Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Важные законодательные изменения 2011-2012 годов

16 ноября 2011 года в пресс-особняке АиФ состоялся Российский налоговый саммит. Российский бизнес ведет хозяйственную деятельность в условиях постоянных изменений законодательства. Для обеспечения налоговой безопасности компании и во избежание налоговых доначислений и штрафов специалистам необходимо быть в курсе всех изменений в бухучете и налоговом законодательстве. В рамках Российского налогового саммита, организованного ИД "Аргументы и факты", эксперты детально рассмотрели последние законодательные изменения 2011-2012 годов и проанализировали их влияние на бизнес. В саммите приняли участие представители профильных министерств и ведомств Российской Федерации, органов государственной власти, финансовые директора и главные бухгалтеры российских и иностранных компаний, а также руководители юридических департаментов компаний различных секторов экономики и налоговые консультанты. ИД "Налоговый вестник" был в числе информационных партнеров данного мероприятия.

 

 

Налоговый саммит открыл С. Разгулин, заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России. Он рассказал о некоторых основных направлениях налоговой политики на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов.

 

Основные направления налоговой политики были одобрены Правительством РФ в июле текущего года.

 

Он отметил, что процент реализации их достаточно весом. Всем участникам экономических отношений важно знать содержание этого документа. Состав его можно сгруппировать по двум основным блокам. Первый блок связан с поддержкой инновационной деятельности и развития человеческого капитала, второй - посвящен поиску источников дополнительных поступлений в бюджет и бюджетную систему.

 

В качестве примера, который относится к первому блоку, С. Разгулин привел #M12291 902282521Федеральный закон от 07.06.2011 N 132-ФЗ#S. Согласно изменениям был уточнен порядок учета налогоплательщиками расходов на НИОКР, т.е. #M12293 0 901765862 0 0 0 0 0 0 0 345244402ст. 262 НК РФ#S. Определен перечень затрат #M12291 901714421НК РФ#S, который относится к расходам на НИОКР (заработная плата, материальные расходы, амортизация), и установлен новый порядок учета данных расходов в отчетном периоде, когда такие работы были завершены.

 

По сравнению с действующим порядком изменения достаточно значительные. Поскольку нынешняя редакция #M12293 1 901765862 0 0 0 0 0 0 0 345244402ст. 262 НК РФ#S требует признавать расходы в зависимости от того, получил налогоплательщик положительный эффект от расходов на НИОКР или нет, такие расходы признаются в течение года.

 

Причем для налогоплательщиков расходы на НИОКР, которые дали положительный результат, ситуация хуже, чем для налогоплательщиков, у которых результаты НИОКР не дали положительного результата. Данные вопросы комментирует Минфин России в своих разъяснениях.

 

Согласно изменениям налогоплательщик получил право на формирование резерва предстоящих расходов. Резерв для реализации каждой утвержденной программы может создаваться на срок, в течение которого будут проводиться НИОКР (но не более двух лет). Резерв не может превышать планируемые расходы на реализацию программы. В #M12291 901714421НК РФ#S приведена формула расчета предельного размера отчислений в резерв. Кроме того, действующая редакция #M12293 2 901765862 0 0 0 0 0 0 0 345244402ст. 262 НК РФ#S позволяет учитывать расходы по приоритетным направлениям с коэффициентом 1,5. Это правило применяется к НИОКР, входящим в определенный перечень.

 

Иными словами, при затратах 100 руб. налогоплательщик может уменьшить налоговую базу на 150 руб. Механизм администрирования данных расходов в настоящее время не предусмотрен. Поправками на налогоплательщиков, которые осуществляют соответствующие расходы, возлагается обязанность предоставления одновременно с налоговой декларацией отчета о выполненных НИОКР. Налоговый орган вправе будет произвести экспертизу представленного отчета на предмет соответствия выполненных работ утвержденному постановлением правительства перечню.

 

С.В. Разгулин остановился и на #M12291 902253616Федеральном законе от 28.12.2010 N 395-ФЗ#S. Согласно поправкам сокращен срок амортизации нематериальных активов инновационной направленности (патенты, промышленные образцы, полезные модели). В течение двух лет налогоплательщик сможет списывать расходы на создание подобных НА до внесения соответствующих изменений в #M12291 901714421НК РФ#S.

 

Отмечено еще одно изменение. Предусмотрено освобождение прироста стоимости капитала от обложения НДФЛ, налогом на прибыль организаций. Во внимание берутся те акции или доля, которые были приобретены с 1 января текущего года и будут реализованы, начиная с 1 января 2016 года, т.е. по прошествии пяти лет. Обладая такими акциями и долями на праве собственности, налогоплательщики будут освобождаться от обложения НДФЛ и налогом на прибыль организаций.

 

Упрощен также порядок применения нулевой ставки по дивидендам. Дивиденды, которые уплачиваются с 2010 года и в последующие периоды, облагаются налогом на прибыль по ставке 0% при условии, что в собственности налогоплательщика в течение 365 дней находится не менее 50% уставного капитала стороны, выплачивающей дивиденды. Условие о стоимостном критерии 500 млн руб. для применения нулевой ставки исключено.

 

С. Разгулин остановился также на мерах, связанных с амортизационной политикой.

 

В настоящее время налогоплательщик имеет право включать в состав расходов отчетного (налогового) периода расходы на капитальные вложения в размере не более 10, 30% первоначальной стоимости основных средств, расходов, которые понесены в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения.

 

Например, амортизационная премия, учитываемая для целей налогообложения прибыли организаций в связи с осуществлением расходов на модернизацию основных средств, может учитываться каждый раз, когда организация осуществляет расходы на новую модернизацию одного и того же имущества.

 

Вместе с тем если соответствующее имущество было реализовано налогоплательщиком в течение пяти лет со дня использования этой амортизационной премии, на него возлагается обязанность включить затраты на амортизационную премию в состав доходов налогоплательщика.

 

***

 

Минфин России подготовил проект закона, который согласован с заинтересованными федеральными органами власти и в ближайшее время будет внесен в Правительство РФ.

 

Он предусматривает случаи восстановления амортизационной премии только при реализации имущества взаимозависимым лицам. В остальных случаях, когда имущество реализуется не взаимозависимым лицам, восстанавливать амортизационную премию не потребуется.

 

***

 

При этом такие расходы не могут быть учтены при налогообложении ни в составе остаточной стоимости имущества, ни в составе амортизационных отчислений, поскольку не формируют первую и не являются вторым видом расходов. Минфин России подготовил проект федерального закона, который согласован с заинтересованными федеральными органами власти и в ближайшее время будет внесен в Правительство РФ.

 

Данный законопроект предусматривает случаи восстановления амортизационной премии только при реализации имущества взаимозависимым лицам. Во всех остальных случаях, когда имущество реализуется не взаимозависимым лицам, восстанавливать амортизационную премию не потребуется.

 

Рассмотрено еще одно интересное изменение. Введена возможность применения повышающих коэффициентов к имуществу, которое является высокоэнергоэффективным для целей налогообложения прибыли.

 

Кроме того, предусмотрено освобождение налога на имущество подобных основных средств.

 

Но для этого правительству необходимо утвердить перечень соответствующего имущества. Подобный перечень в настоящее время утвержден для получения инвестиционного налогового кредита. Но здесь несколько иная ситуация. При получении инвестиционного налогового кредита налогоплательщик подтверждает в заявительном порядке соответствие имущества, которое он приобрел, критериям энерогоэффективности.

 

В отличие от применения повышающего коэффициента амортизации налоговый орган будет фактически проверять соответствие такого имущества критериям энергоэффективности.

 

Поэтому к вопросу администрирования при использовании повышающего коэффициента, налога на имущество нужно подходить более тщательно и предусматривать документальное подтверждение соответствия имущества критериям энергоэффективности.

 

Поправки #M12291 902290100Федерального закона от 18.07.2011 N 235-ФЗ#S С. Разгулин отнес к вопросам, связанным с развитием человеческого капитала.

 

Эти изменения предусматривают освобождение со следующего года любой благотворительной помощи, выплачиваемой благотворительной организацией, зарегистрированной в установленном порядке, независимо от периодичности, количества и форм перечисления. Многие организации, которые в структуре организации содержат благотворительные фонды, будут освобождаться от налогообложения.

 

На саммите также был прокомментирован федеральный закон, который находится на подписи у Президента и предусматривает внесение изменений в #M12293 0 901765862 0 0 0 0 0 0 0 344589044ст. 218 НК РФ#S, - увеличивение размеров стандартных налоговых вычетов для налогоплательщиков на обеспечении которых находятся дети (подробнее об этом см. статью на с. 22).

 

С. Разгулин отметил значимый закон этого года о трансфертном ценообразовании, а также законопроект о консолидированной группе налогоплательщиков (подробнее об этом см. статью на с. 18). Он представил краткие комментарии к этим изменениям и мониторинг к другим законам, регулирующим вопросы налогообложения.

 

О последних изменениях в порядке исчисления и уплаты страховых взносов рассказала Л. Котова, заместитель директора Департамента развития социального страхования и государственного обеспечения Минздравсоцразвития России. Она отметила, что второй год ведется работа со страховыми платежами, а вопросов все больше.

 

Произошел переход от налоговых принципов к страховым принципам формирования пенсионного, социального, медицинского обеспечения. Изменились администраторы: налоговые органы передали функции внебюджетным фондам.

 

 

Л. Котова рассказала, что Федеральный закон от 24.06.2009 N 212-ФЗ, который заменил #M12293 0 901765862 0 0 0 0 0 0 0 345506556гл. 24 "Единый социальный налог" НК РФ#S, содержит много положений, которые волнуют плательщиков страховых взносов. Основные вопросы, которые за эти два года поступали в Минздравсоцразвития России, касаются определения объекта обложения страховыми взносами, а также льготируемых категорий плательщиков. Для того чтобы применять пониженные тарифы, плательщики страховых взносов должны подпадать под определенные условия, указанные в Законе N 212-ФЗ.

 

Л. Котова рассказала о тех изменениях, которые ждут организации с 1 января 2012 года.

 

В первом чтении принят законопроект, который предполагает в качестве временной меры на период 2012-2013 годов снижение максимального тарифа страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 34 до 30%, взимаемого с выплат в пользу физических лиц в размере до установленной предельной величины в 512 тыс. руб. в 2012 году и до 567 тыс. руб. в 2013 году. Кроме того, для данной категории плательщиков будет установлен тариф страховых взносов с сумм превышения предельной величины базы для начисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в размере 10%.

 

***

 

Законопроект предполагает в качестве временной меры на период 2012-2013 годов снижение максимального тарифа страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 34 до 30%, взимаемого с выплат в пользу физических лиц в размере до установленной предельной величины в 512 тыс. руб. в 2012 году и до 567 тыс. руб. в 2013 году.

 

***

 

При этом для плательщиков страховых взносов, которые в 2011 году уплачивают указанные взносы по максимальному тарифу 26%, а также для социально ориентированных некоммерческих организаций максимальный тариф страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, начисляемый на выплаты до установленной предельной величины облагаемой базы, будет снижен до 20%, а также для данной категории плательщиков будет установлен тариф страховых взносов с сумм превышения предельной величины базы для начисления страховых взносов в ПФР в размере 7%.

 

В результате указанных решений эффективная ставка обложения заработной платы страховыми взносами, рассчитываемая как отношение суммы исчисленных страховых взносов по работнику к сумме начисленной заработной платы, в 2012-2013 годах существенно снизится по сравнению с условиями, предусмотренными действующим законодательством.

 

Для выплат в пользу работников, годовая заработная плата которых без учета уплачиваемых взносов составит в 2012 году менее 512 тыс. руб. (менее 567 тыс. руб. в год в 2013 году), снижение эффективной ставки будет максимальным - на 4 процентных пункта по сравнению с действующими условиями. При этом эффективная ставка обложения взносами заработной платы при условии принятия предложенных решений снизится для выплат в пользу всех работников, получающих в год до 716 тыс. руб. в 2012 году и до 793 тыс. руб. в 2013 году.

 

Для плательщиков, применяющих льготную ставку обложения страховыми взносами, при принятии предлагаемого механизма снижения тарифов страховых взносов в диапазоне получаемой годовой заработной платы в 2012 году до 512 тыс. руб. (до 567 тыс. руб. в год в 2013 году) снижение эффективной ставки обложения страховыми взносами составит максимальную величину - 6 процентных пунктов. При этом снижение эффективной ставки обложения страховыми взносами заработной платы для льготных категорий плательщиков в меньших масштабах будет наблюдаться в диапазоне получаемой заработной платы до 950 тыс. руб. в год в 2012 году и до 1053 тыс. руб. в год - в 2013 году.

 

В саммите также принимала участие О. Кирова, заместитель начальника Управления трансфертного ценообразования и международного сотрудничества ФНС России. В своем выступлении она раскрыла положения Закона о трансфертном ценообразовании и рассказала о перспективах, которые ждут налогоплательщиков (подробно об этом читайте в следующем номере журнала "Налоговый вестник").