Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

2012 год. Новый вид налоговой проверки.

2012 год. Новый вид налоговой проверки.

Подготовлено "Аудит Груп"

Специально для "Налогового Вестника"       

С 1 января 2012 г. вступил в силу Федеральный Закон от 18 июля 2011 г. № 227-ФЗ (далее - Закон), на основании которого в НК РФ  включен новый раздел, регулирующий вопросы трансфертного ценообразования.

Закон определяет новые  критерии  взаимозависимости лиц для целей налогообложения, дает понятие контролируемых сделок, общие положения о ценах и методах, используемых при определении сопоставимости рыночных цен.

Одно из нововведений Закона  -  появление самостоятельного вида мероприятий налогового контроля. Помимо выездных и камеральных проверок налоговые органы будут производить проверку полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.

Организационные вопросы проведения налоговой проверки

Новый вид налоговой проверки проводится федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по месту его нахождения, т.е. уполномоченным органом для осуществления таких проверок является ФНС России.

При этом контроль соответствия цен, примененных в контролируемых сделках, рыночным ценам не может быть предметом выездных и камеральных проверок территориальных налоговых органов.

Основание  для проверки

Проверка проводится на основании:

*уведомления о контролируемых сделках, которые налогоплательщики предоставляют самостоятельно;

*извещения территориального налогового органа, проводящего выездную или камеральную проверку налогоплательщика;

*информации о выявлении контролируемой сделки в результате проведения ФНС России повторной выездной налоговой проверки в порядке контроля за деятельностью налогового органа, осуществлявшего проверку

Процедура  проведения проверки

Процедура оформления, назначения и реализации проверки цен в целом схожа с выездной налоговой проверкой.

Проверка проводится должностными лицами ФНС, на основании решения его руководителя (заместителя руководителя) о проведении проверки.

Период охвата проверкой может составлять не более 3 календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

Необходимые документы могут быть истребованы в порядке, установленном ст. 93-97 НК РФ, т.е. ФНС вправе истребовать документы  у проверяемого налогоплательщика, а также у участников проверяемых сделок, проводить экспертизу, привлекать необходимых специалистов и переводчиков.

Проверка проводится в срок, не превышающий шесть месяцев. В исключительных случаях указанный срок может быть продлен до 12 месяцев по решению руководителя.

Кроме того, увеличение срока проверки сверх 12 месяцев возможно в случае необходимости получения информации от иностранных государственных органов либо проведения экспертиз и (или) перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке. Увеличение срока в этом случае – на срок 6 месяцев.

Если в течение этих 6 месяцев ФНС не будет получена запрашиваемая от иностранных государственных органов информация, проверка может быть продлена еще на 3 месяца.

Исходя из вышесказанного, максимальный срок проведения проверки может составлять 21 месяц.

 Обращаем Ваше внимание: ФНС не вправе проводить две и более проверки в отношении одной сделки (группы однородных сделок) за один и тот же календарный год.

При этом проведение проверки в отношении сделки, совершенной в налоговом периоде, не препятствует проведению выездных и (или) камеральных налоговых проверок за этот же налоговый период.

Результат проверки

По окончании проверки  ФНС составляется справка о проведении проверки, которая вручается проверяемому лицу или его представителю.

В случае если во время проверки налоговым органом выявлены факты отклонения цены, примененной в сделке, от рыночной, то в  течение двух месяцев с даты окончания проверки составляется акт.

Если налогоплательщик не согласен с фактами, изложенными в акте проверки, он в течение  20 рабочих дней с даты получения акта может представить свои возражения в налоговый орган.

Санкции

Порядок привлечения к ответственности за неуплату или неполную уплату налогов в результате не соответствия рыночного уровня примененных цен по контролируемым сделкам  рыночным ценам по неконтролируемым сделкам определен  пунктом 9 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 227-ФЗ.

При вынесении решений о доначислении налогов за налоговые периоды 2012 - 2013 годов налоговая санкция, предусмотренная пунктом 1 статьи 129.3 Налогового кодекса Российской Федерации, не применяется.

С 2014 года,  в случае неуплаты или неполной уплаты сумм налога в результате применения «нерыночных» цен, взимается штраф в размере 20% от неуплаченной суммы налога,  а с 2017 года - в размере 40% от неуплаченной суммы налога, но не менее 30 000 рублей.

Симметричные корректировки

Особенностью такого вида налоговой проверки является то, что ее результаты  касаются не только налогоплательщика, в отношении которого проводилась проверка, но и налогоплательщиков, являющихся другими сторонами контролируемой сделки.

Закон предусматривает возможность проведения симметричных корректировок для тех случаев, когда налоговый орган в ходе проверки одной из сторон контролируемых сделок установил несоответствие примененной цены в сделке со взаимозависимым лицом уровню рыночных цен. В этом случае вторая сторона контролируемой сделки вправе самостоятельно провести симметричные корректировки.

Симметричные корректировки проводятся только в том случае, если решение ФНС о доначислении налога исполнено налогоплательщиком, в отношении которого проводилась соответствующая проверка.  

Симметричные корректировки осуществляются на основании уведомления ФНС России о возможности симметричных корректировок.

Как подготовиться к проверке

Рекомендуем в начале 2012 года в целях снижения налоговых рисков разработать план основных мероприятий по подготовке компании и (или) группы компаний к вступлению Закона в силу:

*выявить взаимозависимые лица в соответствии с критериями, установленными Законом;

*провести инвентаризацию сделок,  которые могут быть признаны контролируемыми;

определить методы обоснования соответствия цен по контролируемым сделкам рыночному уровню;

*определить источники информации, которые могут быть использованы для определения уровня рыночных цен;

*сопоставить интервал рыночных цен на реализуемые компанией товары (работы, услуги), с ценами, приемлемыми с точки зрения требований таможенных и (или) антимонопольных органов и одновременно учитывающими требования отраслевого законодательства.