Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Новая налоговая декларация по единому социальному налогу для работодателей за 2001 год и порядок ее заполнения

     

Новая налоговая декларация по единому социальному налогу для работодателей
за 2001 год и порядок ее заполнения*1

     _____

     *1 Новая форма налоговой декларации по ЕСН приводится на с. 200/47.


Т.И. Постникова,
государственный советник налоговой службы III ранга
     

     Новая форма налоговой декларации по единому социальному налогу (ЕСН) утверждена приказом МНС России от 27.12.2001 N БГ-3-05/573, зарегистрирована Минюстом России 16.01.2002, регистрационный N 3162, и предназначена для заполнения и представления в инспекции МНС России сведений по ЕСН за 2001 год не позднее 30 марта 2002 года налогоплательщиками, выступающими в качестве работодателей:
     
     - организациями, включая организации, занятые в производстве сельскохозяйственной продукции;
     
     - родовыми, семейными общинами малочисленных народов Севера, занимающимися традиционными отраслями хозяйствования;
     
     - крестьянскими (фермерскими) хозяйствами;
     
     - индивидуальными предпринимателями и физическими лицами.
     

     Примечание.

     
     Поскольку 30 марта 2002 года является нерабочим днем, то декларация должна быть представлена не позднее 1 апреля 2002 года.
     
     В связи с изданием и регистрацией в Минюсте России приказа МНС России от 27.12.2001 N БГ-3-05/573 утратили силу приложения 1, 3, 5 к приказу МНС России от 29.12.2001 N БГ-3-07/468, а после государственной регистрации в Минюсте России приказа об утверждении Инструкции по заполнению новой формы налоговой декларации по ЕСН также утратят силу приложения 2, 4, 6 к приказу МНС России от 29.12.2001 N БГ-3-07/468. Этот приказ сохранит свое действие только в части приложений 7 и 8, касающихся формы налоговой декларации по ЕСН и Инструкции по ее заполнению для адвокатов.
     

1. Преимущества новой формы декларации по ЕСН

     
     Новая форма декларации по ЕСН имеет по сравнению со старой формой следующие преимущества:
     
     1) унифицирована адресная часть.
     
     В целях выработки для налогоплательщиков общих правил декларирования сведений при заполнении налоговых деклараций, в том числе и по ЕСН, МНС России провело работу по унификации адресной части форм деклараций по всем налогам.
     
     Разработан стандартный набор таких сведений, форма их представления и порядок заполнения. Помимо того, что это позволяет однозначно формализовать и принимать от налогоплательщика указанные сведения, в том числе и в электронном виде, впоследствии это также сократит время налогоплательщика на заполнение адресной части деклараций по всем налогам в силу ее идентичности.
     
     Полагаем, что налогоплательщик уже обратил на это внимание, получив новые формы налоговых деклараций по ЕСН (приказ МНС России от 27.12.2001 N БГ-3-05/573), налогу на добавленную стоимость (приказ МНС России от 26.12.2001 N БГ-3-03/572) и другим налогам;
     

     2) упрощена форма декларации.
     
     Новая декларация по ЕСН в максимальной степени приближена по форме к расчету авансовых платежей по этому налогу, который в 2001 году налогоплательщики представляли каждый месяц и к заполнению которого они уже привыкли. Это позволит им избежать многих ошибок, которые, как правило, допускаются при первом заполнении новых бланков и форм.
     
     Декларация значительно упрощена, так как для всех категорий налогоплательщиков, выступающих в качестве работодателей, разработана ее единая форма на одном листе и предусмотрены два варианта расчета для заполнения строк 0400 и 0500 декларации в зависимости от категории налогоплательщика-работодателя и применяемых им ставок налога.
     
     Остановимся на отдельных вопросах, которые, как нам представляется, могут возникнуть у налогоплательщиков при заполнении новой формы налоговой декларации по ЕСН.
     

2. Заполнение адресной части декларации

     

2.1. Общие положения

     
     Декларация имеет сквозную нумерацию страниц с проставлением номера начиная со второй страницы.
     
     Каждая страница декларации после слов “достоверность и полноту сведений, указанных на данной странице декларации, подтверждаю” должна быть подписана одним из тех лиц, которые подтверждают достоверность сведений на первой странице декларации с указанием даты подписания.
     
     После заполнения и комплектования декларации налогоплательщику необходимо проставить сквозную нумерацию заполненных страниц.
     
     В зависимости от категории, к которой относится налогоплательщик-работодатель, он заполняет соответствующие страницы декларации.
     
     Если номер заполненной страницы по порядку не соответствует номеру, проставленному в ее правом верхнем углу, то налогоплательщик должен перечеркнуть неверную цифру и указать цифру, соответствующую фактическому номеру страницы.
     
     На каждой странице декларации, которая заполняется налогоплательщиком-организацией, проставляется ИНН\КПП организации.
     
     Если декларация представляется обособленным подразделением организации в инспекцию МНС России по месту нахождения этого обособленного подразделения, то на первой странице декларации указывается КПП организации и по месту нахождения организации, и по месту нахождения данного обособленного подразделения. На остальных страницах декларации, подлежащих заполнению обособленным подразделением, указывается КПП организации по месту нахождения обособленного подразделения.
     
     Индивидуальные предприниматели и физические лица указывают на странице первой, а также на страницах 04, 05, 06 декларации фамилию, имя, отчество (полностью, без сокращений, в соответствии с документом, удостоверяющим личность) и ИНН физического лица в соответствии со свидетельством о постановке на учет в налоговом органе физического лица по месту жительства на территории Российской Федерации (по форме N 12-2-4) (ИНН физического лица указывается при его наличии).
     
     На странице первой декларации налогоплательщик заполняет только те строки и поля, которые соответствуют категории, к которой он относится согласно подпункту 1 п. 1 ст. 235 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).
     
     Справочник кодов категорий налогоплательщиков ЕСН помещен в Инструкции по заполнению налоговой декларации по ЕСН, которая находится на регистрации в Минюсте России.
     

     В порядке помощи налогоплательщикам, которые уже сейчас приступили к заполнению налоговой декларации, вышеназванный Справочник помещаем в данной статье.     
     

Справочник кодов категорий налогоплательщиков единого социального налога (взноса)

Код

Наименование категорий налогоплательщиков

  
 

Налогоплательщики, выступающие в качестве работодателей:

01

Организации (кроме организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции; родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств)

02

организации, занятые в производстве сельскохозяйственной продукции; родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянские (фермерские) хозяйства

03

индивидуальные предприниматели и физические лица

     
     По строке “Категория налогоплательщика” в поле “Код” налогоплательщик должен из указанного справочника проставить соответствующий ему код.
     
     Страница 02 декларации заполняется российской организацией, обособленным подразделением российской организации, которое исполняет обязанности организации по уплате ЕСН и представлению декларации по налогу по месту своего нахождения.
     
     При представлении декларации организацией по месту нахождения организации информация в поле “Адрес обособленного подразделения организации” не заполняется.
     
     Если адрес организации, указанный в учредительных документах, и адрес постоянно действующего исполнительного органа организации не совпадают, то налогоплательщик должен указать оба эти адреса.
     
     Если декларация представляется обособленным подразделением организации по месту своего нахождения, то заполнению подлежит и адрес обособленного подразделения, и адрес организации (один или два в зависимости от вышеизложенной ситуации).
     
     Страницу 03 декларации заполняют налогоплательщики - иностранные организации.
     
     В поле “Номер контактного телефона” указывается контактный телефон главного бухгалтера, либо руководителя отделения, либо уполномоченного представителя иностранной организации.
     
     В подразделе B “Код налогоплательщика в стране регистрации или его аналог (если имеется)” указывается код налогоплательщика, присвоенный в стране инкорпорации.
     
     В подразделе D указывается полное наименование страны регистрации. Код страны регистрации указывается в соответствии с международным справочником “BIC Directory” [российский аналог - классификатор “Страны мира” (ОКСМ)].
     
     Страница 04 декларации предназначена для заполнения индивидуальными предпринимателями и физическими лицами, выступающими в качестве работодателей.
     
     В случае неуказания ИНН в верхней части страницы 04 индивидуальный предприниматель (физическое лицо) сообщает персональные данные по всему перечню, приведенному в таблице.
     
     При изменении учетных данных в периоде, за который представляется декларация, сообщаются только измененные сведения.
     

     Дата рождения (число, месяц, год) указывается в соответствии с записью в документе, удостоверяющем личность; при этом название месяца записывается словом.
     
     Место рождения указывается в точном соответствии с записью в документе, удостоверяющем личность.
     
     В строке “Гражданство” указывается название государства, гражданином которого является декларант. При отсутствии гражданства записывается: “Лицо без гражданства”.
     
     В строке “Вид документа, удостоверяющего личность” код документа должен быть проставлен в соответствии со Справочником видов документов, удостоверяющих личность налогоплательщика, который соответствует одноименному Справочнику, размещенному в налоговой декларации для адвокатов по ЕСН (приложение N 7 к приказу МНС России от 29.12.2001 N БГ-3-07/468).
     
     Если индивидуальный предприниматель (физическое лицо) указал документ, удостоверяющий личность, в котором нет сведений о дате и месте рождения, то эти показатели заполняются на основании свидетельства о рождении или другого документа, содержащего такие сведения.
     
     ИНН/КПП организации указывается в верхней части страницы 04 декларации только в случае заполнения этой страницы руководителем или главным бухгалтером организации, когда ими не указан ИНН на первой странице декларации или когда в период, за который представляется декларация, были изменены их учетные данные.
     
     Если не указан ИНН или изменены учетные данные одновременно и у руководителя организации, и у главного бухгалтера, то сведения о руководителе организации заполняются на странице 04, а о главном бухгалтере - на копии страницы 04 декларации. В верхней части декларации указываются при этом, кроме ИНН\КПП организации, фамилия, имя, отчество физического лица (руководителя или главного бухгалтера), на которого представляются  сведения.
     

3. Заполнение страницы 05 декларации

     

3.1. Объект налогообложения

     
     При заполнении строки 0100 декларации по объекту налогообложения в него не включаются:
     
     - выплаты в натуральной форме, производимые сельскохозяйственной продукцией и (или) товарами для детей, в размере до 1000 руб. в расчете на одного работника за календарный месяц;
     
     - выплаты за счет средств, остающихся в распоряжении организации после уплаты налога на прибыль организаций, или средств, оставшихся в распоряжении индивидуального предпринимателя либо физического лица после уплаты налога на доходы физических лиц.
     
     На вышеперечисленные выплаты объект налогообложения меньше сумм начисленных работодателем нарастающим итогом с начала 2001 года в пользу всех работников и физических лиц выплат, отражаемых в графе 2 индивидуальной карточки учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, а также сумм начисленного ЕСН, рекомендованной налогоплательщикам для применения приказом МНС России от 27.02.2001 N БГ-3-07/63 (далее - индивидуальная карточка).
     
     Поэтому по строке 0100 декларации необходимо отразить сумму выплат и иных вознаграждений (включая материальную выгоду) из всех индивидуальных карточек, начисленных по всем основаниям (графа 2), за минусом суммы выплат из всех индивидуальных карточек в размере до 1000 руб. на каждого работника, производимых в натуральной форме сельхозпродукцией или товарами для детей (графа 4), и минусом суммы выплат из всех индивидуальных карточек, произведенных за счет средств, оставшихся в распоряжении организации после уплаты налога на прибыль организаций, или средств, оставшихся в распоряжении индивидуального предпринимателя либо физического лица после уплаты налога на доходы физических лиц (графа 8).
     

     Примечание.

     
     В связи с вступлением в силу с 20 декабря 2001 года Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации” и с 1 января 2002 года Федерального закона от 31.12.2001 N 198-ФЗ “О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах” Департаментом единого социального налога МНС России для налогоплательщиков разработана новая форма индивидуальной карточки ведения с 1 января 2002 года учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм начисленного единого социального налога, а также сумм налогового вычета, учитывающая изменения в исчислении и уплате ЕСН и страховых взносов в ПФР в связи с проводимой пенсионной реформой.
     
     До утверждения ее приказом МНС России налогоплательщиками для ведения учета вышеназванных сумм может использоваться форма индивидуальной карточки, утвержденная приказом МНС России от 27.02.2001 N БГ-3-07/63, которую следует дополнить:
     
     в верхней (адресной) части - строками для указания пола (м/ж) и даты рождения физического лица;
     
     в таблицу ввести графы для отражения начисленных авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет), в том числе на финансирование страховой части трудовой пенсии и накопительной части трудовой пенсии.
     
     Вознаграждения, выплачиваемые по авторским и лицензионным договорам, включаются в объект налогообложения за вычетом расходов, предусмотренных п. 3 ст. 221 НК РФ.
     
     Выплаты, производимые в пользу осужденных за выполнение работ во время отбывания наказания, включаются в объект налогообложения в части исчисления ЕСН, подлежащего уплате в ПФР и ФСС РФ.
     
     Согласно Федеральным законам от 28.03.1998 N 53-ФЗ “О воинской обязанности и военной службе”, от 27.05.1998 N 76-ФЗ “О статусе военнослужащих”, Указу Президента Российской Федерации от 16.09.1999 N 1237 “Вопросы прохождения военной службы” военнослужащие проходят военную службу по контракту или по призыву в соответствии с федеральным законом о воинской обязанности и военной службе.
     
     Федеральные органы исполнительной власти, указанные в ст. 25 Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ “О федеральном бюджете на 2001 год” (далее - Закон N 150-ФЗ), заполняют декларацию только по военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и вольнонаемному составу, то есть по тем лицам, для кого они являются работодателями.
     
     При этом денежное довольствие, продовольственное и вещевое обеспечение и иные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, включаются в объект налогообложения (строка 0100) и полностью отражаются по строке 1, указанной “Справочно: в 2001 году не подлежат налогообложению в соответствии с Федеральным законом “О федеральном бюджете на 2001 год” от 27.12.2000 N 150-ФЗ:
     
     1) по статье 25 Федерального закона “О федеральном бюджете на 2001 год” (код 1010)…”
     
     Данные выплаты не включаются ни в строку 0200, ни в строку 0300 декларации, так как освобождение от уплаты налога с этих выплат установлено не НК РФ, а Законом N 150-ФЗ.
     
     Если федеральные органы исполнительной власти, в составе которых проходят службу военнослужащие, в связи с конфиденциальностью представляемой информации не имеют возможности заполнения всей налоговой декларации, то ее заполнение осуществляется начиная со строки 0500. Строка 1, указанная “Справочно…”, и Расчет по заполнению граф 0400 и 0500 также не заполняются.
     
     К другим федеральным органам исполнительной власти, в составе которых проходят службу военнослужащие, не перечисленные в ст. 25 Закона N 150-ФЗ, относятся МЧС России, ФСЖВ России, Спецстрой России.
     
     Выплаты, включаемые в денежное содержание прокурорских работников, определяются в соответствии с Федеральным законом от 17.01.1992 N 2202-1 “О прокуратуре Российской Федерации”. Заработная плата судей Российской Федерации (денежное содержание судей военных судов) определяется в соответствии с Федеральным законом от 10.01.1996 N 6-ФЗ “О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации”. Указанные выплаты отражаются, так же как и в случае с заполнением декларации силовыми министерствами и ведомствами, в объекте налогообложения и полностью по строке 2, указанной “Справочно: в 2001 году не подлежат налогообложению...:
     
     2) по статье 26 Федерального закона “О федеральном бюджете на 2001 год” (код 1020)…”
     
     В строках 0200 и 0300 графы 3 декларации они не отражаются.
     

3.2. Суммы налоговых льгот

     
     Суммы налоговых льгот по строке 0300 декларации отражаются в соответствии со ст. 239 НК РФ.
     
     В частности, подпунктом 1 п. 1 ст. 239 НК РФ предусмотрено освобождение от уплаты ЕСН организаций любых организационно-правовых форм с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих в течение налогового периода 100 000 руб. на каждого работника, являющегося инвалидом I, II или III группы.
     
     В случае если в результате освидетельствования (переосвидетельствования) работник получает инвалидность в течение налогового периода, то налоговая льгота применяется начиная с того отчетного периода, в котором получена инвалидность.
     

     Пример.

     
     Работник получил инвалидность с 15 марта 2001 года.
     
     Выплаты, начисленные работодателем в пользу работника, составили:    
     

в руб.

январь

10 000

май

15 000

сентябрь

25 000

февраль

15 000

июнь

25 000

октябрь

30 000

март

10 000

июль

30 000

ноябрь

20 000

апрель

15 000

август

25 000

декабрь

35 000

     
     Предположим, что при этом отсутствуют суммы, подлежащие отражению по строкам 200 “Суммы, не подлежащие налогообложению нарастающим итогом с начала года” и 210 “в том числе за отчетный месяц”, и организация не имеет права на применение в 2001 году регрессивных ставок налога.
     
     В данном случае в течение 2001 года в расчеты по авансовым платежам по ЕСН в части данного работника должны включаться следующие суммы:     
     

      (в рублях и копейках)


 

январь

февраль

март

апрель

май

июнь

июль

август

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

стр. 100

10 000

25 000

35 000

50 000

65 000

90 000

120 000

145 000

170 000

200 000

220 000

255 000

стр. 110

10 000

15 000

10 000

15 000

15 000

25 000

30 000

25 000

25 000

30 000

20 000

35 000

стр. 300

0

0

10 000

25 000

40 000

65 000

95 000

100 000

100 000

100 000

100 000

100 000

стр. 310

0

0

10 000

15 000

15 000

25 000

30 000

5000

0

0

0

0

стр. 400

10 000

25 000

25 000

25 000

25 000

25 000

25 000

45 000

70 000

100 000

120 000

155 000

стр. 410

10 000

15 000

0

0

0

0

0

20 000

25 000

30 000

20 000

35 000

стр. 500

3560

8900

8900

8900

8900

8900

8900

16 020

24 920

35 600

42 720

55 180

стр. 510

3560

5340

0

0

0

0

0

7120

8900

10 680

7120

12 460

          
     В налоговой декларации по ЕСН за 2001 год в части данного работника в графах 3, 5, 7, 9 должно быть отражено:
     
     по строке 0100 - 255 000;
     
     по строке 0300 - 100 000;
     
     по строке 0400 - 155 000.
     
     По строке 0500 должно быть отражено:
     
     в графе 3 - 43 400 (в ПФР);
     
     в графе 5 - 310 (в ФФОМС);
     
     в графе 7 - 5270 (в ТФОМС);
     
     в графе 9 - 6200 (в ФСС РФ).
     
     Итого: сумма ЕСН, подлежащая уплате во все фонды, составила 55 180 руб. (или 155 000 х 35,6 % : 100 %).
     
     При наличии у организации права на применение регрессивных ставок налога эти ставки применяются при исчислении налога с сумм, превышающих 100 000 руб. При определении указанных сумм учитываются выплаты нарастающим итогом с начала года, включая суммы, не облагаемые налогом согласно подпункту 1 п. 1 ст. 239 НК РФ.
     
     В Таблице для заполнения строк 0400 и 0500 декларации сумма выплат, подлежащая налогообложению и превышающая 100 000 руб., отражается в строках, соответствующих фактической сумме выплат с начала года.
     
     Так, применительно к вышеприведенному примеру и в случае использования регрессивных ставок налога в указанной Таблице в части выплат в пользу работника-инвалида в графах 3, 4, 5 “Налоговая база за налоговый период” отражаются следующие суммы:
     
     - по строке “от 100 001 руб. до 300 000 руб.” - 155 000 руб.,
     
     в том числе:
     
     - по строке “100 000 руб.” ставится прочерк, так как суммы не подлежат налогообложению в соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 239 НК РФ;
     

     - по строке “сумма, превышающая 100 000 руб.” - 155 000 руб.
     
     Одновременно следует обратить внимание налогоплательщиков на соответствие указанных сумм тем суммам, которые отражаются по строке 0400 декларации.
     
     В графах 14, 15, 16 “Численность” работник-инвалид должен быть учтен как одна единица по строке “от 100 001 руб. до 300 000 руб.”.
     
     По строке “100 000 руб.” в указанных графах данный работник не учитывается в силу отсутствия по данной строке налоговой базы, подлежащей налогообложению.
     

3.3. Налоговая база

     
     В общем виде величина налоговой базы (строка 0400) по каждому государственному социальному внебюджетному фонду определяется как стр. 0100 - - стр. 0200 - стр. 0300 и должна соответствовать значению граф 3, 4, 5 по итоговой строке (код 050) Расчета для заполнения строк 0400 и 0500 декларации.
     
     В 2001 году федеральные органы исполнительной власти, в составе которых проходят службу военнослужащие; ФСНП России, Минюст России, ГТК России и Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в соответствии со ст. 25 Закона N 150-ФЗ налоговую базу ПФР, фондов ОМС и ФСС РФ определяют как разность стр. 0100 - стр. 0200 -- стр. 0300 и минус суммы денежного довольствия, продовольственного и вещевого обеспечения и иных выплат, освобождаемых от уплаты ЕСН и отражаемых в декларации “Справочно” по строке 1 (код 1010).
     
     В соответствии со ст. 26 Закона N 150-ФЗ федеральные суды и органы прокуратуры определяют налоговую базу ПФР как разность стр. 0100 -  - стр. 0200 - стр. 0300 и минус суммы денежного содержания судей, прокуроров и следователей, имеющих специальные звания, которые отражаются в декларации “Справочно” по строке 2 (код 1020).
     
     Федеральные суды и органы прокуратуры определяют налоговую базу фондов ОМС и ФСС РФ как стр. 0100 - стр. 0200 - стр. 0300.
     
     По строке 0900 декларации отражается сумма авансовых платежей по налогу, начисленных за налоговый период. Эта сумма по каждому государственному социальному внебюджетному фонду должна соответствовать сумме авансовых платежей по налогу, отраженных в соответствующих графах по строке 500 расчета авансовых платежей за декабрь 2001 года.
     
     По строке 1000 декларации отражается разница между начисленным налогом за налоговый период и начисленными авансовыми платежами за тот же налоговый период.
     
     Для ПФР и фондов ОМС она определяется как строка 0500 - строка 0900; для ФСС РФ она определяется как строка 0800 - строка 0900.
     
     Если эта разница не равна нулю, то для налоговых органов она является информацией о том, что при заполнении расчетов по авансовым платежам по налогу за какой-либо один или несколько отчетных периодов налогоплательщик допустил ошибку. В таком случае налогоплательщик обязан представить за указанные отчетные периоды в налоговый орган уточненные расчеты по авансовым платежам, которые являются основанием для проведения в его лицевой счет доначисленных (уменьшенных) сумм по дате представления уточненного расчета по сроку уплаты авансовых платежей за тот отчетный период, за который представляется уточненный расчет.
     

4. Заполнение страниц 06-07 декларации

     

4.1. Расчет для заполнения строк 0400 и 0500

     
     Расчет для заполнения строк 0400 и 0500 заполняется налогоплательщиками как при наличии, так и при отсутствии у них права на применение регрессивных ставок при исчислении налога за налоговый период.
     
     Организации [кроме занятых в производстве сельскохозяйственной продукции; родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств], а также индивидуальные предприниматели и физические лица заполняют Расчет, указанный на странице 06 декларации.
     
     Организации, занятые в производстве сельскохозяйственной продукции; родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянские (фермерские) хозяйства заполняют Расчет, указанный на странице 07 декларации.
     
     Практика применения в 2001 году главы 24 НК РФ свидетельствует о том, что значительные сложности у налогоплательщиков вызывал механизм расчета условий на право применения регрессивных ставок ЕСН согласно п. 2 ст. 241 НК РФ (далее - условия регрессии).
     
     Во-первых, налогоплательщик должен обратить внимание на то обстоятельство, что согласно п. 2 ст. 241 НК РФ в 2001 году для расчета условий регрессии используется налоговая база работников.
     
     Существенное значение данный факт имеет для тех налогоплательщиков, которые кроме выплат и вознаграждений в пользу физических лиц, связанных с ними трудовыми договорами или договорами гражданско-правового характера, производили выплаты и в пользу физических лиц, не связанных с ними указанными договорами.
     
     Выплаты в пользу последних согласно п. 1 ст. 236 НК РФ подлежат налогообложению ЕСН, но в расчете условий регрессии не участвуют.
     
     При этом для расчета условий регрессии используются индивидуальные карточки, открытые на лиц, по отношению к которым налогоплательщик является или являлся работодателем за анализируемый период независимо от продолжительности их трудового участия и выплаты и иные вознаграждения в пользу которых учитываются при расчете суммы налога, уплачиваемой в ПФР.
     
     Индивидуальные карточки, открытые на физических лиц, с которыми налогоплательщик не был связан трудовым договором или договором гражданско-правового характера, в расчет не принимаются.
     
     Во-вторых, налогоплательщик должен помнить о том, что в расчете условий регрессии используется налоговая база, состав которой определен ст. 237 НК РФ и которая отличается от объекта налогообложения на суммы, не подлежащие налогообложению согласно ст. 238 НК РФ.
     
     В этих целях для определения налоговой базы также можно пользоваться данными участвующих в расчете индивидуальных карточек, произведя следующие вычисления: из графы 2 исключить суммы, отраженные в графах 4 и 8, а также все выплаты, не облагаемые налогом в соответствии со ст. 238 НК РФ.
     

     Пример.

     
     В соответствии со ст. 26 Закона N 150-ФЗ федеральные суды и органы прокуратуры в 2001 году освобождаются от уплаты налога с денежного содержания судей, прокуроров и следователей, имеющих специальные звания, в части, исчисляемой в ПФР.
     
     Вместе с тем расчет условий на право применения регрессивных ставок налога указанные налогоплательщики обязаны производить в соответствии с п. 2 ст. 241 НК РФ, а именно: исходя из выплат и вознаграждений и численности работников, учитываемых при расчете суммы налога, уплачиваемой в ПФР.
     
     Для этого расчета используется информация о накопленной с начала года налоговой базе, определяемой как разность показателей, отражаемых в следующих графах индивидуальной карточки: гр. 2 - гр. 4 - гр. 8 и минус все суммы выплат, не облагаемые налогом в соответствии со ст. 238 НК РФ.
     
     Численность судей, прокуроров и следователей, имеющих специальные звания, также учитывается в расчете.
     
     Средняя численность работников, используемая в расчете условий регрессии, определяется в порядке, установленном Инструкцией по заполнению организациями сведений о численности работников и использовании рабочего времени в формах федерального государственного статистического наблюдения, утвержденной постановлением Госкомстата России от 07.12.1998 N 121 (далее - Инструкция N 121).
     
     Согласно Инструкции N 121 в среднюю численность работников не включается средняя численность работников, выполнявших работы по авторским и лицензионным договорам.
     
     В этой связи вознаграждения, выплачиваемые авторам по авторским и лицензионным договорам, и численность авторов не учитываются при расчете условий регрессии. Однако это не означает, что данные показатели не отражаются налогоплательщиками в формах налоговой отчетности и не включаются в расчет ЕСН.
     
     Заключив с автором договор и производя выплаты вознаграждений за выполнение предусмотренных договором работ, налогоплательщик-работодатель согласно п. 4 ст. 243 НК РФ обязан вести по данному физическому лицу (автору) учет сумм начисленных вознаграждений и начисленного ЕСН, для чего разработана форма индивидуальной карточки. Вознаграждения в пользу авторов и численность авторов также включаются налогоплательщиками в состав налоговой базы и общую численность работников и физических лиц, отражаемых в декларации и в расчете для заполнения строк 0400 и 0500 декларации.
     
     Если организация на основании п. 2 ст. 241 НК РФ имеет право на применение регрессивных ставок налога, то это право распространяется и на выплаты гонораров авторам, превышающие 100 000 руб. нарастающим итогом с начала года.
     

     В случае если организация такого права не имеет, она уплачивает налог по максимальным ставкам, независимо от фактической величины налоговой базы на каждого отдельного работника, в том числе и от величины гонораров авторам (за исключением расходов, предусмотренных п. 3 ст. 221 НК РФ).
     
     Если организация переведена на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, но одновременно осуществляет и иные виды деятельности, то она уплачивает ЕСН с выплат, производимых в пользу наемных работников за выполнение работ по видам деятельности, не переведенным на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.
     
     При этом если с помощью прямого счета невозможно выделить суммы выплат, начисленных работникам по каждому виду деятельности, то для целей исчисления ЕСН расчет таких выплат, включая административный аппарат, целесообразно производить пропорционально размеру выручки, полученной от видов деятельности, не переведенных на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, в общей сумме выручки, полученной от всех видов деятельности.
     
     При расчете условий на право применения регрессивных ставок ЕСН в расчете средней численности работников такими налогоплательщиками учитываются физические лица, работающие по трудовым и гражданско-правовым договорам и выполняющие работы (услуги) по видам деятельности, не переведенным на уплату единого налога на вмененный доход, а также работники, в том числе административного аппарата, выполняющие трудовые обязанности во всех видах деятельности.
     
     В расчете не учитывается численность тех работников, которые заняты на выполнении работ по видам деятельности, переведенным на уплату единого налога на вмененный доход.
     
     В 2001 году согласно НК РФ налогоплательщик должен выполнять два условия, которые дают ему право на применение в каждом отчетном периоде года регрессивных ставок налога.
     
     Первое условие рассчитывалось на основании ст. 245 НК РФ по итогам работы налогоплательщика во втором полугодии 2000 года.
     
     Если фактический размер выплат, начисленных в среднем на одного работника и принимавшихся за базу при расчете страховых взносов в ПФР во втором полугодии 2000 года, превышал 25 000 руб, то налогоплательщик получал право на применение в 2001 году регрессивных ставок налога при соблюдении им второго условия.
     

     Расчет второго условия производился налогоплательщиком ежемесячно.
     
     При расчете вышеназванных условий налогоплательщиком не должны были учитываться выплаты 10 или 30 % работников, имеющих наибольшие по размеру доходы (согласно условиям, установленным п. 2 ст. 241 НК РФ).
     
     При расчете первого условия налогоплательщик от рассчитанной в соответствии с Инструкцией N 121 средней численности работников за второе полугодие 2000 года определяет 10 % (30 %) работников с наибольшими выплатами. Полученное число, округленное по правилам округления до целых единиц, является тем числом работников с максимальными общими суммами выплат, выплаты по которым необходимо исключить из суммы выплат за второе полугодие 2000 года, сложившейся по всем работникам, участвовавшим в расчете.
     
     Разница между общей суммой выплат за второе полугодие 2000 года и выплатами работников с максимальными общими суммами делится на оставшиеся 90 % (70 %) средней численности работников, и таким образом определяется налоговая база в среднем на одного работника, по величине которой судят о наличии либо отсутствии у налогоплательщика права на применение регрессивных ставок налога в 2001 году.
     
     Если налогоплательщик во втором полугодии 2000 года осуществлял деятельность менее 6 месяцев, то для него ст. 245 НК РФ не предусмотрена возможность расчета условия на право применения регрессивных ставок налога в 2001 году исходя из фактически отработанного времени. В 2001 году такой налогоплательщик должен был уплачивать ЕСН по максимальным ставкам, независимо от фактической величины налоговой базы на каждого отдельного работника.
     

     Пример.     
     

Показатели

Ед. измерения

2-е полугодие 2000 года

1. Средняя численность работников

чел.

235

2. Сумма выплат, произведенных в пользу работников, участвующих в расчете

тыс. руб.

50 000

3. 10 % работников, имеющих наибольшие по размеру выплаты

чел.

24

4. Сумма выплат 10 % работников, имеющих наибольшие по размеру выплаты

тыс. руб.

35 000

5. Сумма выплат без учета выплат работникам, имеющим наибольшие по размеру выплаты

тыс. руб.

15 000

6. Сумма выплат в среднем на 1 работника [15000 : (235 - 24)]

тыс. руб.

7

          
     Расчет свидетельствует о том, что налогоплательщик с такими показателями работы за второе полугодие 2000 года удовлетворяет первому условию на право применения регрессивных ставок налога.
     
     Расчет второго условия производится аналогично, но по данным за период времени, истекший с начала 2001 года по отчетный месяц включительно.
     

     Пример.

     
     При уплате авансовых платежей за декабрь по сроку не позднее 20 января расчет производится по данным за период январь - декабрь.
     
     Если налоговая база, накопленная за январь - декабрь, деленная на среднюю численность работников за январь - декабрь, из которых предварительно исключены выплаты 10 или 30 % работников, имеющих наибольшие доходы, становится не менее суммы, равной 50 400 руб. (4200 руб. х х 12), то второе условие на право применения регрессивных ставок налога налогоплательщиком выполняется.
     

     Если налогоплательщик не имеет права на применение регрессивных ставок налога, то он заполняет графы 3, 4, 5 этого Расчета, и подсчитывается итоговая строка 050 по указанным графам. Расчет суммы налога в доле каждого фонда производится по итоговой строке граф 3, 4, 5 и ставок налога, предусмотренных для налоговой базы до 100 000 руб. на каждого отдельного работника.
     
     Результаты расчетов записываются соответственно в графах 7, 9, 11, 13 итоговой строки 050.
     
     Кроме того, таким налогоплательщиком заполняются графы 14, 15, 16 Расчета по всем предусмотренным строкам.
     
     До 1 января 2002 года при исчислении налога, подлежащего уплате в ПФР, к сумме налоговой базы на каждого отдельного работника, превышающей 600 000 руб., применяется ставка налога в размере 5 %.
     
     Численность работников, с выплат которых начисляется налог в ФСС РФ, меньше численности работников, с выплат которых начисляется налог в ПФР и фонды ОМС, на число работников, имеющих вознаграждения за выполнение работ (оказание услуг) по договорам гражданско-правового характера, авторским и лицензионным договорам.
     
     Численность работников, отражаемая по графам 14, 15, 16 декларации, предназначена для расчета суммы налога и не используется для расчета условий на право применения налогоплательщиком регрессивных ставок налога. Она включает всех работников независимо от продолжительности их работы в организации, а также иных физических лиц, не связанных с налогоплательщиком трудовым договором, либо договором гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ (оказание услуг), либо авторским или лицензионным договором, в отношении которых в налоговом периоде производились подлежащие налогообложению выплаты и иные вознаграждения и на которых работодателем были открыты индивидуальные карточки.