Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Автомобиль на предприятии: нормы расхода ГСМ отсутствуют

 

Утвержденные Минтрансом России рекомендации по нормам расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте учитывают далеко не все модели автомобилей. О порядке действий в случае, если ваш автомобиль не попал в список, расскажут эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ: член Палаты налоговых консультантов Яна Степовая и аудитор Елена Мельникова.

 

Наша организация приобрела новый автомобиль иностранного производства и обратилась за разработкой норм расхода ГСМ для него в специализированную организацию. Однако срок выполнения работ по заявке - от 6 месяцев. Как рассчитывать норму расхода ГСМ в этот период, как оформить расчеты документально?

 

Судебные органы в большинстве своих решений указывают, что #M12291 901714421Налоговый кодекс РФ#S не ограничивает принятие к учету для целей налогообложения расходов на ГСМ, расходов на содержание служебного транспорта какими-либо нормами (см., например, постановления ФАС Уральского округа от 12.10.2010 N Ф09-8425/10-С3, Центрального округа от 04.04.2008 N А09-3658/07-29, Московского округа от 28.09.2007 N КА-А41/9866-07, Северо-Западного округа от 01.06.2005 N А05-26242/04-10).

 

Однако налоговые органы, а также представители Минфина России считают, что в целях соблюдения требований #M12293 0 901765862 0 0 0 0 0 0 0 345834237ст. 252 НК РФ#S расходы на ГСМ необходимо списывать согласно нормам, приведенным в Методических рекомендациях, утв. #M12291 902092963распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р#S (письма ФНС России от 15.04.2008 N СК-6-5/281, УФНС России по г. Москве от 30.12.2009 N 16-15/139308, Минфина России от 03.09.2010 N 03-03-06/2/57, от 22.06.2010 N 03-03-06/4/61, от 14.01.2009 N 03-03-06/1/15).

 

В то же время методические рекомендации содержат нормы не для всех автомобилей.

 

Согласно п. 6 методических рекомендаций для моделей, марок и модификаций автомобильной техники, поступающей в автопарк страны, на которую Минтрансом России не утверждены нормы расхода топлив (отсутствующие в данном документе), руководители местных администраций регионов и предприятий могут вводить своими приказами нормы, разработанные по индивидуальным заявкам в установленном порядке научными организациями, осуществляющими разработку таких норм по специальной программе-методике. Иной порядок в рассматриваемом документе не предусмотрен.

 

Таким образом, буквально из Методических рекомендаций следует, что организации могут применять только те нормы, которые установлены этим документом, а в случае их отсутствия - утвержденные приказом руководителя нормы, разработанные специализированной организацией.

 

До утверждения норм специализированной организацией ваша организация может применять самостоятельно разработанные нормы.

 

Для установления норм приказом руководителя может быть назначена комиссия, которая произведет контрольный замер, выявит реальный расход топлива и зафиксирует его в соответствующем акте. Самостоятельно разработанные организацией нормы могут быть оформлены отдельным документом (приказом) или приложением к учетной политике.

 

Основанием для издания такого приказа и подтверждением экономической обоснованности применения данных норм могут служить результаты испытаний, контрольных замеров, проведенных комиссией, при которых выявляется реальный расход топлива в расчете, например, на 100 км. Указанные результаты замеров оформляются актом контрольного замера нормы расхода топлива для автомобиля, составленным в произвольной форме. При разработке собственных норм необходимо также учитывать конструктивные особенности автомобиля, его техническое состояние, режим работы, дорожно-транспортные, климатические и иные факторы. Можно предусмотреть, что в отдельных случаях эти нормы могут быть увеличены (например, в зимнее время, в результате частых остановок при езде по городу, из-за технического состояния автомобиля). В качестве обоснования норм расхода топлива, которые будут разработаны и утверждены организацией, может быть использована информация о расходе топлива автомобилем указанной марки, представленная на сайте организаций, осуществляющих реализацию таких моделей.

 

Кроме того, дополнительно можно составить документ, в котором будут изложены причины, по которым организация не смогла обратиться к изготовителю. Из всех имеющихся у организации документов будет видно, что организация стремилась обосновать нормы расхода топлива. Соответственно, расходы горючего, произведенные на основании самостоятельно разработанных "временных" норм, можно считать экономически обоснованными и документально подтвержденными.

 

Необходимым условием включения оплаты ГСМ в состав расходов является также наличие правильно оформленных иных первичных документов, подтверждающих суммы затрат на приобретение ГСМ и производственную направленность эксплуатации автомобиля (например, путевой лист с указанием маршрута следования, подписанный уполномоченным представителем организации, чеки ККМ, товарные чеки, авансовые отчеты).