Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Вопросы-ответы

Вопросы-ответы

 

На вопросы отвечает ведущий эксперт-консультант по налогообложению ООО "ЭЛКОД", специалист в области налогообложения, преподаватель курсов обучения налоговых консультантов и профессиональных бухгалтеров Н. Самкова.

 

Самкова Н.

 

     Физическое лицо, сотрудничающее с организацией по договору подряда, направляется в командировку. Можно ли в данном случае учесть командировочные расходы в целях налогообложения прибыли?

 

В соответствии со ст. 166 ТК РФ служебная командировка - это поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.

 

В приведенном определении фигурируют такие субъекты, как работодатель и работник. В силу положений ст. 20, 56 ТК РФ работодатель и работник являются сторонами трудового договора. Поэтому о командировке можно говорить только в том случае, если соответствующая поездка осуществляется в рамках трудовых отношений. Это же следует из п. 2 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утв. #M12291 902123264постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 N 749#S, на основании ч. 2 ст. 166 ТК РФ.

 

Если же в поездку направляется лицо, с которым у организации заключен гражданско-правовой договор, то такая поездка командировкой не является. Такая же точка зрения изложена и в письмах Минфина России от 19.12.2006 N 03-03-04/1/844, от 16.10.2007 N 03-03-06/1/723.

 

Таким образом, командировочные расходы, начисленные и выплаченные физическому лицу, с которым заключен договор подряда, при исчислении налога на прибыль в расходы принять нельзя.

 

В то же время поездка сотрудника, с которым заключен договор подряда, в другую местность может быть необходима для выполнения его обязанностей по договору. Согласно #M12293 0 9027703 0 0 0 0 0 0 0 344654575ст. 709 ГК РФ#S оплата по договору подряда может включать компенсацию издержек исполнителя и причитающееся ему вознаграждение. При этом под издержками понимаются материальные и финансовые затраты исполнителя, непосредственно связанные с предметом договора. Поэтому если возникает необходимость направить такого сотрудника в другую местность для выполнения работы, то в договоре подряда в обязательном порядке указывается на возможность таких поездок и возмещение заказчиком фактически произведенных затрат, связанных с поездкой.

 

Согласно #M12293 1 9027690 0 0 0 0 0 0 0 396952359ст. 450 ГК РФ#S внести в договор необходимые условия можно и после его заключения, оформив и подписав дополнительное соглашение. Четкого перечня расходов, которые заказчик может возместить исполнителю, #M12291 9027690ГК РФ#S не содержит, но т.к. в ст. 709 речь идет о компенсации издержек исполнителя, то можно сделать вывод о том, что возмещаются любые расходы, реально понесенные сотрудником при поездке в другую местность.

 

Таким образом, к возмещаемым затратам могут быть отнесены: расходы на наем жилья; проезд; сборы за услуги аэропортов; обязательные страховые и комиссионные сборы; расходы на проезд в аэропорт, на вокзал в местах отправления, назначения или пересадок; расходы на провоз багажа; расходы на бензин, стоянку автомашины и др. Выплата суточных по гражданско-правовому договору не производится, этот вид компенсации предусмотрен только для штатных работников.

 

Следует помнить, что расходами признаются затраты, экономически обоснованные, документально подтвержденные и направленные (как и сами выполненные работы по договору подряда) на получение дохода (#M12293 0 901765862 0 0 0 0 0 0 0 345899774п. 1 ст. 252 НК РФ#S). Перечень расходов, установленный в #M12291 901714421НК РФ#S, не ограничен. Согласно подп. 49 #M12293 1 901765862 0 0 0 0 0 0 0 346292989п. 1 ст. 264 НК РФ#S "другие расходы, связанные с производством и (или) реализацией". Следовательно, и компенсация издержек подрядчика, которая включена в условия договора подряда, учитывается при исчислении налога на прибыль.

 

Эта позиция не вызывает согласия налоговых органов. Но тем не менее подтверждена арбитражной практикой: постановления ФАС Московского округа от 21.09.2009 N КА-А40/9252-09 по делу N А40-69990/08-126-303 и др. Следовательно, организации смогут учесть в расходах поездки физических лиц, с которыми заключен договор подряда, но не как командировочные, а как иные прочие расходы.

 

В служебные обязанности работника строительной организации входит проведение встреч с потенциальными инвесторами, в т.ч. в соседних регионах. Встречи, как правило, проводятся в кафе, ресторанах. Можно ли расходы на проведение этих встреч учесть как представительские для целей налогообложения прибыли? Каков порядок их документального оформления?

 

Подпункт 22 #M12293 2 901765862 0 0 0 0 0 0 0 346292989п. 1 ст. 264 НК РФ#S позволяет учесть в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, представительские расходы, связанные с официальным приемом и обслуживанием представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и поддержания сотрудничества, в порядке п. 2 данной статьи. #M12293 3 901765862 0 0 0 0 0 0 0 346358526Пункт 2 ст. 264 НК РФ#S к представительским относит расходы:

 

- на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) для представителей других организаций, а также официальных лиц организации-налогоплательщика, участвующих в переговорах;

 

- транспортное обеспечение доставки этих лиц к месту проведения представительского мероприятия и (или) заседания руководящего органа и обратно;

 

- буфетное обслуживание во время переговоров;

 

- оплату услуг переводчиков, не состоящих в штате налогоплательщика, по обеспечению перевода во время проведения представительских мероприятий.

 

Деловые переговоры могут иметь официальный и неофициальный характер. В #M12293 4 901765862 0 0 0 0 0 0 0 346358526пункте 2 ст. 264 НК РФ#S речь идет только об официальном приеме. Поэтому если встреча представителей двух организаций носит не официальный, а личный характер, то возникающие в связи с такой встречей затраты нельзя отнести к представительским расходам (письма Минфина России от 16.11.2009 N 03-03-06/1/759, УФНС России по г. Москве от 16.05.2006 N 20-12/41851).

 

В письме УФНС России по г. Москве от 23.12.2005 N 20-12/95338 разъяснено, что если проведенные мероприятия (ужин в ресторане) не носят официального характера либо отсутствуют документы, подтверждающие проведение официальных деловых переговоров, расходы на их проведение не учитываются для целей налогообложения прибыли.

 

Официальный характер приема должен подтверждаться соответствующими документами. По мнению контролирующих органов, такими документами являются:

 

- приказ руководителя организации о проведении соответствующего представительского мероприятия;

 

- программа (план) представительских мероприятий с указанием целей, места и сроков;

 

- утвержденный список официальных лиц, участвующих в мероприятиях, как со стороны принимающей организации, так и со стороны приглашенных партнеров;

 

- смета представительских расходов;

 

- первичные документы, в т.ч. в случае использования приобретенных на стороне товаров для представительских целей, оплаты услуг сторонних организаций;

 

- отчет (акт) по результатам проведенных представительских мероприятий, утвержденный руководителем организации, в котором отражаются:

 

1) цель представительских мероприятий и результаты их проведения;

 

2) дата и место проведения мероприятия;

 

3) программа мероприятий;

 

4) состав приглашенной делегации;

 

5) участники принимающей стороны;

 

6) расходы на представительские цели.

 

Если официальный прием планируется провести в ходе командировки сотрудника, то это должно быть видно из приказа о направлении работника в командировку, из служебного задания и отчета о его выполнении. По мнению Минфина России, наличие приказа (распоряжения) о направлении работника в командировку и служебного задания определяется внутренним документооборотом организации и для документального подтверждения расходов в целях налогообложения прибыли организаций не является обязательным (письма Минфина России от 14.09.2009 N 03-03-05/169 и ФНС России #M12291 902187663от 25.11.2009 N МН-22-3/890#S). Вместе с тем в рассматриваемой ситуации наличие указанных документов поможет организации подтвердить официальный характер приема и экономическую обоснованность произведенных расходов. Следовательно, если у организации будут в наличии все эти документы, она сможет учесть расходы на проведение этих встреч как представительские.

 

Сотрудник организации после возвращения из командировки не представил авансовый отчет в течение трех рабочих дней. Возникает ли доход у работника, который не отчитался по выданному авансу?

 

На практике часто возникают ситуации, когда работник, возвратившись из командировки, в установленный срок не отчитывается по денежному авансу, выданному ему перед отъездом.

 

Это может привести к тому, что налоговые органы включат неиспользованные и невозвращенные суммы в облагаемый НДФЛ доход недобросовестного сотрудника, а организация получит в акте проверки замечание о нарушении Порядка ведения кассовых операций и установленных правил расчетов с подотчетными лицами. Но, несмотря на то что сотрудник не отчитался в срок, право собственности на полученную под отчет сумму к нему не переходит. Следовательно, эта сумма не является его доходом и с нее не нужно удерживать НДФЛ (#M12293 5 901714421 0 0 0 0 0 0 0 295568065ст. 41#S и #M12293 6 901765862 0 0 0 0 0 0 0 343737073210 НК РФ#S).

 

Однако часто налоговые инспекторы на местах склоняются к тому, что организация должна удержать НДФЛ с суммы аванса, за которую работник не отчитался в срок. Поэтому они могут доначислить НДФЛ, если авансовый отчет был составлен позже установленного срока.

 

Нужно учесть, что подотчетные суммы, не подтвержденные документами и не возвращенные в срок, это не доход работника, а его задолженность перед организацией. Такую задолженность организация в установленном законом порядке имеет возможность удержать из его заработной платы, взыскать с него в судебном порядке. Доходом сотрудника указанная задолженность может стать только в случае прощения долга. Из #M12293 7 901765862 0 0 0 0 0 0 0 343343852гл. 23 НК РФ#S также не следует, что неподтвержденные авансы у подотчетных лиц являются их материальной выгодой. Аналогичные разъяснения даны в письмах Федеральной службы по труду и занятости РФ от 11.03.2009 N 1144-ТЗ и #M12291 902058754от 09.08.2007 N 3044-6-0#S. К такому же выводу приходят суды (постановления ФАС Уральского округа от 19.08.2004 N Ф09-3354/04-АК и ФАС Центрального округа от 08.01.2004 N А54-2875/03-С21).

 

В данной рубрике вниманию читателей представлены ответы специалистов в области налогообложения на актуальные вопросы налогоплательщиков. В этом номере вопросы связаны с применением системы в виде ЕНВД.

 

На вопросы отвечает советник Минфина России Т. Замятина.

 

ЕНВД и ИП: ремонт и обслуживание автотранспортных средств

 

Индивидуальный предприниматель занимается несколькими видами деятельности: ремонтом и техническим обслуживанием автотранспортных средств, розничной торговлей товаров для автотранспортных средств, предоставлением мест для стоянки автотранспортных средств, автотранспортными перевозками. Для каждого вида деятельности ведется раздельный учет хозяйственных операций. В трудовом договоре, заключаемом ИП с нанимаемыми работниками, указывается конкретная должность каждого работника, например водитель автомобиля (относится к деятельности по перевозкам грузов), или менеджер по сбыту (относится к розничной торговле через магазин), или сторож (относится к деятельности по хранению на стоянке автотранспортных средств). Как правильно вычислить физический показатель "количество работников, включая индивидуального предпринимателя" для расчета ЕНВД в сфере предоставления услуг по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортных средств?

 

#M12293 0 901765862 0 0 0 0 0 0 0 397935400Статьей 346.26 Налогового кодекса РФ#S установлено, что система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в отношении видов предпринимательской деятельности, установленных #M12293 1 901765862 0 0 0 0 0 0 0 397935400п. 2 ст. 346.26 НК РФ#S, в т.ч. в отношении оказания услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств.

 

В соответствии с #M12293 2 901765862 0 0 0 0 0 0 0 398721842п. 3 ст. 346.29 НК РФ#S для исчисления суммы единого налога на вмененный доход в отношении предпринимательской деятельности в сфере оказания услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств следует использовать физический показатель базовой доходности "количество работников, включая индивидуального предпринимателя".

 

При этом #M12293 3 901765862 0 0 0 0 0 0 0 398328620ст. 346.27 НК РФ#S определено, что под количеством работников понимается среднесписочная (средняя) за каждый календарный месяц налогового периода численность работающих с учетом всех работников, в т.ч. работающих по совместительству, договорам подряда и другим договорам гражданско-правового характера.

 

Согласно п. #M12293 4 901765862 0 0 0 0 0 0 0 3979354006 ст. 346.26 НК РФ#S при осуществлении нескольких видов предпринимательской деятельности, подлежащих обложению единым налогом на вмененный доход в соответствии с #M12293 5 901765862 0 0 0 0 0 0 0 397804327гл. 26.3 НК РФ#S, учет показателей, необходимых для исчисления налога, ведется раздельно по каждому виду деятельности.

 

В то же время порядок распределения численности работников административно-управленческого персонала и общехозяйственного персонала при осуществлении налогоплательщиками нескольких видов предпринимательской деятельности, подлежащих обложению ЕНВД, #M12291 901714421НК РФ#S не определен.

 

В этой связи общая среднесписочная численность работников административно-управленческого и общехозяйственного персонала (АУП) распределяется исходя из среднесписочной численности АУП, приходящейся в среднем на одного работника, непосредственно занятого в осуществлении деятельности (включая индивидуального предпринимателя), и среднесписочной численности работников, занятых в деятельности, по которой при исчислении ЕНВД используется физический показатель базовой доходности "количество работников, включая индивидуального предпринимателя".

 

Таким образом, физический показатель "количество работников, включая индивидуального предпринимателя" налогоплательщиком определяется как отношение численности административно-управленческого и общехозяйственного персонала к численности работников, включая индивидуального предпринимателя, без учета административно-управленческого и общехозяйственного персонала, умноженное на количество работников, оказывающих услуги по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств.

 

Полученный результат складывается с численностью работников (включая индивидуального предпринимателя), оказывающих услуги по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств.

 

Одновременно следует учитывать, что в соответствии с #M12293 6 901765862 0 0 0 0 0 0 0 398721842п. 11 ст. 346.29 НК РФ#S значения физических показателей указываются в целых единицах.

 

Пример расчета:

 

- индивидуальный предприниматель - 1 человек;

 

- АУП (бухгалтеры, уборщицы и т.п.) - 4 человека;

 

- работники, занятые в розничной торговле, - 5 человек;

 

- работники, оказывающие услуги по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств, - 5 человек;

 

- работники, оказывающие услуги по предоставлению во временное владение (в пользование) мест для стоянки и хранению автотранспортных средств, - 5 человек;

 

- всего работников, непосредственно осуществляющих виды деятельности, облагаемые единым налогом на вмененный доход, - 15 + 1 индивидуальный предприниматель.

 

Следовательно, величина физического показателя базовой доходности "количество работников, включая индивидуального предпринимателя", характеризующего деятельность по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств, определяется как (4/16 * (5+1)) + (5+1) = 7,5 и составит после округления 8 человек.

 

Данная позиция изложена в письме Минфина России от 25.10.2011 N 03-11-11/265.

 

Предпринимательская деятельность в сфере оптовой торговли

 

Индивидуальный предприниматель занимается оптовой торговлей золотом. Кроме того, он скупает неликвидные ювелирные изделия (лом) в ломбардах и после переработки их на ювелирных заводах реализует новые ювелирные изделия в магазинах своей розничной сети, а также через торговое место (стол и витрина) в арендованном помещении ломбарда. Между индивидуальным предпринимателем и ломбардом заключен договор аренды. Договоры об обеспечении водой, электроэнергией, теплом ломбард заключает с соответствующими организациями, но индивидуальному предпринимателю данные услуги предоставляются бесплатно. Какие режимы налогообложения следует применять в указанной ситуации? Учитывается ли при налогообложении деятельности индивидуального предпринимателя безвозмездное пользование водо-, электро-, теплоснабжением?

 

#M12293 0 901765862 0 0 0 0 0 0 0 397935400Статьей 346.26 НК РФ#S установлено, что система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в отношении видов предпринимательской деятельности, установленных #M12293 1 901765862 0 0 0 0 0 0 0 397935400п. 2 ст. 346.26 НК РФ#S, в т.ч. розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 кв. м по каждому объекту организации торговли, а также в отношении розничной торговли, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, и объекты нестационарной торговой сети.

 

В соответствии со #M12293 2 901765862 0 0 0 0 0 0 0 398328620ст. 346.27 НК РФ#S под розничной торговлей понимается предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами (в т.ч. за наличный расчет, а также с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли-продажи. К розничной торговле не относится, в частности, реализация продукции собственного производства (изготовления).

 

Если индивидуальный предприниматель из приобретенного в ломбардах лома ювелирных изделий (т.е. давальческого сырья) по договорам подряда с ювелирным заводом реализует в своей розничной сети произведенные товары, то необходимо учитывать следующие положения #M12291 9027690ГК РФ#S.

 

Так, согласно #M12293 3 9027703 0 0 0 0 0 0 0 344457964п. 1 ст. 779 ГК РФ#S по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

 

Если иное не предусмотрено договором возмездного оказания услуг, исполнитель обязан оказать услуги лично.

 

Исходя из #M12293 4 9027703 0 0 0 0 0 0 0 346096374ст. 783 ГК РФ#S общие положения о подряде (#M12293 5 9027703 0 0 0 0 0 0 0 345703162ст. 702#S-#M12293 6 9027703 0 0 0 0 0 0 0 346227453729 ГК РФ)#S и положения о бытовом подряде (#M12293 7 9027703 0 0 0 0 0 0 0 346358527ст. 730#S-#M12293 8 9027703 0 0 0 0 0 0 0 346096377739 ГК РФ)#S применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит #M12293 9 9027703 0 0 0 0 0 0 0 344261355ст. 779#S-#M12293 10 9027703 0 0 0 0 0 0 0 345703155782 ГК РФ,#S а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.

 

#M12293 11 9027703 0 0 0 0 0 0 0 345768699Пунктом 1 ст. 702 ГК РФ#S предусмотрено, что по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

 

#M12293 12 9027703 0 0 0 0 0 0 0 345899773Статьей 703 ГК РФ#S установлено, что по договору подряда могут выполняться работы по изготовлению или переработке (обработке) вещи либо выполняться другие работы с передачей их результатов заказчику. По договору подряда предусмотрено выполнение работ с использованием материала заказчика (#M12293 13 9027703 0 0 0 0 0 0 0 346030845ст. 713 ГК РФ#S). По договору подряда, заключенному на изготовление вещи, по итогам выполнения работ подрядчик передает права на изготовленную продукцию заказчику (#M12293 14 9027703 0 0 0 0 0 0 0 345899773ст. 703 ГК РФ#S).

 

Согласно #M12291 9005388Закону РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей"#S изготовителями признаются организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям.

 

Исполнителями являются организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору.

 

Продавцами признаются организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи.

 

Нормы #M12291 9027690ГК РФ#S, регулирующие отношения подряда и возмездного оказания услуг, также различают заказчика и исполнителя (подрядчика).

 

В соответствии со #M12293 15 901807664 0 0 0 0 0 0 0 296485575ст. 209 Трудового кодекса РФ#S под производственной деятельностью понимается совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг.

 

В то же время к розничной торговле относится предпринимательская деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от продажи товаров в розницу.

 

Следовательно, если индивидуальный предприниматель осуществляет розничную реализацию товаров, изготовленных по его заказу третьей стороной в рамках договоров подряда, при этом сам предоставляет только сырье и непосредственно не участвует в производственном процессе, то такой индивидуальный предприниматель не может быть признан изготовителем указанных товаров и осуществляемая им предпринимательская деятельность признается в целях #M12293 16 901765862 0 0 0 0 0 0 0 397804327гл. 26.3 НК РФ#S розничной торговлей и облагается единым налогом на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

 

В соответствии с #M12293 17 901765862 0 0 0 0 0 0 0 398721842п. 3 ст. 346.29 НК РФ#S исчисление суммы единого налога на вмененный доход в отношении розничной торговли, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети, имеющей торговые залы, осуществляется с использованием физического показателя "площадь торгового зала (в квадратных метрах)".

 

При этом для розничной торговли, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, а также через объекты нестационарной торговой сети, площадь торгового места в которых не превышает 5 кв. м, за исключением реализации товаров с использованием торговых автоматов, применяется физический показатель "торговое место".

 

Для розничной торговли, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, а также через объекты нестационарной торговой сети, площадь торгового места в которых превышает 5 кв. м, применяется физический показатель "площадь торгового места (в квадратных метрах)".

 

Если индивидуальный предприниматель реализует товары, изготовленные по его заказу третьей стороной в рамках договоров подряда, но при этом участвует в производственном процессе, связанном с изготовлением указанных товаров (например, предоставляет исполнителю или подрядчику кроме сырья орудия труда, площади для производства, работников, разрабатывает эскизы продукции и т.п.), то такую деятельность следует рассматривать в качестве самостоятельного вида предпринимательской деятельности, направленной на извлечение доходов от осуществления розничной торговли продукцией собственного производства (изготовления). В связи с этим данная предпринимательская деятельность исходя из норм #M12293 18 901765862 0 0 0 0 0 0 0 397804327гл. 26.3 НК РФ#S не рассматривается как розничная торговля и подлежит налогообложению в соответствии с иными режимами налогообложения.

 

Одновременно следует учитывать #M12293 19 901765862 0 0 0 0 0 0 0 397935400п. 7 ст. 346.26 НК РФ#S, которым предусмотрено, что налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей обложению единым налогом, иные виды предпринимательской деятельности, обязаны вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении предпринимательской деятельности, подлежащей обложению единым налогом, и предпринимательской деятельности, в отношении которой налогоплательщики уплачивают налоги в соответствии с иным режимом налогообложения.

 

Налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей обложению единым налогом, иные виды предпринимательской деятельности, исчисляют и уплачивают налоги и сборы в отношении данных видов деятельности в соответствии с иными режимами налогообложения, предусмотренными #M12291 901714421НК РФ#S.

 

В связи с этим налогообложение предпринимательской деятельности в сфере оптовой торговли должно осуществляться в соответствии с иными режимами налогообложения.

 

Что касается учета при использовании в предпринимательской деятельности безвозмездно полученных коммунальных услуг (водо-, тепло-, электроснабжения), то необходимо учитывать следующее. Указанные доходы признаются внереализационными.

 

При осуществлении розничной и оптовой торговли под уплату единого налога на вмененный доход подпадает лишь та часть дополнительных доходов, которая непосредственно может быть отнесена к розничной торговле на основе раздельного учета полученных доходов.

 

При этом распределение данных дополнительных доходов между видами предпринимательской деятельности, находящимися на различных налоговых режимах, если данные доходы нельзя однозначно отнести к одному их осуществляемых видов деятельности, #M12291 901714421НК РФ#S не предусмотрено.

 

В связи с изложенным дополнительные доходы, полученные индивидуальным предпринимателем от операций, непосредственно не связанных с деятельностью, переведенной на уплату ЕНВД, облагаются в общеустановленном порядке в соответствии с применяемым режимом налогообложения при осуществлении оптовой торговли.

 

Данная позиция изложена в письме Минфина России от 25.10.2011 N 03-11-11/266.

 

На вопросы отвечает консультант Минфина России Ю. Лермонтов.

 

На территории муниципального образования установлена система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для такого вида деятельности, как оказание бытовых услуг. Обязана ли организация, оказывающая услуги пирсинга, применять ЕНВД в отношении данного вида деятельности?

 

Организация, занимающаяся оказанием услуг пирсинга, исходя из подхода налоговых органов, обязана применять ЕНВД в отношении данного вида деятельности.

 

В соответствии с #M12293 20 901765862 0 0 0 0 0 0 0 397935400п. 1 ст. 346.26 НК РФ#S система налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности устанавливается настоящим #M12291 901714421НК РФ#S, вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и применяется наряду с общей системой налогообложения (далее в настоящей главе - общий режим налогообложения) и иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством РФ о налогах и сборах.

 

На основании подп. 1 #M12293 21 901765862 0 0 0 0 0 0 0 397935400п. 2 ст. 346.26 НК РФ#S система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в отношении оказания бытовых услуг, их групп, подгрупп, видов и (или) отдельных бытовых услуг, классифицируемых в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению.

 

В силу #M12293 22 901765862 0 0 0 0 0 0 0 398328620ст. 346.27 НК РФ#S бытовые услуги - платные, оказываемые физическим лицам (за исключением услуг ломбардов и услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств), предусмотренные Общероссийским классификатором услуг населению, за исключением услуг по изготовлению мебели, строительству индивидуальных домов.

 

Как разъяснено в письме Минфина России от 19.10.2009 N 03-11-11/198, услуги саун, соляриев, татуажа, пирсинга, эпиляции, а также по установке кондиционеров и ремонту компьютерной техники населению прямо в ОКУН не поименованы.

 

Согласно письму Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 25.09.2009 N 140-16/1180 услуги соляриев могут быть отнесены к группировке 081500 ОКУН "Услуги, оказываемые косметологическими подразделениями". Услуги по проведению татуажа, пирсинга, эпиляции могут быть отнесены к группировке 019300 ОКУН "Услуги парикмахерских". Услуги по установке кондиционеров - к группировке 013000 "Ремонт и техническое обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и бытовых приборов. Ремонт и изготовление металлоизделий".

 

По мнению Минфина России, предпринимательская деятельность по оказанию населению услуг саун, проведению татуажа, пирсинга, эпиляции, установке кондиционеров и ремонту компьютерной техники, оказываемых на основании отдельных заказов, подлежит обложению ЕНВД в соответствии с #M12293 23 901765862 0 0 0 0 0 0 0 397804327гл. 26.3 НК РФ#S.

 

Следует привести постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2008 N А42-1124/2008. В нем суд по другому делу отметил, что в ответе УФНС России по Мурманской области от 17.03.2008 N 27-21/03561 указано, что услуги по проколу мочек ушей, пирсингу и татуажу относятся к простым медицинским услугам. Несмотря на то что данное постановление рассматривает иную проблему, приведенное позволяет сделать вывод, что налоговые органы на местах могут считать, что услуги пирсинга относятся к простым медицинским услугам. При этом медицинские услуги указаны в ОКУН под кодом 080000. Т.е. и из позиции налоговых органов в данном случае следует, что услуги пирсинга относятся к бытовым.

 

Следовательно, в отношении деятельности по оказанию услуг пирсинга применяется ЕНВД в случае его введения на соответствующей территории в отношении деятельности по оказанию бытовых услуг.

 

Следует отметить, что вывод налогового органа, приведенный выше, достаточно спорный, однако он свидетельствует о подходе налоговых органов на местах по данному вопросу. Спорность вывода заключается в том, что на осуществление медицинских услуг необходима лицензия, без наличия которой у организации образуется состав административного правонарушения (#M12293 24 901807667 0 0 0 0 0 0 0 345834233п. 2 ст. 14.1 КоАП РФ#S). Так, в постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2009 N 17АП-3745/2009-АК указано, что согласно ОКУН бытовые и медицинские услуг населению разделены. В связи с этим существует риск привлечения организации к административной ответственности в случае оказания услуг пирсинга и применения ЕНВД на основании подхода налоговых органов.

 

Таким образом, окончательное решение вопроса о том, применять ЕНВД или нет, находится в компетенции организации, которой следует оценить все возможные риски и решить, что наиболее оптимально: применять ЕНВД и, соответственно, квалифицировать данные услуги как бытовые, а значит, обезопасить себя от претензий налогового органа по доначислению ЕНВД (в то же время существует риск привлечения к ответственности по #M12293 25 901807667 0 0 0 0 0 0 0 345834233п. 2 ст. 14.1 КоАП РФ#S) либо не применять ЕНВД и квалифицировать данные услуги как медицинские (а значит, обезопасить себя от привлечения к административной ответственности), но в таком случае ей необходимо получить лицензию на оказание медицинских услуг. Кроме того, у организации возникает риск претензий налогового органа по доначислению ЕНВД.

 

Налоговый орган провел проверку благотворительной организации на упрощенной системе налогообложения. В ходе проверки было установлено, что организация неправомерно применяет упрощенную систему налогообложения в связи с превышением средней численности работников (более 100). Налоговый орган пришел к данному выводу в связи с тем, что производилась выдача данным работникам денежных средств под отчет. По результатам проверки организация была привлечена к налоговой ответственности по #M12293 26 901714421 0 0 0 0 0 0 0 345441012п. 1 ст. 122 НК РФ#S. Организация не согласилась с вынесенным решением, указав, что средняя численность работников составляет не более 100 человек, т.к. пятеро являются добровольными работниками - с ними не заключено трудовых договоров и они не получают вознаграждение ежемесячно в определенном размере, следовательно, к данным работникам не применимы положения трудового законодательства и организация вправе применять УСН. Права ли организация?

 

Позиция организации, которая заключается в том, что пять человек являются добровольными работниками (с ними не заключено трудовых договоров и данные работники не получают вознаграждение ежемесячно в определенном размере, следовательно, к ним не применимы положения трудового законодательства, в связи с чем организация правомерно применяет упрощенную систему налогообложения), обоснованна.

 

В соответствии с #M12293 27 901714421 0 0 0 0 0 0 0 345441012п. 1 ст. 122 НК РФ#S неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога (сбора).

 

В рассматриваемой ситуации организация была привлечена к ответственности в связи с превышением установленной #M12291 901714421НК РФ#S численности работников.

 

Согласно подп. 15 #M12293 28 901765862 0 0 0 0 0 0 0 395379481п. 3 ст. 346.12 НК РФ#S не вправе применять УСН организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, превышает 100 человек.

 

Однако организация ссылается на то, что средняя численность работников составляет не более 100 человек, т.к. пятеро являются добровольными работниками.

 

В соответствии со #M12293 29 901807664 0 0 0 0 0 0 0 248840837ст. 15 Трудового кодекса РФ#S трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

 

В силу #M12293 30 901807664 0 0 0 0 0 0 0 249758350ст. 56 Трудового кодекса РФ#S трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

 

Исходя из отсутствия заключенных трудовых договоров между организацией и данными физическими лицами и отсутствия получения ежемесячно в определенном размере вознаграждения, следует вывод о том, что между ними не было никаких трудовых отношений.

 

Следовательно, довод налогового органа о том, что выдача физическим лицам денежных средств под отчет не является доказательством наличия между организацией и физическими лицами трудовых отношений, не обоснован.

 

Таким образом, позиция организации в данном случае является обоснованной.

 

В медицинской организации в рентгенкабинете работа двух сотрудников (врача и санитара) связана с ионизирующим излучением (относится к работам с применением радиоактивных веществ в открытом виде, используемых по 1 и 2 классу работ), т.е. это работа с вредными условиями труда. Работник-санитар (женщина) ушла в отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Работник-врач выполняет обязанности временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором. Может ли работнику-врачу быть предоставлено молоко за находящегося в отпуске уходу за ребенком работника до достижения ребенком возраста трех лет?

 

Работнику-врачу не может быть предоставлено молоко за находящегося в отпуске уходу за ребенком работника до достижения ребенком возраста трех лет.

 

В соответствии со #M12293 31 901807664 0 0 0 0 0 0 0 295895742ст. 256 Трудового кодекса РФ#S по заявлению женщины ей предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. На период отпуска по уходу за ребенком за работником сохраняется место работы (должность).

 

В силу #M12293 32 901807664 0 0 0 0 0 0 0 249758349ст. 60.2 ТК РФ#S с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату (#M12293 33 901807664 0 0 0 0 0 0 0 295764673ст. 151 ТК РФ#S).

 

Поручаемая специалисту дополнительная работа по другой профессии (должности) может осуществляться путем совмещения профессий (должностей). Поручаемая сотруднику дополнительная работа по такой же профессии (должности) может осуществляться путем расширения зон обслуживания, увеличения объема работ. Для исполнения обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику может быть поручена дополнительная работа как по другой, так и по такой же профессии (должности).

 

Как указано в #M12293 34 901807664 0 0 0 0 0 0 0 295764673ст. 151 ТК РФ#S, при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата. Ее размер устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы (#M12293 35 901807664 0 0 0 0 0 0 0 249758349ст. 60.2 ТК РФ#S).

 

На основании #M12293 36 9027690 0 0 0 0 0 0 0 345899770ст. 222 ГК РФ#S на работах с вредными условиями труда работникам выдаются бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты. Выдача работникам по установленным нормам молока или других равноценных пищевых продуктов по письменным заявлениям работников может быть заменена компенсационной выплатой в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, если это предусмотрено коллективным договором и (или) трудовым договором.

 

#M12293 37 902153698 0 0 0 0 0 0 0 206504532Приказом Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 N 45н#S утверждены Нормы и условия бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов, которые могут выдаваться работникам вместо молока, порядок осуществления компенсационной выплаты в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, перечень вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов, в который входит, в частности, физический фактор - ионизирующее излучение (на работах с применением радиоактивных веществ в открытом виде, используемых по 1 и 2 классу работ).

 

Пунктом 2 Норм и условий установлено, что бесплатная выдача молока или других равноценных пищевых продуктов производится работникам в дни фактической занятости на работах с вредными условиями труда, обусловленными наличием на рабочем месте вредных производственных факторов, предусмотренных Перечнем вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов, и уровни которых превышают установленные нормативы.

 

Пунктом 4 Норм и условий определено, что норма бесплатной выдачи молока составляет 0,5 литра за смену независимо от ее продолжительности.

 

Учитывая положения #M12293 38 901807664 0 0 0 0 0 0 0 249758349ст. 60.2 ТК РФ#S, у работника, которому поручено выполнение дополнительной работы путем совмещения профессии (должности) временно отсутствующего работника, количество смен не увеличивается (дополнительная работа выполняется в основное рабочее время).

 

Работник-специалист, которому по трудовому договору назначен испытательный срок два месяца, был отстранен от работы на неделю в связи с тем, что в назначенное время не прошел обучение по охране труда из-за болезни. В течение срока отстранения работник фактически находился на своем рабочем месте, установленном трудовым договором, на протяжении всего рабочего времени, закрепленного правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора, хотя и не исполнял свою трудовую функцию. Правомерно ли одностороннее продление организацией-работодателем испытательного срока на неделю?

 

Одностороннее продление организацией-работодателем испытательного срока на неделю в данном случае является неправомерным.

 

Согласно #M12293 39 901807664 0 0 0 0 0 0 0 294257335ч. 1 ст. 76 ТК РФ#S работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, не прошедшего в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда.

 

Часть 2 указанной статьи гласит, что работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе.

 

В соответствии с #M12293 40 901807664 0 0 0 0 0 0 0 294257335ч. 3 ст. 76 ТК РФ#S в период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ или иными федеральными законами. В случаях отстранения от работы работника, который не прошел обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда либо обязательный предварительный или периодический медицинский осмотр (обследование) не по своей вине, ему производится оплата за все время отстранения от работы как за простой.

 

На основании #M12293 41 901807664 0 0 0 0 0 0 0 250020496ч. 1 ст. 70 ТК РФ#S при заключении трудового договора по соглашению сторон может быть предусмотрено условие об испытании работника в целях проверки его соответствия поручаемой работе.

 

При этом согласно ч. 5 указанной статьи срок испытания не может превышать трех месяцев, а для руководителей организаций и их заместителей, главных бухгалтеров и их заместителей, руководителей филиалов, представительств или иных обособленных структурных подразделений организаций - шести месяцев, если иное не установлено федеральным законом.

 

Согласно #M12293 42 901807664 0 0 0 0 0 0 0 250217107ст. 72 ТК РФ#S изменение определенных сторонами условий трудового договора, в т.ч. перевод на другую работу, допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ. Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме.

 

В силу #M12293 43 901807664 0 0 0 0 0 0 0 250020496ч. 7 ст. 70 ТК РФ#S в срок испытания не засчитываются период временной нетрудоспособности работника и другие периоды, когда он фактически отсутствовал на работе.

 

Закон не дает определения отсутствию на работе.

 

Однако, исходя из содержания #M12293 44 901807664 0 0 0 0 0 0 0 250020496ч. 7 ст. 70 ТК РФ#S можно предположить, что под отсутствием на работе следует понимать отсутствие на рабочем месте.

 

#M12293 45 901807664 0 0 0 0 0 0 0 296485575Часть 6 ст. 209 ТК РФ#S определяет рабочее место как место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

 

ТК РФ не устанавливает обязанности работника являться на работу и находиться на рабочем месте в случае его отстранения, но и не запрещает ему делать это. Согласно #M12293 46 901807664 0 0 0 0 0 0 0 294978235ч. 1 ст. 91 ТК РФ#S рабочее время - это время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ относятся к рабочему времени.

 

Трудовое законодательство РФ не указывает на то, что в период отстранения от работы положения трудового договора и правил внутреннего трудового распорядка относительно рабочего времени прекращают или приостанавливают свое действие. В рассматриваемом случае работник по не зависящим от него причинам не мог исполнять трудовую функцию.

 

Однако он фактически находился на своем рабочем месте и в течение рабочего времени, установленного для него правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора.

 

Отсюда следует, что он фактически присутствовал на работе.

 

В #M12293 47 901807664 0 0 0 0 0 0 0 250020496части 7 ст. 70 ТК РФ#S указано именно на отсутствие работника на работе, а не на неисполнение им трудовой функции. Как следует из содержания ч. 1 этой статьи, целью испытания работника является проверка его соответствия поручаемой работе.

 

Отсюда следует, что в течение недели отстранения работника от работы данная проверка не может осуществляться.

 

Однако ТК РФ не устанавливает возможностей для одностороннего продления срока трудового договора, кроме случая, предусмотренного #M12293 48 901807664 0 0 0 0 0 0 0 250020496ч. 7 ст. 70 ТК РФ#S.

 

Соответственно, период отстранения должен учитываться при течении испытательного срока.

 

Таким образом, работодатель не вправе в имеющемся случае продлить испытательный срок.

 

Налоговый орган провел выездную налоговую проверку индивидуального предпринимателя на предмет правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и сборов. В ходе проверки было установлено, что между индивидуальным предпринимателем (агентом) и организацией (принципалом) заключен агентский договор, по условиям которого агент оказывает бытовые услуги от своего имени, но за счет принципала в общежитии. Кроме того, было выявлено, что агент платит единый налог на вмененный доход по количеству работников. Однако, индивидуальный предприниматель получает агентское вознаграждение, но не уплачивает с него налог. По результатам проверки налоговым органом было вынесено решение о привлечении индивидуального предпринимателя к налоговой ответственности по #M12293 49 901714421 0 0 0 0 0 0 0 345441012п. 1 ст. 122 НК РФ#S "Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия)", которым предпринимателю начислены налоги по общей системе налогообложения. Индивидуальный предприниматель, не согласившись с вынесенным решением, обратился в арбитражный суд с иском о признании его незаконным, указав, что данный вид деятельности подпадает под обложение ЕНВД, следовательно, решение налогового органа вынесено незаконно. Является ли довод индивидуального предпринимателя правомерным?

 

Довод индивидуального предпринимателя неправомерен. В соответствии с #M12293 50 9027703 0 0 0 0 0 0 0 398328624п. 1 ст. 1005 ГК РФ#S по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.

 

В соответствии с #M12293 51 901714421 0 0 0 0 0 0 0 345441012п. 1 ст. 122 НК РФ#S неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога (сбора).

 

Согласно #M12293 52 901765862 0 0 0 0 0 0 0 398328620ст. 346.27 НК РФ#S для целей обложения ЕНВД под бытовыми услугами понимаются платные услуги, оказываемые физическим лицам (за исключением услуг ломбардов и услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств), предусмотренные Общероссийским классификатором услуг населению, за исключением услуг по изготовлению мебели, строительству индивидуальных домов.

 

#M12293 53 901765862 0 0 0 0 0 0 0 397935400Пунктом 1 ст. 346.26 НК РФ#S установлено, что система налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности устанавливается #M12291 901714421НК РФ#S, вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и применяется наряду с общей системой налогообложения и иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством РФ о налогах и сборах.

 

Подпунктом 1 #M12293 54 901765862 0 0 0 0 0 0 0 397935400п. 2 ст. 346.26 НК РФ#S установлено, что система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в отношении оказания бытовых услуг, их групп, подгрупп, видов и (или) отдельных бытовых услуг, классифицируемых в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению.

 

Согласно #M12293 55 901765862 0 0 0 0 0 0 0 398721842п. 1 ст. 346.29 НК РФ#S объектом налогообложения для применения единого налога признается вмененный доход налогоплательщика.

 

В соответствии с #M12293 56 901765862 0 0 0 0 0 0 0 398721842п. 2 ст. 346.29 НК РФ#S налоговой базой для исчисления суммы единого налога признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности.

 

Согласно #M12293 57 901765862 0 0 0 0 0 0 0 397935400п. 4 ст. 346.26 НК РФ#S индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиками единого налога, не признаются плательщиками налога на добавленную стоимость (в отношении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с #M12293 58 901765862 0 0 0 0 0 0 0 206635606гл. 21 НК РФ#S, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом).

 

Из рассматриваемой ситуации следует, что индивидуальный предприниматель исчисляет единый налог на вмененный доход по количеству работников. Следовательно, он правомерно уплачивает единый налог на вмененный доход по количеству работников за оказание бытовых услуг.

 

Однако индивидуальный предприниматель также получает доход за то, что оказывает бытовые услуги - агентское вознаграждение.

 

В соответствии с #M12293 59 901765862 0 0 0 0 0 0 0 397935400п. 7 ст. 346.26 НК РФ#S налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей обложению единым налогом, иные виды предпринимательской деятельности, обязаны вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении предпринимательской деятельности, подлежащей обложению единым налогом, и предпринимательской деятельности, в отношении которой налогоплательщики уплачивают налоги в соответствии с иным режимом налогообложения. При этом учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении видов предпринимательской деятельности, подлежащих обложению единым налогом, осуществляется налогоплательщиками в общеустановленном порядке.

 

Следовательно, деятельность по оказанию услуг по агентскому договору является самостоятельным видом деятельности.

 

Таким образом, агентское вознаграждение также подлежит налогообложению как самостоятельный вид предпринимательской деятельности.

 

Из вышеперечисленного следует, что агентская деятельность не входит в число видов деятельности, облагаемых единым налогом на вмененный доход, следовательно, подлежит налогообложению по общей системе налогообложения.

 

Аналогичная позиция содержится в постановлениях ФАС Уральского округа от 22.04.2009 N Ф09-3367/08-С3, ФАС Восточно-Сибирского округа от 02.03.2010 N А19-12996/09.

 

Акватория водного объекта была использована организацией "А" для проведения водолазных работ в соответствии с договором о выполнении работ по оценке безопасности плотины, строящейся организацией "Б" и принадлежащей ей на праве собственности. Договор выполнения работ заключен между организациями "А" (подрядчик) и "Б" (заказчик). Договор водопользования у организации "А" отсутствует, а у "Б" имеется решение о водопользовании. Правомерно ли освобождение указанного ранее использования акватории водного объекта организацией "А" от обложения водным налогом в соответствии с подп. 11 #M12293 60 901765862 0 0 0 0 0 0 0 396296997п. 2 ст. 333.9 НК РФ#S?

 

Освобождение в соответствии с подп. 11 #M12293 61 901765862 0 0 0 0 0 0 0 396296997п. 2 ст. 333.9 НК РФ#S использования акватории водного объекта организацией "А" для проведения водолазных работ с целью оценки безопасности плотины является правомерным.

 

Согласно #M12293 62 901765862 0 0 0 0 0 0 0 396100386п. 1 ст. 333.8 НК РФ#S плательщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

На основании п. 14 ст. 1 Водного кодекса РФ, использование водных объектов (водопользование) - использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц.

 

Данный пункт не указывает, какими именно способами и для удовлетворения каких потребностей может осуществляться водопользование.

 

Поэтому можно заключить, что проведение организацией "А" водолазных работ в соответствии с договором о выполнении работ по оценке безопасности плотины, строящейся организацией "Б", является водопользованием для целей #M12293 63 901765862 0 0 0 0 0 0 0 396100386п. 1 ст. 333.8 НК РФ#S.

 

Как указывает п. 2 указанной статьи, не признаются плательщиками водного налога организации и физические лица, осуществляющие водопользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, соответственно, заключенных и принятых после введения в действие ВК РФ.

 

В соответствии с подп. 2 ч. 1 ст. 11 ВК РФ на основании договоров водопользования, если иное не предусмотрено ч. 2 и 3 данной статьи, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование, в т.ч. для использования акватории водных объектов для рекреационных целей.

 

Вместе с тем согласно п. 9 ч. 3 указанной статьи не требуется заключение договора водопользования или принятие решения о предоставлении водного объекта в пользование в случае, если водный объект используется для водолазных работ.

 

Отсюда следует, что организация "А" не обязана заключать договор водопользования или получать решение о предоставлении водного объекта в пользование для проведения водолазных работ.

 

Согласно письму Минэкономразвития России от 22.04.2010 N Д23-1496 предоставление водных объектов в пользование для строительства гидротехнических сооружений осуществляется на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование (п. 5 ч. 2 ст. 11 ВК РФ).

 

В силу п. 5 ч. 2 ст. 11 ВК РФ, на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено ч. 3 указанной статьи, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для строительства гидротехнических сооружений, мостов, а также подводных и подземных переходов, трубопроводов, подводных линий связи, других линейных объектов, если такое строительство связано с изменением дна и берегов водных объектов.

 

На основании ч. 3 #M12293 64 901765862 0 0 0 0 0 0 0 396493608ст. 333.10 НК РФ#S, при использовании акватории водных объектов, за исключением сплава древесины в плотах и кошелях, налоговая база определяется как площадь предоставленного водного пространства. При этом площадь предоставленного водного пространства определяется по данным лицензии на водопользование (договора на водопользование), а в случае отсутствия в лицензии (договоре) таких данных - по материалам соответствующей технической и проектной документации.

 

В данном случае договор водопользования и решение о предоставлении водного объекта отсутствуют.

 

Соответственно, площадь предоставленного водного пространства определяется по материалам технической документации производства водолазных работ.

 

В силу подп. 2 #M12293 65 901765862 0 0 0 0 0 0 0 396296997п. 1 ст. 333.9 НК РФ#S объектами обложения водным налогом, если иное не предусмотрено п. 2 данной статьи, является использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях.

 

Согласно подп. 11 п. 2 указанной статьи не признается объектами налогообложения использование водных объектов для проведения дноуглубительных и других работ, связанных с эксплуатацией судоходных водных путей и гидротехнических сооружений.

 

Абзац 2 #M12293 66 9046062 0 0 0 0 0 0 0 206766680ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений"#S (далее - #M12293 67 9046062 0 0 0 0 0 0 0 206504532Закон N 117-ФЗ#S) относит плотины к гидротехническим сооружениям.

 

Помимо этого абз. 7 данной статьи определяет, что безопасность гидротехнических сооружений - это свойство гидротехнических сооружений, позволяющее обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов.

 

На основании #M12293 68 9046062 0 0 0 0 0 0 0 206766680абз. 10 ст. 3 Закона N 117-ФЗ#S оценка безопасности гидротехнического сооружения - это определение соответствия состояния гидротехнического сооружения и квалификации работников эксплуатирующей организации нормам и правилам, утвержденным в порядке, определенном данным Законом.

 

Согласно #M12293 69 9046062 0 0 0 0 0 0 0 248840838абз. 7 ст. 8 Закона N 117-ФЗ#S обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании, в частности, такого общего требования, как необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях.

 

В соответствии с #M12293 70 9046062 0 0 0 0 0 0 0 248906375абз. 2 ст. 9 Закона N 117-ФЗ#S собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их эксплуатации.

 

Исходя из приведенных ранее норм можно заключить, что поскольку работы по оценке безопасности плотины связаны с обеспечением соблюдения норм и правил безопасности гидротехнических сооружений, то они связаны и с эксплуатацией этой плотины.

 

Кроме того, #M12293 71 901765862 0 0 0 0 0 0 0 396296997подп. 11 п. 2 ст. 333.9 НК РФ#S, как видно из его содержания, не дает исчерпывающего перечня работ, связанных с эксплуатацией судоходных водных путей и гидротехнических сооружений.

 

Организация была поставлена на налоговый учет в налоговом органе по месту своего нахождения. Однако налоговым органом в адрес организации было направлено уведомление о снятии с учета и переводе на учет в другой налоговый орган. Организация, не согласившись с действиями налогового органа, обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании их незаконными, указав, что организация не относится к числу крупнейших налогоплательщиков, в связи с чем у налогового органа отсутствовали основания в переводе ее в другой налоговый орган, следовательно, действия налогового органа являются неправомерными. Является ли позиция организации обоснованной?

 

Позиция организации обоснованна. В рассматриваемом случае организация была зарегистрирована по месту своего нахождения.

 

В силу #M12293 72 9027690 0 0 0 0 0 0 0 294257333п. 2 ст. 54 ГК РФ#S место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации.

 

Согласно #M12293 73 901714421 0 0 0 0 0 0 0 344457974п. 1 ст. 83 НК РФ#S в целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным #M12291 901714421НК РФ#S.

 

Минфин России вправе определять особенности учета в налоговых органах крупнейших налогоплательщиков.

 

Согласно #M12293 74 901714421 0 0 0 0 0 0 0 342950630п. 3 ст. 83 НК РФ#S постановка на учет в налоговых органах российской организации по месту нахождения организации осуществляется на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц. В соответствии с #M12293 75 901714421 0 0 0 0 0 0 0 343081703п. 1 ст. 84 НК РФ#S постановка на учет, снятие с учета в налоговых органах организаций и физических лиц по основаниям, предусмотренным #M12291 901714421НК РФ#S, а также внесение изменений в сведения о них в налоговых органах осуществляются в порядке, установленном Минфином России.

 

Следовательно, может быть предусмотрен отличный от общего порядок снятия с учета налогоплательщика, установление которого отнесено к компетенции Министерства финансов РФ.

 

Однако в рассматриваемой ситуации организация не относится в числу крупнейших налогоплательщиков, следовательно, в отношении нее должен быть применен общий порядок снятия с налогового учета.

 

Согласно #M12293 76 901714421 0 0 0 0 0 0 0 295174849п. 3 ст. 30 НК РФ#S налоговые органы действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством РФ.

 

Таким образом, у налогового органа нет оснований для снятия с налогового учета и постановки на учет в другой налоговый орган, т.к. налогоплательщик не относится к числу крупнейших. В своем постановлении Тринадцатый арбитражный апелляционный суд от 18.06.2010 N А26-3180/2009 пришел к выводу о том, что у налогового органа отсутствовали основания для снятия с налогового учета в одной инспекции и постановки на учет в другой, т.к. налогоплательщик не относится к числу крупнейших.

 

Кроме того, изменение границ территориальности в силу #M12293 77 901714421 0 0 0 0 0 0 0 344195825ст. 84 НК РФ#S не является основанием для принятия налоговым органом решения о снятии налогоплательщика с налогового учета по месту постановки на учет.

 

Аналогичная позиция содержится в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 31.05.2010 N А26-7087/2009.

 

В приведенных выше постановлениях рассматривались ситуации до вступления в силу #M12291 902228216Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования"#S.

 

Однако данные выводы применимы и в настоящее время.