Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Транспортировка товара на экспорт: спорные вопросы по НДС

В статье приведен анализ арбитражной практики споров, связанных с применением ставки НДС 0% при экспортных перевозках. В ней рассмотрены вопросы о признании недействительными решений налоговых органов и возмещении (возврате) НДС из бюджета (налоговые споры), о взыскании сумм неосновательного обогащения (гражданские споры).

 

Президиум ВАС РФ в постановлениях от 20.12.2005 N 9252/05 и 9263/05 указал, что при реализации услуг по транспортировке нефти перевозчик дополнительно к цене реализуемых услуг обязан предъявить к оплате покупателю (экспортеру) соответствующую сумму НДС, выставив счет-фактуру с указанием надлежащей налоговой ставки - 0% (#M12293 0 901765862 0 0 0 0 0 0 0 295305919ст. 168#S, #M12293 1 901765862 0 0 0 0 0 0 0 295305918169 Налогового кодекса РФ)#S. Налогоплательщик не вправе по своему усмотрению изменять установленную налоговым законодательством ставку налога. Следовательно, применение перевозчиком к реализации услуг по транспортировке нефти ставки 18% не соответствует налоговому законодательству.

 

Согласно #M12293 2 901765862 0 0 0 0 0 0 0 295436991п. 2 ст. 171 НК РФ#S вычету подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при покупке услуг на территории России, если он приобретает эти услуги для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в #M12293 3 901765862 0 0 0 0 0 0 0 206635606гл. 21 НК РФ#S.

 

Таким образом, названное положение #M12291 901714421Налогового кодекса РФ#S исключает заявление к вычету сумм НДС, уплаченных налогоплательщиком в нарушение положений #M12293 4 901765862 0 0 0 0 0 0 0 206635606гл. 21 НК РФ#S.

 

Аналогичные выводы были сделаны Президиумом ВАС РФ в постановлениях от 04.06.2006 N 14240/05 и от 19.06.2006 N 16305/05.

 

С учетом складывающейся судебной практики налогоплательщик-экспортер, уплативший НДС перевозчику или экспедитору по ставке 18% за услуги по транспортировке (организации транспортировки) товара, впоследствии вывезенного с территории РФ, лишался возможности возместить его из бюджета, подав налоговую декларацию с соответствующими вычетами НДС в налоговый орган.

 

Реализуя право на судебное обжалование, налогоплательщики (экспортеры) стали обращаться в арбитражные суды с заявлениями об обжаловании решений налоговых органов об отказе в возмещении НДС, а также с исковыми заявлениями к перевозчикам и экспедиторам о возврате излишне уплаченных сумм НДС.

 

Далее на примерах из судебной практики (постановления Президиума ВАС РФ и определения ВАС РФ) будут рассмотрены два вида возникших в правоприменительной практике споров по данному вопросу:

 

- о признании недействительными решений налоговых органов и возмещении (возврате) НДС из бюджета (налоговые споры);

 

- о взыскании неосновательного обогащения (гражданские споры).

 

 

Споры, возникающие в налоговых правоотношениях

 

Арбитражные суды на практике по-разному толковали положения #M12293 0 901765862 0 0 0 0 0 0 0 294781628ст. 164 НК РФ#S, связывающей применение ставки НДС в размере 0% с помещением товара под таможенный режим экспорта.

 

Президиум ВАС РФ в постановлениях от 06.11.2007 N 1375/07, 10159/07, 10160/07, 10246/07, 10249/07 и от 20.11.2007 N 7205/07 разъяснил свою позицию по вопросу о том, в каком случае услуги перевозчика по транспортировке товара подлежат обложению НДС по ставке 18% и, соответственно, в каких случаях налогоплательщик-экспортер, уплативший перевозчику НДС по ставке 18%, вправе предъявить данную сумму НДС к возмещению из бюджета.

 

Президиум ВАС РФ указал следующее.

 

Применение ставки НДС 0% при оказании услуг по перевозке товаров #M12291 901714421НК РФ#S связывает с помещением товара под таможенный режим экспорта (#M12293 1 901765862 0 0 0 0 0 0 0 294781628ст. 164#S). В соответствии с #M12293 2 901863313 0 0 0 0 0 0 0 345309947ч. 3 ст. 157 Таможенного кодекса РФ#S днем помещения товаров под таможенный режим считается день выпуска товаров таможенным органом.

 

#M12293 3 901765862 0 0 0 0 0 0 0 294781628Подпункт 2 п. 1 ст. 164 НК РФ#S касается работ, услуг, осуществляемых в отношении товаров, помещенных под таможенный режим экспорта. В данном случае спор возник в отношении вычета НДС, уплаченного обществом в составе цены оказанных ему услуг по транспортировке товара до его помещения под таможенный режим экспорта. Операции, предусмотренные #M12293 4 901765862 0 0 0 0 0 0 0 294781628подп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ#S, подлежат обложению НДС по ставке 0% при условии, что соответствующие товары помещены под таможенный режим экспорта на момент совершения данных операций либо эти операции могут осуществляться только в отношении экспортных товаров.

 

Следовательно, общество правомерно предъявило к вычету сумму НДС по налоговой ставке 18%, уплаченную в составе цены транспортировки товара, независимо от того, был ли он в дальнейшем отгружен на экспорт.

 

Из указанных постановлений Президиума ВАС РФ следует, что ставка НДС в размере 0% применяется к услугам по транспортировке (организации транспортировки) товаров в том случае, если на момент оказания услуги (осуществления операции, облагаемой НДС) соответствующие товары были помещены под таможенный режим экспорта.

 

При этом днем помещения товаров под таможенный режим считается день выпуска товаров таможенным органом. Если товар на момент совершения операции по его транспортировке не был помещен под таможенный режим экспорта, то применяется ставка НДС в размере 18%, несмотря на то что впоследствии товар может быть отгружен на экспорт.

 

Согласно позиции Президиума ВАС РФ по данной категории дел арбитражные суды должны исследовать представленные сторонами доказательства с точки зрения того, были ли перевозимые товары помещены под таможенный режим экспорта на момент осуществления операций, связанных с реализацией услуг по транспортировке товара, и оказания услуг по транспортировке товара.

 

Из изложенного следует, что для того, чтобы установить, осуществлялась ли перевозчиком услуга по транспортировке в отношении экспортируемого товара, необходимо выяснить, был ли товар помещен под таможенный режим экспорта на момент оказания услуги по транспортировке, т.е. был ли осуществлен выпуск товара таможенным органом.

 

Необходимо принимать во внимание, что при периодическом временном декларировании на экспортируемый товар оформляется две декларации: сначала временная (ВГТД), в которой заявляется ориентировочное количество вывозимого товара, и затем полная таможенная декларация (ПГТД), в которой отражается точное количество экспортируемого товара.

 

 

Дата выпуска товара: в ВГТД или ПГТД?

 

Разберемся, когда товар считается помещенным под таможенный режим экспорта: на дату оформления ВГТД или ПГТД?

 

Президиум ВАС РФ в постановлении от 04.03.2008 N 16581/07 ответил на данный вопрос, указав следующее. Нельзя согласиться с выводом суда первой инстанции о необходимости в данном случае определять момент помещения товара под таможенный режим экспорта по дате отметки его выпуска, проставленной таможенным органом на полных грузовых таможенных декларациях. Общество, подавшее налоговую декларацию, являлось экспортером товара.

 

Для применения ставки НДС в размере 0% в отношении собственных операций по реализации товара на экспорт общество должно было доказать факт вывоза товара из РФ в таможенном режиме экспорта, что удостоверяется соответствующими отметками таможенных органов на полных грузовых таможенных декларациях. Такие декларации обществом в налоговый орган были представлены.

 

Однако товар отгружался на экспорт со склада общества по временным таможенным декларациям. По конкретным железнодорожным вагонам даты оформления временных таможенных деклараций совпадают с датами выпуска товара в таможенном режиме экспорта, проставленными таможенными органами в квитанциях о приеме груза к перевозке в тех же вагонах, тогда как аналогичные отметки на полных грузовых таможенных декларациях проставлены позже.

 

На основании #M12293 0 901863313 0 0 0 0 0 0 0 343933679п. 4 ст. 129 ТК РФ#S таможенная декларация на товары, вывозимые с таможенной территории РФ, подается до их выбытия с таможенной территории РФ. Исключение составляют случаи последующего декларирования товаров, перемещаемых по линиям электропередачи, установленные #M12293 1 901863313 0 0 0 0 0 0 0 394986267ст. 314 ТК РФ#S. В целях соблюдения этого общего правила в отношении товаров, о которых до выбытия с таможенной территории РФ не могут быть представлены точные сведения, необходимые для таможенного оформления, введена процедура временного декларирования, предусматривающая последовательную подачу двух таможенных деклараций.

 

В силу #M12293 2 901863313 0 0 0 0 0 0 0 344523509ст. 138 ТК РФ#S при временном декларировании вывоз из Российской Федерации, а соответственно, перед этим и выпуск товаров в надлежащем таможенном режиме осуществляются по временным таможенным декларациям. Полная таможенная декларация подается после выбытия товаров и уточнения всех сведений, необходимых для таможенного оформления, которые и заверяются таможенным органом в срок, установленный #M12293 3 901863313 0 0 0 0 0 0 0 397083429п. 1 ст. 359 ТК РФ#S.

 

Поскольку в данном случае товар до выбытия декларировался, помещался под таможенный режим экспорта и вывозился с таможенной территории РФ по временным таможенным декларациям, у суда первой инстанции не было оснований руководствоваться отметками таможенных органов на полных грузовых таможенных декларациях, удостоверяющих окончательные сведения о товаре после его вывоза и оформляемых по таможенным правилам после выбытия товара.

 

Суду следовало исходить из дат выпуска товара в таможенном режиме экспорта, проставляемых на временных таможенных декларациях, а при их непредставлении руководствоваться аналогичными отметками таможенных органов на квитанциях о приеме груза к перевозке.

 

Для решения вопроса о надлежащей налоговой ставке при обложении НДС услуг по подаче, уборке и взвешиванию вагонов суду необходимо соотнести даты оказания услуг и помещения товаров под таможенный режим экспорта и применить необходимые нормы права.

 

Иными словами, для того чтобы установить, осуществлялась ли перевозчиком услуга по транспортировке (экспедитором - услуга по организации транспортировки) в отношении экспортируемого товара, необходимо выяснить, был ли товар помещен под таможенный режим экспорта на дату оказания услуги, а именно был ли проставлен на указанную дату штамп "Выпуск разрешен" на временной грузовой таможенной декларации или на квитанциях о приеме груза к перевозке.

 

 

Дата оказания услуг

 

Возникает вопрос: как определить дату оказания услуги?

 

И снова ответ находим в постановлении Президиума ВАС РФ от 04.03.2008 N 14227/07. Судом кассационной инстанции оставлен без оценки следующий довод общества: счета-фактуры по услугам подачи, уборки и взвешивания вагонов выставлены на более раннюю дату, чем выпуск товара таможенным органом по сведениям грузовых таможенных деклараций.

 

На момент оказания услуг по подаче, уборке и взвешиванию вагонов вопрос о том, помещен ли товар, в отношении которого оказаны эти услуги, под таможенный режим экспорта, имеет существенное значение для определения обоснованности применения налоговых вычетов по НДС.

 

Исходя из рассмотренного Президиумом ВАС РФ случая дата оказания услуги определяется как дата счета-фактуры, и, если при сопоставлении дат счета-фактуры и выпуска товара (проставленной на таможенной декларации) первая дата оказывается более ранней, то услуга, оказанная в отношении данного товара, не является экспортной и должна облагаться НДС по ставке 18%.

 

Необходимо отметить, что в судебной практике в зависимости от обстоятельств конкретного дела дата оказания услуги определяется по-разному, например как дата акта приема-сдачи нефти (нефтепродуктов) (постановление Президиума ВАС РФ от 10.11.2009 N 10834/09).

 

Президиум ВАС РФ в данном судебном акте разъяснил следующее.

 

Минтопэнерго России в соответствии с полномочиями, предоставленными ему постановлением Правительства РФ от 16.06.2004 N 284 "Об утверждении положения о Министерстве промышленности и энергетики Российской Федерации" (п. 3), ежеквартально утверждает "Доступ нефтедобывающих организаций к системе магистральных нефтепроводов и терминалов в морских портах для транспортировки нефти за пределы таможенной территории РФ", где содержатся графики транспортировки нефти на экспорт с указанием грузоотправителя, тоннажа, стран назначения, морских терминалов.

 

Следовательно, грузоотправитель вправе сдавать нефть в систему магистральных нефтепроводов для транспортировки на экспорт только в том случае, если ему разрешен доступ к ней с правом вывоза на экспорт предельно допустимого объема нефти. В рассматриваемом деле нефть, принятая транспортной организацией для транспортировки по системе магистральных трубопроводов к месту расположения российских морских портов, была помещена под таможенный режим экспорта до начала оказания услуг по транспортировке.

 

Данный вывод подтверждается следующими доказательствами: транспортировка осуществлялась согласно маршрутному поручению от 29.06.2007 в соответствии с договором и заказом от 27.06.2007. Согласно акту приема-сдачи нефти от 12.07.2007 транспортная организация приняла указанную партию нефти в пункте отправления для транспортировки (территория РФ) и сдало ее в пункте назначения (морской порт) по актам приема-сдачи от 13.07.2007 и от 15.07.2007. При этом товар (партия нефти) помещен под таможенный режим экспорта 10 июля 2007 года.

 

Таким образом, товар помещен под таможенный режим экспорта до начала оказания услуг по его транспортировке. Налоговая ставка 0% заявлена транспортной организацией по тем услугам, которые связаны с транспортировкой нефти, фактически вывезенной морским транспортом, что подтверждается полными грузовыми таможенными декларациями с соответствующими отметками таможенных органов.

 

 

Ставка НДС

 

Учитывая изложенное, для того чтобы определить, по какой ставке НДС облагается услуга перевозчика по транспортировке товара (услуга экспедитора по организации транспортировки), следует установить, был ли товар на дату оказания услуги (дата счета-фактуры, дата акта приема-сдачи нефти) помещен под таможенный режим экспорта, а именно был ли проставлен на указанную дату штамп "Выпуск разрешен" на временной грузовой таможенной декларации или на квитанциях о приеме груза к перевозке.

 

Однако не все так однозначно: позднее ВАС РФ в двух судебных актах уточнил свою позицию, указав следующее.

 

Дата выпуска товаров на временных грузовых таможенных декларациях и маршрутных поручениях не может в данном случае определять необходимость применения ставки НДС в размере 0% к реализации услуг по транспортировке товара, поскольку в соответствии с #M12293 0 901765862 0 0 0 0 0 0 0 294781627абз. 2 подп. 3 п. 1 и подп. 3 п. 4 ст. 165 НК РФ#S в подтверждение факта экспорта товара трубопроводным транспортом налогоплательщик должен представить полную грузовую таможенную декларацию.

 

Порядок подтверждения обоснованности применения ставки НДС 0% при транспортировке товара трубопроводным транспортом отличается от порядка подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% при транспортировке товара иными видами транспорта (определение ВАС РФ от 10.07.2008 N 8045/08).

 

Общество, руководствуясь #M12293 1 901765862 0 0 0 0 0 0 0 295436991ст. 171#S и #M12293 2 901765862 0 0 0 0 0 0 0 295764675172 НК РФ,#S обоснованно включило в налоговые вычеты суммы уплаченного НДС по ставке 18%, поскольку контрагенты общества в связи со спецификой таможенного оформления экспорта нефтепродуктов не располагали и не могли располагать надлежащими транспортными и товаросопроводительными документами, в силу чего не претендовали на применение налоговой ставки 0% и обоснованно указывали в счетах-фактурах налоговую ставку 18%.

 

В данном деле рассматривался вопрос о том, вправе ли налогоплательщик применить вычет по НДС в размере 18% в отношении оказанных контрагентами услуг по транспортировке товара по территории РФ железнодорожным транспортом в случае, когда товар декларируется в морском порту и контрагенты (перевозчики) на момент оказания услуг не располагают транспортными и товаросопроводительными документами, из которых следует, что товар будет вывезен в режиме экспорта.

 

Иными словами, если налогоплательщик докажет, что его контрагент (перевозчик) на дату оказания услуги не располагал транспортными и товаросопроводительными документами, из которых следовало, что товар будет вывезен в режиме экспорта, то применение ставки НДС в размере 18% будет признано правомерным и налогоплательщик вправе применить вычет по НДС (постановление Президиума ВАС РФ от 20.04.2010 N 17977/09).

 

Положение о применяемом размере ставки НДС, изложенное в более позднем судебном акте ВАС РФ (постановление Президиума ВАС РФ N 17977/09), распространяется не только на услуги по транспортировке товара (организации транспортировки товара), но и на услуги по оформлению товарно-транспортных документов, сертификатов, паспортов и иных разрешений государственных органов, необходимых для организации перевозки товаров (постановление Президиума ВАС РФ от 14.10.2008 N 6269/08).

 

Кроме того, следует обратить внимание, что применительно к транспортировке товара трубопроводным транспортом ставка НДС является единой для всей цепочки организаций, оказывающих услуги по транспортировке на участках магистрального трубопровода (постановление Президиума ВАС РФ от 25.02.2009 N 13893/08).

 

В вышеназванном судебном акте Президиум ВАС РФ указал следующее.

 

Согласно позиции Президиума ВАС РФ, в силу нормативного определения транспортировки нефтепродуктов трубопроводным транспортом и технологических особенностей этого процесса услуги дочерних организаций общества по перемещению нефтепродуктов по принадлежащим им участкам магистрального трубопровода являются неотъемлемой частью единого процесса транспортировки данных продуктов.

 

Положения #M12293 3 901765862 0 0 0 0 0 0 0 206635606гл. 21 НК РФ#S связывают режим обложения транспортных услуг НДС по ставке 0% с фактом трансграничного перемещения с территории РФ и (или) на территорию РФ товаров, пассажиров и багажа, а не с наличием у лиц, выполняющих данные операции, внешнеэкономических контрактов и (или) договорных отношений с российскими экспортерами (импортерами). #M12293 4 901863313 0 0 0 0 0 0 0 397345576Пунктом 2 ст. 360 ТК РФ#S установлено: российские товары считаются находящимися под таможенным контролем при их вывозе с таможенной территории РФ с момента принятия таможенной декларации или совершения действий, непосредственно направленных на вывоз товаров, и до пересечения таможенной границы.

 

Таким образом, вывоз из РФ товаров, перемещаемых в таможенном режиме экспорта, начинается с момента помещения их под указанный таможенный режим. Согласно Инструкции о таможенном оформлении товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи, утв. приказом ГТК РФ от 15.09.2003 N 1013, при декларировании товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом, допускается подача временной грузовой таможенной декларации (пп. 15 и 16). Один экземпляр оформленной грузовой таможенной декларации (в т.ч. временной) таможенный орган возвращает декларанту для передачи перевозчику, и этот лист (экземпляр) является разрешением на транспортировку товара (п. 13 Инструкции).

 

Как видно из условий договоров, заключенных обществом с дочерними организациями, а также из маршрутных телеграмм, актов сдачи-приемки нефтепродуктов, названным организациям заведомо было известно о том, сколько, куда и каких нефтепродуктов, помещенных под таможенный режим экспорта, транспортируется по их участкам магистрального трубопровода, и о непосредственной связи оказываемой услуги с товаром, вывозимым в таможенном режиме экспорта. Маршрутные телеграммы содержали номера временных грузовых таможенных деклараций и имели отметки таможни.

 

Однако в нарушение положений #M12293 5 901765862 0 0 0 0 0 0 0 206635606гл. 21 НК РФ#S в отношении оказанных услуг дочерние организации выставили обществу счета-фактуры с указанием ставки НДС 18%. Между тем налогоплательщик не вправе по своему усмотрению изменять предусмотренную налоговым законодательством ставку налога. Следовательно, счета-фактуры, содержащие ненадлежащую налоговую ставку, не соответствуют требованиям #M12293 6 901765862 0 0 0 0 0 0 0 295305918подп. 10 п. 5 ст. 169 НК РФ#S. Согласно #M12293 7 901765862 0 0 0 0 0 0 0 295305918п. 2 ст. 169 НК РФ#S счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пп. 5 и 6 данной статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.

 

Если товар реализуется на экспорт по договорам комиссии, то, чтобы определить, были ли оказаны услуги в отношении экспортируемого товара, следует руководствоваться позицией Президиума ВАС РФ, изложенной в постановлении от 03.11.2009 N 9476/09.

 

В данном судебном акте Президиум ВАС РФ разъяснил следующее.

 

Товары считаются помещенными под таможенный режим экспорта со дня проставления таможенными органами на представленной декларантом грузовой таможенной декларации (временной грузовой таможенной декларации) отметки "Выпуск разрешен".

 

Как установлено судами, в соответствии с временной грузовой таможенной декларацией товар, в отношении которого были оказаны услуги, помещен под таможенный режим экспорта 17 августа 2007 года, а счет-фактура выставлен комитентом (исполнителем) комиссионеру 14 августа 2007 года.

 

Из этого следует, что комитент оказал услуги по организации транспортировки и выставил счет-фактуру, когда товар еще не находился под таможенным контролем.

 

Таким образом, налоговый орган отказал обществу в применении вычета по НДС, включенному в цену оказанных услуг по организации транспортировки до помещения товара под таможенный режим экспорта.

 

Факт выставления счета-фактуры комиссионером 31 августа 2007 года, т.е. после помещения товара под таможенный режим экспорта, не имеет в этом случае правового значения, поскольку связан не с самой перевозкой, а с датой отчета комиссионера перед экспортером об исполнении поручения.

 

Однако необходимо обратить внимание на то, что не всякая услуга, оказываемая перевозчиком товара, рассматривается как экспортная.

 

Президиум ВАС РФ в постановлениях от 28.10.2008 N 6068/08, 6080/08, 7752/08 разъяснил следующее. Услуги по доставке (возврату) порожних вагонов-цистерн не могут быть квалифицированы как непосредственно связанные с услугами по организации перевозок и транспортировке товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта.

 

При таких условиях вывод судов трех инстанций о том, что реализация услуг, связанных с доставкой (возвратом) порожних вагонов-цистерн, не подлежит обложению НДС по ставке 0% в соответствии с #M12293 8 901765862 0 0 0 0 0 0 0 294781628подп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ#S, является правомерным.

 

Отдельно также стоит остановиться на транспортировке товаров через Калининград (постановление Президиума ВАС РФ от 14.07.2009 N 2949/09).

 

Президиум ВАС РФ в данном судебном акте указал следующее. #M12293 9 901863313 0 0 0 0 0 0 0 346751739Глава 21 ТК РФ#S в целях таможенного регулирования предусматривает установление специальных таможенных режимов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу.

 

В частности, предусмотрен специальный таможенный режим в отношении российских товаров, перемещаемых между таможенными органами через территорию иностранного государства (#M12293 10 901863313 0 0 0 0 0 0 0 347341568подп. 5 ст. 268 ТК РФ#S). Под вывозом товаров с таможенной территории РФ понимается совершение действий, непосредственно направленных на вывоз товаров с ее таможенной территории, в т.ч. сдача товаров транспортным организациям для отправки за пределы таможенной территории РФ (#M12293 11 901863313 0 0 0 0 0 0 0 249627279п. 9 ст. 11 ТК РФ#S).

 

Согласно #M12293 12 901863313 0 0 0 0 0 0 0 207028828п. 1 ст. 2 ТК РФ#S территория РФ, включая анклав (Калининградскую область), составляет единую таможенную территорию. Следовательно, таможенное оформление в указанном специальном таможенном режиме и таможенный контроль в процессе перемещения товаров между таможенными органами РФ через территорию иностранных государств не связаны непосредственно с вывозом товаров за пределы таможенной территории РФ в том значении, которое подразумевается в #M12293 13 901765862 0 0 0 0 0 0 0 294781628ст. 164 НК РФ#S. Сведений о том, что на момент перемещения товаров на территорию Калининградской области был заявлен иной таможенный режим, в деле не имеется.

 

Наличие в международных железнодорожных накладных отметки таможенного органа "Вывоз в Калининградскую область разрешен", "Под таможенным контролем", а также сведений о назначении товаров (например, "Для отправки водным транспортом в Бельгию") в данном случае не имеет правового значения, поскольку означает лишь таможенный контроль в отношении товара, перемещаемого транзитом через территорию иностранного государства на территорию Калининградской области с остальной части таможенной территории РФ.

 

Поскольку такое перемещение товаров не является вывозом за пределы таможенной территории РФ в том значении, которое дано в #M12293 14 901765862 0 0 0 0 0 0 0 294781628ст. 164 НК РФ#S, услуги таможенного брокера облагаются НДС по ставке 18%.

 

Фактически уплаченные обществом на основании счетов-фактур, выставленных поставщиком, суммы НДС в силу #M12293 15 901765862 0 0 0 0 0 0 0 294519479ст. 170#S-#M12293 16 901765862 0 0 0 0 0 0 0 295109307173 НК РФ #Sпринимаются к вычету и подлежат возмещению по правилам, предусмотренным #M12293 17 901765862 0 0 0 0 0 0 0 296026821ст. 176 НК РФ#S.

 

 

Споры, возникающие в гражданских правоотношениях

 

Поскольку налоговые органы отказывали налогоплательщикам (экспортерам) в возмещении НДС, уплаченного в составе цены услуг, оказываемых перевозчиками и (или) экспедиторами налогоплательщику (экспортеру) при транспортировке (организации транспортировки) товара, налогоплательщики (экспортеры), оплатившие в составе услуг перевозчика (экспедитора) НДС по ставке 18%, в случае проигрыша дела в суде по спору с налоговым органом фактически лишались права на возмещение указанного налога из бюджета.

 

Данные обстоятельства приводили к попыткам потребовать у перевозчика (экспедитора) вернуть данные денежные средства (невозмещенный НДС).

 

Налоговые органы на требования налогоплательщика (экспортера) вернуть излишне уплаченную перевозчику (экспедитору) в составе цены за товар сумму НДС отвечали отказом, поскольку они НДС перечислили в бюджет.

 

Возник вопрос: как налогоплательщику вернуть свои денежные средства (уплаченный в составе цены услуги НДС)?

 

Судебная практика дает ответ и на этот вопрос.

 

Поскольку заключенным между сторонами договором предусматривалась уплата НДС по установленной ставке (т.е. в соответствии с законом), а агентские услуги оказывались перевозчиком в отношении экспортируемого товара, то перевозчик дополнительно к цене услуги обязан был предъявить к оплате потребителю сумму НДС, выставив счета-фактуры с указанием надлежащей налоговой ставки - 0%. Согласно #M12293 0 9027703 0 0 0 0 0 0 0 398263078п. 3 ст. 1103 Гражданского кодекса РФ#S к требованиям одной стороны в обязательстве к другой о возврате исполненного в связи с этим обязательством применяются правила об обязательствах вследствие неосновательного обогащения, если иное не установлено #M12291 9027690ГК РФ#S, другими законами или иными правовыми актами и не вытекает из сути соответствующих отношений.

 

Поскольку особых правил о возврате излишне уплаченных сумм по договору об оказании услуг законодательство не предусматривает и из сути рассматриваемых отношений невозможность применения правил о неосновательном обогащении не вытекает, к спорным правоотношениям применяется #M12293 1 9027703 0 0 0 0 0 0 0 397738787ст. 1102 ГК РФ#S об обязанности приобретателя возвратить потерпевшему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).

 

Следовательно, сумма НДС рассчитана перевозчиком и уплачена потребителем услуги по ставке, не предусмотренной законом, является излишне (ошибочно) уплаченной, поэтому подлежит возврату (постановление Президиума ВАС РФ от 09.04.2009 N 16318/08).

 

Далее следует разобраться с таким важным для гражданского законодательства понятием, как срок исковой давности.

 

 

Срок исковой давности

 

Срок исковой давности - это период, когда лицо, чье право нарушено, вправе обратиться в суд за защитой нарушенного права (#M12293 0 9027690 0 0 0 0 0 0 0 345703163ст. 195 ГК РФ#S).

 

Согласно общим положениям #M12291 9027690ГК РФ#S общий срок исковой давности составляет три года и начинает исчисляться со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (#M12293 1 9027690 0 0 0 0 0 0 0 345768700ст. 196#S, #M12293 2 9027690 0 0 0 0 0 0 0 344982258200 ГК РФ)#S.

 

Иными словами, следует установить, с какого момента лицо (получатель услуги по транспортировке товара, организации транспортировки товара) узнало о нарушении своего права, в результате которого произошло излишнее удержание с него перевозчиком (экспедитором) сумм НДС.

 

Получатели услуг по транспортировке товара (услуг по организации перевозки товара), не возместившие из бюджета НДС, решили, что моментом, с которого следует исчислять срок исковой давности по спорам о неосновательном обогащении, следует считать дату решения налогового органа, из которого стало известно о неправомерном применении ставки налога на добавленную стоимость перевозчиком (экспедитором), но Президиум ВАС РФ не поддержал их.

 

Заблуждение налогоплательщика относительно порядка применения соответствующих норм #M12291 901714421НК РФ#S не может служить основанием для изменения порядка исчисления срока исковой давности.

 

Общество (налогоплательщик, потребитель услуги по перевозке товара) должно было узнать об излишней оплате полученных от компании-перевозчика услуг не позднее дня оплаты выставленных ему счетов-фактур с указанием необоснованной ставки НДС - 18%.

 

Следовательно, неосновательное обогащение возникает с момента оплаты по соответствующим счетам-фактурам (дата последней произведенной обществом (налогоплательщиком, потребителем услуги по перевозке товара) оплаты счетов-фактур - 12.07.2006).

 

Поэтому на момент подачи настоящего иска (24.09.2009) срок исковой давности был пропущен (постановление Президиума ВАС РФ 23.11.2010 N 9657/10).

 

Таким образом, потребитель услуги по перевозке товара (услуги по организации перевозки товара) может обратиться в суд с иском о возврате неосновательного обогащения в виде неправомерно перечисленного НДС к перевозчику (экспедитору) в течение трех лет с момента оплаты перевозчику (экспедитору) суммы по выставленному счету-фактуре, в котором потребителю услуги была необоснованно предъявлена сумма НДС по ставке 18%.