Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Опрос (допрос) свидетеля налоговыми органами. Последствия неявки.

Опрос (допрос) свидетеля налоговыми органами. Последствия неявки.

Подготовлено Правовой компанией "Твой выбор"

Специально для ИД "Налоговый вестник"

Подпунктом 12 пункта 1 статьи  31 Налогового кодекса РФ (далее НК РФ), налоговым органам предоставлено право вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля.

Также, подпунктом 4 предоставлено право вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах.

Форма для вызова свидетеля не установлена (то есть она произвольна), форма вызова для дачи пояснений, равно как и протокол допроса свидетеля установлены Приказом ФНС России от 31.05.2007 №ММ-3-06/338@. Протокол допроса – Приложение №3 к приказу.

Налоговым контролем, в соответствии со статьей 82 НК РФ, признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом.

Статьей 90 НК РФ установлено, что свидетелем для дачи показаний может быть вызвано любое (за изъятиями установленными пунктом 2 статьи 90 НК РФ) физическое лицо которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля.

Неявка свидетеля по делу о налоговом правонарушении без уважительных причин (болезнь, старость, инвалидность в частности) влечет за собой взыскание штрафа в размере одной тысячи рублей, неправомерный же отказ от дачи показаний (то есть не по основаниям предусмотренным статьей 51 Конституции РФ), равно как и дача ложных показаний карается штрафом в размере трех тысяч рублей.

Статья 51 Конституции предоставляет возможность отказаться от дачи показаний против самого себя. Если предаться кратким рассуждениям на данную тему, и представить, что в качестве свидетеля вызван директор (или бухгалтер), и ему задаются вопросы относительно деятельности его же организации, взаимоотношений с контрагентами и т.п., то потенциально, ответы могут привести к доначислениям. Не обязательно приведут, но могут. Доначисления же потенциально могут повлечь за собой уголовную ответственность, предусмотренную статьей 199 УК РФ.

Эти рассуждения не означают, что нужно молчать, в силу того, что даже умалчиваемые факты могут быть без труда проверены, это все го лишь разъяснение права не давать показаний против себя.

Итак, лаконично и доступным языком попробуем донести для чего и в каких случаях может быть вызван свидетель.

Свидетель вызывается в рамках проводимой проверки (выездной или камеральной), это следует из статьи 31 НК РФ. Свидетель, по сути, - это часть доказательственной базы, точнее не он сам, а его показания. Показания либо в пользу вопроса о наличии правонарушения либо в пользу вопроса о его (правонарушения) отсутствии. Его показания точно такой же документ, как (к примеру) банковская выписка, или счет-фактура от липовой фирмы и т.п.

То есть по идее, вне рамок налогового контроля лицо не может быть вызвано в качестве свидетеля.

Вместе с тем, вне рамок проверки (впрочем, как и в рамках проверки) налоговый орган может воспользоваться подпунктом 4 пункта 1 статьи 31 НК РФ и пригласить налогоплательщика для дачи пояснений в связи с тем-то и тем-то.

Стоит также обратить внимание читателя на пункт 1 статьи 19.4 Кодекса об административных правонарушениях РФ, исходя из которого, неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль) -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до четырех тысяч рублей.

Статьей 28.3, в части подпункта 5 пункта 2 установлено, что должностные лица налоговых органов вправе составлять протоколы об административных правонарушениях (то есть возбуждать дела об административных правонарушениях), предусмотренных частью 3 статьи 14.1.1, статьями 15.3 - 15.9, 15.11, частью 3 статьи 18.15, частью 3 статьи 18.17, частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 23 КоАП РФ, - налоговые органы рассматривают дела об административных правонарушениях (то есть выносят решения/постановления о наложении штрафных санкций/привлечении к ответственности), предусмотренных частью 2 статьи 14.5, статьями 15.1, 15.2, 19.7.6 настоящего Кодекса.

Решение же о привлечении к ответственности по части 1 статьи 19.4 выносится (точнее сказать дело рассматривается) судом, если верить пункту 1 статьи 23.1 КоАП РФ.

Является ли вызов налоговым органом лица в качестве свидетеля тем законным распоряжением, неповиновение которому повлечет за собой наказание по части 1 статьи 19.4 КоАП РФ?

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ, выражается в неповиновении законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль).

Состав довольно широкий, так что можно подтянуть под него и неявку свидетеля и неявку налогоплательщика для дачи пояснений.

Может возникнуть вопрос, - а стоит ли, в случае если налоговым органом вызов свидетеля был произведен не совсем корректно (скажем вне рамок налогового контроля), блеснуть своими познаниями перед фискалом, указав на некоторое, так сказать несоответствие действий и закона (то есть выразить активно свою позицию), или демонстративно проигнорировать вызов (также выразив свою позицию, но, уже в несколько пассивной форме)?

Иными словами, - уместен ли выпендреж? Ответ будет простой, выпендреж уместен, но, при соблюдении своего рода политкорректности.

То есть, при составлении протокола допроса (опроса) нужно аккуратно (в смысле тщательно, прилежно и в полном объеме) пользоваться своими правами.

Буквально, - уточнить, в рамках какого дела (какой проверки) проводится допрос, если проверки как таковой нетНеобходимо отметить, что в налоговых органах, на камеральные отделы, помимо всего прочего, в настоящее время возложены обязанности проведения так называемого предпроверочного анализа.

То есть опрашивается организация (ее руководитель, бухгалтер, участник) на предмет каких либо аспектов финансово-хозяйственной деятельности. Если подходить к вопросу формально, то это вызов налогоплательщика для дачи пояснений, но оформляется данное действие, как допрос (опрос) свидетеля… так вот, если проверки как таковой нет, то все свои вопросы и замечания вы можете отразить или попросить отразить (в вежливой, разумеется, форме), в протоколе допроса.

Все возможные последствия неявки описаны выше, несколько слов следует сказать о принудительном приводе на допрос в налоговый орган, возможен он или это страшилка.

Начнем с того, что налоговый кодекс не содержит каких-либо мер по принудительному доставлению или приводу лица на допрос или опрос. Привод, либо доставление - это меры обеспечения производства по делу (в разрезе административного производства), или меры принуждения, (в разрезе уголовного).

Итак, доставление (статья 27.2 КоАП РФ) – это принудительное препровождение лица в целях составления протокола об административном правонарушении, при невозможности составлении на месте правонарушения.

Привод осуществляется в рамках производства по уголовному делу (статья 113 УПК РФ), либо в рамках производства по делу об административном правонарушении (статья 27.15 КоАП РФ).

То есть упоминание налоговым органом в повестке о вызове свидетеля о том, что в случае уклонения от явки последний будет подвергнут приводу, может вызывать разве что сожаление.