Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Анализ основных направлений российской денежно-кредитной политики в 2012 году и на период 2013 и 2014 годов

Анализ основных направлений российской денежно-кредитной политики в 2012 году и на период 2013 и 2014 годов

 

Комментарий

 

М. Беспалов

заместитель главного бухгалтера ТГУ им. Г.Р. Державина",

к.э.н.,

доцент

 

Центральный банк РФ 28 октября опубликовал свое видение денежно-кредитной политики на ближайшие три года. Рассмотрим более подробно основные моменты данного документа.

 

Как и в прошлые годы, одной из основных задач ЦБ РФ является сдерживание инфляции. Так, политика Банка России будет сосредоточена на последовательном снижении инфляции, а в более отдаленной перспективе - на поддержании стабильно низких темпов роста цен (стабильности цен). В рамках выбранной стратегии ставится задача снизить инфляцию до 4-5% в годовом выражении в 2014 году. Однако в условиях внешнеэкономической нестабильности данная цель выглядит сложно достижимой и во многом носит декларативный характер.

 

В своем прогнозе ЦБ РФ отмечает, что международные финансовые институты и экономические организации прогнозируют продолжение роста мировой экономики в 2012 году и в перспективе до 2014 года. Темпы роста производства товаров и услуг в мире в 2012 году, по прогнозу МВФ, как и в 2011 году, составят 4%. Тем не менее, неустойчивый характер восстановления экономики США и нестабильное состояние государственных финансов ряда зарубежных стран создают риски менее благоприятного развития экономических тенденций в мире в среднесрочной перспективе.

 

Основным моментом в документе, опубликованном ЦБ РФ, который носит практический характер, является рассмотрение трех вариантов условий проведения денежно-кредитной политики в 2012-2014 годах. В основу сценариев положена различная динамика цен на нефть.

 

В рамках первого варианта Банк России предполагает снижение в 2012 году среднегодовой цены на российскую нефть сорта "Юралс" на мировом рынке до 75 долл. США за баррель. В этих условиях в 2012 году реальные располагаемые денежные доходы населения могут увеличиться на 3,9%, инвестиции в основной капитал - на 4,2%. Прирост ВВП ожидается на уровне 3,3%. Таким образом, ЦБ РФ даже в условиях снижения цен на углеводороды считает, что основные экономические показатели в стране, в т.ч. благосостояние населения, будут расти.

 

В качестве второго варианта ЦБ РФ рассматривает прогноз российского правительства, взятый за основу для разработки параметров федерального бюджета на 2012-2014 годы. Предполагается, что в 2012 году цена на российскую нефть может составить 100 долл. США за баррель. Согласно этому варианту в 2012 году увеличение реальных располагаемых денежных доходов населения прогнозируется на уровне 5%. Темп прироста инвестиций в основной капитал может ускориться до 7,8%. В этих условиях объем ВВП может возрасти на 3,7%. В результате реализации второго варианта денежно-кредитной политики также прогнозируется рост всех экономических показателей.

 

В рамках третьего варианта Банк России предполагает повышение в 2012 году цены на нефть сорта "Юралс" до 125 долл. США за баррель. При этом прирост инвестиций в основной капитал может составить 8,7%, прирост реальных располагаемых денежных доходов населения - 5,2%. Увеличение объема ВВП предполагается на уровне 4,7%.

 

В целом все три варианта носят исключительно позитивный характер и полностью опираются на стоимость нефти. ЦБ РФ также делает базовый прогноз платежного баланса на 2012-2014 годы, который составлен исходя из предположения, что цена на нефть сорта "Юралс" будет оставаться относительно стабильной (в пределах 97-101 долл. США). В первом и третьем вариантах учитывается вероятность отклонения цен от указанного диапазона на 25% в большую и меньшую сторону.

 

Так, согласно первому варианту прогноза при уменьшении средней цены на российскую нефть до 75 долл. США за баррель в 2012 году ожидается существенное снижение профицита счета текущих операций платежного баланса до 11,3 млрд долл. США. Вследствие опережающего сокращения экспорта по сравнению с импортом положительное сальдо баланса торговли товарами и услугами уменьшится до 69,7 млрд долл. США. В соответствии со вторым вариантом прогноза умеренное ухудшение ценовой конъюнктуры топливно-энергетического рынка обусловит менее масштабное сокращение профицита счета текущих операций и активного сальдо баланса товаров и услуг - до 36,5 и 101,9 млрд долл. США. В условиях благоприятной ценовой конъюнктуры внешней торговли, соответствующей третьему варианту, положительные сальдо счета текущих операций (72,5 млрд долл. США) и баланса товаров и услуг (141,8 млрд долл. США) не превысят значений 2011 года. Таким образом, даже при благоприятном ценообразовании на нефтяном рынке Банк России не прогнозирует ускорения роста платежного баланса по сравнению с 2011 годом.

 

Кроме того, ЦБ РФ прогнозирует, что в 2012 году при первом и втором вариантах прогноза интенсивность прироста внешних обязательств экономики позволит в большей степени, чем в 2011 году, компенсировать инвестиции за рубеж, что будет способствовать уменьшению нетто-оттока частного капитала до 25 и 10 млрд долл. США соответственно; третий вариант предусматривает уравновешенные трансграничные потоки частного капитала. В результате Банк России предполагает увеличение зарубежного кредитного портфеля в экономике России.

 

ЦБ РФ отмечает, что при первом варианте валютные резервы уменьшатся на 14,9 млрд долл. США, а при втором и третьем - увеличатся на 26 и 72,5 млрд долл. США соответственно.

 

В соответствии со сценарными условиями функционирования экономики России и основными параметрами прогноза социально-экономического развития страны на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов Правительство РФ и Банк России определили задачу снизить инфляцию в 2012 году до 5-6%, в 2013 году - до 4,5-5,5%, в 2014 году - до 4-5% (из расчета декабрь к декабрю предыдущего года). Указанной цели в отношении инфляции на потребительском рынке соответствует базовая инфляция на уровне 4,5-5,5% в 2012 году, 4-5% в 2013 году и 3,5-4,5% в 2014 году. В зависимости от вариантов прогноза темп прироста денежного агрегата М2 в 2012 году может составить 12-20%, в 2013 году - 16-19%, в 2014 году - 17-20%.

 

ЦБ РФ прогнозирует, что темп прироста денежной базы в узком определении, рассчитанный исходя из необходимости достижения целевых показателей по инфляции и соответствующий оценкам динамики экономического роста, в зависимости от сценарных вариантов может составить в 2012 году 9-16%, в 2013 году - 12-14%, в 2014 году - 13-15%.

 

Важно подчеркнуть, что в соответствии с бюджетными проектировками в предстоящий трехлетний период ожидается формирование дефицита федерального бюджета в 2012-2014 годах. Планируется, что в среднесрочной перспективе финансирование дефицита федерального бюджета будет осуществляться преимущественно за счет расширения объема внутренних заимствований и поступлений от приватизации. При этом предполагается увеличить остатки средств Резервного фонда в 2012-2014 годах. Таким образом, на ближайшие три года прогнозируется формирование дефицитного бюджета, что подчеркивает реальную сложность экономической ситуации в стране.

 

В результате формирование цен на нефть ниже уровня, заложенного в проекте бюджета на 2012-2014 годы, повышает уязвимость бюджета в кризисных ситуациях. При сохранении расходов федерального бюджета в объеме, предусмотренном в бюджетных проектировках, дефицит федерального бюджета в рамках указанного варианта в 2012-2014 годах может составить около 4% ВВП. Необходимость его финансирования может привести к существенному расходованию средств суверенных фондов, а также масштабному наращиванию объема государственных заимствований, что будет сопровождаться ростом цены последних и увеличением расходов на обслуживание государственного долга. При этом значительный рост заимствований на внутреннем рынке может привести к вытеснению кредита реальному сектору экономики, а рост внешних заимствований - к притоку краткосрочного капитала. Банк России фактически прогнозирует развитие экономического кризиса в стране, а как следствие - дефицитность федерального бюджета и общий рост государственного долга.

 

ЦБ РФ уточняет, что основные параметры денежно-кредитной политики в предстоящий трехлетний период будут определяться развитием ситуации на внешних рынках, соотношением между уровнем ставок на внутреннем и внешнем рынках, степенью жесткости бюджетной политики и ходом реализации экономических реформ. Показатели денежной программы не являются жестко заданными и могут быть уточнены при изменении экономической конъюнктуры и отклонении фактических значений от исходных условий формирования вариантов развития экономики. Отметим, что основной задачей курсовой политики на 2012 год и период 2013-2014 годов является последовательное сокращение прямого вмешательства Банка России в курсообразование и создание условий для перехода к режиму плавающего валютного курса. В свою очередь, в рамках внедрения новых международных требований к качеству и достаточности капитала, поддержанию необходимого уровня ликвидности, предусмотренных документами БКБН (Базель III) в 2010 году, поддержанными "Большой двадцаткой" на саммите в Сеуле в ноябре 2010 года, Банк России проведет работу:

 

- по внесению изменений в нормативную базу в части пересмотра структуры регулятивного капитала и введения требований к достаточности компонентов капитала;

 

- по установлению требований к формированию буферов капитала, введению показателя "леверидж", определяемого как отношение величины капитала к совокупной величине активов и внебалансовых позиций без учета уровня риска по ним;

 

- по введению двух нормативов ликвидности: показателя краткосрочной ликвидности, определяемого как отношение ликвидных активов к чистому оттоку денежных средств в ближайшие 30 дней в условиях рыночного стресса, и показателя чистого стабильного фондирования, определяемого как отношение имеющихся в наличии стабильных источников фондирования сроком не менее одного года к необходимому объему такого фондирования в условиях стресса.

 

Таким образом, в ближайшие три года будет происходить совершенствование банковского законодательства, формирование новых показателей в целях получения более достоверной информации о ситуации в банковской сфере.

 

Банк России в принятой им денежно-кредитной политике подчеркивает, что реализация курса на интеграцию в мировой финансовый рынок должна осуществляться с учетом национальных интересов, реального уровня развития и конкурентоспособности российского банковского сектора. В качестве необходимой меры поддержания конкурентоспособности российских банков на внутреннем рынке банковских услуг останется запрет на открытие филиалов иностранных банков, в связи с чем продолжится участие Банка России в разработке соответствующего федерального закона.

 

Кроме того, в 2012-2014 годах в ходе инспекционной деятельности Банка России особое внимание будет уделяться проверкам кредитных организаций, системно значимых для банковского сектора России и ее субъектов, а также кредитных организаций, ведущих высокорискованную деятельность, и кредитных организаций, деятельность которых недостаточно транспарентна. При этом в ходе проверок основное внимание будет уделяться оценке рисков банков (кредитного и рыночного рисков, риска потери ликвидности и риска концентрации, в т.ч. на бизнес собственников) и систем управления ими, а также выявлению сомнительных операций.

 

В целом, несмотря на декларативный характер документа, принятого ЦБ РФ, исходя из представленной в нем информации можно сделать определенные выводы:

 

- экономическое положение в стране, как и в прошлые годы, будет зависеть от стоимости нефти на мировых рынках;

 

- разработано три варианта условий проведения денежно-кредитной политики, при этом даже при высоких ценах на энергоресурсы темпы роста экономики России не достигнут в 2012 году уровня 2011 года;

 

- федеральный бюджет в 2012-2014 годах прогнозируется с дефицитом до 4%;

 

- ожидается рост государственных заимствований для покрытия дефицита бюджета.

 

Таким образом, развитие мирового кризиса окажет значительное влияние на экономическое положение в нашей стране, и реальное развитие российской экономики напрямую зависит от стоимости барреля нефти сорта "Юралс".