Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Электронный документооборот: настоящее и будущее

Широкое использование электронных документов в жизни организаций и контрольно-надзорных органов является одним из приоритетных направлений нашего государства. С каждым днем ведение бухгалтерской и налоговой отчетности в бумажном виде ложится непосильным бременем на бизнес и тормозит его развитие. Причины - большой объем отчетных документов, частые изменения форм, очереди при сдаче документов в налоговые органы и др. Избежать этих проблем поможет переход на электронный документооборот. Сегодня - это бесспорное преимущество современного ведения бизнеса.    

 

 

Цифры впечатляют...

 

Для того чтобы электронный документооборот прочно вошел в жизнь каждого и стал необходим в работе любой организации, необходимо ускорить процесс обработки документов, автоматизировать процедуру электронного документооборота между всеми участниками информационного обмена.

 

В настоящее время 62% организаций и 55% индивидуальных предпринимателей сдают налоговую отчетность в электронном виде. И сюда входит не только отправка отчетности в налоговые инспекции, но и обмен различными документами (требованиями, уведомлениями, актами сверки, сведениями и пр.). Таких документов насчитывается уже 41.

 

К этому процессу сейчас подключился Пенсионный фонд РФ, ФСС России, Росстат.

 

Важным шагом можно считать и переход с 1 января 2012 года всех федеральных ведомств на систему межведомственного электронного взаимодействия.

 

В 2011 году безбумажный внутренний документооборот должен составить 10%, а в 2015 - 70%. С его внедрением госорганы смогут обмениваться электронными документами друг с другом, и не вправе будут запрашивать у заявителей документы, имеющиеся в распоряжении других ведомств.

 

Таким образом, для развития электронного документооборота в России создаются все более комфортные условия.

 

 

Первый пилот

 

Первый пилотный проект по сдаче электронной отчетности был запущен 11 лет назад. Инициатором, системным координатором проекта, а также разработчиком программного продукта стала компания "Такском". Проект проходил с участием налоговых органов.

 

В результате бухгалтеры нашей страны впервые получили возможность сдавать налоговую и бухгалтерскую отчетность в налоговые инспекции в электронном виде.

 

Успешный запуск проекта позволил приступить с августа 2002 года к промышленной эксплуатации системы "Такском-Спринтер". Вскоре к ней подключились все налоговые инспекции Москвы и Санкт-Петербурга.

 

Система активно внедрялась более чем в 60 регионах. Так новая технология, апробированная в рамках пилотного проекта, стала точкой отсчета в истории электронной отчетности России.

 

Сегодня компания "Такском" предлагает организациям любых форм собственности не только сдавать отчетность в электронном виде во все контролирующие органы, используя системы "Такском-Спринтер", "Онлайн-Спринтер", "1С-Спринтер", но и обмениваться с контрагентами счетами-фактурами и другими документами с помощью системы "Такском-Файлер", а также принимать участие в электронных торгах.

 

С продуктами и услугами компании можно ознакомиться на официальном сайте www.taxcom.ru.

 

 

Законодательная база

 

В 2001-2002 годах были приняты федеральные законы, положившие начало правовому регулированию механизма представления отчетности в электронном виде.

 

Например, #M12291 901807647Федеральный закон от 28.12.2001 N 180-ФЗ#S, внесший изменения в #M12293 0 901714421 0 0 0 0 0 0 0 342754021ст. 80 части первой Налогового кодекса РФ#S, позволил налогоплательщикам представлять декларации не только на бумажном носителе, но и в электронном виде.

 

Другой #M12291 901808241Федеральный закон от 10.01.2002 N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи"#S придал документу в электронном виде с электронной цифровой подписью статус оригинала, т.е. такую же юридическую силу, как и бумажный документ с печатью и подписью.

 

Затем была дополнена #M12293 1 9032598 0 0 0 0 0 0 0 249758352ст. 13 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"#S. Поправки разрешили организациям представлять бухгалтерскую отчетность в электронном виде при наличии технических возможностей и с согласия пользователей бухгалтерской отчетности, а также представлять бухгалтерскую отчетность по телекоммуникационным каналам связи.

 

Нельзя не упомянуть и такой важный документ, как #M12291 901816099приказ МНС России от 02.04.2002 N БГ-3-32/169#S. Он утвердил "Порядок представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи", определив общие принципы организации информационного обмена при представлении налогоплательщиками налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

 

Все эти нормативные акты сформировали законодательную базу для перехода на безбумажную технологию сдачи отчетности по телекоммуникационным каналам связи с использованием электронной цифровой подписи.

 

Сегодня в России практически сложилась нормативно-правовая база регулирования процесса обмена счетами-фактурами в электронном виде. Со 2 сентября 2010 года налогоплательщику на законодательном уровне предоставлена возможность составления и выставления электронных счетов-фактур. Это разрешил #M12291 902228216Федеральный закон от 27.07.2010 N 229-ФЗ#S, который внес изменения в #M12293 2 901765862 0 0 0 0 0 0 0 295305918ст. 169 НК РФ#S, предусматривающую возможность составления счетов-фактур в электронном виде по взаимному согласию сторон и при наличии у них совместимых технических и программных средств.

 

С 3 июня 2011 года вступил в силу Порядок выставления и получения счетов-фактур в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с применением электронной цифровой подписи, утв. #M12291 902276442приказом Минфина России от 25.04.2011 N 50н#S.

 

В ближайшее время будет принят нормативный акт, который утвердит новые форматы электронных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж.

 

Работа по совершенствованию законодательства продолжается. Уточняются формулировки, вносятся изменения в действующие нормативные акты, утверждаются новые документы.

 

Электронный документооборот прочно входит в нашу повседневную жизнь.

 

Большинство российских бухгалтеров уже не представляют себе, как можно отчитываться в налоговую инспекцию, Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и органы статистики, используя бумажные носители. Ведь электронная отчетность отправляется по каналам связи, без ограничений по времени и географии получателя.

 

 

Не цифровая, а электронная

 

Стремительно расширяет границы своих владений электронная цифровая подпись, с помощь которой можно совершать любые юридически значимые действия. С 1 июля 2012 года (согласно новому #M12291 902271495Федеральному закону от 06.04.2011 N 63-ФЗ#S) такая подпись станет называться электронной.

 

Нет никаких сомнений, что применение юридическими и физическими лицами электронной подписи, имеющей юридическую значимость, станет безальтернативным.

 

И если раньше электронной подписью могли пользоваться только уполномоченные организацией физические лица, то теперь подпись может принадлежать и юридическому лицу.

 

Кстати, появление нового закона ничем не грозит тем, кто уже сдает отчетность через спецоператора связи и подписывает файлы электронной цифровой подписью (с 2012 года такая подпись будет называться усиленной квалифицированной электронной подписью). Таким организациям и индивидуальным предпринимателям не нужно будет получать новую электронную подпись.

 

Новый закон "Об электронной подписи", устанавливающий несколько видов электронных подписей, позволит более широко применять электронную подпись и обеспечит активное развитие электронного документооборота в России.

 

 

Альтернатива бумаге

 

Количество предприятий, использующих электронный документооборот, постоянно увеличивается.

 

Это связано как с развитием общества и информационных технологий, так и с тем, что лидеры рынка электронных услуг постоянно расширяют спектр предлагаемых технологий.

 

Например, компания "Такском" наряду с традиционной отправкой отчетности по телекоммуникационным каналам связи предлагает технологию, использующую web-интерфейс и прямую отправку из бухгалтерской программы "1С".

 

Сегодня трудно представить современный офис без компьютера, а успешный бизнес без информационных технологий.

 

Бухгалтер уже не тратит время на посещение контролирующих инстанций, а старается экономить свое время, представляя отчетность в электронном виде. Руководитель не ждет месяцами подписанный партнером контракт, потому что может за считанные минуты отправить и получить его по электронной почте. Бумажный документооборот с его архивами, печатями, подписями уступает место интенсивно развивающемуся электронному документообороту.

 

Как уже отмечалось, с помощью электронной цифровой подписи можно сдавать отчетность во все контролирующие органы, обмениваться с ними, а также с партнерами по бизнесу и контрагентами юридически значимыми документами, участвовать в электронных торгах или аукционах через интернет.

 

Сегодня в электронном виде сдается уже более половины налоговой документации. И то, что эта цифра достигнет 100%, ни у кого не вызывает сомнений. Это вопрос времени.

 

Электронный документ становится серьезной альтернативой бумаге.