлять иные предусмотренные законодательством Российской Федерации полномочия.
     
     Лицензирующие федеральные органы определяются Президентом Российской Федерации и Правительством РФ, а также федеральными законами. Что же касается порядка осуществления лицензирующими органами надзорных полномочий и взаимодействия с другими государственными надзорными и контрольными органами, то он устанавливается только законодательством Российской Федерации и положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.
     
     Рассмотрим конкретные виды санкций, применяемых за нарушение лицензионной деятельности, которые регулируются несколькими нормативными актами и устанавливают неравнозначную форму ответственности для лицензиата.
     
     Так, в указанном выше Законе РФ N 158_ФЗ предусматривается ответственность только за те виды нарушения деятельности, которые предполагают уже наличие лицензии.
     
     Соответственно, и меры ответственности предусматривают практически только приостановление или аннулирование лицензии.
     

     Так, ст. 10 этого Закона установлено, что за предоставление недостоверных или искаженных сведений соискатель лицензии несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, а в ст. 13 конкретизировано, что основанием для аннулирования лицензии является обнаружение недостоверных или искаженных данных в документах, представленных для получения лицензии; неоднократное или грубое нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий; незаконность решения о выдаче лицензии.
     
     Действие лицензии приостанавливается в случаях выявления лицензирующими органами, государственными надзорными и контрольными органами, иными органами государственной власти в пределах компетенции указанных органов нарушений лицензиатом лицензионных требований и условий, которые могут повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, нравственности и здоровью граждан, а также обороне страны и безопасности государства; невыполнения лицензиатом решений лицензирующих органов, обязывающих лицензиата устранить выявленные нарушения.
     
     Только в ст. 7 этого Закона предусмотрена возможность применения более широкой формы ответственности за осуществление деятельности на основании лицензии, выданной лицензирующим органом субъекта Российской Федерации, на территориях иных субъектов Российской Федерации без уведомления лицензирующих органов данных субъектов, а именно: лицензиат несет ответственность в соответствии с российским законодательством (то есть могут быть применены и другие санкции).
     
     При этом следует отметить, что Постановлением N 1418 (п. 14) было предусмотрено разработать предложения о внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации, предусматривающие ответственность за осуществление деятельности без лицензии или с нарушением условий ее действия.
     
     Такая ответственность, например, предусмотрена Законом РФ “О недрах” (в ред. от 03.03.95 N 2-ФЗ): “при самовольном пользовании недрами лица могут нести предусмотренную законодательством уголовную и административную ответственность” (ст. 49). Этот же Закон является одним из немногих нормативных актов, установивших, что в лицензии должны быть отражены условия, связанные с платежами за пользование недрами (ст. 12). А распоряжением Правительства РФ от 22.08.98. N 1214-р предусмотрено, что при определении размеров убытков, причиненных государству в результате самовольного пользования недрами, исходить из максимальных уровней соответствующих платежей.
     
     В Федеральном законе от 30.11.95 N 187-ФЗ “О континентальном шельфе Российской Федерации” (в ред. от 10.02.99) установлено, что во-первых, основанием для отказа выдачи лицензий на промысел может быть неуплата или несвоевременная уплата заявителем долговых обязательств, и, во-вторых, заявители, ведущие промысел, обязаны своевременно вносить установленные платежи. И основанием для прекращения промысла (по существу, это означает последующий отзыв лицензии) является в том числе невнесение в установленный срок платы за пользование живыми ресурсами.
     

     Аналогичные нормы закреплены и в Федеральном законе от 17.12.98 N 191-ФЗ “Об исключительной экономической зоне Российской Федерации”: лицензиаты обязаны своевременно вносить установленные платежи. Основаниями для прекращения промысла живых ресурсов является невнесение в установленный срок платы за пользование живыми ресурсами, штрафов и сумм в возмещение вреда; неуплата налогов, сборов и других платежей в федеральный бюджет и во внебюджетные фонды по представлению соответствующего налогового органа. Эти нарушения также могут явиться причинами для аннулирования соответствующей лицензии.
     
     Еще более конкретная ответственность предусмотрена Федеральным законом от 06.05.98 N 71-ФЗ “О плате за пользование водными объектами” (в ред. от 30.03.99): “при пользовании водными объектами без соответствующей лицензии (разрешения) ставки платы увеличиваются в пять раз по сравнению со ставками платы, обычно устанавливаемыми в отношении такого пользования на основании лицензии (разрешения)” (п. 6 ст. 4).
     
     В постановлении Правительства РФ от 28.08.92 N 632 предусмотрена похожая санкция: “в случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения (лицензии) на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная с применением пятикратного повышающего коэффициента при расчете платы”.
     
     За незаконное добывание объектов животного мира (то есть без лицензии) утверждены несколько видов специальных такс для исчисления размера взыскания за ущерб. Например, постановлением Правительства РФ от 25.05.94 N 515 утверждены конкретные таксы для исчисления взыскания за ущерб, причиненный гражданами, юридическими лицами и лицами без гражданства уничтожением, незаконным выловом или добычей водных биологических ресурсов.
     
     Эти таксы установлены за один экземпляр животного (рыб, морских млекопитающих, водных беспозвоночных и др.) в размере, кратном минимальному размеру оплаты труда.
     
     Кроме того, применяются таксы, утвержденные приказом Минприроды России от 04.05.94 N 126 “Об утверждении такс для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный незаконным добыванием или уничтожением объектов животного и растительного мира”. Эти таксы также установлены в размере, кратном минимальному размеру оплаты труда, как по отдельным видам, так и по группам животных.
     
     Иные формы ответственности предусмотрены, например, Федеральным законом от 22.11.95 N 171-ФЗ “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции”, согласно которому должностные лица организаций и граждане, осуществляющие производство и оборот этилового спирта и алкогольной продукции с нарушением требований этого Федерального закона (соответственно, к этому нарушению можно отнести и отсутствие лицензии на право осуществления этой деятельности), привлекаются к административной ответственности в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях.
     

     В Кодексе РСФСР “Об административных нарушениях” (в ред. Федеральных законов от 25.06.98 N 91-ФЗ, от 24.07.98 N 127-ФЗ, от 30.03.99 N 53-ФЗ) этому могут соответствовать, например, ст. 146 “Нарушение правил торговли”, ст. 146.3 “Незаконная торговля товарами (иными предметами), свободная реализация которых запрещена или ограничена”, ст. 147 “Нарушение правил торговли спиртными напитками”.
     
     Из других статей Кодекса РСФСР “Об административных нарушениях” целесообразно отметить следующие:
     
     статья 56.1 “Незаконная выдача лицензии (разрешения), а равно произвольное изменение условий выданной лицензии (разрешения) на осуществление деятельности на континентальном шельфе или в исключительной зоне Российской Федерации” предусматривает, в частности, что при произвольном изменении условий выданной лицензии (разрешения) на региональное геологическое изучение, проведение буровых работ, сооружений, прокладку подводных кабелей или трубопроводов налагается штраф на должностных лиц в размере до двухсот минимальных размеров оплаты труда;
     
     статья 139.6 “Осуществление деятельности в области связи без лицензии” предусматривает предупреждение или наложение штрафа в размере от 35 до 70 МРОТ;
     
     статья 157.3 “Осуществление подлежащей лицензированию деятельности на транспорте без специального разрешения (лицензии), нарушение условий, предусмотренных в лицензии” предусматривает наложение штрафа на граждан и должностных лиц в размере от 2 до 5 МРОТ. Те же действия, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, влекут наложение штрафа в размере 3-х МРОТ с приостановлением действия специального разрешения (лицензии) или его аннулированием;
     
     статья 170 “Нарушение обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации, нарушение требований нормативных документов по обеспечению единства измерений” за проведение работ по обязательной сертификации, осуществление деятельности по изготовлению, ремонту, продаже и прокату средств измерений без соответствующей лицензии предусматривает наложение штрафа в размере от 30 до 100 МРОТ.