Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Об акцизных и специальных марках,применяемых для маркировки подакцизной продукции*


Об акцизных и специальных марках, применяемых для маркировки подакцизной продукции*

     
     -----
     * Окончание. Начало см. “Налоговый вестник”. 1999, № 1, с. 171; № 2, с. 164.     


И.Н. Николаева

     
     Иногда контролирующие органы   и предприятия, осуществляющие реализацию, сталкиваются с алкогольной продукцией, маркированной специальными марками старого образца, на которых перед первыми двумя цифрами - кодом субъекта Российской Федерации - напечатана звездочка (*), хотя она и не должна присутствовать на этих марках. Основываясь на этом, можно предположить, что данные специальные марки - поддельные. Действительно, такого реквизита, как звездочка (*) перед обозначением кода субъекта Российской Федерации быть не должно. Однако считать марки, снабженные таким значком, поддельными не следует и вот почему. Партия специальных марок, на которых присутствует указанный значок, была выпущена производственным объединением “Гознак”, которое по согласованию с Минфином России и Госналогслужбой России является изготовителем специальных марок на алкогольную продукцию. Такие марки были направлены только в определенные регионы Российской Федерации, перечень которых сообщался письмами Госналогслужбы России от 13.02.98 N КВ-6-31/117 и от 02.03.98 N КВ-6-31/156. Таким образом, если звездочка (*) напечатана перед кодом региона, который назван в указанном перечне, это вовсе не означает, что марки поддельные (при соблюдении всех прочих условий их подлинности).
     
     Налогоплательщики часто задают вопросы, связанные с форматом специальных марок. На основании изложенного в предыдущей статье материала о вариантах форматов специальных марок можно сделать вывод о том, что специальные марки как старого, так и нового образца должны соответствовать существующим форматам, и если имеется различие в форматах (в пределах законно предусмотренных), оно не служит поводом для сомнения в подлинности специальных марок.
     
     Однако некоторые предприятия-производители алкогольной продукции имеют оборудование, предназначенное для нанесения специальных марок только Г-образной формы. При этом в налоговых инспекциях, в которых такие предприятия покупают специальные марки, может не оказаться марок именно такого формата. В связи с этим предприятиям приходится покупать специальные марки П-образной формы. Что иногда делают такие предприятия? Они уменьшают П-образные спецмарки до размера Г-образных, отрезая часть марки и, таким образом, изменяя ее формат. При этом, как правило, все реквизиты марки сохраняются. Насколько правомерен такой способ изменения формата специальных марок самими предприятиями-производителями алкогольной продукции? Отвечая на этот вопрос, следует иметь в виду, что единственным изготовителем специальных марок является фабрика “Гознак” и только она вправе при обязательном согласовании с заказчиком специальных марок - Минфином России, а также Министерством РФ по налогам и сборам производить такие операции по изменению формата уже изготовленных специальных марок. При этом обязательным условием должно быть сохранение всех реквизитов специальных марок. Предприятия могут обратиться за оказанием такой услуги на фабрику, но сами производить такую операцию не вправе. При невозможности подтвердить, что формат изменен в соответствии с вышеуказанными условиями, использование самовольно уменьшенных в размере марок может быть расценено как использование специальных марок неустановленного образца.
     
     Следует напомнить о стоимости специальных марок нового образца и изменении стоимости специальных марок старого образца. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 27.12.96 N 1572 “О стоимости специальной марки для маркировки алкогольной продукции, производимой на территории Российской Федерации” до 1 апреля 1998 года стоимость специальной марки была равна 100 неденоминированным рублям (10 копеек с 1 января по 31 марта 1998 года). С 1 апреля 1998 года стоимость специальных марок старого образца (с надписью “Алкогольная продукция”) составляет 150 руб. за 1000 марок. В связи с изменением стоимости этих специальных марок налоговые инспекции, осуществляющие их продажу предприятиям-производителям алкогольной продукции, должны были провести по состоянию на 1 апреля 1998 года инвентаризацию имевшихся у них в наличии на эту дату остатков специальных марок старого образца. Установленное в результате инвентаризации количество специальных марок должно было быть дооценено до новой стоимости, а налоговые инспекции - отразить результаты дооценки соответствующей записью по дебету счета 132 и кредиту счета 238.
     

     Стоимость специальных марок нового образца (с надписью “Крепкие алкогольные напитки”) составляет 300 руб. за 1000 марок (марки предназначены для маркировки алкогольной продукции крепостью свыше 28 процентов).
     
     Теперь следует рассмотреть группу вопросов, возникающих как у предприятий и организаций, так и у контролирующих органов при выдаче, получении специальных марок, их передаче кому-либо, а также оплате. В основном ответы на эти вопросы касаются как марок старого, так и нового образца. Начнем с выдачи-получения специальных марок и их передачи.
     
     В предыдущей статье говорилось о том, что одним из условий беспрепятственного получения специальных марок в налоговой инспекции является включение лицензий на производство и оборот алкогольной продукции в государственный сводный реестр лицензий, так как в соответствии с постановлением Правительства РФ от 08.07.97 N 825 “О ведении государственного сводного реестра выданных, приостановленных и аннулированных лицензий на производство, хранение и оптовую реализацию этилового спирта и алкогольной продукции” органы Министерства РФ по налогам и сборам не продают указанные специальные марки юридическим лицам, не включенным в государственный сводный реестр лицензий.
     
     При этом может возникнуть следующая ситуация: организация имеет лицензию на производство, розлив, хранение и оптовую реализацию алкогольной продукции и производство и оборот этилового спирта, при этом в государственный реестр (в соответствующий его раздел) включена только лицензия, относящаяся к производству и обороту алкогольной продукции. Вправе ли налоговая инспекция продавать специальные марки этой организации? Подобные вопросы возникают как у налоговых инспекций, так и у организаций, производящих алкогольную продукцию. Ответ может быть следующим. Учитывая, что специальные марки предназначены для маркировки производимой на территории Российской Федерации алкогольной продукции и не связаны с производством и оборотом этилового спирта, тот факт, что лицензия на право производства и оборота этилового спирта не отражена в данном реестре, не может служить препятствием для выдачи организации специальных марок. Таким образом, определяющим фактором для решения вопроса о выдаче или невыдаче специальных марок должно служить включение или невключение в этот реестр (в соответствующий его раздел) лицензий, дающих право на осуществление именно производства и оборота алкогольной продукции.
     
     Часто количество специальных марок, содержащихся в одной посылке, присланной в ГНИ с фабрики “Гознак”, превышает квартальную потребность предприятий-производителей алкогольной продукции. Особенно часто эта ситуация стала встречаться с введением в обращение специальных марок нового образца в связи с тем, что теперь на марках указан определенный литраж тары, используемой для розлива алкогольной продукции. Не всегда предприятие использует то количество марок, которое ГНИ имеют право выдавать, а именно: в соответствии с Порядком учета, хранения и продажи налоговыми органами специальных марок установленного образца на алкогольную продукцию, утвержденным Госналогслужбой России 15.12.96 N 1 (далее по тексту - Порядок учета, хранения и продажи специальных марок), единоразовая выдача специальных марок не может превышать квартальную потребность, указанную в разнарядке Минфина России, но должна включать количество, кратное одной посылке. Это означает, что минимальное количество спецмарок, которое может быть выдано предприятию независимо от фактической потребности в них, - одна посылка. Как поступить налоговой инспекции, если потребность меньше этого количества? Налоговые органы могут производить выдачу специальных марок предприятиям-производителям алкогольной продукции в меньшем количестве, чем содержится в одной посылке, при условии пересчета при выдаче марок как количества выдаваемых, так и количества оставшихся в пачке марок. Итоги пересчета и выдачи спецмарок должны быть в обязательном порядке отражены в акте, составляемом налоговой инспекцией, с указанием количества и реквизитов каждой выданной и оставшейся в пачке специальной марки, что позволяет сохранить контроль за процессом их выдачи.
     

     Теперь о вопросах, возникающих при оплате предприятиями-производителями алкогольной продукции приобретаемых ими в налоговых органах специальных марок. Очень часто предприятия и организации не имеют на своих счетах денежных средств, необходимых для осуществления тех или иных платежей, но сохраняют возможность пользоваться заемными средствами. При оплате специальных марок не имеет значения, являются денежные средства заемными или они получены в результате осуществления производственной деятельности предприятия. Неприятности для предприятий начинаются тогда, когда они, для того чтобы не отражать такие средства на своем счете, привлекают для оплаты специальных марок другие предприятия и организации. В соответствии с Порядком учета, хранения и продажи специальных марок оплата и получение специальных марок не могут производиться за организацию, осуществляющую производство (розлив) алкогольной продукции, другими организациями. Таким образом, оплачивать и получать специальные марки должны только организации-производители алкогольной продукции в соответствии с Порядком приобретения специальных марок, подтверждающих легальность производства алкогольной продукции на территории Российской Федерации и прохождения финансовых средств от их продажи, утвержденным Минфином России.
     
     Весьма часто встречается ситуация, когда предприятия-производители алкогольной продукции являются недоимщиками по налогам и все денежные средства, поступающие на их расчетные счета, списываются банком в погашение этой задолженности. При этом они не имеют возможности оплатить и, соответственно, получить в налоговых органах специальные марки, без которых производство алкогольной продукции может остановиться. Поэтому у таких предприятий возникает вопрос: можно ли считать платеж за приобретаемые специальные марки первоочередным, что обеспечило бы предприятиям возможность их своевременного приобретения. В соответствии с п. 4.1 Порядка учета, хранения и продажи специальных марок одним из обязательных условий выдачи предприятиям-производителям алкогольной продукции специальных марок является факт их оплаты этими предприятиями. В данном случае денежные средства, поступающие на счета предприятий, будут списываться с этих счетов в порядке очередности, определенной п. 2 ст. 855 ГК РФ и ст. 17 Федерального закона от 26.03.98 N 42-ФЗ “О федеральном бюджете на 1998 год”. в соответствии с этими документами перечисление платы за специальные марки, предназначенные для маркировки алкогольной продукции, не относится к первоочередным платежам, осуществляемым до списания по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет и внебюджетные фонды. Плату со счета за специальные марки можно отнести к платежам, осуществляемым в шестую очередь, как списание по другим платежным документам в порядке календарной очередности.
     
     Некоторые предприятия в этой или аналогичной ситуации пытаются расплатиться с налоговой инспекцией векселями, выданными сторонними организациями, для того чтобы налоговая инспекция имела возможность получить плату за проданные специальные марки с таких организаций-должников. Конечно, налоговая инспекция не вправе принимать векселя или какие-либо ценные бумаги в качестве платы за специальные марки. Выдача или передача векселя не является фактом оплаты, так как вексель только удостоверяет ничем не обусловленное обязательство плательщика произвести выплату в определенный срок предусмотренной в нем суммы. Действующие правила требуют от налоговых органов принимать во внимание только факт оплаты, произведенной денежными средствами.
     

     Раз уж речь идет о плате за специальные марки, нельзя не ответить на вопрос, который задают налоговые инспекции: является ли нарушением соблюдение в 1988 году Порядка перечисления финансовых средств за продаваемые специальные марки, ведь действие этого Порядка ограничено 1997 годом? Порядок прохождения финансовых средств от продажи специальных марок для маркировки алкогольной продукции, введенный письмом Минфина России и Банка России от 06.06.97 N 48н, от 03.06.97 N 47-97, являлся временным и действовал в 1997 году. Однако его следовало придерживаться и в 1998 году, так как этими же ведомствами письмом от 30.12.97 N 95н, N 120-у действие данного Порядка распространено на 1998 год. Если налоговая инспекция в 1998 году продолжала придерживаться указанного Порядка, нарушением это не является.
     
     Очень часто задаются вопросы, касающиеся возможности осуществления передачи, продажи или возврата в налоговую инспекцию специальных марок, которые не нужны предприятию. Следует отметить, что эти вопросы в основном урегулированы Порядком учета, хранения и продажи специальных марок. В соответствии с этим Порядком приобретенные организацией-производителем специальные марки не подлежат перепродаже, передаче или отчуждению в других формах иным организациям и лицам, за исключением возврата налоговым органам по месту их приобретения.
     
     Сам факт возврата специальных марок в налоговую инспекцию по месту их приобретения был предусмотрен Порядком учета, хранения и продажи налоговыми органами специальных марок, действовавшим с 1996 года. Однако в данном документе не был оговорен его механизм (кроме возврата поврежденных специальных марок), а самое главное - возможность возврата денежных средств за возвращаемые марки. В настоящее время это положение исправлено: Госналогслужба России по согласованию с Минфином России разработала Порядок возврата организациями-производителями налоговым органам специальных марок, подтверждающих легальность производства алкогольной продукции, производимой на территории Российской Федерации, от 10 июня 1998 года. Необходимо отметить, что возврат марок, при котором предусмотрен возврат денежных средств, производится только в определенных случаях, оговоренных в данном Порядке:
     
     - при вступлении в силу федеральных законов, постановлений и распоряжений Правительства РФ, решении уполномоченных на то федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, изменяющих порядок маркировки алкогольной продукции;
     

     - при аннулировании или истечении срока действия лицензии на производство, розлив алкогольной продукции;
     
     - при прекращении финансово-хозяйственной деятельности организации-производителя алкогольной продукции.
     
     Важным моментом является также то, что налоговым инспекциям, принимающим специальные марки от предприятий, разрешено вновь продавать их другим организациям-производителям алкогольной продукции, имеющим соответствующие лицензии.
     
     Суммы средств, причитающиеся за возвращаемые специальные марки, засчитываются организациям в счет оплаты за вновь получаемые марки либо возвращаются после их продажи другим организациям. При этом важно то, что если специальные марки приобретались по одной цене, а сдаются в то время, когда стоимость их изменилась, возврат денег будет производиться по цене, которая действовала в момент приобретения специальных марок. Как установить, какая именно цена действовала в момент приобретения? Это можно сделать по отчетным документам предприятия и налоговой инспекции, в которых фиксируются реквизиты продаваемых марок и сроки их продажи.
     
     Есть еще один вид возврата специальных марок в налоговые инспекции - возврат поврежденных специальных марок, в том числе поврежденных в процессе производства. Порядок возврата таких марок изложен в Порядке учета, хранения и продажи специальных марок. Но при этом предприятия часто спрашивают, влияют ли положения раздела 5 данного Порядка на определение источников, за счет которых следует списывать поврежденные в процессе маркировки алкогольной продукции специальные марки. Разделом 5 Порядка предусмотрено, что при сдаче в налоговую инспекцию поврежденные при нанесении на емкости специальные марки должны быть наклеены на отдельные листы таким образом, чтобы четко просматривалась центральная часть марки и цифровые реквизиты. Учитывая, что предприятия-производители алкогольной продукции на основании положений постановления Правительства РФ от 03.08.96 N 938 относят стоимость приобретаемых специальных марок на себестоимость этой продукции, а отражение спецмарок в учете производится как отражение товарно-материальных ценностей, потери от порчи специальных марок в процессе их нанесения на алкогольную продукцию должны списываться в порядке, определенном для списания потерь от порчи товарно-материальных ценностей. В связи с тем, что нормы потерь специальных марок не определены, следует руководствоваться тем, что марки, которые в соответствии с разделом 5 Порядка принимаются налоговой инспекцией как испорченные (реквизиты которых сохранены), подлежат списанию за счет издержек производства. Стоимость специальных марок, которые налоговая инспекция не принимает как испорченные в процессе маркировки алкогольной продукции (реквизиты не определяются), не подлежит покрытию за счет этого источника.
     
     Теперь следует ответить на вопросы, возникающие у предприятий и налоговых инспекций, в отношении остатков крепких алкогольных напитков, маркированных специальными марками старого образца, реализация которых была запрещена после 1 апреля 1998 года постановлением Правительства РФ от 27.12.97 N 1628 “О специальной маркировке крепких алкогольных напитков, производимых на территории Российской Федерации”, а также не была предусмотрена возможность перемаркировки алкогольной продукции. Сложилась ситуация, когда на предприятиях-производителях алкогольной продукции образовалось большое количество указанной алкогольной продукции крепостью свыше 28 процентов, маркированной специальными марками старого образца без указания пределов емкости тары, используемой для розлива. Такая ситуация отрицательно влияла на финансовое положение предприятий. В связи с этим Госналогслужба России по согласованию с Минфином России разрешила налоговым инспекциям продать организациям-производителям алкогольной продукции, расположенным на определенных территориях, конкретное количество специальных марок нового образца для перемаркировки крепких алкогольных напитков, произведенных до 1 апреля 1998 года и находящихся на складах организаций-производителей (письмо Госналогслужбы России от 03.08.98 N КВ-6-34/491@). Причем такое разрешение было дано не всем налоговым инспекциям, а только тем, которые обратились в Госналогслужбу России по вопросу перемаркировки (по регионам). Сама перемаркировка должна была производиться при обязательном участии налоговых органов с соблюдением того количества специальных марок, которое было заявлено для осуществления перемаркировки. При этом организации-производители крепких алкогольных напитков должны были уплачивать акцизы с перемаркированной алкогольной продукции в соответствии с действующим в настоящее время законодательством. Если же акцизы были начислены до момента перемаркировки, то факт их начисления должен был быть надлежащим образом проверен и подтвержден.
     

     В связи с проведением перемаркировки алкогольной продукции на предприятия оптовой и розничной торговли стали поступать крепкие алкогольные напитки от заводов-изготовителей, маркированные специальными марками нового образца, наклеенными на горловину бутылок, на которых видны остатки поврежденных специальных марок старого образца. Торговые предприятия спрашивают: следует ли им принимать такую продукцию для дальнейшей реализации? Да, такие крепкие алкогольные напитки принимать для их дальнейшей реализации можно, несмотря на имеющиеся на емкостях остатки специальных марок старого образца. Дело в том, что в соответствии с вышеназванным письмом Госналогслужбы России при проведении перемаркировки целостность нанесенных на емкости марок старого образца должна была быть в обязательном порядке нарушена. В связи с этим возможно наличие на горловине бутылок остатков поврежденных специальных марок старого образца. Однако следует убедиться в том, что региону, в котором расположен завод-изготовитель, было дано разрешение на указанную перемаркировку, а также выяснить, какое количество алкогольной продукции разрешено перемаркировать соответствующему заводу-изготовителю.
     
     Таким образом, в рассмотренном письме Госналогслужбы России речь идет только о перемаркировке крепких алкогольных напитков, произведенных до 1 апреля 1998 года и находившихся к этому моменту на складах предприятий-производителей алкогольной продукции. Если же возникает вопрос об обмене специальных марок старого образца на специальные марки нового образца, то в данном документе речь об этом не идет. Вообще, обмен одних марок на другие возможен только в случае, если марки имеют типографский брак.
     
     Наиболее часто интерес у предприятий вызывает необходимость маркировки пластиковых бутылок, бутылок большой емкости (50, 100 л и т.д.), полимерных стаканчиков, упаковки “тетрапак”, а также тары большой емкости, не имеющей горловины (бочек, канистр). Если говорить в общем, то маркировке специальными марками подлежит соответствующая алкогольная продукция, расфасованная в любой вид тары независимо от того, упомянут этот вид в Правилах маркировки алкогольной продукции специальными марками или нет. Это связано с тем, что маркировке подлежит алкогольная продукция с определенным содержанием спирта этилового, а не вид тары. Если же для какого-то вида тары сделано исключение, то это должно быть оговорено в нормативных документах, регламентирующих вопросы, связанные с маркировкой алкогольной продукции специальными марками. Таким образом, маркировке подлежит соответствующая алкогольная продукция и в пластиковых бутылках, и в упаковке “тетрапак”, и в полимерных стаканчиках. При этом обязательным условием будет такое нанесение специальных марок, которое обеспечит их обязательное повреждение только при вскрытии емкости.
     
     Что касается алкогольной продукции, расфасованной в стаканчики из полимерных материалов, следует иметь в виду, что для реализации в розничной торговой сети имеет значение, какая именно алкогольная продукция расфасована в такие стаканчики. Дело в том, что Правилами розничной торговли алкогольной продукцией на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 19.08.96 N 987, розничная реализация алкогольной продукции с объемным содержанием этилового спирта более 18 процентов в полистироловых стаканчиках с 1 января 1997 года не допускается. Поэтому реализация такой алкогольной продукции в данном виде тары, даже если на нее нанесены специальные марки, недопустима.
     

     По вопросу маркировки тары большой емкости - бочек, канистр и т.д. - нет однозначного ответа. Как уже было отмечено, маркировке подлежит алкогольная продукция с соответствующим содержанием спирта этилового, расфасованная в любой вид тары, так как в обязательном порядке легальность ее производства должна быть подтверждена. Но при этом для тары, используемой для розлива, должны быть предусмотрены соответствующие ГОСТы и технические условия, то есть ее производство и использование должно быть официально разрешено, так как в соответствии с Федеральным законом от 22.11.95 N 171-ФЗ “О государственной монополии на производство и оборот этилового спирта и алкогольной продукции” запрещена поставка алкогольной продукции в упаковке, не соответствующей требованиям нормативно-технической документации. В соответствии с действующей в настоящее время нормативно-технической документацией розлив алкогольной продукции в бочки, канистры и иную тару большой емкости не предусмотрен. Таким образом, розлив алкогольной продукции в бочки и иную тару большой емкости, не предусмотренную соответствующей нормативно-технической документацией, производиться не должен, а соответственно, не должна возникать и необходимость маркировки специальными марками алкогольной продукции, расфасованной в такую тару. Если же розлив алкогольной продукции в такую тару будет разрешен соответствующей нормативно-технической документацией, то эти емкости должны маркироваться специальными марками в общеустановленном порядке.
     
     Теперь поговорим о маркировке алкогольной продукции, расфасованной в жестяные банки. Иногда контролирующие органы требуют от предприятий, производящих алкогольную продукцию, чтобы они маркировали банки специальными марками. Однако это неправомерное требование. Особенности маркировки специальными марками заключаются в том, что маркировка алкогольной продукции, расфасованной в металлические банки, должна производиться не специальными марками, а нанесением штрихового кода и товарного знака предприятия-производителя данной продукции. Следовательно, такая маркировка осуществляется не в соответствии с Правилами маркировки специальными марками алкогольной продукции, производимой на территории Российской Федерации, утвержденными Минфином России 24.12.96 N 107, а согласно Правилам маркировки производимой на территории Российской Федерации алкогольной продукции, расфасованной в бутылки емкостью до 0,1 литра включительно и металлические банки, утвержденным 25 июня 1997 года Минсельхозпродом России и согласованным с Росалкогольмонополией и Госналогслужбой России. Данные Правила разработаны во исполнение п. 2 постановления Правительства РФ от 20.03.97 N 297 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 03.08.96 N 938 “О введении специальной маркировки алкогольной продукции, производимой на территории Российской Федерации”" и предусматривают обязательную маркировку алкогольной продукции с содержанием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, свыше 6 процентов объема единицы алкогольной продукции, расфасованной в металлические банки, путем нанесения штрихового кода и товарного знака предприятия-производителя. Этим постановлением установлена необходимость специальной маркировки, но не установлено, что производить ее необходимо именно специальными марками. Названные Правила маркировки алкогольной продукции, расфасованной в жестяные банки, устанавливают, с помощью чего следует осуществлять такую маркировку.
     
     Нередко у предприятий, производящих игристые вина, возникает вопрос о возможности нанесения специальных марок не поверх декоративной фольги, а под нее, для того чтобы специальные марки не повреждались при погрузке и транспортировке бутылок. В соответствии с Правилами маркировки специальными марками алкогольной продукции, производимой на территории Российской Федерации, N 107 специальная марка наносится на горлышко бутылки и верхнюю часть укупорочного колпачка. Исходя из этого, специальная марка должна быть нанесена поверх всех элементов укупорки бутылки с игристыми винами, то есть поверх элементов, входящих в понятие “укупорочный колпачок”. Укупорка игристых вин производится в соответствии с ГОСТом 28685 “Вина игристые. Общие технические условия”, согласно которому элементами укупорки бутылок с игристыми винами являются: полиэтиленовая или корковая пробка, на которую надевают мюзле, между корковой пробкой и мюзле - металлический колпачок, горло бутылки и пробка оформляются металлической фольгой или специальными колпачками. Таким образом, металлическая фольга, которой оформляют горло бутылки и пробку, является обязательным элементом укупорки бутылок с игристыми винами, и специальная марка поэтому должна наноситься поверх нее.
     

     Возникают вопросы о необходимости маркировки некоторой алкоголесодержащей продукции, в частности, у предприятий, выпускающих алкоголесодержащие вкусоароматические биологически активные пищевые добавки с высоким содержанием спирта, которые поставляются затем на различные предприятия пищевой промышленности. Следует ли маркировать специальными марками такую алкоголесодержащую продукцию? Данная алкоголесодержащая пищевая добавка относится к пищевой продукции с содержанием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, более 6 процентов объема единицы алкогольной продукции, которая подлежит в соответствии с постановлением Правительства РФ от 03.08.96 N 938 маркировке специальными марками. Однако следует учитывать следующее обстоятельство. Такие пищевые добавки, являясь, с одной стороны, конечным продуктом, в то же время используются предприятиями пищевой промышленности для изготовления различных видов продукции и не предназначены для розничной реализации, то есть одновременно являются составляющими, используемыми в дальнейшем процессе производства пищевой продукции. Это подтверждается Правилами розничной торговли алкогольной продукцией, согласно которым продажа в розничной торговой сети алкоголесодержащих вкусоароматических биологически активных добавок не разрешена. В связи с изложенным, можно сделать вывод, что при соблюдении условий использования указанных пищевых добавок не для продажи в розничной торговой сети, а как компонента при изготовлении пищевой продукции, маркировка емкостей с этими добавками может не производиться.
     
     Аналогичный вопрос - маркировать или нет - возникает у предприятий, производящих бальзамы, которые эти предприятия считают лечебно-профилактическими. В соответствии с Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93 бальзамы отнесены к группе “Продукция ликеро-водочной, спиртовой, пивоваренной, производства безалкогольных напитков, крахмало-паточной промышленности”, а ГОСТ 7190-71 конкретизирует, что бальзамы являются ликеро-водочными изделиями. Таким образом, если бальзамы не отнесены в установленном порядке уполномоченным федеральным органом к продукции медицинского назначения, они, являясь ликеро-водочными изделиями, подлежат обязательной маркировке специальными марками.