Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Перспективы электронных торгов в России

О перспективах развития электронных торгов и удостоверяющих центров, а также о том, что ждет участников электронных аукционов в 2012 году, Российскому налоговому порталу рассказал генеральный директор компании «Такском» Сергей Пушкин.

сергей_пушкин.jpg-Как прошел год с точки зрения развития электронных торгов для рынка в целом и для вашей компании в частности?

-В 2011 году свершилось одно важное законодательное нововведение – вступление в силу правил организации размещения государственных и  муниципальных заказов путем проведения аукционов в электронной форме, регламентируемых Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Согласно этим правилам государственные заказчики обязаны проводить все свои закупки в электронном виде на пяти федеральных электронных торговых площадках: РТС- тендер, Сбербанк- АСТ и т.п. Для участия в этих закупках организации, которые хотят выступать в роли поставщиков тех или иных видов работ, товаров и услуг, должны получить сертификат ЭЦП в аккредитованном удостоверяющем центре. Одним из таких удостоверяющих центров является УЦ «Такском».

Весь 2011 год проходила обкатка этого процесса. Минэкономразвития и ФАС России параллельно создавали дополнительную нормативную правовую базу для участников процесса проведения электронных торгов и удостоверяющих центров.

Мы,  в свою очередь, занимались развитием региональной сети: открывали точки выдачи сертификатов  в разных регионах России. Сейчас таких точек, где предприятия, желающие участвовать в торгах, могут приобрести сертификат ЭЦП, у нас уже более 60. Также УЦ «Такском» прошел авторизацию  в Ассоциации электронных торговых площадок. Теперь сертификаты, полученные в нашем УЦ, действуют на большинстве коммерческих торговых площадок, в том числе и на крупнейших,  таких, как B2B-center, Фабрикант, Аукционный конкурсный дом, и площадках, проводящих торги по банкротству. Это немаловажно, ведь электронные торги проводились и до вступления в силу поправок к Федеральному закону № 94-ФЗ, который касается лишь государственных заказчиков. Коммерческие организации гораздо раньше поняли, что проводить закупки в электронном виде удобнее и проще.

-Что ожидает участников электронных торгов в 2012 году?

-Очень многое.  Законодатель предполагает заменить систему размещения государственных и муниципальных заказов, организованную в соответствии с Федеральным законом № 94-ФЗ, на  федеральную контрактную систему. Новации затронут  не только проведение торгов. В сферу законодательного регулирования должен быть введен и процесс контроля за исполнением обязательств по контрактам. То есть федеральная контрактная система предполагает расширение области регулирования – от планирования закупок каждого государственного и муниципального заказчика, процесса проведения тендера до процесса исполнения контракта и оформления результата поставки товаров, выполнения работ и оказания услуг (итоговой отчетности). Можно ожидать увеличения объемов электронного документооборота между заказчиками, поставщиками и площадками.

Есть предпосылки, что будет установлена некая пороговая  сумма контракта:  если планируемая сумма закупки будет составлять более 1 млн рублей, то государственные заказчики обязаны будут провести аукцион в электронном виде, если менее,  то на выбор, можно в электронном виде, а можно как раньше, «на бумаге».

-То есть работы у вас станет меньше?

-Нет, не станет. Торги по государственному и муниципальному заказу – это только один аспект. Но есть и другие виды электронных торгов.
С 1 января 2012 года вступил в силу Федеральный закон от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».  Он регулирует сферу проведения обязательных торгов в электронном виде помимо системы государственного и муниципального заказов.

При этом закон вовлекает в процесс электронной торговли ряд коммерческих предприятий. Речь идет о компаниях, в которых доля государства составляет более 50 %, государственных корпорациях, ФГУП и МУП, предприятиях обеспечения жизнедеятельности федерального масштаба, монополистах, включая региональный и муниципальный уровни и др. Скажем, если какая-то котельная (на 100 % коммерческая организация) – единственная в каком-то населенном пункте, то она также подпадает под сферу регулирования данного закона.

По оценке ФАС, порядка 400-500 тысяч предприятий (в дополнение к уже действующим участникам) будут обязаны проводить закупки в электронном виде. Также будет  определен перечень товаров, работ, услуг, которые необходимо будет закупать через электронные площадки. Скорее всего, это будут профильные товары, оборудование, оргтехника, топливо, энергоносители и т.д. В любом случае количество участников электронных торгов существенно возрастет.

-Что в связи с этим предстоит изменить в своей работе удостоверяющим центрам?

-Все это предъявляет дополнительные требования к удостоверяющим центрам, чтобы они могли освоить нарастающий поток операций. Это также предъявляет  требования к информационным системам и технологическому обеспечению. Потребуются инвестиции в оборудование, которое сможет повысить пропускную способность инфраструктуры УЦ.

Конечно, для нас это расширение. Причем вовлечение новых участников будет происходить постепенно, так что мы сможем плавно освоить растущий объем операций. По закону № 223-ФЗ первый квартал 2012 года – это подготовка к новому этапу, во втором квартале в электронный процесс вовлекаются госкорпорации, в третьем – ФГУПы, МУПы, монополисты, в четвертом – остальные предприятия федерального уровня.

-Сложно представить развитие юридически значимого электронного документооборота, в том числе и систем электронных торгов, без использования ЭЦП. Какие перспективы применения ЭЦП вы видите в ближайшие годы? Какие законодательные новшества нас ждут?

-С  1 июля 2012 года вступит в силу Федеральный закон от 6 апреля 2011 года № 63-ФЗ «Об электронной подписи».  Документом вводится понятие квалифицированной подписи. Требования к УЦ, работающим с квалифицированной подписью, ужесточатся. Будут разработаны правила аккредитации в Минсвязи, установлена финансовая ответственность.

Думаю, на рынке останутся те игроки, которые хорошо зарекомендовали себя. Более того, удостоверяющие центры часто подвергаются проверкам. В прошлом году часть УЦ пострадала от карающих санкций, один игрок даже ушел с рынка. Действительно, зачастую очень накладно выполнять все нормативные требования, все формальные процедуры, но это обязательно, иначе деятельности УЦ может грозить печальный финал.

-А сколько всего УЦ работает в России?

-Порядка 700. Но они все очень разные.

-Прослеживается ли уже тенденция консолидации?

-Я бы не сказал. Наступил момент, когда стало понятно, что УЦ не так легко работать на массовом рынке.  Есть УЦ, обслуживающие какое-то ведомство, предприятие, – это один вариант бизнеса. Он довольно простой, но и доходы в этом случае ограничены. На массовом же рынке не все так просто.
Представьте себе огромное количество контрагентов в разных регионах, из разных сфер деятельности, – все они используют сертификаты электронных ключей, изготовленные для различных информационных систем .  У пользователей  могут возникать технические сложности, проблемы с совместимостью различных программных средств, которые нелегко однозначно диагностировать быстро.

Не все сразу готовы работать с ЭЦП, не всегда хватает умений и навыков. Для того чтобы избежать таких проблем, в «Такскоме» работает круглосуточный информационно-технический центр, который обрабатывает звонки от пользователей.

Кроме того, ключи надо менять каждый год, то есть удостоверяющему центру необходимо иметь мощности для обработки запросов на ежегодную плановую замену ключей и сертификатов ключей.

Бизнес растет, но не так быстро. Чтобы преуспеть на рынке, необходимо хорошее техническое оснащение, технологии и т.д.  Это понимание начинает приходить ко всем  участникам рынка. Раньше у каждого банка был свой УЦ, у каждого крупного провайдера – свой. Сейчас же все больше организаций склонны прибегать к услугам уже работающих на рынке УЦ, со своим оборудованием, трафиком, удовлетворяющих лицензионным требованиям (УЦ должны иметь лицензию ФСБ), в том числе и  для организации внутреннего электронного документооборота.

-В чем вы видите развитие бизнеса для своей компании и в целом для рынка?

-В 2011 году мы открыли точки выдачи сертификатов ключей подписи почти во всех регионах страны. В этом году мы продолжим расширять нашу партнерскую сеть. Сертификат ЭЦП, изготовленный удостоверяющим центром «Такском», можно будет получить в любом регионе страны.
Рынок непременно будет расти. Электронные торги очень скоро плотно войдут в нашу жизнь. Электронный документооборот с контролирующими органами так же сначала вызывал вопросы, а сегодня уже более 60 % бухгалтерской и налоговой отчетности представляется в электронном виде. И электронные торги станут нормой, как интернет-магазины, скажем. Ведь сегодня многие товары проще и дешевле купить в Интернете. Здесь намечаются точно такие же тенденции – внедрение в массы.

Кстати, в новом законе об ЭЦП прослеживается попытка упростить использование электронной подписи. Для некоторых операций нет необходимости (и это даже избыточно сложно) использовать ЭЦП такой, какой она является сейчас. Достаточно, скажем, логина и пароля.  Пока нет перечня операций, для которых будет необходима квалифицированная электронная подпись, и тех операций, для которых подойдут и более простые варианты.  Но скоро, будем надеяться, законодатель его разработает. В ближайшее время поле применения ЭЦП, безусловно, будет только расти. Мы убеждены, что услуги УЦ будут стремительно развиваться.