Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Пени: актуальные проблемы исчисления и взыскания

Пени: актуальные проблемы исчисления и взыскания

 

Комментарий

 

Е. Смирнова

к.э.н.,

доцент

 

В. Полякова

налоговый консультант,

ВЗФИ

 

#M12291 901714421Налоговым кодексом РФ#S пеня относится к самым распространенным способам обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. Обязанность по уплате пени возникает как у самого налогоплательщика, так и у плательщика сбора и налогового агента в случае неуплаты причитающейся суммы налогов или сборов, в т.ч. налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в соответствующие сроки, установленные законодательством о налогах и сборах. Об этих и других положениях и нюансах уплаты пеней читайте в данной статье.

 

На основании анализа #M12293 0 901714421 1265885411 26143 3644926698 26143 77 2396428024 2322737997 4226948815ст. 75 НК РФ#S пеню можно охарактеризовать как меру компенсационного характера, применяемую государством за возникшую недоимку. Данный вывод подтверждается и правовой позицией Конституционного Суда РФ, согласно которой уплата пени восстанавливает потери государственной казны в случае задержки уплаты налога и является составной частью налогового обязательства*1.

_____

*1 Постановление КС РФ от 17.12.1996 N 20-П; определения КС РФ от 04.07.2002 N 202-О и от 07.12.2010 N 1572-О-О.

 

Законодателем установлен исчерпывающий перечень случаев, когда данный способ обеспечения не может применяться налоговыми органами (#M12293 1 901714421 1265885411 26143 3644926698 26143 77 2396428024 2322737997 4226948815ст. 75 НК РФ#S):

 

- арест на имущество налогоплательщика по решению налогового органа;

 

- приостановление операций по счетам налогоплательщика в банке по решению суда;

 

- наложение ареста на денежные средства или на имущество налогоплательщика согласно судебному решению;

 

- возникновения у налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) недоимки в результате выполнения им письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции.

 

По вышеуказанным основаниям в отношении страховых взносов пени также не начисляются, за исключением наложения ареста на имущество налогоплательщика по решению органа контроля за уплатой страховых взносов (#M12293 2 902167485 0 0 0 0 0 0 0 295240381пп. 4, 9 ст. 25 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования"#S).

 

Следует отметить, что со 2 сентября 2010 года на недоимку, возникшую в результате приостановления операций по счетам в банке по решению налогового органа, пени начисляются (#M12293 0 901714421 0 0 0 0 0 0 0 343147242п. 3 ст. 75 НК РФ#S). Что касается страховых взносов, то согласно #M12293 1 902167485 0 0 0 0 0 0 0 206504532Закону N 212-ФЗ#S органам контроля за их уплатой право приостанавливать операции по счетам в банке не предоставлено.

 

Рассмотрим наиболее важные вопросы, связанные с возникновением обязанности по уплате пеней, их исчислением, взаимосвязью уплаты и привлечением к ответственности за неуплату (неполную уплату) налога, осуществлением принудительного взыскания и обоснованием их начисления в судебном порядке, а также возможные пути их решения.

 

 

Возникновение обязанности по уплате пеней

 

 

Неуплата, неполная уплата налога

 

При рассмотрении вопроса о моменте возникновения обязанности по уплате налога необходимо разграничивать такие понятия, как "дата возникновения обязанности по уплате налога" и "дата окончания срока уплаты налога".

 

С исполнением обязанности по уплате налога непосредственно связано истечение срока налогового периода, под которым понимается календарный год или иной период применительно к отдельным налогам, по окончании которого при наличии объекта налогообложения определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате (#M12293 0 901714421 0 0 0 0 0 0 0 296288965п. 1 ст. 55 НК РФ#S). Следовательно, отправной точкой для возникновения обязанности по уплате налога является совокупность двух юридических фактов: истечение срока налогового периода и наличие объекта налогообложения.

 

Таким образом, алгоритм исполнения обязанности по уплате налога можно определить следующим образом: окончание налогового периода - дата возникновения исполнения обязанности по уплате налога - определение объекта налогообложения - определение налоговой базы по объекту налогообложения - исчисление суммы налога к уплате - подача декларации в налоговый орган и уплата налога до даты окончания срока уплаты налога.

 

В случае неполной уплаты налога пени начисляются на оставшуюся сумму неуплаченного налога.

 

Кроме того, факт неуплаты налога возникает и при несоблюдении налогоплательщиком условий специальных режимов налогообложения, установленных #M12291 901714421НК РФ#S, например условий применения системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей. В этом случае налогоплательщик, утративший право на применение единого сельскохозяйственного налога, в течение одного месяца после истечения налогового периода, в котором допущено нарушение, должен за весь налоговый период произвести перерасчет налоговых обязательств по налогу на добавленную стоимость, налогу на прибыль организаций, налогу на доходы физических лиц, налогу на имущество организаций, налогу на имущество физических лиц в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (#M12293 1 901765862 0 0 0 0 0 0 0 395117336п. 4 ст. 346.3 НК РФ#S).

 

 

Выявление недоимки по результатам налоговой проверки

 

Согласно #M12293 0 901714421 1265885411 7615832 266585541 287365050 4257889665 3003152344 77 4294960712ст. 100 НК РФ#S приказом ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06-892@ указание в актах выездной и камеральной налоговых проверок факта неуплаты (неполной уплаты) налогов (сборов) является основанием для последующего взыскания пеней. Однако в данных ненормативных актах конкретная сумма пеней не конкретизируется, т.к. окончательный размер пеней определяется налоговым органом в решениях о привлечении к ответственности (об отказе в привлечении) за совершение налогового правонарушения.

 

 

Неуплата авансовых платежей по налогу

 

#M12291 901714421НК РФ#S предусмотрено начисление пеней на сумму несвоевременно уплаченных авансовых платежей (#M12293 0 901714421 0 0 0 0 0 0 0 296223427п. 3 ст. 58 НК РФ#S).

 

Существуют различные точки зрения об уменьшении суммы пеней при проведении корректировки в сторону уменьшения налогооблагаемой базы.

 

Мнение Минфина России по данному вопросу системностью не отличается, поскольку первоначально оно сводилось к принципу "оставить все как есть": пени, начисленные на сумму излишне уплаченных авансовых платежей, сами излишне уплаченными не являются (письмо Минфина России от 20.04.2007 N 03-02-07/2-74).

 

Иной позиции придерживается Высший арбитражный суд РФ, считающий, что пени, начисленные за неуплату указанных авансовых платежей, подлежат соразмерному уменьшению в случае, когда по итогам налогового периода совокупная сумма налога оказалась меньше сумм авансовых платежей*1. Данный порядок применяется и в том случае, когда сумма авансовых платежей по налогу, исчисленных по итогам отчетного периода, меньше суммы авансовых платежей, подлежавших уплате в течение этого отчетного периода. После определения ВАС РФ своей позиции по данному вопросу Минфином России было рекомендовано налоговым органам при применении соответствующих положений #M12291 901714421НК РФ#S руководствоваться указанным разъяснением ВАС РФ*2. На практике между налоговыми органами и налогоплательщиками в отношении рассматриваемого вопроса спорные ситуации возникают нередко: пени, начисленные на излишне начисленные и уплаченные налоги, нередко продолжают "висеть" в карте лицевого счета налогоплательщика.

_____

*1 Постановление Пленума ВАС РФ от 26.07.2007 N 47.

*2 Письмо Минфина России от 18.10.2007 N 03-02-07/2-168.

 

Для налогоплательщика точка зрения ВАС РФ, безусловно, является обоснованной и справедливой исходя из следующего. В случаях, предусмотренных #M12291 901714421НК РФ#S и другими актами законодательства о налогах и сборах, в течение налогового периода уплата налога может производиться предварительными платежами по налогу - авансовыми. Обязанность по уплате таких платежей признается исполненной в порядке, аналогичном для уплаты налога (#M12293 1 901714421 79 4294967262 658433188 13 4241974460 2212461216 769747360 1361729309п. 3 ст. 58 НК РФ#S).

 

В силу #M12293 2 901714421 0 0 0 0 0 0 0 294453945п. 1 ст. 23 НК РФ#S первоочередными обязанностями любого налогоплательщика является уплата законно установленных налогов и выполнение законных требований налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах. Неисполнению указанных обязанностей корреспондирует право налогового органа по взысканию недоимки - суммы налога или суммы сбора, не уплаченной в установленный налоговым законодательством срок (#M12293 3 901714421 1265885411 24255 914198351 273657283 4 4155505361 3152059343 4294967294ст. 11#S, #M12293 4 901714421 0 0 0 0 0 0 0 294781626п. 1 ст. 31 НК РФ#S). Уплата же налогоплательщиком пеней - возникшей неотъемлемой части исполнения обязанности по уплате налога - компенсирует наличие недоимки перед бюджетом государства. Однако начисление пеней на сумму налога, не существующей действительной сумме, противоречит вышеперечисленным нормам #M12291 901714421НК РФ#S.

 

Несмотря на вышеизложенное системное толкование положений #M12291 901714421НК РФ#S, регулирующих принцип исполнения обязанности по уплате налога, и существующее разъяснение ВАС РФ, данный вопрос нуждается в законодательном урегулировании, несомненно устраняющем возникшую неясность в пользу налогоплательщика.

 

При сложившейся неопределенной общей правовой ситуации оптимистичным для налогоплательщика являются однозначные мнение Минфина и ФНС России, совпадающие с точкой зрения ВАС РФ, о невозможности начисления пеней на сумму недоплаченного аванса по налогу на прибыль при переплате налогоплательщиком сумм предыдущих авансовых платежей*1.

_____

*1 Письма Минфина России от 19.01.2010 N 03-03-06/1/9, ФНС России #M12291 902187661от 13.11.2009 N 3-2-06/127#S.

 

Что касается региональных налогов, то законодатель субъекта Российской Федерации при установлении и введении в действие законом того или иного вида регионального налога при определении в пределах предоставленных ему полномочий элементов налогообложения, в т.ч. порядка и сроков уплаты, обязан учитывать положения федерального законодательства о налогах и сборах. При отсутствии в нем норм, предусматривающих отчетные периоды и авансовые платежи по региональному налогу, принятие нормативного правового акта о налогах и сборах, устанавливающего такие элементы налогообложения, признается не соответствующим НК РФ*1.

_____

*1 Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 11.05.2005 N 32пв04.

 

 

Исчисление пеней

  

 

Общий порядок начисления

 

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным налоговым законодательством дня уплаты налога или сбора, и уплачивается одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (#M12293 0 901714421 1265885411 26143 3644926698 26143 77 2396428024 2322737997 4226948815ст. 75 НК РФ#S).

 

В общем виде формулу начисления пеней можно представить следующим образом:

 

Сумма начисленных пеней по налогу (авансовому платежу) за налоговый (отчетный) период = Сумма задолженности по налогу (авансовому платежу) за налоговый (отчетный) период * Количество дней просрочки * 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действующая в данный период.

 

В справке о задолженности налогоплательщика, выдаваемой ему по запросу налоговыми органами, общая сумма задолженности по пеням в отношении каждого налога составит совокупную задолженность по пеням за различные налоговые и отчетные периоды.

 

На основании #M12293 1 901821334 1265885411 24889 3636454583 918686072 4274882936 4226948815 1250843840 24887ст. 37 Арбитражного процессуального кодекса РФ#S, предоставляющей истцу право увеличить размер исковых требований в части взыскания пеней в ходе судебного разбирательства, налоговый орган вправе продолжить начислять пени и после предъявления иска в случае, когда в состав исковых требований включено требование о взыскании пеней и к моменту обращения налогового органа в суд недоимка налогоплательщиком не погашена.

 

Если на момент вынесения судом решения сумма недоимки не уплачена, в решении суда о взыскании с налогоплательщика пеней должны содержаться:

 

- сведения о размере недоимки, на которую начислены пени;

 

- дата, начиная с которой производится начисление пеней;

 

- процентная ставка пеней с учетом положений #M12293 2 901714421 1265885411 26143 3644926698 26143 77 2396428024 2322737997 4226948815ст. 75 НК РФ#S;

 

- указание на то, что пени подлежат начислению по день фактической уплаты недоимки*1.

_____

*1 #M12293 3 901791602 0 0 0 0 0 0 0 206504532Постановление Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5#S.

 

 

Начисление пеней при вынесении решений о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности

 

При выявлении недоимки по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки законодателем предусмотрена обязанность налоговых органов указать размер выявленной задолженности по налогу и соответствующим пеням как в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, так и в решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (#M12293 0 901714421 1265885411 7615833 3161369733 1303333711 3464 287360664 567009903 1222604958ст. 101 НК РФ#S). При этом согласно #M12293 1 902046515 0 0 0 0 0 0 0 206504532приказу ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338#S@ в указанных решениях должны быть указаны:

 

- наименование налога (сбора);

 

- установленный срок его уплаты;

 

- пени в рублях;

 

- коды ОКАТО и бюджетной классификации.

 

Сумма начисленных пеней указывается по состоянию на дату вынесения указанного решения.

 

Следует иметь в виду, что вынесение налоговым органом после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом решения о доначислении налогов и начислении пеней по налогам, налоговый период и срок уплаты которых наступили до даты принятия заявления, не является основанием для квалификации требований об уплате доначисленных обязательных платежей как текущих*1. В дальнейшем при введении той или иной процедуры банкротства такие налоги и пени будут включены в реестр требований кредиторов.

_____

*1 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 25, от 23.07.2009 N 60.

 

 

Принудительное взыскание пеней

 

Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика (юридического лица или индивидуального предпринимателя) на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном #M12293 0 901714421 1265885411 25202 4127988557 1406751650 1729286516 4294967292 2829166477 3885515099ст. 46#S-#M12293 1 901714421 1265885411 25203 4127988557 1406751650 1729286516 4294967292 2829166477 388551509947 НК РФ #S(#M12293 2 901714421 0 0 0 0 0 0 0 343147242п. 6 ст. 75 НК РФ#S).

 

Общий порядок их взыскания налоговым органом можно представить следующим образом.

 

Требование об уплате налога, пени, штрафа (#M12293 3 901714421 1265885411 25833 1082672237 3137 2140076997 1406751650 4 1729286516ст. 69 НК РФ#S) - решение о взыскании денежных средств на счетах налогоплательщика в банках (#M12293 4 901714421 1265885411 25202 4127988557 1406751650 1729286516 4294967292 2829166477 3885515099ст. 46 НК РФ#S) - решение о взыскании задолженности за счет имущества налогоплательщика (#M12293 5 901714421 1265885411 25203 4127988557 1406751650 1729286516 4294967292 2829166477 3885515099ст. 47 НК РФ#S) - постановление о взыскании задолженности за счет имущества налогоплательщика (#M12293 6 901714421 1265885411 25203 4127988557 1406751650 1729286516 4294967292 2829166477 3885515099ст. 47 НК РФ#S).

 

Рассмотрим ту же схему по максимальным для взыскания срокам (см. рисунок).

 

Рисунок. Максимальные сроки взыскания

 

Таким образом, максимальный срок, в течение которого налоговые органы уполномочены взыскать суммы налога и пеней с момента возникновения задолженности по налогу, составит 1 год 3 месяца и 14 дней (при соблюдении всей процедуры взыскания согласно #M12293 0 901714421 1265885411 25202 4127988557 1406751650 1729286516 4294967292 2829166477 3885515099ст. 46#S, #M12293 1 901714421 1265885411 25203 4127988557 1406751650 1729286516 4294967292 2829166477 388551509947 НК РФ)#S либо 9 месяцев и 14 дней (в случае пропуска налоговыми органами срока для вынесения решения о взыскании задолженности со счетов налогоплательщика).

 

Вышеуказанные документы могут быть вынесены налоговым органом как в отношении всей суммы задолженности по налогам и пеням, так и задолженности только по пеням.

 

Минфином России разъяснено, что после истечения пресекательного срока взыскания задолженности по налогу пени не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога и с этого момента отсутствуют основания для их начисления*1.

_____

*1 Письмо Минфина России от 29.10.2008 N 03-02-07/2-192.

 

Такая же позиция по данному вопросу отражена в постановлении Президиума ВАС РФ от 06.11.2007 N 8241/07.

 

Однако у налоговых органов существует проблема списания просроченной задолженности, поскольку в законодательстве о налогах и сборах отсутствует в качестве основания для ее списания истечение пресекательного срока взыскания.

 

Пени продолжат начисляться и будут отображены в карточке лицевого счета налогоплательщика. Со 2 сентября 2010 года налоговые органы уполномочены на основании #M12293 2 901714421 0 0 0 0 0 0 0 296288963подп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ#S списать недоимку и задолженность по пеням и штрафам, вышедшим за рамки пресекательного срока взыскания, только после принятия судом акта, где данный факт будет установлен.

 

Отсюда возникает проблема уже у налогоплательщиков при необходимости получения справки об отсутствии задолженности или проведения акта сверки, т.к. в данных документах налоговый орган укажет данные лицевого счета.

 

Налогоплательщику придется обратиться в суд для вынесения акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки и задолженности по пеням в связи с истечением установленного срока их взыскания*1.

_____

*1 Приказ ФНС России #M12291 902232166от 19.08.2010 N ЯК-7-8/393@#S.

 

В данном случае и для государства и для налогоплательщиков целесообразным явилось бы внесение в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах изменений, согласно с которым наряду с судебным порядком признания налоговой задолженности невозможной к взысканию существовал бы административный порядок списания такой задолженности по решению налогового органа на основании заявления налогоплательщика при отсутствии соответствующих возражений об истечении пресекательного срока со стороны налогового органа.

 

В письме ФНС России #M12291 902267986от 09.03.2011 N ЯК-4-8/3612@#S рассматривается ситуация, когда требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа направляется в электронном виде в соответствии с приказом ФНС России #M12291 902252351от 09.12.2010 N ММВ-7-8/700@ "Об утверждении Порядка направления налогоплательщику требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи"#S.

 

В случае явки в налоговый орган (по любым основаниям) налогоплательщика (его законного или уполномоченного представителя), не использующего возможность получения требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа по телекоммуникационным каналам связи, налоговым органам в обязательном порядке в каждом случае следует проверять, имеется ли у данного налогоплательщика неурегулированные суммы задолженности, в отношении которых меры принудительного взыскания еще не применялись.

 

При наличии у налогоплательщика вышеназванных сумм задолженности налоговым органам следует формировать документ о выявлении недоимки, а также требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа и вручать его лично налогоплательщику (его законному или уполномоченному представителю налогоплательщика) в бумажном виде для исполнения. При необходимости налогоплательщику (его законному или уполномоченному представителю налогоплательщика) может быть вручен дубликат ранее направленного требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа.

 

Требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа в электронном виде направляются налогоплательщикам (плательщикам сборов) или налоговым агентам по телекоммуникационным каналам связи не позднее срока, установленного #M12293 3 901714421 0 0 0 0 0 0 0 342885097п. 1 ст. 70 НК РФ#S, но не ранее 75 календарных дней со дня выявления недоимки.

 

Требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа по результатам налоговой проверки в электронном виде направляются налогоплательщикам (плательщикам сборов) или налоговым агентам по телекоммуникационным каналам связи в сроки, установленные #M12293 4 901714421 0 0 0 0 0 0 0 342885097п. 2 ст. 70 НК РФ#S (в течение 10 дней с даты вступления в силу соответствующего решения).

 

Срок исполнения требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, направленного организациям, индивидуальным предпринимателям в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, должен составлять не менее 20 календарных дней, а физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, - не менее 30 календарных дней.

 

 

Освобождение налогоплательщика от привлечения к ответственности по #M12293 0 901714421 1265885411 7616462 2018594944 396586 3452089807 2140076992 403950332 1406751650ст. 122 НК РФ#S

 

#M12293 0 901714421 0 0 0 0 0 0 0 343999216Подпункт 1 п. 4 ст. 81 НК РФ#S предусматривает совокупность условий, необходимых для освобождения от ответственности при представлении уточненной налоговой декларации в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, если до совершения указанного действия налогоплательщик:

 

- уплатил недостающую сумму налога и соответствующих ей пеней;

 

- не располагал сведениями об обнаружении налоговым органом отсутствия или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по налогу за данный период.

 

Однако #M12293 1 901714421 1265885411 7616462 2018594944 396586 3452089807 2140076992 403950332 1406751650ст. 122 НК РФ#S устанавливает ответственность лишь за неуплату налога.

 

Указанная коллизия правовых норм привела к возникновению неоднозначной судебной практики как в пользу налогоплательщиков, освобождавшихся от ответственности за неуплату пеней при уплате налога*1, так и в пользу налоговых органов*2.

_____

*1 Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 20.08.2009 N А19-8749/09 и др.

*2 Постановление ФАС Дальневосточного округа от 03.11.2010 N Ф03-7658/2010 и др.

 

Конституционный Суд РФ разрешил возникшую коллизию, указав, что "законодатель может отнести к необходимым условиям освобождения от налоговой ответственности добровольную уплату налогоплательщиком пени как проявление его деятельного раскаяния в совершенном правонарушении"*1, а положения #M12293 2 901714421 0 0 0 0 0 0 0 343999216п. 4 ст. 81#S и ст. #M12293 3 901714421 1265885411 7616462 2018594944 396586 3452089807 2140076992 403950332 1406751650122 НК РФ,#S находящиеся в неразрывной взаимосвязи, устанавливают условия привлечения к ответственности в случае их несоблюдения.

_____

*1 Определение Конституционного Суда РФ от 07.12.2010 N 1572-О-О.

 

Таким образом, налогоплательщикам необходимо иметь в виду, что уплата пеней - неотъемлемой части налогового обязательства - является условием непривлечения их к налоговой ответственности.

 

С другой стороны, включение в #M12293 4 901714421 0 0 0 0 0 0 0 344195820гл. 15 НК РФ#S, регулирующую общие положения о налоговой ответственности, в качестве основания для освобождения налогоплательщика от привлечения к налоговой ответственности уплаты пеней до подачи уточненной декларации, увеличивающей величину налога, мгновенно разрешит сложившуюся коллизию.

 

 

Доказывание налоговыми органами начисления пеней в суде

 

Основанием возникновения задолженности по пеням являются "первичные" документы, подтверждающие факт наличия недоимки: например, решения о привлечении (отказе привлечения) к ответственности за совершение налогового правонарушения и все сопутствующие им документы; требования об уплате налога, пени, штрафа; решения о взыскании задолженности за счет денежных средств и иного имущества, а также доказательства предъявления указанных документов к исполнению должнику, банкам, службе судебных приставов; подписанные налоговым органом и законным (уполномоченным) представителем должника акты сверок по лицевому счету налогоплательщика и т.д.

 

В случае предъявления уполномоченным органом требований для включения в реестр кредиторов в процедурах банкротства должника также должен быть представлен документ, содержащий сведения о сумме задолженности по обязательным платежам по данным уполномоченного органа (справка о задолженности по обязательным платежам), носящий справочный характер*1.

_____

*1 Постановление Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 25.

 

Кроме того, на практике налоговому органу нередко приходится представлять суду дополнительные справки в произвольной форме с указанием задолженности по налогу, детального расчета пеней, значения ставки ЦБ РФ за тот или иной период.

 

Недействительным требование об уплате налога (сбора), пеней и штрафа может быть признано только в том случае, если нарушения, допущенные при его составлении, являются существенными (постановление ФАС Поволжского округа от 21.06.2006 N А55-9571/05-22 и др.).

 

По одним лишь формальным основаниям указанное требование не может быть признано недействительным (постановление ФАС Поволжского округа от 20.04.2006 по делу N А12-28779/2005-С29 и др.).

 

Если в требовании отсутствуют сведения о периоде образования недоимки, не указаны срок уплаты, а в поручении банку - ставка налога, дата начисления пеней, данные об основаниях взимания налога, арбитражный суд признает внесудебное взыскание незаконным (постановление ФАС Московского округа от 18.02.2008 по делу N КА-А40/14511-07).

 

Налоговый орган не обязан представлять расчет начисленных пеней, если отсутствует соответствующий письменный запрос налогоплательщика (письмо Минфина России от 01.10.2008 N 03-01-03/5-113).

 

Однако оспариваются требования в судах, если в них нет даты, с которой начисляются пени либо ставки, по которым они рассчитаны (определение ВАС РФ от 08.02.2008 N 263/08, постановление ФАС Уральского округа от 17.09.2007 N Ф09-7451/07-С2).

 

В целом можно сделать вывод о том, что в настоящее время законодательством не регламентирована процедура обоснования налоговыми органами задолженности по пеням в судебном порядке.

 

Указанный правовой пробел зачастую не позволяет судам оперативно определить реальную сумму пеней.

 

В качестве решения сложившейся ситуации федеральным органам исполнительной власти необходимо провести системную политику в отношении разработки и утверждения следующих документов:

 

- федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, - форм решения о привлечении (об отказе привлечения) к ответственности за совершение налогового правонарушения и требования об уплате налога, пеней, штрафных санкций, предусматривающих детальный расчет пеней, а именно: основание, порядок (в т.ч. значение ставки ЦБ РФ) и период их начисления;

 

- федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления, - форм справок, являющихся приложением к заявлению уполномоченного органа о признании должника банкротом и требованиям о включении обязательных платежей в реестр требований кредиторов, также раскрывающих детальный расчет и основания начисления пеней.

 

Таким образом, пеня как мера компенсационного характера и неотъемлемая часть налогового обязательства включает совокупность актуальных правовых вопросов, многие из которых нуждаются в более детальном законодательном регулировании.