Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Уплата налога на прибыль при закрытии обособленного подразделения

По месту нахождения своего обособленного подразделения организация становится плательщиком налога на прибыль в доход соответствующего регионального бюджета. НДФЛ, удержанный из зарплаты работающих в подразделении сотрудников, также должен перечисляться по месту постановки на учет этого подразделения. При прекращении деятельности обособленного подразделения оно подлежит снятию с учета в соответствующей налоговой инспекции. С 2010 года эта процедура существенно упростилась. Рассмотрим эти и другие вопросы.

 

 

Общие положения

 

При прекращении деятельности обособленного подразделения оно подлежит снятию с учета в соответствующей налоговой инспекции.

 

С 2010 года эта процедура существенно упростилась.

 

При закрытии подразделения, не имеющего статуса филиала (представительства) достаточно направить в свою налоговую инспекцию (где стоит на учете организация) сообщение о закрытии обособленного подразделения (по форме С-09-3-2 "Сообщение об обособленных подразделениях российской организации на территории Российской Федерации, через которые прекращается деятельность этой организации (которые закрываются этой организацией)", утв. #M12293 0 902285162 0 0 0 0 0 0 0 206832217приказом ФНС России 09.06.2011 N ММВ-7-6/362#S@).

 

Инспекция, получив такое сообщение, обязана в течение пяти рабочих дней передать эту информацию в инспекцию по месту учета подразделения.

 

Та, в свою очередь, должна в течение 10 дней снять с учета подразделение и направить в организацию уведомление об этом факте (по форме 1-5-Учет "Уведомление о снятии с учета российской организации в налоговом органе", утвержденной #M12293 1 902295807 0 0 0 0 0 0 0 206504532приказом ФНС России от 11.08.2011 N ЯК-7-6/488#S@).

 

В #M12291 901714421НК РФ#S говорится о том, что подразделение снимается с учета в срок не позднее 10 дней после проведения (в случае необходимости) выездной налоговой проверки закрывающегося подразделения. Однако местная налоговая инспекция вправе провести проверку обособленного подразделения только в том случае, если подразделение имеет статус филиала (представительства), и только по региональным (местным) налогам и сборам (#M12293 2 901714421 0 0 0 0 0 0 0 344130286п. 7 ст. 89 НК РФ#S).

 

Проверить правильность начисления налога на прибыль в региональный бюджет по месту нахождения обособленного подразделения (тем более, если его начисляет и перечисляет головная организация) у местной налоговой инспекции нет ни полномочий, ни технических возможностей. Может быть произведена только сверка начисленного в областной бюджет налога (на основании поступивших деклараций) и его фактического перечисления.

 

Аналогичная ситуация возникает и при желании провести проверку по удержанию и перечислению НДФЛ.

 

Во-первых, сведения о доходах физических лиц и сумме начисленного и удержанного налога (форма 2-НДФЛ) подаются по итогам года (до 1 апреля следующего года) (#M12293 3 901765862 0 0 0 0 0 0 0 345244409п. 2 ст. 230 НК РФ#S).

 

Во-вторых, эти сведения представляются в налоговую инспекцию по месту учета организации (тот же #M12293 4 901765862 0 0 0 0 0 0 0 345244409п. 2 ст. 230 НК РФ#S).

 

Обособленные подразделения могут подавать справки 2-НДФЛ по месту своего учета (письма Минфина России от 03.12.2008 N 03-04-07-01/244, N 03-04-06/3-159). Но это их право, а не обязанность.

 

Таким правом обычно пользуются подразделения, начисляющие заработную плату своим сотрудникам, и перечисляющие НДФЛ с расчетного счета своего подразделения.

 

А в подразделении, где учет начисления заработной платы, равно как удержания и перечисления НДФЛ не ведется, проводить проверки абсолютно бесполезно.

 

Местные налоговые органы могут только обратиться с запросом в головную организацию, где им могут предоставить реестр платежных поручений о перечислении НДФЛ. В этом, вероятнее всего, и будет заключаться сверка платежей по данному налогу.

 

Таким образом, инспекция по месту нахождения закрывающегося подразделения может получить информацию о своевременности перечисления налогов в доход своего бюджета, но не о правильности их начисления.

 

Получив форму 1-5-Учет, организация может посчитать взаимоотношения с бюджетом по месту нахождения ликвидированного подразделения законченными. Однако это может быть и не так.

 

Дело в том, что подразделение закрывается на какую-то конкретную дату, которая далеко не всегда приходится на окончание налогового периода (по налогу на прибыль и НДФЛ - это год).

 

С НДФЛ все довольно просто. Последним днем работы последнего сотрудника (вероятнее всего руководителя) ликвидированного подразделения было, допустим, 25 сентября.

 

Вот НДФЛ с его зарплаты по это число включительно должен быть перечислен в доход бюджета по месту нахождения подразделения, а дальше - уже по месту его нового нахождения.

 

По налогу на прибыль окончательные расчеты с бюджетом могут быть произведены только по завершении налогового периода, до 28 марта следующего года.

 

В июле была представлена декларация за I полугодие и перечислены авансовые платежи за этот отчетный период. Кроме того, в декларации была указана сумма ежемесячных авансовых платежей за июль-сентябрь и как минимум за июль и август их перечислили.

 

В сентябре организация была снята с учета по месту нахождения закрытого подразделения.

 

Что делать с авансовыми платежами, перечисленными по месту нахождения закрытого участка и как урегулировать отношения с бюджетами в такой ситуации?

 

Министерства в своих письмах (письма Минфина России от 24.02.2009 N 03-03-06/1/82 и ФНС России от 01.10.2009 N 3-2-10/23@N 3-2-10/23@ и др.) дает алгоритм действий налогоплательщика по расчету и уплате налога на прибыль при закрытии обособленного подразделения. Уплата авансовых платежей за последующие отчетные периоды и налога за текущий налоговый период по бывшему месту нахождения этого обособленного подразделения не производится.

 

Организация при этом вправе представить уточненные налоговые декларации по налогу на прибыль за последний до закрытия обособленного подразделения отчетный период.

 

В этих уточненных декларациях могут быть сняты ежемесячные авансовые платежи в региональный бюджет по месту нахождения ликвидированного обособленного подразделения, исчисленные на квартал, в котором произошло закрытие обособленного подразделения, и одновременно увеличены платежи в региональный бюджет по месту нахождения головной организации.

 

 

Порядок уплаты налога на прибыль на условном примере

 

Рассмотрим порядок расчетов с бюджетом по налогу на прибыль при закрытии обособленного подразделения в другом регионе. ООО "Альфа", которое расположено в Москве, имеет обособленное подразделение в Пермском крае. По итогам I полугодия налогооблагаемая прибыль организации составила 15 000 000 руб.

 

Коэффициент распределения прибыли для подразделения составил 20%, для головной организации - 80%.

 

Ставка налога в пермский краевой бюджет для этой категории налогоплательщиков равна 13,5%.

 

В целом налога было начислено на 2 865 000 руб. Из них 300 000 руб. - в федеральный бюджет (15 000 000 руб. * 2%), 2 160 000 руб. - в московский городской бюджет (15 000 000 руб. * 80% * 18%) и 405 000 руб. - в пермский краевой (15 000 000 руб. 20% * 13,5%).

 

Для некоторого упрощения примера предположим, что ежемесячные авансовые платежи за июль-сентябрь равны сумме налога за полугодие (прибыли в I квартале не было; см. рис. 1-7).

 

Рисунок 1. Фрагмент приложения N 5 к листу 02 декларации по обособленному подразделению

 

Рисунок 2. Фрагмент подраздела 1.1 раздела 1

 

Рисунок 3. Фрагмент подраздела 1.2. раздела 1

 

Рисунок 4. Фрагмент приложения N 5 по организации (без ее обособленных подразделений)

 

Рисунок 5. Фрагмент листа 02

 

Рисунок 6. Фрагмент подраздела 1.1 раздела 1 по головной организации

 

Рисунок 7. Фрагмент подраздела 1.2. раздела 1 по головной организации

 

Начисление налога за полугодие следует отразить записью:

 

Д-т 99 К-т 68 (субсчет "Расчеты по налогу на прибыль") - 2 865 000 руб.

 

И в срок до 28 июля следует перечислить тремя платежами сумму налога: 1) за I полугодие в федеральный (300 000 руб.), 2) в московский городской (2 1260 000 руб.) и 3) в пермский краевой бюджет (405 000 руб.).

 

В этот же срок необходимо перечислить и ежемесячный авансовый платеж за июль, также тремя платежами:

 

- в доход федерального бюджета - 100 000 руб.;

 

- в доход московского городского бюджета - 720 000 руб.;

 

- в доход пермского краевого бюджета - 135 000 руб.

 

Далее организация, возможно, планировала успешно работать в регионе, но ситуация может резко поменяться.

 

Допустим, в конце августа подразделение в Пермском крае по каким-то причинам организация вынуждена закрыть. Исходя из вышеупомянутых разъяснений финансового ведомства, расчеты с пермским краевым бюджетом заканчиваются I полугодием, т.е. туда должно быть перечислено 405 000 руб.

 

В налоговые инспекции (и в московскую, и в пермскую) представляются уточненные налоговые декларации, где должны быть изменены суммы ежемесячных авансовых платежей за июль-сентябрь.

 

В уточненной декларации за I полугодие, которую следует отправить в пермскую инспекцию, следует убрать суммы ежемесячных авансовых платежей на III квартал (см. рис. 8).

 

Рисунок 8. Фрагмент подраздела 1.2. раздела 1 уточненной декларации

 

На эти 405 000 руб. необходимо увеличить сумму авансовых платежей, подлежащих перечислению в доход московского городского бюджета за июль-сентябрь (см. рис. 9).

 

Рисунок 9. Фрагмент подраздела 1.2 уточненной декларации по головной организации

 

Перечисленные авансовые платежи за июль-август на сумму 270 000 руб. (135 000 руб. * 2), таким образом, в пермской инспекции должны быть учтены как переплата, а в московской - как недоплата. Но организация за это быть наказанной не должна. Переплата части федерального налога в доход одного регионального бюджета должна быть зачтена в счет недоплаты (но не недоимки) этой же части налога в доход другого регионального бюджета (#M12293 0 901714421 0 0 0 0 0 0 0 343671534п. 1 ст. 78 НК РФ#S).

 

Налоговые инспекции (и пермская, и московская) должны между собой разобраться с этой суммой в 270 000 руб. (#M12293 1 901714421 0 0 0 0 0 0 0 343671534п. 5 ст. 78 НК РФ#S, Порядок учета федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утв. #M12291 902118594приказом Минфина России от 05.09.2008 N 92н#S).

 

Но это в теории. На практике же, если пермскую инспекцию не уведомить письмом, что переплату надо отдать московскому бюджету, она там зависнет на весьма длительное время. А москвичи начнут напоминать организации о погашении недоимки, а то и просто зачтут платежи за девять месяцев в счет ее погашения.

 

Поэтому не будет лишним вместе с уточненными декларациями отправить в обе инспекции письма, в которых в произвольной форме сообщить, что долг перед бюджетом на сумму 270 тыс. руб. авансовых платежей за июль-август выполнен и все перечислено (с приложением копий платежек).

 

Правда, возникает вопрос, на который ведомство в своих письмах ответа не дает.

 

В Пермском крае ставка налога на прибыль в краевой бюджет по этой категории налогоплательщиков - 13,5%, в Москве - 18%. И если бы работы производились в Москве или в другом регионе с той же ставкой налога (18%), то пришлось бы заплатить за июль-август не 270 000 руб., а 360 000 руб. (270 000 руб. : 13,5% * 18%). Вот эту разницу (90 тыс. руб.) считать недоимкой? Нужно ли их доначислить и доплатить в сентябре?

 

По мнению автора, нет. Закрытие обособленного подразделения не должно привести к увеличению суммы исчисленного налога и авансовых платежей за период его работы. В #M12293 2 901765862 0 0 0 0 0 0 0 346358518пункте 2 ст. 286 НК РФ#S однозначно сказано, что авансовые платежи за III квартал равны сумме налога за II квартал. Налог за II квартал по условиям примера составил 2 865 000 руб., в т.ч. 300 000 руб. в федеральный бюджет и 2 565 000 руб. - в региональные. Об увеличении этой суммы ни в #M12293 3 901765862 0 0 0 0 0 0 0 346358518ст. 286 НК РФ#S, ни в других статьях #M12291 901714421НК РФ#S ничего не сказано.

 

При этом организации придется принять решение - пойти на конфликт с налоговиками из-за суммы в 90 000 руб. или отдать их несколько раньше, чем того требует законодательство.

 

По итогам 9 месяцев налогооблагаемая прибыль организации составила, допустим, 18 000 000 руб.

 

В федеральный бюджет с начала года должно быть начислено 360 000 руб. (18 000 000 руб. * 2%). За полугодие было начислено налога на сумму 300 000 руб. плюс авансовый платеж за III квартал на эту же сумму.

 

Следовательно, в бюджет излишне перечислено 240 000 руб.

 

Авансовый платеж на IV квартал должен составить 60 000 руб. (360 000 - 300 000).

 

Дебетовое сальдо по расчетам с федеральным бюджетом составит, таким образом, 180 000 руб.

 

Для определения суммы налога, подлежащей начислению в доход московского городского бюджета по итогам 9 месяцев, следует произвести следующие действия:

 

1. "Заморозить" налоговую базу (налоговую долю) по закрытому обособленному подразделению за I полугодие. Она равна 3 000 000 руб. (15 000 000 руб. * 20%).

 

2. Из налоговой базы по итогам 9 месяцев (18 000 000 руб.) вычесть сумму "замороженной" доли по закрытому подразделению (3 000 000 руб.), что составит 15 000 000 руб.

 

3. Умножить сумму исчисленной базы (15 000 000 руб.) на ставку налога в московском регионе (18%), что будет равно 2 700 000 руб.

 

Сумма налога в доход московского городского бюджета по итогам I полугодия была равна 2 160 000 руб. Плюс к этой сумме был начислены и перечислены авансовые платежи за июль-сентябрь (с учетом отданных пермяками) на 2 565 000 руб. Всего, следовательно, отдано столичному бюджету 4 725 000 руб.

 

Долг налоговиков перед организацией составил 2 025 000 руб.

 

Авансовый платеж на IV квартал как разница между суммой налога за 9 месяцев и полугодие будет равен 540 000 руб. (2 700 000 - 2 160 000).

 

Дебетовое сальдо по расчетам с московским городским бюджетом, таким образом, будет равно 1 485 000 руб.

 

В инспекцию по месту нахождения организации надлежит сдать декларацию, в состав которой будут входить два приложения N 5 к листу 02 - по обособленному подразделению, закрытому в течение текущего налогового периода (с кодом 3), и по организации без входящих в нее обособленных подразделений (с кодом 1) (см. рис. 10 и 11).

 

Рисунок 10. Фрагмент приложения N 5 с кодом 3

 

Рисунок 11. Приложение N 5 к листу 02 по головной организации

(без учета обособленных подразделений, в т.ч. ликвидированных)

 

И по окончанию года к листу 02 также необходимо будет дать два приложения N 5. По ликвидированному подразделению оно не изменится.

 

Был рассмотрен вариант, при котором сумма прибыли за 9 месяцев больше, чем за полугодие.

 

Но может сложиться ситуация, при которой в III квартале организация получила убыток и прибыль за 9 месяцев, по сравнению с результатом за январь-июнь, снизилась.

 

Допустим, что по итогам 9 месяцев сумма прибыли составила 13 500 000 руб., т.е. убыток за III квартал равен 1 500 000 руб. Сумма налога, подлежащего перечислению в федеральный бюджет с начала года, должна быть равна 270 000 руб. (13 500 000 руб. * 2%).

 

Однако с учетом того, что за январь-сентябрь бюджет получил 600 000 руб. авансовых платежей, он остается должным организации 330 000 руб.

 

Авансовые платежи на IV квартал, равно как и на I квартал следующего года, начисляться не должны. В III квартале получен убыток.

 

Для отражения расчетов с городским бюджетом г. Москвы в первую очередь необходимо пересчитать базу по закрытому обособленному подразделению исходя из прибыли за 9 месяцев и доли ликвидированного участка за полугодие.

 

Она будет равна 2 700 000 руб. (13 500 000 руб. * 20%).

 

База по организации без учета закрытого в Перми подразделения составит, следовательно, 10 800 000 руб.

 

Сумма налога, следовательно, будет равна 1 944 000 руб. (10 800 000 руб. * 18%).

 

Но с учетом авансовых платежей в размере 4 725 000 руб. задолженность столичного бюджета перед ООО "Альфа" будет равна 2 781 000 руб. (см. рис. 12, 13, 14).

 

Рисунок 12. Фрагмент приложения N 5 к листу 02 по закрытому подразделению за 9 месяцев

(с кодом 3)

 

Рисунок 13 Приложение N 5 к листу 02 по головной организации

(без учета обособленных подразделений, в т.ч. ликвидированных)

 

     Рисунок 14. Фрагмент листа 02 за 9 месяцев