Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Анализ налогового потенциала Белгородской области и пути повышения эффективности его использования


Анализ налогового потенциала Белгородской области и пути повышения эффективности его использования

     
     А.Н. Волошина,
зам. руководителя УМНС России по Белгородской области, к.э.н.
     
Т.И. Федорова,
ст. преподаватель Белгородского Государственного университета потребительской кооперации
     
А.В. Клименко

     
     Налоговый потенциал региона представляет собой совокупность максимально возможных налоговых поступлений в бюджет, рассчитанных из налогооблагаемых баз, которые могут быть получены в рамках региона по действующим (прогнозным) налоговым ставкам с учетом установленного порядка их начисления в сложившихся условиях хозяйствования региона.
     
     На процесс формирования налогового потенциала региона оказывают существенное влияние следующие ключевые блоки:
     
     - нормативно-законодательный;
     
     - экономический;
     
     - бюджетный.
     
     Первый блок - нормативно-законодательный, к которому относятся налоговое законодательство, структура и полномочия налоговых органов, система налогового контроля и, что особенно важно для оценки налогового потенциала, налоговые ставки. При этом нормативный блок дифференцируется на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
     
     В свете долгосрочной стратегии налоговой политики Правительства РФ на постепенное создание либеральной налоговой системы с 2001 года вступила в действие часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), позволившая снизить налоговую нагрузку на налогоплательщиков и повысить ответственность налоговых органов за развитие налогового потенциала региона и увеличение собираемости налогов.
     
     На региональном уровне нормативный блок определяется комплексом основных положений, возведенных в ранг общепринятых и юридически оформленных требований и правил, соблюдение которых является обязательным для всех субъектов налогового права региона.
     
     В Белгородской области действует упрощенная система налогообложения для малых предприятий, и с 1 января 1999 года введены налог с продаж, единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности и одновременно отменены некоторые малоэффективные и трудоемкие в исчислении, учете и налоговом администрировании местные налоги и сборы.
     
     В целях повышения заинтересованности предприятий в инвестировании реального сектора экономики, создания новых производств и рабочих мест практикуется предоставление льгот по ряду налогов, в том числе по налогу на имущество предприятий, налогу с продаж, НДС, акцизам. За девять месяцев 2001 года льготируемая сумма налогов составила 1562,7 млн руб., в том числе по федеральным налогам - 968 млн руб., региональным - 555,8 млн руб., местным - 38,8 млн руб.
     
     В Белгородской области оказывается государственная поддержка предприятиям в виде налоговых отсрочек, реструктуризации задолженности по платежам в бюджет. Так, в 2001 году в результате проведения реструктуризации по платежам в бюджет получили отсрочку 549 организаций на сумму 1662 млн руб., по платежам во внебюджетные фонды - 286 предприятий на сумму 506 млн руб.
     

     Совершенствование налогового законодательства и методов контроля за доходами лиц свободных профессий позволило в 2001 году увеличить поступления налога на доходы с физических лиц от индивидуальных предпринимателей и прочих категорий плательщиков по сравнению с 2000 годом в 4,2 раза. Платежи налога на доходы вышеуказанной категории плательщиков составили 204, 1 млн руб., налога с продаж - 22,7 млн руб., НДС - 33,8 млн руб.
     
     Налоговые органы Белгородской области, взаимодействуя с областной администрацией, находятся в постоянном поиске наиболее оптимальной региональной налоговой политики с учетом их полномочий в области налогового законотворчества.
     
     Для обеспечения учета особенностей региона, прогнозирования налоговой нагрузки и определения его налогово-бюджетного потенциала был создан единый банк данных, содержащий информацию о хозяйствующих субъектах области, всех аспектах их деятельности, разработанных инвестиционных проектах, экономическом потенциале, резервах и вложениях.
     
     Постановлениями Главы администрации от 25.10.1999 N 603 и от 27.04.2000 N 267 была законодательно введена паспортизация муниципальных и государственных предприятий, а также иных хозяйствующих субъектов Белгородской области. Все получаемые сведения сведены в таблицы, которые дают полное представление об основных социально-экономических показателях деятельности юридического лица, его структуре, наличии дочерних (зависимых) предприятий, основных показателях, используемых для расчета налоговой базы, данных, влияющих на налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, о динамике поступления налоговых платежей (сборов) по уровням бюджетов, задолженности и налоговой нагрузке.
     
     Налоговые паспорта служат основой для анализа экономического потенциала предприятий и соответствующего муниципального образования, а также выявления причин роста или снижения налоговых поступлений.
     
     Второй блок - экономический, связанный с основными макроэкономическими параметрами развития реального сектора экономики, влияющего на развитие налоговой базы региона и налоговую нагрузку в целом и по отраслям экономики.
     
     Итоги работы экономики региона за ряд лет свидетельствуют о том, что в Белгородской области сохраняется устойчивая тенденция роста показателей, характеризующих развитие основных отраслей экономики.
     

     Индекс физического объема в промышленности в 2000 году по сравнению с 1999 годом составил 104 %, а в 2001 году по сравнению с 2000 годом - 110,6 %. Значительный рост этого индекса отмечается в 2001 году по сравнению с 2000 годом в следующих секторах: в машиностроении и металлообработке - 140 %, в промышленности строительных материалов - 179 %, в мукомольно-крупяной промышленности - 116,3 %, в пищевой промышленности - 111,2 %. Возросло производство продукции на предприятиях горной металлургии, химической, легкой, микробиологической и полиграфической промышленности.
     
     Объем работ, выполненный по договорам строительного подряда в 2001 году, составил 499,7 млн руб., что выше по сравнению с 2000 годом на 8,8 %. Обеспечен рост производства основных продуктов животноводства в хозяйствах всех категорий. Объем розничной торговли составил 17,4 млн руб., что на 0,7 % больше, чем в 2000 году.
     
     Однако финансовое состояние предприятий остается сложным. По итогам одиннадцати месяцев 2001 года полученная прибыль уменьшилась на 66,3 % по сравнению с 2000 годом. Значительное сокращение сальдированного финансового результата произошло в промышленности (на 45,9 %) за счет предприятий черной металлургии, где темп снижения составил 16,4 %.
     
     В целях полного и качественного сбора налоговых платежей в управлении и территориальных инспекциях области ведется государственный реестр налогоплательщиков, ежедневно проводится мониторинг уплаты налогов и сборов.
     
     В результате кардинальных изменений, внесенных в порядок исчисления и уплаты основных налогов после введения в действие части второй НК РФ, а именно главы 21 "Налог на добавленную стоимость", главы 22 "Акцизы", главы 23 "Налог на доходы физических лиц", в 2001 году изменена структура налоговых поступлений по уровням бюджетов (см. табл. 1).
          

Таблица 1


    Структура налоговых поступлений по уровням бюджетов за период 1999—2000 годов


    (в %)

     


 

Федеральный бюджет

Областной бюджет

Местный бюджет

  
 

1999 г.

2000 г.

2001 г.

1999 г.

2000 г.

2001 г.

1999 г.

2000 г.

2001 г.

Налог на прибыль

35,2

33,6

29,4

39,6

24,9

46,1

25,2

41,5

24,5

НДС

66,8

74,1

100,0

12,8

15,2

-

20,4

10,7

-

Подоходный налог с физических лиц

19,4

16,0

1,0

21,7

29,6

49,0

58,9

54,4

50,0

Налог на имущество

0,1

0,2

0,1

48,0

39,4

60,3

51,9

60,4

39,6

Акцизы

41,9

61,0

43,9

23,8

22,0

21,6

34,3

17,0

33,5


     В доходах федерального бюджета возросла доля НДС при снижении поступлений от налога на прибыль, подоходного налога и акцизов.
     
     В то же время следует отметить, что в доходах областного бюджета доля налога на прибыль возросла почти в два раза, налога на доходы физических лиц - в 1,7 раза, налога на имущество - в 1,5 раза.
     
     Снизился налоговый потенциал местных бюджетов. Доля налоговых поступлений в местный бюджет по налогу на прибыль уменьшилась в 1,7 раза, налогу на имущество - в 1,5 раза и по НДС - на 100 %.
     

     Рассмотрим показатели, характеризующие налоговый потенциал Белгородской области в 2001 году. Прослеживается устойчивая тенденция роста налоговых поступлений в консолидированный бюджет. Так, сумма фактически поступивших налогов в консолидированный бюджет в Белгородской области в 1999 году составила 5119,5 млн руб., в 2000 году - 7545 млн руб., в 2001 году - 9180,6 млн руб.
     
     Вместе с тем необходимо обратить внимание на то, что устойчивого роста удельного веса отдельных налогов в консолидированном бюджете не наблюдается (см. табл. 2). В 2001 году основная доля поступлений приходится на НДС - 30,1 %, налог на прибыль - 20,3 %, подоходный налог с физических лиц - 19,8 %, налог на имущество предприятий и природные ресурсы - 12,7 %, другие налоги - 12,9 %. Резко упала в 2001 году по сравнению с 2000 годом доля акцизов в доходах бюджета: она уменьшилась на 6,6 %, что связано с установлением новых требований по организации налогового контроля за производством и оборотом алкогольной продукции, введенных НК РФ.     
          

Таблица 2


    Структура налогового потенциала Белгородской области по видам налогов и в разрезе основных отраслей экономики в 1999—2001 годах

     

Поступления налогов

Доля налогов в их общем объеме поступлений, %

  
 

1999 г.

2000 г.

2001 г.

В консолидированный бюджет:

100,0

100,0

100,0

НДС

29,2

24,7

30,1

Налог на прибыль предприятий

18,6

27,8

20,3

Подоходный налог с физических лиц

13,4

12,1

19,8

Акцизы

5,6

10,8

4,2

Налог на имущество предприятий

7,8

6,4

6,3

Плата за пользование природными ресурсами

5,6

5,7

6,4

Другие налоговые платежи

19,8

12,5

12,9

В том числе по основным отраслям:

100,0

100,0

100,0

Промышленность

60,0

55,0

58,5

Сельское хозяйство

2,4

2,9

3,6

Транспорт

3,6

4,7

3,3

Связь

1,9

2,0

2,8

Строительство

7,0

7,1

7,1

Торговля

6,4

11,4

7,8

Материально-техническое снабжение

3,8

2,9

2,2

Жилищно-коммунальное хозяйство

1,9

2,1

2,7

Финансы, кредит

2,0

2,0

1,3

Другие отрасли экономики

11,0

9,9

10,7

     
     Белгородская область издавна является аграрным регионом России, а налоговые поступления по сельскому хозяйству составляют только 3,6 %. Анализ структуры налоговых доходов по отраслям экономики показывает, что более половины (58,5 %) поступлений обеспечивает промышленность, в том числе наибольший удельный вес приходится на предприятия черной металлургии - 30,1 %, машиностроения и металлообработки - 18,2 %, пищевой - 24,4 %, промстройматериалов - 12,1 %, электроэнергетики - 10,2 %.

     
     Оценка и анализ структуры налоговых платежей в территориальном разрезе свидетельствуют о том, что наибольшая часть налоговых платежей (75,7 %) сосредоточена в трех городах области: Белгород, Старый Оскол и Губкин. Среди городов области 55,5 % платежей приходится на г. Белгород, что свидетельствует о значительном налоговом потенциале областного центра, который формируется за счет таких предприятий, как ОАО "Белгородэнерго", ОАО "Белэнергомаш", ООО "Белрегионгаз", ОАО "Белсвязь", ЗАО "Белгородский цемент".
     
     В структуре доходов федерального бюджета налог на прибыль предприятий занимает второе место, и его удельный вес в доходах бюджета составляет 20 % общей суммы платежей, в доходах областного бюджета - 33,6 % всех поступлений. Доля налога на прибыль в структуре областного бюджета в 2001 году снизилась на 7 %. На уровне прошлого года остались поступления налога на прибыль по федеральному и областному бюджетам, а по местному бюджету поступления возросли в 1,9 раза.
     

     Крупные налогоплательщики области - промышленные предприятия дают основную долю поступлений в бюджетную систему. Однако в 2001 году налоговая база по крупным предприятиям уменьшилась, и в бюджет недопоступило 89 млн руб. платежей от прибыли крупных предприятий.
     
     Значительное место в формировании бюджета занимает налог на доходы физических лиц. Его доля в доходах территории составляет 34,8 %. Несмотря на снижение ставок и увеличение льгот, было собрано 1816,5 млн руб. налога на доходы физических лиц за 2001 год, что выше уровня прошлого года на 63 %. Рост поступления налога обеспечен прежде всего за счет снижения налоговых ставок, позволивших работодателям легализировать выплату заработной платы, роста доходов физических лиц и повышения уровня контроля за полнотой и своевременностью уплаты налога.
     
     В составе доходной части областного бюджета налог с продаж является стабильным источником дохода. Его поступления в бюджет имеют тенденцию к росту. Так, поступления налога с продаж в 2001 году составили 335,3 млн руб., что выше уровня прошлого года на 18,4 %.
     
     Поступления единого налога на вмененный доход с учетом отчислений во внебюджетные фонды составили 421,1 млн руб., что выше уровня прошлого года на 33,5 %. Собираемость налога в целом по бюджетам составила 105,1 %, но в разрезе бюджетов по областному бюджету - 98,1 %.
     
     Следует иметь в виду, что в основных отраслях экономики уровень налоговой нагрузки регулируется на уровне Российской Федерации, а в торговле, бытовом обслуживании, общественном питании преимущественно действует единый налог на вмененный доход, базовая доходность по которому устанавливается региональными органами управления. Применение этого налога в Белгородской области в 1999-2001 годах привело, с одной стороны, к росту удельного веса доходов от предпринимательской деятельности в балансе денежных доходов населения, а с другой стороны, - к уменьшению налоговой нагрузки на перечисленные отрасли.
     
     Применение единого налога на вмененный доход не должно сокращать общую налоговую нагрузку на отрасль, и в то же время этот налог не должен терять своей стимулирующей роли для определенных видов деятельности, например для развития сети в сельских населенных пунктах, райпотребкооперации.
     
     Третий блок - происходящие в бюджетно-налоговом законодательстве изменения в отчислениях налогов в разные уровни бюджетов.
     
     На протяжении ряда лет наблюдается тенденция к централизации налоговых поступлений на федеральном уровне. Так, в 1998 году удельный вес налоговых поступлений в федеральный бюджет составил 28 %, в 1999 году - 34 %, в 2000 году - 35 %, а в 2001 году - 44 %. В 2001 году в полтора раза возросли поступления федерального бюджета, на 30 % больше поступило платежей в областной бюджет, а поступления местных бюджетов и территориального дорожного фонда сократились соответственно на 90 и 60 %. Главной причиной явилось изменение в 2001 году налогового законодательства в части уменьшения размеров налоговых ставок и отмены отдельных видов налогов, в частности направляемых в территориальный дорожный фонд. Кроме того, бюджетным законодательством изменены нормативы распределения платежей по уровням бюджета. Потери территориального бюджета за счет направления в 2001 году НДС в полном объеме в бюджет Российской Федерации составили за год 473 млн руб., или 9 % доходов всего территориального бюджета, из которых на местные бюджеты приходится 41 % потерь, или 197 млн руб. В территориальный дорожный фонд поступило на 715 млн руб. меньше. При сохранении ставок на уровне 2000 года по налоговым платежам в территориальный дорожный фонд налоговых платежей поступило бы в три раза больше. Увеличение норматива отчислений в областной бюджет налога на имущество предприятий по крупным городам области с 50 до 90 % снизило объемы поступлений этого налога в местные бюджеты на 68 млн руб., вместе с тем платежи налога на имущество областного бюджета возросли на 160 млн руб. Тем самым снизилась налоговая нагрузка на предприятия и одновременно уменьшилась доходная база бюджетов области.
     
     С 1 января 2002 года ставка налога на прибыль снизилась с 35 до 24 %. С одной стороны, это безу-словно увеличит объем инвестиций в основной капитал, поскольку основным источником являются собственные средства предприятий. С другой стороны, сократятся доходы всей бюджетной системы.
     
     В условиях действия части второй НК РФ налоговый потенциал Белгородской области снижается по сравнению с 2001 годом на 242 млн руб. Кроме того, учитывая консолидацию поступлений НДС, приходящихся на долю Белгородской области в составе средств Фонда компенсаций в федеральном бюджете, налоговый потенциал области уменьшается еще на 544 млн руб.
     
     Нормативы налоговых отчислений должны быть дифференцированы по уровням бюджетной системы таким образом, чтобы их использование способствовало наращиванию налогового потенциала, оздоровлению региональных финансов, создавало заинтересованность органов регионального управления в концентрации финансовых ресурсов на приоритетные направления социально-экономического развития, предпосылки для финансовой самодостаточности и саморазвития территорий.
     
     Исходя из анализа структуры налогового потенциала, факторов, оказывающих влияние на его формирование, а также требований и возможностей действующего налогового законодательства на федеральном и региональном уровнях можно выделить следующие основные направления увеличения налоговой базы региона:
     
     1) реструктуризация кредиторской задолженности по налоговым платежам в бюджет, создание условий для повышения экономической эффективности работы реального сектора экономики, активизации процедур банкротства безнадежных должников.
     
     По состоянию на 1 декабря 2001 года суммарная кредиторская задолженность (с учетом кредитов и займов) предприятий области составила 50 млрд руб., что на 35,1 % больше уровня прошлого года и превышает дебиторскую задолженность в 2,9 раза. Общая величина просроченной накопленной дебиторской задолженности влечет недоплату налогов в бюджет, что существенно уменьшает налоговую базу Белгородской области;
     
     2) увеличение уровня собираемости налогов. Этот показатель характеризует эффективность работы налоговых органов и влияет на изменение налогового потенциала. За 2001 год этот показатель по платежам в бюджеты всех уровней составил 98,2 %, что выше на 10 % по сравнению с 2001 годом. Уровень собираемости налогов, поступающих в территориальный дорожный фонд в отчетном году, достиг всего лишь 82,2 %. С 1 января 2001 года ставка налога на пользователей автомобильных дорог уменьшена в 2,75 раза, отменен налог на приобретение автотранспортных средств. 80 % недоимки является нереальной к взысканию, что, безусловно, влечет уменьшение налоговой базы. Для снижения задолженности недоимщиков необходимо применять весь комплекс принудительных мер, предусмотренных действующим налоговым законодательством, включая блокировку расчетных счетов, принятие постановлений об обращении взыскания на имущество и арест имущества, инициирование банкротства предприятий;
     
     3) усиление информационно-разъяснительной работы с налогоплательщиками. С 1 января 2002 года произошли кардинальные изменения в механизме исчисления и уплаты налога на прибыль, формировании налоговой базы, ведении бухгалтерского и налогового учета. Целенаправленная и широкомасштабная разъяснительная работа с налогоплательщиками по применению этих налогов в свете требований НК РФ должна стать залогом достоверного и полного формирования налоговой базы налогов и обеспечения их собираемости;
     
     4) ужесточение контроля за предприятиями-экспортерами, предотвращение схем ухода от налогов, необоснованного возмещения НДС по "фиктивным" экспортным операциям. В данном случае более действенный и оперативный контроль возможен при взаимодействии налоговых органов с правоохранительными, таможенными и органами налоговой полиции.
     
     К сожалению, сегодня пока нельзя говорить об эффективном использовании имеющегося налогового потенциала области. В 2001 году количество организаций-экспортеров увеличилось в два раза, а сумма заявленного к возмещению НДС увеличилась по сравнению с 2000 годом только на 37,3 %;
     
     5) снижение задолженности по налоговым платежам в бюджет. К концу 2001 года задолженность по налоговым платежам в консолидированный бюджет составляла 15 % от фактически поступивших в течение года налогов и сборов, что почти вдвое ниже уровня 2000 года.
     
     Впервые за последние годы достигнуто сокращение недоимки, но при этом 63 % недоимки безнадежны к взысканию. В разрезе отраслей экономики недоимка распределяется следующим образом: на промышленные предприятия приходится 34 %, на строительство - 20 %, на сельское хозяйство - 13 %, на жилищно-коммунальное хозяйство - 7 %, на транспорт - 5 %;
     
     6) осуществление учета плательщиков имущественных налогов на основании данных БТИ, земельных комитетов и других организаций, создание компьютеризированного банка данных по всем плательщикам имущественных налогов. В области имеется значительное количество объектов, не получивших инвентарной оценки, значительное количество вновь возведенных строений, не зарегистрированных в органах технической инвентаризации. Задача налоговых органов - обеспечить максимально полный учет объектов недвижимости в целях налогообложения;
     
     7) создание благоприятных условий для инвесторов. Белгородская область является одним из первых регионов в Российской Федерации, где разработан и принят местный законодательный акт - "Закон об инвестициях на территории Белгородской области", который определяет основные принципы привлечения инвестиций, предусматривает налоговые льготы для привлечения в область как отечественных, так и зарубежных инвесторов. Администрацией области разработаны областные программы развития предприятий горно-металлургического комплекса, общего и сельскохозяйственного машиностроения, агропромышленного комплекса, утвержден перечень инвестиционных проектов, реализация которых способствует стабилизации и развитию экономики области, наращиванию финансового потенциала региона. На предприятиях горно-металлургического комплекса области с участием российских и зарубежных финансовых структур успешно реализуются проекты на общую сумму около 1 млрд долл. США по строительству завода металлизированных брикетов на Лебединском ГОКе и "Стана-350" на Оскольском электрометаллургическом комбинате, осваивается Яковлевское месторождение железных руд. Крупнейшими производителями продукции и услуг являются такие предприятия с иностранными инвестициями, как "Белцемент" (российско-панамское) - производство цемента, "Прайм-холдинг" (российско-американское) - производство продуктов питания, "ЕНХА" (российско-югославское) - производство измерительных приборов и др.;
     
     8) укрепление налоговой дисциплины налогоплательщиков. Для этого необходимо активизировать работу налоговых органов по вытеснению бартерных расчетов между предприятиями, неуклонно вести борьбу с экономическими преступлениями, уклонением от налогов, теневой деятельностью.