Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О едином социальном налоге


О едином социальном налоге

     
     Л.В. Комарова,
советник налоговой службы Российской Федерации II ранга
     
     Обособленное подразделение организации - юридического лица имеет самостоятельный баланс, расчетный счет и начисляет работникам заработную плату. Оно же представляет в налоговую инспекцию расчеты авансовых платежей по единому социальному налогу и самостоятельно производит расчет условия на право применения регрессивной ставки. Вправе ли обособленное подразделение это делать?
     
     Пунктом 8 ст. 243 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) установлено, что обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, расчетный счет и начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, исполняют обязанности организации по уплате единого социального налога (авансовых платежей по налогу), а также обязанности по представлению расчетов по налогу и налоговых деклараций по месту своего нахождения.
     
     Сумма налога (авансового платежа по налогу), подлежащая уплате по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из величины налоговой базы, относящейся к этому обособленному подразделению.
     
     Сумма налога, подлежащая уплате по месту нахождения организации, в состав которой входят обособленные подразделения, определяется как разница между общей суммой налога, подлежащей уплате организацией в целом, и совокупной суммой налога, подлежащей уплате по месту нахождения обособленных подразделений организации.
     
     Согласно нормам главы 24 НК РФ расчет условия на право применения регрессивных ставок единого социального налога должен производиться организациями, имеющими в своем составе обособленные подразделения, в целом с учетом всех подразделений.
     
     В Порядке заполнения расчета по авансовым платежам по единому социальному налогу, утвержденном приказом МНС России от 01.02.2002 N БГ-3-05/49 (в ред. от 27.03.2002 N БГ-3-05/150, от 17.07.2002 N БГ-3-05/367, от 08.10.2002 N БГ-3-05/547), разъяснен порядок заполнения расчета условия на право применения регрессивных ставок единого социального налога по месяцам последнего квартала отчетного периода, согласно которому вышеуказанный расчет (строки 010-080, лист 08) заполняется налогоплательщиками в соответствии с требованиями п. 2 ст. 241 НК РФ.
     
     Согласно п. 3 ст. 22 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) тарифы страховых взносов, предусмотренные п. 2 этой статьи настоящего Закона, применяются соответствующими страхователями в случае, если соблюдены требования, установленные п. 2 ст. 241 НК РФ.
     

     Для целей исчисления и уплаты единого социального налога в федеральный бюджет и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование расчет права на применение регрессивных ставок налога и тарифов страховых взносов производится ежемесячно.
     
     Если в результате расчета накопленная с начала года величина налоговой базы в среднем на одно физическое лицо, деленная на количество месяцев, истекших в текущем налоговом периоде, составляет менее 2500 руб., то налог и страховые взносы исчисляются по максимальным ставкам, установленным ст. 241 НК РФ и ст. 22 и 33 Закона N 167-ФЗ.
     
     Налогоплательщики, у которых в расчете за какой-либо месяц налоговая база составила менее 2500 руб., до конца года не вправе использовать регрессивную шкалу ставок налога и тарифов страховых взносов.
     
     С месяца, следующего за месяцем, в котором данное право утрачено, заполнение расчета условия на право применения регрессивных ставок единого социального налога по месяцам последнего квартала отчетного периода не производится, и в соответствующих графах проставляется отметка "Z", а ежемесячные авансовые платежи по налогу и страховым взносам рассчитываются исходя из подлежащих налогообложению выплат, начисленных с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и максимальных ставок, предусмотренных п. 1 ст. 241 НК РФ и ст. 22 и 33 Закона N 167-ФЗ, независимо от фактической величины налоговой базы на каждое физическое лицо.
     
     Если организация имеет в своем составе обособленные подразделения, то в соответствии с п. 2 ст. 241 НК РФ расчет условия на право применения регрессивных ставок единого социального налога производится по организации в целом независимо от исполнения обособленными подразделениями обязанности организации по уплате авансовых платежей по налогу и страховых взносов.
     
     Организации, имеющие в своем составе обособленные подразделения, исполняющие обязанности организаций по уплате авансовых платежей по налогу и представлению расчетов по авансовым платежам по месту своего нахождения, расчет условия на право применения регрессивных ставок единого социального налога, подписанный руководителем и главным бухгалтером организации и заверенный печатью (штампом) организации, направляют также в адрес каждого такого обособленного подразделения в срок, обеспечивающий получение данного документа обособленным подразделением не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. В этом случае в верхнем поле листа 08 КПП организации указывается по месту нахождения обособленного подразделения, в адрес которого направляется расчет.
     
     Вышеуказанные обособленные подразделения организаций представляют в налоговый орган по месту своего нахождения не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, вместе с расчетом по авансовым платежам за отчетный период расчет условия на право применения регрессивных ставок единого социального налога, полученный от организации. Обособленным подразделением организации самостоятельно этот расчет не производится.
     

     При представлении налоговой декларации по единому социальному налогу, форма которой утверждена приказом МНС России от 09.10.2002 N БГ-3-05/550, организации, имеющие в своем составе обособленные подразделения, исполняющие обязанности организаций по уплате налога и представлению деклараций по месту своего нахождения, направляют расчет условия на право применения регрессивных ставок единого социального налога по месяцам последнего квартала налогового периода, подписанный руководителем и главным бухгалтером организации и заверенный печатью (штампом) организации, также в адрес каждого такого обособленного подразделения в срок, обеспечивающий получение данного документа обособленным подразделением не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
     
     Вышеуказанные обособленные подразделения организаций представляют в налоговый орган по месту своего нахождения не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, вместе с декларацией расчет условия на право применения регрессивных ставок единого социального налога по месяцам последнего квартала налогового периода, полученный от организации.
     
     В соответствии со ст. 262 Трудового кодекса Российской Федерации одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами предоставляются и оплачиваются за счет средств соцстраха четыре дополнительных выходных дня в месяц. Подлежат ли обложению единым социальным налогом данные выплаты?
     
     В соответствии с подпунктами 1, 2 п. 1 ст. 238 НК РФ обложению единым социальным налогом не подлежат государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, а также все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, определенных в соответствии с законодательством Российской Федерации).
     
     Статьей 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" определено, что обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством Российской Федерации социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.
     

     Статьей 8 вышеуказанного Федерального закона установлены виды страхового обеспечения, соответствующие каждому виду социального страхового риска.
     
     Согласно п. 8 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 N 101 (в ред. от 19.07.2002 N 541), средства Фонда социального страхования Российской Федерации направляются в том числе на оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет; оплату путевок для работников и их детей в санаторно-курортные учреждения, расположенные на территории Российской Федерации, и в санаторно-курортные учреждения в государствах-участниках СНГ, аналогичных которым нет в Российской Федерации.
     
     Учитывая, что оплата дополнительных выходных дней по уходу за детьми-инвалидами, порядок предоставления которых определен ст. 262 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ), осуществляется за счет средств государственного социального страхования, данные суммы не подлежат обложению единым социальным налогом.
     
     На основании коллективного договора организация-работодатель заключает договор о дополнительном пенсионном обеспечении с негосударственным пенсионным фондом. По условиям договора организация перечисляет пенсионные взносы за своих работников на солидарный счет фонда, не предполагающий персонификации получателей пенсии. После выхода работника на пенсию (при достижении пенсионных оснований) с этого солидарного счета производится перечисление негосударственной пенсии. Возникает ли объект обложения единым социальным налогом в данной ситуации, если учесть, что согласно Порядку заполнения расчета по авансовым платежам по единому социальному налогу, утвержденному приказом МНС России от 01.02.2002 N БГ-3-05/49, лица, производящие выплаты физическим лицам, обязаны вести по каждому физическому лицу, в пользу которого осуществлялись выплаты, учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм единого социального налога, относящихся к ним, а также сумм налоговых вычетов, чего наша организация в данном случае сделать не может?
     
     В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" под договором о негосударственном пенсионном обеспечении понимается соглашение между пенсионным фондом и вкладчиком фонда в пользу участника фонда, в силу которого вкладчик обязуется перечислять пенсионные взносы в фонд в установленные сроки и в определенных размерах, а фонд обязуется при наступлении пенсионных оснований в соответствии с пенсионными правилами фонда и выбранной пенсионной схемой выплачивать участнику негосударственную пенсию.
     

     В соответствии с п. 1 ст. 237 НК РФ при определении налоговой базы по единому социальному налогу учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в ст. 238 настоящего Кодекса) вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты, в частности полная или частичная оплата товаров (работ, услуг, имущественных или иных прав), предназначенных для физического лица - работника или членов его семьи, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в их интересах, оплата страховых взносов по договорам добровольного страхования (за исключением сумм страховых взносов, указанных в подпункте 7 п. 1 ст. 238 НК РФ).
     
     Таким образом, на суммы пенсионных взносов, перечисляемых организацией-работодателем в негосударственный пенсионный фонд по договорам о негосударственном пенсионном обеспечении своих работников, начисление единого социального налога должно быть произведено данной организацией-работодателем в момент перечисления взносов в негосударственный пенсионный фонд.
     
     При этом вышеуказанные пенсионные взносы не подлежат включению в налоговую базу по единому социальному налогу, если они не отнесены у налогоплательщиков-организаций к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде согласно п. 3 ст. 236 НК РФ.
     
     В соответствии с п. 16 ст. 255 НК РФ к расходам на оплату труда относятся суммы страховых взносов по пенсионному страхованию и (или) негосударственному пенсионному обеспечению. Совокупная сумма платежей (взносов) работодателей, выплачиваемая по договорам долгосрочного страхования жизни работников, пенсионного страхования и (или) негосударственного пенсионного обеспечения работников, учитывается в целях налогообложения в размере, не превышающем 12 % от суммы расходов на оплату труда.
     
     Пунктом 7 ст. 270 НК РФ установлено, что к расходам, не уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций, относятся расходы в виде взносов на негосударственное пенсионное обеспечение, кроме взносов, указанных в ст. 255 настоящего Кодекса.
     
     Учитывая вышеизложенное, сумма пенсионных взносов, внесенная налогоплательщиком-работодателем по договору негосударственного пенсионного обеспечения своих работников и отнесенная к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций, учитывается при расчете налоговой базы по единому социальному налогу, а сумма пенсионных взносов, включаемая в состав расходов, не уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль организаций, на основании п. 3 ст. 236 НК РФ не подлежит включению в налоговую базу по единому социальному налогу.
     

     В соответствии с Требованиями к пенсионным схемам негосударственных пенсионных фондов, применяемым для негосударственного пенсионного обеспечения населения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13.12.1999 N 1385, пенсионная схема фонда должна определять условия негосударственного пенсионного обеспечения и служить основой для заключения фондом и вкладчиком фонда в пользу участников фонда договора о негосударственном пенсионном обеспечении.
     
     Этим же постановлением Правительства РФ установлено, что применяемые фондами пенсионные схемы должны определять:
     
     а) порядок внесения пенсионных взносов вкладчиками фонда, их размеры, периодичность и продолжительность внесения;
     
     б) порядок получения участниками фонда негосударственных пенсий, их размеры, периодичность и продолжительность выплат;
     
     в) методику актуарных расчетов обязательств фонда перед его вкладчиками (участниками);
     
     г) методику расчета размеров выкупных сумм;
     
     д) порядок ведения именных и солидарных пенсионных счетов;
     
     е) возможность или невозможность наследования пенсионных накоплений участников фонда.
     
     Следовательно, вне зависимости от пенсионной схемы, применяемой при заключении договора о негосударственном пенсионном обеспечении, пенсионные взносы, перечисляемые организацией-вкладчиком в негосударственный пенсионный фонд, должны начисляться отдельно по каждому физическому лицу - участнику фонда, в пользу которого эти взносы перечисляются. Вопросы организации учета пенсионных взносов отдельно по каждому работнику - участнику фонда должны решаться между организацией-вкладчиком, перечисляющей взносы в пользу работников, и негосударственным пенсионным фондом.
     
     Таким образом, на суммы пенсионных взносов, перечисляемых организацией-работодателем в негосударственный пенсионный фонд по договорам о негосударственном пенсионном обеспечении своих работников, начисление единого социального налога должно быть произведено данной организацией-работодателем с учетом положений главы 25 НК РФ в момент перечисления взносов в негосударственный пенсионный фонд независимо от того, солидарный это пенсионный счет организации или это именные пенсионные счета работников.
     
     Подлежат ли включению в налогооблагаемую базу за 2002 год суммы оплаты отпуска работнику предприятия, начисленные в декабре за январь, февраль 2003 года?
     

     Статьей 236 НК РФ установлено, что объектом налогообложения для налогоплательщиков, указанных в абзацах втором и третьем подпункта 1 п. 1 ст. 235 настоящего Кодекса, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
     
     Объектом налогообложения для налогоплательщиков, указанных в абзаце четвертом подпункта 1 п. 1 ст. 235 НК РФ, признаются выплаты и иные вознаграждения по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, выплачиваемые налогоплательщиками в пользу физических лиц.
     
     К объекту налогообложения не относятся выплаты, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права), а также договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав).
     
     Согласно ст. 242 НК РФ дата осуществления выплат и иных вознаграждений или получения доходов определяется:
     
     - как день начисления выплат и иных вознаграждений в пользу работника (физического лица, в пользу которого осуществляются выплаты) - для выплат и иных вознаграждений, начисленных налогоплательщиками, указанными в подпункте 1 п. 1 ст. 235 НК РФ;
     
     - как день выплаты вознаграждения физическому лицу, в пользу которого осуществляются выплаты, - для налогоплательщиков, указанных в абзаце четвертом подпункта 1 п. 1 ст. 235 НК РФ;
     
     - как день фактического получения соответствующего дохода - для доходов от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности, а также связанных с этой деятельностью иных доходов.
     
     Следовательно, налогоплательщики, производящие выплаты физическим лицам, были обязаны включить в налогооблагаемую базу 2002 года суммы оплаты отпуска (отпускные), начисленные в декабре прошлого года за январь, февраль 2003 года.
     
     Облагаются ли единым социальным налогом средства, выплачиваемые страховой организацией страховым агентам для приобретения проездных билетов (или оплаты проезда в городском транспорте), являющимся внештатными сотрудниками, у которых выполняемая работа носит разъездной характер?
     

     В соответствии с п. 1 ст. 236 НК РФ объектом обложения единым социальным налогом для налогоплательщиков - лиц, производящих выплаты физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
     
     Пунктом 1 ст. 237 НК РФ установлено, что при определении налоговой базы по единому социальному налогу учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в ст. 238 настоящего Кодекса) вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты, в частности полная или частичная оплата товаров (работ, услуг, имущественных или иных прав), предназначенных для физического лица - работника или членов его семьи, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в их интересах, оплата страховых взносов по договорам добровольного страхования (за исключением сумм страховых взносов, указанных в подпункте 7 п. 1 ст. 238 НК РФ).
     
     Согласно подпункту 2 п. 1 ст. 238 НК РФ не подлежат обложению единым социальным налогом все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, определенных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (в том числе переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов).
     
     Каждый конкретный случай возмещения расходов, связанных с выполнением работником трудовых обязанностей, следует рассматривать в индивидуальном порядке.
     
     Так, не является объектом обложения единым социальным налогом компенсация расходов по проезду работника организации, в том числе денежные средства, выданные под отчет для приобретения проездных билетов при выполнении им работы, носящей разъездной характер, при необеспечении его служебным транспортом, так как данные расходы не относятся к выплатам в пользу конкретного работника, а в соответствии с подпунктом 49 п. 1 ст. 264 НК РФ являются расходами организации, связанными с производством и (или) реализацией продукции. При этом разъездной характер работы такого сотрудника должен подтверждаться должностной инструкцией или приказом руководителя организации.
     
     Компенсация расходов по проезду работника при служебных разъездах может производиться на основании заявления работника (с приложением проездных билетов) о возмещении транспортных расходов со ссылкой на приказ, распоряжение или другой организационно-распорядительный документ направившей организации.
     

     Если выплаты денежных компенсаций сотрудникам за оплату проезда в служебных целях не подтверждаются должностной инструкцией, приказом руководителя, проездными документами или компенсируется оплата проезда работника, не связанного со служебной необходимостью, то такие компенсации (дотации) признаются выплатами в пользу работников и согласно п. 1 ст. 236 НК РФ подлежат обложению единым социальным налогом.
     
     Обращаем внимание читателей журнала на то, что надбавки к заработной плате, выплачиваемые в соответствии с постановлением Минтруда России от 29.06.1994 N 51 отдельным категориям работников, постоянная работа которых протекает в пути или носит разъездной характер, подлежат обложению единым социальным налогом (за исключением надбавок, выплачиваемых взамен суточных).
     
     Законом субъекта Российской Федерации установлена дополнительная ежегодная выплата компенсации государственному служащему на лечение в размере двух должностных окладов. Подлежит ли данная выплата обложению единым социальным налогом?
     
     В соответствии с подпунктом 2 п. 1 ст. 238 НК РФ не подлежат обложению единым социальным налогом все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, определенных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных в том числе с возмещением иных расходов, включая расходы на повышение профессионального уровня работников.
     
     В соответствии со ст. 164 ТК РФ компенсацией являются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей.
     
     Пунктом 3 ст. 15 Федерального закона от 31.07.1995 N 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации" установлены компенсационные выплаты, возмещаемые государственному служащему в связи с исполнением служебных обязанностей.
     
     Согласно п. 5 ст. 15 вышеназванного Федерального закона федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации могут быть предусмотрены иные гарантии для государственного служащего, кроме перечисленных в п. 1 названной статьи Федерального закона от 31.07.1995 N 119-ФЗ.
     
     Исходя из поставленного вопроса законом субъекта Российской Федерации установлено, что дополнительно государственному служащему гарантируется выплата ежегодной компенсации на лечение в размере двух должностных окладов; таким образом, данная компенсация на лечение государственному служащему является дополнительной гарантией, установленной законом субъекта Российской Федерации, и, следовательно, не может быть отнесена к компенсациям, установленным подпунктом 2 п. 1 ст. 238 НК РФ.
     

     Согласно п. 1 ст. 237 НК РФ такие выплаты должны учитываться при определении налоговой базы по единому социальному налогу; следовательно, гарантированная ежегодная компенсационная выплата на лечение в размере двух должностных окладов должна подлежать обложению единым социальным налогом в общеустановленном порядке.
     
     Необходимо ли начислять единый социальный налог на компенсационные выплаты матерям, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет?
     
     С 1 февраля 2002 года вступил в действие ТК РФ, в соответствии со ст. 256 которого отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет предоставляется женщине по ее заявлению. Порядок и сроки выплаты пособия по государственному социальному страхованию в период вышеуказанного отпуска определяются федеральным законом.
     
     Федеральным законом от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" установлено, что выплата ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ) производится до достижения ребенком возраста полутора лет.
     
     Ежемесячная компенсационная выплата матерям (или другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком), состоящим в трудовых отношениях на условиях найма с предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности и находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста, была введена в 1991 году постановлением Совмина РСФСР от 05.05.1991 N 242.
     
     С 1 января 1994 года в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 10.12.1993 N 2122 "О совершенствовании системы государственных социальных пособий и компенсационных выплат семьям, имеющим детей, и повышении их размеров" взамен ранее выплачивавшихся социальных пособий и компенсационных выплат было введено единое ежемесячное пособие, которое впоследствии было закреплено Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".
     
     Так как ежемесячная компенсационная выплата матерям, находящимся в отпуске по уходу за ребенком от полутора до трех лет, не была включена в размер пособия, было принято решение о ее сохранении в качестве специальной выплаты.
     

     Таким образом, ежемесячная компенсационная выплата матерям, находящимся в отпуске по уходу за ребенком от полутора до трех лет, входит в число установленных федеральным законодательством (ст. 256 ТК РФ) гарантий в связи с материнством и вместе с ежемесячным пособием на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет выполняет одну и ту же функцию - частичную компенсацию утраченного заработка (дохода) лица, находящегося в отпуске по уходу за ребенком. С 1 февраля 2002 года вышеуказанная выплата обложению единым социальным налогом не подлежит.
     
     Имеет ли право на льготу по единому социальному налогу в соответствии с подпунктом 2 п. 1 ст. 239 НК РФ организация, учредителем которой является общественная организация инвалидов, если вклад в уставный капитал учредителем не внесен?
     
     В соответствии с подпунктом 2 п. 1 ст. 239 НК РФ от уплаты единого социального налога с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих 100 000 руб. в течение налогового периода на каждого отдельного работника (поименованы в данной статье настоящего Кодекса), освобождается ряд категорий налогоплательщиков-работодателей, в том числе и организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50 %, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда - не менее 25 %.
     
     Глава 4 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет правовое положение юридических лиц, регистрацию юридических лиц, их правоспособность, ответственность, ликвидацию, реорганизацию, в том числе основания действия юридического лица (учредительные документы, учредительный договор), и другие аспекты.
     
     Порядок государственной регистрации создаваемого юридического лица устанавливается Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц", ст. 12 которого определяется перечень документов, которые необходимо представить вновь создаваемому юридическому лицу в регистрирующий орган. Там же указано, что организация обязана подтвердить оплату уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, то есть без оплаты уставного капитала (фонда) организация не будет подлежать государственной регистрации, не сможет начать хозяйственную деятельность и, следовательно, не сможет заявить льготу согласно подпункту 2 п. 1 ст. 239 НК РФ.
     
     Если же организация зарегистрирована, ведет хозяйственную деятельность и учредители (учредитель) или орган юридического лица приняли решение об увеличении уставного капитала (фонда), но вклад внесен не был, у налоговых органов нет оснований не предоставлять льготу исходя из данной ситуации.
     

     В соответствии с п. 2 ст. 238 НК РФ будут ли облагаться единым социальным налогом:
     
     1) выплаты в виде материальной помощи, не превышающие 2000 руб., работникам хозяйственных организаций, частично финансируемых из бюджета, таких как предприятия жилищно-коммунального хозяйства;
     
     2) выплаты в виде материальной помощи, не превышающие 2000 руб., выплачиваемые организацией, финансируемой за счет средств бюджета, производимые за счет доходов, полученных от предпринимательской деятельности данной организации?
     
     1. Пунктом 2 ст. 238 НК РФ установлено, что не подлежат налогообложению выплаты работникам организаций, финансируемых за счет средств бюджетов, не превышающие 2000 руб. на одно физическое лицо за налоговый период по определенным основаниям.
     
     Критерий отнесения организации к бюджетным учреждениям определен ст. 321.1 "Особенности ведения налогового учета бюджетными учреждениями" НК РФ, согласно которой к бюджетным учреждениям относятся налогоплательщики, финансируемые за счет средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых по смете доходов и расходов бюджетного учреждения. Данные организации могут получать доходы также от иных источников и в целях налогообложения обязаны вести раздельный учет доходов (расходов).
     
     Согласно ст. 22 Жилищного кодекса РСФСР жилищно-эксплуатационные организации обеспечивают сохранность жилищного фонда и надлежащее его использование, высокий уровень обслуживания граждан, а также контролируют соблюдение гражданами правил пользования жилыми помещениями, содержания жилого дома и придомовой территории. Деятельность жилищно-эксплуатационных организаций осуществляется на основе хозяйственного расчета, то есть они являются коммерческими организациями.
     
     Постановлением Правительства РФ от 20.06.1993 N 595 "О государственной целевой программе “Жилище”" установлено, что ассигнования из бюджета могут направляться на текущую деятельность жилищно-коммунального хозяйства в виде фиксированных сумм для покрытия убытков.
     
     Письмом МНС России от 19.04.1999 N ВГ-15-02/314 разъяснено, что ассигнования из бюджета, поступившие на покрытие убытков, полученные предприятиями жилищно-коммунального хозяйства из федерального и муниципального бюджетов, предназначены для осуществления мероприятий целевого назначения (например, капитальный ремонт жилищного фонда).
     

     Исходя из вышеизложенного предприятия жилищно-коммунального хозяйства не имеют сметы доходов и расходов, не относятся к бюджетным учреждениям, и, следовательно, действие п. 2 ст. 238 НК РФ на них не распространяется.
     
     2. Пунктом 4.3 Методических рекомендаций по порядку исчисления и уплаты единого социального налога, утвержденных приказом МНС России от 05.07.2002 N БГ-3-05/344, разъяснено, что в случае если организация, финансируемая из бюджета, ведет раздельный учет и производит выплаты работникам, которые не относятся к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций, то она вправе применить к вышеуказанным выплатам п. 3 ст. 236 НК РФ.
     
     При этом необходимо учитывать, что на выплаты в виде материальной помощи, производимые за счет доходов, полученных от предпринимательской деятельности организацией, финансируемой из бюджета, не распространяется ограничение в размере 2000 руб., предусмотренное п. 2 ст. 238 НК РФ.
     
     Просим разъяснить: к прямым или косвенным расходам относятся отчисления страховых взносов, перечисляемые организацией в Пенсионный фонд Российской Федерации.
     
     Пунктом 1 ст. 318 НК РФ определен перечень расходов на производство и реализацию, подразделяемых на прямые и косвенные расходы.
     
     При этом следует иметь в виду, что приведенный в вышеуказанном пункте ст. 318 НК РФ перечень прямых расходов является исчерпывающим.
     
     Так, к прямым расходам относятся в том числе расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, а также суммы единого социального налога, начисленного на вышеуказанные суммы расходов на оплату труда.
     
     Несмотря на то, что в соответствии с п. 2 ст. 10 Закона N 167-ФЗ объектом обложения страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование и базой для начисления данных страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу, установленные главой 24 "Единый социальный налог" НК РФ, назначение единого социального налога и вышеуказанных страховых взносов различно.
     
     Статьей 1 Закона N 167-ФЗ определено, что данный Закон устанавливает основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, регулирует правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, а также определяет правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного пенсионного страхования.
     

     Так, сумма единого социального налога исчисляется и уплачивается налогоплательщиками отдельно в федеральный бюджет и каждый фонд (ФСС РФ и фонды обязательного медицинского страхования).
     
     При этом в самостоятельном порядке исчисляются и уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации исходя из установленных тарифов страховые взносы по обязательному пенсионному страхованию.
     
     Связь между этими платежами состоит в том, что сумма единого социального налога, подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
     
     Согласно п. 16 ст. 255 НК РФ к расходам на оплату труда относятся суммы платежей (взносов) работодателей по договорам обязательного страхования, а также суммы платежей (взносов) работодателей по договорам добровольного страхования (договорам негосударственного пенсионного обеспечения), заключенным в пользу работников со страховыми организациями (негосударственными пенсионными фондами), имеющими лицензии, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, на ведение соответствующих видов деятельности в Российской Федерации.
     
     Таким образом, суммы исчисленных в соответствии с Законом N 167-ФЗ страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не включаются в расходы налогоплательщика на оплату труда, но при этом они подлежат отражению в составе прочих расходов и, следовательно, учитываются в составе косвенных расходов.
     

Аудитор отвечает на вопросы читателей

     
     В.А. Голубев,
ЗАО АКФ "Современные бизнес технологии"
     
     Для приобретения производственного оборудования организация получила в банке кредит. Проценты уплачиваются ежемесячно. Оборудование перейдет к организации после полной оплаты его стоимости поставщику. Насколько мы понимаем, сумма процентов, начисленная до принятия производственного оборудования к бухгалтерскому учету в составе основных средств, отражается по дебету счета 08-4 "Приобретение объектов основных средств". Надо ли начислять с этой суммы налог на имущество?
     
     В соответствии с Законом РФ от 13.12.1991 N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий" налогом на имущество облагаются основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе плательщика.
     
     Учет основных средств в организации ведется с учетом правил формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах организации, установленных Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденным приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н.
     
     Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости. Первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).
     Фактическими затратами на приобретение, сооружение и изготовление основных средств являются затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств. К таким затратам, в частности, относятся начисленные до принятия объекта основных средств к бухгалтерскому учету проценты по заемным средствам, если они привлечены для приобретения, сооружения или изготовления этого объекта.
     
     В соответствии с инструкцией МНС России от 08.06.1995 N 33 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий" налоговая база по данному налогу определяется исходя из стоимости основных средств, нематериальных активов, запасов и затрат, отражаемой в активе баланса по счетам бухгалтерского учета, в том числе по счету 08-4 "Приобретение объектов основных средств".
     
     Таким образом, при определении среднегодовой стоимости имущества для целей исчисления налога на имущество предприятий следует учитывать остаток по счету 08-4 "Приобретение объектов основных средств". На данном счете отражаются начисленные до принятия объекта основных средств к бухгалтерскому учету проценты по заемным средствам, которые были привлечены для приобретения это объекта.