Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Налоговые законопроекты предвыборной сессии

Налоговые законопроекты предвыборной сессии

 

Васильев Ю.В.

 

Корреспондент ИД "Налоговый вестник" побеседовал с председателем Комитета Госдумы по бюджету и налогам Юрием Викторовичем Васильевым о приоритетных законопроектах*1, которые намерены принять законодатели в оставшиеся дни до избирательной кампании.

_____

*1 В интервью рассмотрена информация о законопроектах на текущую дату.

 

Юрий Викторович, времени на законотворческую работу осталось крайне мало, но все же какие законопроекты будут обсуждаться в Комитете в осеннюю сессию?

 

- Вы правы. Времени остается мало, Госдума вышла на финишную прямую. Как известно, выборы состоятся 4 декабря, и потому нынешняя сессия будет сокращенной - менее трех месяцев отводится депутатам на законотворчество. Свои коррективы в распорядок думской работы внесли предстоящие парламентские выборы. Зато электорату народные избранники станут уделять по две недели в месяц, а не одну, как прежде. Завершат осеннюю сессию, можно сказать, настоящим мозговым штурмом на двух дополнительных пленарных заседаниях в ноябре. Тем не менее, план законодательной работы у нас утвержден, и его график я могу представить в виде таблицы, где подробно расписана схема рассмотрения наиболее приоритетных законопроектов (см. таблицу на с. 12-13).

 

Таблица

 

Законопроекты предвыборной сессии

 

#G0N п/п

Наименование проекта нормативного правового акта

Субъект права законодатель

ной инициативы

Дата внесения в Государствен

ную Думу, регистрацион

ный номер

Комитеты Государствен

ной Думы - соисполнители

Дата и результат последнего рассмотрения

1

"О внесении изменений в #M12293 0 901765862 1265885411 7715999 1067590343 2827 2454125759 1088328 2054173416 4257889665статью 251 части второй Налогового кодекса Российской Федерации#S" (о включении в состав доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, доходов в виде средств собственников помещений многоквартирных домов, поступающих на финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов)

Государствен

ный Совет Республики Татарстан

13.07.2010 N 406048-5

 

Принят в первом чтении 25.01.2011

2

Законопроекты, предлагаемые к рассмотрению по сокращенной процедуре

2.1

"О внесении изменения в #M12293 0 901714421 1265885411 24569 2384949384 371217738 1679119690 1830091122 77 408577368статью 21 части первой Налогового кодекса Российской Федерации#S" (в части дополнения перечня прав налогоплательщиков правом на их участие в рассмотрении жалобы)

Член Совета Федерации Е.Н. Трофимов

23.09.2010 N 430648-5

 

Рассмотрен Советом Государственной Думы 15.11.2010

2.2

"О внесении изменений в статьи #M12293 0 901714421 0 0 0 0 0 0 0 344326892139#S и #M12293 1 901714421 0 0 0 0 0 0 0 345309938140 части первой Налогового кодекса Российской Федерации#S" (в части предоставления налогоплательщику права на участие при рассмотрении апелляционных жалоб в вышестоящем налоговом органе)

Член Совета Федерации Е.Н. Трофимов

27.10.2010 N 446611-5

 

Рассмотрен Советом Государственной Думы 20.12.2010

2.3

"О внесении изменения в #M12291 901714421часть первую Налогового кодекса Российской Федерации#S" (о порядке возмещения сумм излишне уплаченного налога)

Законодатель

ное Собрание Оренбургской области

15.10.2010 N 440020-5

 

Рассмотрен Советом Государственной Думы 15.11.2010

2.4

"О внесении изменения в #M12293 0 901714421 0 0 0 0 0 0 0 296288963пункт 3 статьи 59 части первой Налогового кодекса Российской Федерации#S" (о предоставлении высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации и представительному органу муниципального образования права утверждать перечень документов, необходимых для признания недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию)

Законодатель

ное Собрание Кировской области

20.12.2010 N 474995-5

 

Рассмотрен Советом Государственной Думы 21.01.2011

3

"О внесении изменений в #M12293 0 901765862 1265885411 7714750 4239228267 4257893743 3384936591 77 4292900552 2054173416статью 218 части второй Налогового кодекса Российской Федерации#S и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (об уточнении размеров стандартных налоговых вычетов для отдельных категорий налогоплательщи

ков)

Правительство РФ

05.03.2011 N 511230-5

Комитет Государствен

ной Думы по вопросам семьи, женщин и детей

Принят в первом чтении 13.05.2011

4

"О внесении изменений в #M12293 0 901765862 1265885411 7714749 1067590343 2827 194443197 1135869454 3032387007 3154статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации#S" (в части уточнения перечня доходов, освобождаемых от обложения налогом на доходы физических лиц)

Правительство РФ

14.03.2011 N 514481-5

Комитет Государствен

ной Думы по вопросам семьи, женщин и детей

Принят в первом чтении 17.05.2011

5

"О бухгалтерском учете"

Правительство РФ

02.06.2010 N 385329-5

 

Принят в первом чтении 14.01.2011

6.

"О внесении изменений в #M12293 0 901714421 0 0 0 0 0 0 0 343212778статьи 76#S и #M12293 1 901714421 0 0 0 0 0 0 0 34432689786 части первой Налогового кодекса Российской Федерации#S" (об электронном обмене документами между банками и налоговыми органами)

Депутаты Государствен

ной Думы П.А. Медведев, Р.В. Кармазина

11.02.2011 N 500686-5

 

Рассмотрен Советом Государственной Думы 21.03.2011

7.

"О внесении изменения в #M12293 0 901714421 1265885411 25831 1376109634 4 4148126363 287766687 2951336304 1242523880статью 67 части первой Налогового кодекса Российской Федерации#S" (в части наделения субъектов Российской Федерации дополнительными полномочиями по предоставлению инвестиционного налогового кредита)

Законодатель

ное Собрание Вологодской области

21.04.2011 N534811-5

 

Рассмотрен Советом Государственной Думы 19.05.2011

 

В сентябре, на первом заседании Комитета, был рассмотрен ко второму чтению законопроект о внесении изменений в #M12293 0 901765862 1265885411 7715999 1067590343 2827 2454125759 1088328 2054173416 4257889665ст. 251 части второй НК РФ#S, который предполагает включение в состав доходов, не учитываемых при определении налоговой базы на прибыль организаций, доходов в виде средств собственников помещений многоквартирных домов, поступающих на финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов. В ближайшее время Комитет рассмотрит законопроект "О внесении изменений в #M12293 1 901765862 1540216064 24577 2929327695 4294960038 3254933375 3424844419 24577 3380049664главу 29 части второй Налогового кодекса Российской Федерации#S", который ужесточит меры административного контроля в игорном бизнесе.

 

Авторы настоящего законопроекта полагают, что наряду с совершенствованием мер государственного регулирования игорного бизнеса назрела необходимость модернизации соответствующей части налогового законодательства.

 

Сегодня объективно сложились экономические предпосылки для отнесения пунктов приема ставок букмекерских контор и тотализаторов к числу объектов обложения налогом на игорный бизнес.

 

Структура функционирования игорных заведений данного вида в России, как и во всем мире, строится по сетевому принципу, когда организатор азартных игр в букмекерской конторе или тотализаторе располагает головным офисом и рядом обособленных подразделений. В головном офисе размещается персонал, формирующий перечень событий и условия пари, касса букмекерской конторы или касса тотализатора, а также специальное оборудование, обеспечивающее ведение учета ставок, фиксацию факта наступления 1 события, являющегося условием пари, и определение сумм выигрышей участников игр. В обособленных подразделениях, именуемых пунктами приема ставок, участники игр выбирают событие, исход которого является предметом пари, передают организатору денежные средства в качестве ставок и получают выигрыши.

 

Применительно к деятельности букмекерских контор и тотализаторов действующая редакция #M12293 2 901765862 1265885411 7814912 2278745539 3152059343 4294967294 4241973515 3380049669 4291814449ст. 364 Налогового кодекса РФ#S рассматривает в качестве объекта налогообложения кассу букмекерской конторы и кассу тотализатора, под которыми понимается специально оборудованное место у организатора игорного заведения (организатора тотализатора), где учитывается общая сумма ставок и определяется сумма выигрыша, подлежащая выплате. Как правило, каждый из организаторов букмекерской конторы или тотализатора имеет лишь одно место, отвечающее названному понятию объекта налогообложения, и уплачивает соответствующий налог с одного, единственного объекта.

 

Пункты приема ставок к объектам налогообложения не относятся. Вместе с тем их количество является одним из критериев оценки масштаба деятельности организатора азартных игр, поскольку число заключаемых пари и возможность получения организатором дохода от результатов каждого из таких соглашений находятся в прямой зависимости от количества мест, в которых игрокам предлагается сделать ставку.

 

В результате в настоящее время налоговая нагрузка организатора азартных игр, располагающего одним пунктом приема ставок, не идентична налоговой нагрузке организатора, располагающего сотней пунктов. При этом финансовые результаты последнего ввиду большего числа заключаемых пари существенно выше, чем у первого.

 

Более того, расширение сети пунктов и соответствующее ему увеличение доходов организатора игр не приводит, в отличие от плательщиков других видов налогов, к соответствующему увеличению налоговых платежей. В данном случае организаторы азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах оказываются в привилегированном положении по сравнению с плательщиками других видов налогов, что вступает в конфликт с общими принципами равенства и справедливости налогообложения.

 

Максимальный размер ставки налога на игорный бизнес, применяемой к пунктам приема ставок букмекерской конторы или тотализатора, предлагается установить на уровне 7000 руб., что представляется экономически обоснованным, учитывая характер деятельности пункта приема ставок и экспертные оценки о среднем показателе выручки, поступающей в букмекерскую контору из одного пункта. Конкретные ставки налога будут определяться органами законодательной власти субъектов РФ.

 

Таким образом, предлагаемый законопроект предусматривает следующее: 1) введение понятий "пункт приема ставок тотализатора", "пункт приема ставок букмекерской конторы" и отнесение их к числу объектов обложения налогом на игорный бизнес; 2) установление предельных размеров ставок налога на игорный бизнес применительно к пунктам приема ставок букмекерской конторы и пунктам приема ставок тотализатора в размере от 5000 до 7000 руб.

 

Принятие предлагаемых изменений будет способствовать реализации принципов всеобщности и равенства налогообложения, единообразному пониманию норм закона субъектами регулируемых правоотношений и увеличит налоговые поступления в бюджеты субъектов Российской Федерации.

 

- Ожидаются ли новые законодательные инициативы до конца года?

 

- Несомненно. В частности, недавно поступил законопроект "О внесении изменений в #M12293 3 901765862 1265885411 7618661 594947439 3446434936 77 3119250933 3819306499 2251405042статью 193 части второй Налогового кодекса Российской Федерации#S", который проиндексирует ставки акцизов на подакцизную продукцию в период 2012-2014 годов. Ставки акцизов увеличиваются с учетом прогнозируемого уровня инфляции. Опережающими темпами, по сравнению с другими товарами, проиндексированы ставки акцизов на сигареты с фильтром, а также сигареты без фильтра и папиросы (более чем в три раза за период с 2011 до 2014 года). С 2012 года для данных товаров устанавливается единая ставка акциза. Ставки акцизов на слабоалкогольную продукцию увеличатся в 2014 году по сравнению с нынешним годом в 2,2 раза, на вина натуральные - на 60%, на пиво с содержанием объемной доли этилового спирта до 8,6% - на 80%. Эти меры позволят не только повысить уровень доходов в бюджет (в 2012 году ожидается поступления: 18,5 млрд руб. в консолидированный бюджет РФ, в 2013 году - 132,3 млрд руб., в 2014 - свыше 300 млрд руб.), но и поможет снизить уровень злоупотребления алкоголем среди населения и внесет свой профилактический вклад в борьбу с курением.

 

В Бюджетном послании президента страны особое внимание уделено реформированию налоговой системы в РФ. Именно налоговые новации помогут изыскать дополнительные средства в бюджет, чтобы решить экономические задачи и выполнить все социальные обязательства государства. Из двенадцати системных мер, предложенных президентом, особый упор делается на налоговые рычаги в экономике. Речь идет о реформировании налоговой системы, где налоги выступают как инструмент для бюджетной стабильности, регулируя нагрузку в различных отраслях экономики. К примеру, увеличивая рост налоговой нагрузки на газовую, алкогольную и табачную отрасли, правительство в то же время снижает налоговое бремя на малый бизнес и на предприятия, где используются инновационные технологии.

 

- Изменятся ли с нового года спецрежимы - УСН и ЕНВД?

 

- "Упрощенка" уже действует во многих сферах. Что касается ЕНВД, то его замена зависит от вступления в силу закона о патентом налогообложении. Госдума приняла в первом чтении законопроект "О внесении изменений в #M12291 901765862часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации#S, некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации", где прописывается патентное налогообложение. Планируется вынести в отдельную главу #M12291 901714421НК РФ#S "Патентная система налогообложения" упрощенную систему налогообложения индивидуальных предпринимателей на основе патента. Перечень специальных налоговых режимов дополнится подпунктом 5 "Патентная система налогообложения", и с 1 января 2014 года из него будет исключен единый налог на вмененный доход. В целом же авторы законопроекта уверены в том, что он послужит стимулированию развития малого предпринимательства на основе совершенствования упрощенной системы налогообложения индивидуальных предпринимателей. Предпринимателям не нужно будет отчитываться в налоговых органах, но при этом они обязаны вести учет доходов в учетной книге, которая представляется в налоговые ведомства в течение 10 дней после окончания налогового периода. Развитие патентной системы налогообложения также освободит бизнесменов от уплаты других видов налога на доходы.

 

Законопроект относится к числу сложных и спорных. О нем много говорили и спорили и продолжают спорить. Одни его хвалят, другие ругают. Видимо, момент истины наступит, когда он заработает на практике. И тогда станет ясно, где, что надо поправить и изменить в соответствующих поправках к закону. Практика сильнее и богаче любой теории, потому что жизнь сложна и многообразна, и ее трудно полностью уместить в том или ином нормативе. Все ее нюансы невозможно сразу предусмотреть в законодательном документе. Я думаю, что законопроект нуждается в дальнейшей проработке ко второму чтению. Постараемся успеть его подготовить ко второму чтению, но времени, как я говорил, остается мало.

 

- Юрий Викторович, предложений внести те или иные изменения в налоговое законодательство всегда предостаточно. Какие из них будут рассмотрены в первую очередь?

 

- Уверен, бухгалтеры больше всего ждут результатов рассмотрения закона о бухгалтерском учете. Второе чтение намечено на октябрь. Новая редакция разработана с целью устранения устаревших норм, положений и пробелов действующего #M12291 9032598Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"#S, выявленных в результате анализа соответствующей правоприменительной практики. Законопроект направлен на приведение норм, регулирующих систему бухгалтерского учета, в соответствие с изменившимися экономическими условиями деятельности экономических субъектов для формирования и раскрытия надежной и полезной информации о финансовом положении этих субъектов, изменениях в их финансовом положении и финансовом результате их деятельности.

 

Предметом правового регулирования законопроекта являются правоотношения, возникающие при ведении бухгалтерского учета экономическими субъектами и регулировании бухгалтерского учета.

 

Законопроект содержит общие нормы, определяющие цели данного федерального закона и сферу его действия; основные понятия, используемые в федеральном законе; место федерального закона в законодательстве Российской Федерации. С целью защиты прав и законных интересов граждан, организаций и государства в законопроекте установлены единые требования к бухгалтерскому учету.

 

В законопроекте переработаны и уточнены такие нормы закона, как порядок изменения учетной политики экономического субъекта; порядок денежного измерения объектов бухгалтерского учета; состав первичной учетной документации; состав бухгалтерской (финансовой) отчетности и другие, а также уточнена терминология, используемая в законодательстве о бухгалтерском учете.

 

В законопроект не включены нормы закона, которые относятся к исключительной компетенции экономических субъектов и не подлежат законодательному регулированию (формы первичной учетной документации).

 

Вместе с тем в законопроект включены нормы, отсутствующие в федеральном законе, но необходимые для обеспечения гарантий пользователям информации в получении надежной и полезной финансовой информации. В частности, нормы, регулирующие вопросы бухгалтерской (финансовой) отчетности при реорганизации и ликвидации юридических лиц; использования для целей бухгалтерского учета электронных документов; осуществления внутреннего контроля в экономических субъектах.

 

С целью создания правового механизма регулирования бухгалтерского учета в законопроекте установлены принципы такого регулирования, состав и требования к документам в области организации и ведения бухгалтерского учета, полномочия органов регулирования и механизмы их взаимодействия, порядок разработки и утверждения стандартов бухгалтерского учета, гарантии участия широкого круга пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности в таком регулировании.

 

Предусмотренная законопроектом система регулирования бухгалтерского учета основана на сочетании деятельности органов государственной власти и негосударственных организаций, включая саморегулируемые профессиональные организации бухгалтеров и аудиторов, предпринимателей, пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности. Порядок регулирования бухгалтерского учета обеспечивает единство и непротиворечивость системы бухгалтерского учета в Российской Федерации, учет интересов широкого круга заинтересованных пользователей.

 

К полномочиям органов государственного регулирования бухгалтерского учета отнесены, в частности, выработка государственной политики; утверждение национальных и отраслевых стандартов бухгалтерского учета и их разъяснение; утверждение программы разработки национальных стандартов бухгалтерского учета.

 

К ведению субъектов негосударственного регулирования бухгалтерского учета - разработка проектов национальных стандартов бухгалтерского учета, их разъяснение, обобщение практики их применения и разработка предложений по их совершенствованию, взаимодействие с международными неправительственными организациями в области бухгалтерского учета.

 

Для обеспечения взаимодействия органов государственного и субъектов негосударственного регулирования бухгалтерского учета в законопроекте предусмотрены такие механизмы, как программа разработки национальных стандартов бухгалтерского учета, совет по стандартам бухгалтерского учета, детальная процедура разработки и утверждения национальных стандартов.

 

Принятие новой редакции закона о бухгалтерском учете позволит повысить качество и эффективность регулирования бухгалтерского учета, будет способствовать улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации, развитию саморегулирования, укреплению бухгалтерской и аудиторской профессии.