Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5

Институт консолидированной группы налогоплательщиков: краткие комментарии

     Федеральный закон от 16.11.2011 N 321-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с созданием консолидированной группы налогоплательщиков" вносит ряд изменений в #M12291 901714421Налоговый кодекс РФ#S, которые направлены на введение в России института консолидированных групп налогоплательщиков.

 

Данный институт налогообложения - новое явление российской экономики. Однако его введение было предусмотрено соответствующими положениями Основных направлений налоговой политики Российской Федерации на 2011 и на плановый период 2012 и 2013 годов, принятых Правительством РФ в мае 2010 года. Как было указано в ст. 10.2 этого документа, важное направление налоговой реформы связано с созданием и введением в России института консолидированной налоговой отчетности по налогу на прибыль организаций, который к тому же широко используется в зарубежных странах.

 

Изначальный вариант Закона N 321-ФЗ появился на сайте Минфина России в марте 2011 года. С тех пор проект был существенно доработан, многие основные его положения были изменены в результате обсуждения с представителями бизнеса и финансовых ведомств. Закон вступает в силу с 1 января 2012 года. Рассмотрим основные положения законопроекта.

 

 

Требования к участникам консолидированной группы налогоплательщиков

 

Консолидированной группой налогоплательщиков (далее - КГН или группа) признается добровольное объединение плательщиков налога на прибыль на основе договора о создании КГН (далее - договор) в целях исчисления и уплаты налога на прибыль организаций с учетом совокупного финансового результата хозяйственной деятельности указанных налогоплательщиков.

 

Входить в КГН могут только российские организации, причем только при условии, что одна организация непосредственно и (или) косвенно участвует в уставном (складочном) капитале других организаций и доля такого участия в каждой такой организации составляет не менее 90%. При этом закон не уточняет, должна ли данная организация входить в периметр консолидации наряду со своими дочерними компаниями.

 

Все в совокупности организации, являющиеся участниками КГН, должны соответствовать следующим условиям на момент регистрации договора:

 

- совокупная сумма налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на прибыль организаций и налога на добычу полезных ископаемых, уплаченная в течение календарного года, предшествующего году, в котором представляются в налоговый орган документы для регистрации договора, без учета сумм налогов, уплаченных в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, составляет не менее 10 млрд руб.;

 

- суммарный объем выручки от продажи товаров, продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также от прочих доходов по данным бухгалтерской отчетности за календарный год, предшествующий году, в котором представляются в налоговый орган документы для регистрации договора, составляет не менее 100 млрд руб.;

 

- совокупная стоимость активов по данным бухгалтерской отчетности на 31 декабря календарного года, предшествующего году, в котором представляются в налоговый орган документы для регистрации договора, составляет не менее 300 млрд руб.

 

Данные параметры не раз пересматривались во время предыдущих рассмотрений закона, т.к. именно они вызывали наибольшее количество споров. Первоначально показатели активов группы должны были составлять минимум 1 трлн руб., а сумма уплаченных налогов - 15 млрд руб. Однако данные показатели резко ограничили круг лиц, для которых налоговая консолидация была бы возможна. Поэтому по результатам рассмотрения закона в третьем чтении показатель суммы начисленных налогов решено было снизить до 10 млрд руб., но даже такой уровень ограничивает число потенциальных участников.

 

Помимо основных "числовых" показателей следует также иметь в виду, что участниками КГН не могут являться следующие организации:

 

- резиденты особых экономических зон;

 

- организации, применяющие специальные налоговые режимы;

 

- банки, страховые организации, негосударственные пенсионные фонды, за исключением случая, когда все другие организации, входящие в эту группу, являются банками, страховыми организациями или негосударственными пенсионными фондами соответственно, а также некоторые другие финансовые институты;

 

- организации, являющиеся участниками иной КГН;

 

- организации, находящиеся в процессе реорганизации, ликвидации или банкротства.

 

Кроме того, размер чистых активов организации, рассчитанный на основании бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, предшествующую дате представления в налоговый орган документов для регистрации (изменения) договора, должен превышать размер ее уставного (складочного) капитала.

 

В последней версии закона в список компаний, которые потенциально могут входить в периметр консолидации, были включены компании, имеющие обособленные подразделения за пределами Российской Федерации.

 

 

Исчисление и уплата налога на прибыль

 

Компании - потенциальные участники КГН - объединяются на добровольной основе без создания юридического лица на основании договора на срок не менее чем два года. Один из участников КГН, на которого возлагаются обязанности по исчислению и уплате налога на прибыль по группе, а также ведению налогового учета группы, становится ответственным участником. Он также имеет право представлять налоговым органам любые пояснения по исчислению и уплате налога на прибыль по КГН, присутствовать при проведении выездных налоговых проверок, проводимых по месту нахождения любого участника и его обособленных подразделений, а также осуществлять прочие административные функции при взаимодействии группы с налоговыми органами в отношении исчисления и уплаты налога на прибыль.

 

Налоговая база по налогу на прибыль определяется на основании суммы всех доходов и суммы расходов участников КГН. При этом в налоговую базу включаются доходы, подлежащие обложению налогом согласно #M12293 0 901765862 0 0 0 0 0 0 0 344392427п. 1 ст. 284 НК РФ#S. По другим доходам, в частности подлежащим обложению у источника выплаты, участникам необходимо будет отчитываться самостоятельно.

 

Положения #M12293 1 901765862 0 0 0 0 0 0 0 344392427п. 1 ст. 284 НК РФ#S в его текущей редакции предусматривают возможность применения пониженных ставок по налогу на прибыль налогоплательщиками в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

 

Поскольку прямые ограничения применения данных льгот для КГН в законопроекте отсутствуют, можно полагать, что и после образования КГН компании не должны утратить данное преимущество.

 

Важно отметить, что при расчете налоговой базы КГН нельзя будет учитывать убытки, понесенные участниками до вхождения в состав группы. При этом 10-летний срок, в течение которого компания вправе использовать накопленный убыток для целей уменьшения налогооблагаемой прибыли, приостанавливается на период вхождения компании в КГН и продолжает исчисляться с момента выхода компании из группы.

 

Федеральный закон не приводит нового механизма для расчета доли прибыли участника и каждого из их обособленных подразделений, а опирается на механизм, аналогичный предусмотренному #M12293 2 901765862 0 0 0 0 0 0 0 347603715п. 2 ст. 288 НК РФ#S для обособленных подразделений. Так, при расчете доли прибыли каждого участника и каждого из их обособленных подразделений в совокупной прибыли группы учитывается средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества соответственно в среднесписочной численности работников (расходах на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества.

 

 

Прекращение действия КГН

 

КГН прекращает действовать при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

 

- окончание срока действия договора или его расторжение;

 

- вступление в законную силу решения суда о признании договора недействительным;

 

- реорганизация (за исключением реорганизации в форме преобразования), ликвидация ответственного участника КГН;

 

- возбуждение в отношении ответственного участника КГН производства по делу о несостоятельности (банкротстве);

 

- несоответствие ответственного участника КГН условиям, предусмотренным #M12293 0 901765862 0 0 0 0 0 0 0 345834237ст. 252 НК РФ#S;

 

- уклонение от внесения обязательных изменений в договор и др.

 

Выход одного из участников не влечет автоматического прекращения действия КГН, однако может привести к увеличению размера налоговых платежей, т.к. обязывает ответственного участника пересчитать налоговую базу с 1 января того года, в котором произошло изменение числа участников.

 

Стоит также заметить, что выход организации из состава КГН не освобождает ее от обязанности по уплате налога на прибыль организаций, соответствующих пеней и штрафов, возникших в период, когда она являлась участником такой группы, независимо от того, было ли ей известно о неуплате налога.

 

 

Налоговое администрирование КГН

 

Объединение организаций в группы не могло не повлиять на особенности проведения выездных налоговых проверок их участников. Поэтому данным законом вводятся новые положения относительно проведения выездных проверок КГН. Так, выездная налоговая проверка проводится в отношении всех участников одновременно и не может превышать двух месяцев. Указанный срок может увеличиваться на число месяцев, равное числу участников КГН (помимо ответственного участника), но не более чем до одного года. Поскольку предметом проведения проверки является только налог на прибыль КГН, выездные налоговые проверки по другим налогам будут проводиться отдельно.

 

Участники КГН солидарно несут субсидиарную ответственность по исполнению обязанностей по уплате налога на прибыль организаций, соответствующих пеней и штрафов в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения таких обязанностей ответственным участником группы.

 

 

Плюсы и минусы закона

 

Закон N 321-ФЗ как совершенно новое явление для российской налоговой системы содержит большое количество положений, которые на практике могут иметь различную трактовку, а также потребовать разъяснений со стороны финансовых и налоговых ведомств.

 

Но уже сейчас очевидно, что основным достоинством законопроекта является возможность централизации процессов ведения налогового учета и подготовки отчетности по налогу на прибыль, улучшение процедур контроля и планирования и управления налоговыми платежами, возможное снижение трудозатрат при проведении контрольных мероприятий налоговыми органами, уменьшение количества контролируемых сделок с точки зрения закона о трансфертном ценообразовании, а также оптимизация платежей по налогу на прибыль для группы.