Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

ОРД: новый шаг в развитии полицейской нормативной правовой базы

В соответствии со #M12293 0 9012676 0 0 0 0 0 0 0 249627279ст. 13 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности"#S МВД России был издан #M12291 902296757приказ от 15.08.2011 N 938 "О некоторых вопросах организации оперативно-розыскной деятельности в системе МВД России"#S (зарегистрирован в Минюсте России 07.09.2011 N 21746). Данным приказом утвержден Перечень оперативных подразделений системы МВД России, правомочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность.

 

Ценность данного приказа и Перечня заключается в том, что в них указаны названия подразделений системы МВД России с учетом произошедших организационно-штатных изменений, а также объем осуществления оперативно-розыскной деятельности (далее - ОРД) тем или иным подразделением (приводится перечень конкретных оперативно-розыскных мероприятий).

 

Кроме того, в приказе закрепляется принцип, согласно которому в системе МВД России к ОРД допускаются по должности. Иными словами, нахождение сотрудника полиции в той или иной должности подразумевает допуск к оперативно-розыскной деятельности и объем такого допуска.

 

 

ОРД в полном объеме

 

Итак, согласно Перечню к ОРД в полном объеме, установленном #M12293 0 9012676 0 0 0 0 0 0 0 206504532Законом N 144-ФЗ#S, допущены:

 

- подразделения уголовного розыска (Главное управление уголовного розыска МВД России; управление, отдел Главного управления на транспорте МВД России по указанному направлению деятельности; управления, оперативно-розыскные части, отделы, отделения, группы уголовного розыска в территориальных органах МВД России);

 

- подразделения экономической безопасности и противодействия коррупции (Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России; управление, отделы Главного управления на транспорте МВД России по указанному направлению деятельности; управления, оперативно-розыскные части, отделы, отделения, группы экономической безопасности и противодействия коррупции в территориальных органах МВД России);

 

- подразделения собственной безопасности (Главное управление собственной безопасности МВД России; управления, оперативно-розыскные части, отделы, отделения, группы собственной безопасности в территориальных органах МВД России);

 

- подразделения по противодействию экстремизму (Главное управление по противодействию экстремизму МВД России, управление, отдел Главного управления на транспорте МВД России по указанному направлению деятельности; центры, группы по противодействию экстремизму в территориальных органах МВД России);

 

- подразделения по борьбе с преступными посягательствами на грузы (управление, отдел Главного управления на транспорте МВД России по указанному направлению деятельности; оперативно-розыскные части, отделения, группы по борьбе с преступными посягательствами на грузы в территориальных органах МВД России);

 

- подразделения по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите (Управление по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, МВД России; центры, оперативно-розыскные части группы по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите в территориальных органах МВД России);

 

- оперативно-поисковые подразделения (Оперативно-поисковое бюро МВД России; оперативно-поисковые бюро в территориальных органах МВД России);

 

- подразделения специальных технических мероприятий (оперативно-технические подразделения) (Бюро специальных технических мероприятий МВД России, бюро специальных технических мероприятий в территориальных органах МВД России);

 

- подразделения организации оперативно-розыскной деятельности (управление, отдел Главного управления на транспорте МВД России по указанному направлению деятельности; управления, отделы, отделения организации оперативно-розыскной деятельности в территориальных органах МВД России);

 

- оперативно-сыскные подразделения (отделы, отделения, группы в территориальных органах МВД России);

 

- межрегиональные оперативно-розыскные отделы (отделения) территориальных органов МВД России на окружном уровне.

 

 

ОРД в усеченном объеме

 

В усеченном объеме к ОРД допущены:

 

1. Подразделения по обеспечению взаимодействия с правоохранительными органами иностранных государств - членов Международной организации уголовной полиции - Интерпола и Генеральным секретариатом Интерпола (Национальное центральное бюро Интерпола МВД России и его отделы, отделения, группы в территориальных органах МВД России). Указанные подразделения могут проводить опрос, наведение справок, отождествление личности. Условием для проведения таких ОРМ является наличие запроса международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств. Таким образом, НЦБ Интерпола МВД России и его отделы, отделения, группы в территориальных органах МВД России не вправе проводить следующий достаточно широкий перечень оперативно-розыскных мероприятий: сбор образцов для сравнительного исследования; проверочную закупку; исследование предметов и документов; наблюдение; обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи; оперативное внедрение; контролируемую поставку; оперативный эксперимент.

 

2. Подразделения оперативно-розыскной информации (Управление оперативно-розыскной информации МВД России; управление, отдел Главного управления на транспорте МВД России по указанному направлению деятельности; отделы, отделения, группы, направления оперативно-розыскной информации в территориальных органах МВД России). Данные подразделения вправе проводить следующие оперативно-розыскные мероприятия: опрос, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, отождествление личности; использование конфиденциального содействия граждан.

 

Хотя в перечне оперативно-розыскных мероприятий, предусмотренных #M12293 0 9012676 0 0 0 0 0 0 0 207028828ст. 6 Закона N 144-ФЗ#S, "использования конфиденциального содействия граждан" нет, в данном случае, очевидно, имеются в виду нормы #M12293 1 9012676 0 0 0 0 0 0 0 249692813ст. 17 Закона N 144-ФЗ#S, в соответствии с которыми отдельные лица могут с их согласия привлекаться к подготовке или проведению оперативно-розыскных мероприятий с сохранением по их желанию конфиденциальности содействия органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, в т.ч. по контракту. Эти лица обязаны сохранять в тайне сведения, ставшие им известными в ходе подготовки или проведения оперативно-розыскных мероприятий, и не вправе предоставлять заведомо ложную информацию указанным органам.

 

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, могут заключать контракты с совершеннолетними дееспособными лицами независимо от их гражданства, национальности, пола, имущественного, должностного и социального положения, образования, принадлежности к общественным объединениям, отношения к религии и политических убеждений.

 

При этом подразделения оперативно-розыскной информации органов внутренних дел не могут осуществлять: проверочную закупку; исследование предметов и документов; наблюдение, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи; оперативное внедрение; контролируемую поставку; оперативный эксперимент.

 

3. Подразделения специального назначения (центры специального назначения сил оперативного реагирования, отряды специального назначения полиции территориальных органов МВД России) вправе проводить: опрос, наведение справок, наблюдение, отождествление личности, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности транспортных средств; использование конфиденциального содействия граждан.

 

Подразделения специального назначения МВД России не правомочны осуществлять: сбор образцов для сравнительного исследования; проверочную закупку; исследование предметов и документов; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи; оперативное внедрение; контролируемую поставку; оперативный эксперимент.

 

 

Ответственные сотрудники

 

Следует отметить, что в подразделениях для осуществления оперативно-розыскной деятельности назначаются ответственные сотрудники.

 

Как уже отмечалось, в системе МВД России к оперативно-розыскной деятельности допускаются по должности соответствующие руководители органов внутренних дел, уполномоченные на осуществление оперативно-розыскной деятельности.

 

В центральном аппарате МВД России - Министр внутренних дел Российской Федерации и его заместители, ответственные за деятельность подразделений, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность; начальники Главного управления уголовного розыска МВД России, Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России, Главного управления по противодействию экстремизму МВД России, Главного управления собственной безопасности МВД России, Главного управления на транспорте МВД России, Национального центрального бюро Интерпола МВД России, Управления по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, МВД России, Управления оперативно-розыскной информации МВД России и их заместители.

 

В территориальных органах МВД России:

 

- начальники территориальных органов МВД России, их заместители, ответственные за деятельность подразделений, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также заместители начальников полиции по оперативной работе;

 

- начальники межрегиональных оперативно-розыскных отделов (отделений), оперативно-розыскных частей, центров по противодействию экстремизму, центров специального назначения сил оперативного реагирования, бюро специальных технических мероприятий, оперативно-поисковых бюро территориальных органов МВД России на окружном уровне;

 

- начальники управлений организации оперативно-розыскной деятельности, бюро специальных технических мероприятий, оперативно-поисковых бюро, управлений собственной безопасности, оперативно-розыскных частей, центров по противодействию экстремизму, центров специального назначения сил оперативного реагирования, командиры отрядов специального (особого) назначения территориальных органов МВД России на региональном уровне; начальники бюро специальных технических мероприятий, оперативно-поисковых бюро линейных управлений МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте;

 

- начальники отделов (отделений, пунктов) полиции в составе территориальных органов МВД России на районном уровне и их заместители, ответственные за деятельность подразделений, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность (если предусмотрены штатные должности оперативных сотрудников);

 

- начальники линейных отделов (отделений, пунктов) и их заместители в составе линейных управлений территориальных органов внутренних дел на районном уровне, ответственные за деятельность подразделений, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

 

Приказом установлено, что в системе МВД России к контролю за оперативно-розыскной деятельностью допускаются руководители органов внутренних дел, уполномоченные на осуществление оперативно-розыскной деятельности, а также главные инспекторы МВД России и главные инспекторы инспекций территориальных органов МВД России на региональном уровне.

 

Руководителям органов внутренних дел, уполномоченным на осуществление оперативно-розыскной деятельности, в пределах своих полномочий разрешается расходование денежных средств, выделяемых на ее осуществление.

 

Контроль за выполнением этого приказа возложен на заместителей Министра по курируемым направлениям деятельности.

 

Хотелось бы также коснуться и вопроса действия приказа МВД России от 30.03.2010 N 249 "Об утверждении Инструкции о порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств" (далее - приказ N 249).

 

Главное достоинство инструкции, с точки зрения автора, заключается в том, что разработчики взяли на себя смелость впервые подготовить открытый документ, достаточно подробно регламентирующий проведение отдельно взятого, но, пожалуй, наиболее "популярного" оперативно-розыскного мероприятия. К слову все остальные нормативные правовые акты в данной области имеют грифы "секретно" и "совершенно секретно". В данном случае имеется общедоступный регламент проведения обследования, который устанавливает правила игры как для оперативных сотрудников, так и для представителей юридических лиц и предпринимателей, а помимо этого - персональную ответственность руководителей за обоснованность издания распоряжения о проведении обследования.

 

 

Нормы приказа, требующие корректировки

 

В завершение остановимся на положениях приказа N 249, которые, с точки зрения автора, требуют корректировки. Первый блок - положения, которые должны подвергнуться технической правке. Сюда относятся:

 

- приложение 2 к приказу, которое содержит перечень руководителей, обладающих правом издавать распоряжения о проведении обследования с указанием их территориальной компетенции. При этом завершившиеся в августе 2011 года организационно-штатные изменения в структуре министерства и его территориальных органах скорректировали наименования некоторых должностей, содержащихся в вышеупомянутом приложении. Казалось бы, вещи вполне формальные, однако, если в распоряжении указана должность руководителя, отсутствующая в приложении, вполне обоснованно может возникнуть юридический казус, в результате которого издание распоряжения на проведение ОРМ будет признано незаконным. Согласно принципу домино под сомнение будут поставлены и результаты самого ОРМ. Это помимо того, что грамотный гражданин или руководитель юридического лица может изначально просто не пустить оперативных сотрудников с таким распоряжением на свою территорию для проведения мероприятия;

 

- п. 1 инструкции, в котором приводится правовая основа проведения обследования в части его приведения в соответствии с принятым Законом "О полиции".

 

И второй блок - правки смысловые, содержательные. Практика применения указанной инструкции свидетельствует о недостаточной урегулированности вопроса об изъятии компьютерных блоков и ноутбуков. Что касается документов, то здесь сложностей и трений не возникает. Когда же речь заходит об информации, хранящейся на компьютерных носителях, представители юридических лиц отмечают, что для такой информации не установлен 5-дневный срок для изготовления копий. В результате информация, содержащаяся в бухгалтерских программах и на ином программном обеспечении, становится на неопределенный срок недоступна для руководства юридического лица или индивидуального предпринимателя, что приводит к невозможности ее использования и отчасти парализует их предпринимательскую и управленческую деятельность.

 

Остается надеяться, что указанные недостатки будут своевременно устранены и не приведут к разночтениям в правоприменительной практике.