Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О заполнении декларации по косвенным налогам при ввозе товаров с территории Республики Беларусь


О заполнении декларации по косвенным налогам при ввозе товаров с территории Республики Беларусь*1

     _____
     *1 См. также подробные комментарии к особенностям заполнения и представления новой формы декларации по НДС и по акцизам на подакцизные товары: НВ: комментарии… - 2007. - N 3. - С. 32-50; - N 4. - С. 71-90; - N 5. - С. 45-69.

Е.Г. Даненова
     

1. Общие положения

     
     Взимание косвенных налогов при ввозе товаров на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь регламентируется Соглашением от 15.09.2004 между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (далее - Соглашение от 15.09.2004), которое было ратифицировано Федеральным законом от 28.12.2004 N 181-ФЗ.
     
     Неотъемлемой частью Соглашения от 15.09.2004 является Положение о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь (далее - Положение о взимании косвенных налогов), в котором приведен механизм применения косвенных налогов при осуществлении торговых операций между российскими и белорусскими организациями и индивидуальными предпринимателями.
     
     Налоговые органы взимают косвенные налоги по товарам, ввозимым на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь, по месту постановки на учет российских налогоплательщиков, включая налогоплательщиков, плательщиков налогов, сборов и пошлин, применяющих специальные режимы налогообложения. Иными словами, организации и индивидуальные предприниматели, не являющиеся плательщиками НДС в связи с их переходом на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей в соответствии с главой 26.1 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), на упрощенную систему налогообложения согласно главе 26.2 НК РФ, на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в соответствии с главой 26.3 НК РФ, а также освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, согласно ст. 145 настоящего Кодекса, не освобождаются от обязанности по исчислению и уплате НДС и акцизов, а также по представлению декларации по косвенным налогам при ввозе товаров на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь.
     
     Начиная с отчетности за январь 2007 года применяется новая форма налоговой декларации по косвенным налогам (налогу на добавленную стоимость и акцизам) при ввозе товаров на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь (далее - декларация по косвенным налогам), которая вместе с Порядком ее заполнения (далее - Порядок заполнения декларации) утверждена приказом Минфина России от 27.11.2006 N 153н и зарегистрирована в Минюсте России 25.12.2006, регистр. N 8669.
     
     Декларация по косвенным налогам представляется в налоговые органы по месту учета в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет ввезенных товаров организациями и индивидуальными предпринимателями, на которых в соответствии с Соглашением от 15.09.2004 возложена обязанность по исчислению и уплате в бюджет НДС и акцизов (п. 1 Порядка заполнения декларации).
     
     Уплата косвенных налогов при ввозе товаров с территории Республики Беларусь осуществляется также в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет ввезенных товаров.
     
     Срок представления декларации по косвенным налогам и пакета документов, предусмотренных п. 6 Раздела I Положения о взимании косвенных налогов, а соответственно и срок уплаты НДС и акцизов, приходящийся на выходной и (или) нерабочий праздничный день, переносится на первый рабочий день после выходного и (или) нерабочего праздничного дня.
     
     Если декларация по косвенным налогам и пакет документов, предусмотренных п. 6 Раздела I Положения о взимании косвенных налогов, отправляются по почте, то днем их представления в налоговый орган считается дата отправки почтового отправления с описью вложения.
     
     Декларация по косвенным налогам может быть также представлена в электронном виде. В этом случае она направляется в налоговый орган в соответствии с Порядком представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденным приказом МНС России от 02.04.2002 N БГ-3-32/169.
     
     В порядок представления налоговых деклараций в электронном виде внесены следующие изменения:
     
     - начиная с отчетности 2007 года налоговые декларации в электронном виде обязаны представлять налогоплательщики, средняя численность работников которых превышает по состоянию на 1 января 2007 года 250 человек, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством Российской Федерации;
     
     - начиная с отчетности 2008 года налоговые декларации в электронном виде обязаны представлять налогоплательщики, средняя численность которых по состоянию на 1 января 2008 года превышает 100 человек.
     
     Налогоплательщики, отнесенные в соответствии со ст. 83 НК РФ к категории крупнейших, направляют в налоговые органы все налоговые декларации (расчеты), которые они обязаны представлять в соответствии с настоящим Кодексом, по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков по установленным форматам в электронном виде, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством Российской Федерации.
     
     Пример 1.
     
     ООО "Импортер" представляло в 2006 году налоговую декларацию в соответствующую налоговую инспекцию в печатном виде (на бумаге). По состоянию на 1 января 2007 года среднесписочная численность работников общества составила 174 человека. Таким образом, в 2007 году ООО "Импортер" еще может представлять налоговую декларацию в бумажном виде. Если среднесписочная численность работников ООО "Импортер" по состоянию на 1 января 2008 года не уменьшится до 100 человек, то это общество будет обязано перейти в 2008 году на представление налоговых деклараций в электронном виде.
     
     При передаче налоговой декларации по телекоммуникационным каналам связи днем представления считается дата ее отправки.
     
     Следует отметить, что с 1 января 2007 года налоговый орган обязан передать налогоплательщику квитанцию о приеме в электронном виде декларации по телекоммуникационным каналам связи.
     
     Налоговым периодом по НДС и акцизам, уплачиваемым при ввозе товаров на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь, является месяц.
     
     Читателям журнала следует обратить внимание на то, что декларация по косвенным налогам представляется до 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия к учету ввезенных товаров.
     
     Если налогоплательщик-импортер отчитывается в общем случае по НДС ежеквартально, он представляет декларации по НДС в следующие сроки:
     
     - декларацию по косвенным налогам, в которой отражается сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет в отношении товаров, ввезенных в Российскую Федерацию из Республики Беларусь, - не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет ввезенных товаров;
     
     - декларацию по НДС*1 , в которой отражается сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет или возмещению из бюджета, в отношении товаров, реализованных на территории Российской Федерации за соответствующий налоговый период, - по окончании квартала (вопрос 5 письма ФНС России от 31.05.2005 N ММ-6-03/450).
     _____
     *1 Декларация по налогу на добавленную стоимость и Порядок ее заполнения утверждены приказом Минфина России от 07.11.2006 N 136н (зарегистрирован в Минюсте России 30.11.2006, регистр. N 8544).
     
     При отсутствии операций по ввозу товаров на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь декларация по косвенным налогам в налоговые органы по месту учета налогоплательщика не представляется.
     
     Читателям журнала следует обратить внимание также на то, что Соглашение от 15.09.2004 регламентирует в настоящее время только взимание косвенных налогов при торговле товарами. В соответствии со ст. 5 Соглашения от 15.09.2004 порядок взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг оформляется отдельным протоколом, до вступления в силу которого действуют нормы национальных законодательств Российской Федерации и Республики Беларусь.
     
     Поскольку такой протокол до настоящего времени не принят, в отношении работ (услуг) применительно к уплате НДС действует порядок, предусмотренный главой 21 НК РФ, то есть работы и услуги подлежат обложению НДС на территории Российской Федерации, если в соответствии со ст. 148 настоящего Кодекса местом их реализации признается территория Российской Федерации.
     
     Для применения норм Соглашения от 15.09.2004 необходимо, чтобы ввозимые товары были белорусского (с 1 января 2007 года - также российского) происхождения, а национальная принадлежность продавцов или покупателей товаров не имеет в данном случае значения (данная позиция изложена в письмах Минфина России от 02.03.2006 N 03-04-15/47 и от 05.07.2005 N 03-04-08/168, которые доведены письмом ФНС России от 06.05.2006 N ММ-6-03/477@, а также в письме ФТС России N 01-06/45416, ФНС России N ШТ-6-03/1244@ от 22.12.2006).
     
     Нормы раздела I Положения о взимании косвенных налогов не применяются в отношении уплаты акцизов по товарам, по которым в соответствии с законодательством государств Сторон пошлины взимаются таможенными органами.
     

2. Определение налоговой базы

     
     Налоговая база для уплаты НДС определяется на дату принятия на учет ввезенных товаров как сумма стоимости приобретенных товаров, включая затраты на их транспортировку и доставку.
     
     Стоимостью приобретенных товаров является цена сделки, фактически уплаченная или подлежащая уплате поставщику за ввозимый товар.
     
     При определении стоимости приобретенных товаров в цену сделки включаются следующие расходы (если они не были включены в цену сделки):
     
     - расходы по доставке товара, в том числе расходы на транспортировку, погрузку, выгрузку, перегрузку, перевалку и экспедирование товаров;
     
     - страховые суммы;
     
     - стоимость контейнеров и (или) другой многооборотной тары, не подлежащей возврату, если они рассматриваются как единое целое с оцениваемыми товарами;
     
     - стоимость упаковки, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке.
     
     При этом читателям журнала следует учитывать, что расходы по доставке товаров, принимаемые для определения налоговой базы, включают расходы, понесенные как на территории Республики Беларусь, так и на территории Российской Федерации.
     
     Но ни нормами Соглашения от 15.09.2004 , ни нормами Положения о взимании косвенных налогов не предусмотрено включение в стоимость товаров, ввезенных с территории Республики Беларусь, сумм НДС, уплаченных поставщикам за услуги по транспортировке таких товаров.
     
     В связи с этим суммы НДС, уплаченные российским перевозчикам за услуги по перевозке товаров из Республики Беларусь, не включаются в налоговую базу при определении стоимости ввезенных товаров в целях исключения двойного налогообложения (письмо Минфина России от 18.07.2005 N 03-04-08/191).
     
     Но если покупатель доставляет товар на территорию Российской Федерации собственными силами, он включает свои расходы по доставке товара в налоговую базу в целях уплаты НДС.
     
     Соглашением от 15.09.2004 предусмотрен перечень товаров, импортируемых из Республики Беларусь, которые не подлежат обложению НДС, а именно:
     
     - товары, ввозимые на территорию Российской Федерации для переработки с последующим вывозом продуктов переработки с территории Российской Федерации;
     
     - товары, перемещаемые транзитом;
     
     - товары, освобождаемые от обложения НДС в соответствии со ст. 150 НК РФ.
     
     Налоговой базой для обложения акцизами является объем в натуральном выражении ввозимых подакцизных товаров, в отношении которых установлены твердые (специфические) ставки акциза, либо стоимость ввозимых подакцизных товаров, в отношении которых установлены адвалорные ставки акциза.
     

3. Документы, представляемые одновременно с декларацией

     
     Одновременно с декларацией по косвенным налогам налогоплательщики должны представить в налоговые органы по месту своего учета в качестве налогоплательщика документы, предусмотренные п. 6 раздела I Положения о взимании косвенных налогов, а именно:
     
     - заявление о ввозе товара в трех экземплярах с указанием сведений о поставщике товара, виде договора, заключенного с поставщиком, сведений о товарах, включая их наименование, стоимость, а также расчет налоговой базы и суммы начисленного налога;
     
     - выписку банка (ее копию), подтверждающую фактическую уплату налога по ввезенным товарам;
     
     - договор (его копию), на основании которого товар ввозится из Республики Беларусь в Российскую Федерацию;
     
     - транспортные документы, подтверждающие перемещение товаров с территории Республики Беларусь на территорию Российской Федерации. Такими документами являются коносамент, накладная или иные документы, подтверждающие наличие и содержание договора перевозки товаров и сопровождающие товары и транспортные средства при международных перевозках (ст. 11 Таможенного кодекса Российской Федерации от 28.05.2003 N 61-ФЗ) (образцы документов приведены в письме МНС Республики Беларусь от 01.12.2005 N 4-3-9/279, направленном налоговым органам для использования в работе письмом ФНС России от 14.02.2006 N ВЕ-6-26/158@);
     
     - товаросопроводительный документ белорусских налогоплательщиков (накладные по форме ТТН-1 или ТН-2, утвержденные постановлением Минфина Республики Беларусь от 14.05.2001 N 53).
     
     Товарно-транспортная накладная формы ТТН-1 предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей, если они перемещаются с участием автомобильного транспорта, а также для расчетов за их перевозки и учета выполненной транспортной работы.
     
     Товарная накладная формы ТН-2 служит для учета движения товарно-материальных ценностей, если они перемещаются без участия автомобильных транспортных средств (почтой или нарочным).
     
     В соответствии с Правилами автомобильных перевозок грузов, утвержденными постановлением Минтранспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 01.07.2002 N 20, при осуществлении международной автомобильной перевозки грузов, выполняемой между пунктами, расположенными на территории разных государств, оформляется товарно-транспортная накладная международного образца "CMR".
     
     При осуществлении международной автомобильной перевозки грузов, начинающейся с территории Республики Беларусь, субъекты хозяйственной деятельности применяют CMR-накладную, утвержденную постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 24.06.2004 N 23.
     
     Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (далее - заявление), представленное в налоговый орган в трех экземплярах, заполняется по форме и в порядке, которые предусмотрены в приложении N 1 к Порядку заполнения декларации; на заявлении налоговый орган проставляет в течение 10 рабочих дней отметки, подтверждающие уплату налога в российский бюджет, согласно приказу Минфина России от 20.01.2005 N 3н.
     
     Если российский покупатель ввозит в одном налоговом периоде товары на территорию Российской Федерации на основании нескольких договоров, заключенных с различными поставщиками, то заявление заполняется импортером отдельно как по каждому поставщику товаров, так и по каждому заключенному с данным поставщиком договору, поскольку установленная форма заявления предусматривает отражение в нем номера и даты контракта с поставщиком.
     
     Таким образом, на каждый договор должно быть оформлено отдельное заявление о ввозе товара.
     
     Декларация составляется на основании книг покупок и данных регистров бухгалтерского учета налогоплательщика.
     

4. Проверка правильности заполнения декларации

     
     Расчет суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет в отношении товаров, ввезенных в Российскую Федерацию из Республики Беларусь, отражается в разделе 2 декларации по косвенным налогам, данные которого должны соответствовать сведениям заявлений, представленных одновременно с декларацией:
     
     - налоговая база, отражаемая в графе 4 по строке 030, должна соответствовать сумме итоговых строк граф 11 таблиц заявлений;
     
     - сумма НДС, приводимая в графе 6 по строке 030, должна соответствовать сумме итоговых строк граф 15 таблиц заявлений.
     
     Сумма НДС, показанная в графе 6 строки 030 раздела 2, переносится в строку 040 раздела 1.1 декларации по косвенным налогам. При этом данная сумма должна быть подтверждена выписками банка (их копиями) на уплату налога по ввезенным товарам, представленными одновременно с декларацией.
     
     Информация о ввезенных товарах, не подлежащих обложению НДС, отражается в разделе 3 декларации по косвенным налогам. При заполнении заявления в отношении таких товаров в графе 13 проставляется слово "льгота", а в графе 15 - прочерк.
     
     При ввозе подакцизных товаров в состав декларации по косвенным налогам включается раздел 4, в котором рассчитываются суммы акциза для уплаты в бюджет, а также (при необходимости) приложение "Расчет налоговой базы по виду подакцизного товара", заполняемое по подакцизным товарам, ставка акциза на которые установлена в расчете на безводный этиловый спирт, а также по легковым автомобилям и мотоциклам.
     

5. Представление в налоговый орган уточненной налоговой декларации

     
     Налогоплательщик должен подавать в налоговый орган в порядке, предусмотренном ст. 81 НК РФ, уточненную декларацию по косвенным налогам, если он обнаружит в поданной им декларации факт неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибки, приводящие к занижению суммы налога.
     
     При обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в декларацию и представить в налоговый орган уточненную декларацию по косвенным налогам. Уточненная налоговая декларация, представленная после истечения установленного срока подачи, не считается представленной с нарушением срока.
     
     При перерасчете сумм налога в периоде совершения ошибки (искажения) вышеуказанные (уточненные) декларации представляются в налоговый орган на бланке установленной формы, действовавшей в том налоговом периоде, за который производится перерасчет сумм НДС (акциза)*1 . При перерасчете налогоплательщиком сумм НДС (акциза) не учитываются результаты налоговых проверок, проведенных налоговым органом за тот налоговый период, по которому налогоплательщиком производится перерасчет сумм НДС (акциза).
     _____
     *1 Формы налоговых деклараций по косвенным налогам (налогу на добавленную стоимость и акцизам) при ввозе товаров на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь утверждены:
     
     - приказом Минфина России от 27.11.2006 N 153н "Об утверждении формы налоговой декларации по косвенным налогам (налогу на добавленную стоимость и акцизам) при ввозе товаров на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь и Порядка ее заполнения", зарегистрированным в Минюсте России 25.12.2006, регистр. N 8669;
     
     - приказом Минфина России от 28.12.2005 N 163н "Об утверждении форм налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость, налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов и косвенным налогам (налогу на добавленную стоимость и акцизам) при ввозе товаров на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь и порядков их заполнения", зарегистрированным в Минюсте России 26.01.2006, регистр. N 7416;
     
     - приказом Минфина России от 03.03.2005 N 31н "Об утверждении форм налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость и косвенным налогам (налогу на добавленную стоимость и акцизам) при ввозе товаров на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь и порядков их заполнения", зарегистрированным в Минюсте России 07.04.2005, регистр. N 6476.
     

     Если несоответствие белорусских товаров условиям договора купли-продажи было установлено при приемке товара, то НДС должен начисляться на стоимость только той части товара, которая удовлетворяет требованиям договора и отражена на соответствующих счетах бухгалтерского учета.
     
     По той части товара, которая не принята и отражена у организации-покупателя на забалансовом счете, НДС не начисляется (письмо ФНС России от 15.05.2006 N ММ-6-03/490@).
     
     При этом не имеет значения, будет покупатель возвращать белорусскому продавцу товары или просто откажется от оплаты этих товаров без их возврата.
     
     Пример 2.
     
     ООО "Импортер" приобрело 2 февраля 2007 года по договору купли-продажи с белорусской компанией партию товаров на сумму 100 000 руб.
     
     В ходе приемки оказалось, что часть товаров имеет производственный брак. В связи с этим был составлен акт от 05.02.2007 об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке импортных товаров, в котором была указана покупная стоимость товаров, не соответствующих условиям договора купли-продажи, - в размере 15 000 руб.
     
     На основании составленного акта бухгалтер ООО "Импортер" направил в адрес организации-продавца претензию. Продавец признал обоснованность претензии и предложил заменить некачественный товар.
     
     26 февраля 2007 года ООО "Импортер" вернуло товар белорусскому поставщику.
     
     ООО "Импортер" представило 20 марта 2007 года в налоговую инспекцию декларацию по косвенным налогам и перечислило в бюджет НДС в размере 15 300 руб. [(100 000 руб. - 15 000 руб.) х 18%].
     
     Если ООО "Импортер" не осуществляло других операций с белорусскими поставщиками, оно должно было представить следующие разделы декларации: титульный лист; раздел 1.1 и раздел 2.
     
     Однако не всегда представляется возможность проверить качество и комплектность товара непосредственно при приемке. Позднее может быть выявлено, что товар, например, некомплектен, ненадлежащего качества или обременен правами третьих лиц.
     
     Если организация-покупатель обнаружила какие-либо недостатки товара, то она должна составить акт для предъявления претензии продавцу товара.
     

     Так как российская организация - импортер уже начислила НДС по белорусским товарам в момент отражения их стоимости на счетах бухгалтерского учета, она должна сторнировать часть этого налога в отношении товаров, не соответствующих условиям договора.
     
     Кроме того, организация-покупатель должна представить уточненную декларацию по косвенным налогам, в которой будут уменьшены налоговая база и сумма НДС по белорусскому товару, не соответствующему условиям договора.
     
     НДС может быть пересчитан независимо от того, будет покупатель возвращать товары белорусскому поставщику или откажется от оплаты некачественных товаров без их возврата.
     
     Пример 3.
     
     ООО "Импортер" приобрело 2 февраля 2007 года по договору купли-продажи с белорусской компанией партию товаров на сумму 100 000 руб. НДС в сумме 18 000 руб. (100 000 руб. х 18 %) был исчислен и уплачен в бюджет. ООО "Импортер" представило 20 марта в налоговую инспекцию декларацию за февраль 2007 года.
     
     Но 23 марта 2007 года выяснилось, что часть товаров, полученная от белорусской компании в феврале, была некачественной. Покупная стоимость некачественных товаров - 10 000 руб.
     
     Инвентаризационная комиссия ООО "Импортер"составила 26 марта 2007 года акт, один экземпляр которого вместе с претензией был отослан поставщику.
     
     В этот же день ООО "Импортер" представило в налоговую инспекцию уточненную декларацию по косвенным налогам за февраль 2007 года. Налоговая база по НДС в отношении товаров, полученных от белорусской компании, составила не 100 000 руб., а 90 000 руб. Сумма НДС - 16 200 руб. (90 000 руб. х 18%).
     
     ООО "Импортер" может зачесть сумму НДС, излишне уплаченную в бюджет в размере 1800 руб. (18 000 руб. - 16 200 руб.), в счет будущих платежей по "белорусскому" НДС [код бюджетной классификации (КБК) -182 1 04 01000 01 0000 110] либо вернуть на расчетный счет.
     

6. Подтверждение вычета по НДС

     
     В соответствии с п. 8 Раздела I Положения о взимании косвенных налогов суммы косвенных налогов, уплаченные по импортируемым товарам российскими покупателями, подлежат вычетам в порядке, предусмотренном национальным законодательством сторон, то есть в порядке, предусмотренном НК РФ.
     
     Таким образом, суммы косвенных налогов, уплаченные по товарам, ввозимым из Республики Беларусь в Российскую Федерацию, подлежат вычету в порядке, установленном ст. 171 НК РФ.
     
     В соответствии со ст. 171 НК РФ суммы НДС, уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, подлежат вычету у налогоплательщика при соблюдении норм ст. 171 и 172 настоящего Кодекса, а именно при выполнении следующих условий:
     
     - если учет ввезенных на территорию Российской Федерации товаров (с учетом особенностей, предусмотренных ст. 172 НК РФ) осуществляется на основании соответствующих первичных документов;
     
     - если ввезенные на территорию Российской Федерации товары используются для осуществления операций, облагаемых НДС;
     
     - если имеются документы, подтверждающие фактическую уплату в бюджет сумм НДС по ввезенным на территорию Российской Федерации товарам, а именно: заявление о ввозе товаров с отметкой налогового органа об уплате налога по месту постановки на учет налогоплательщика, налоговая декларация, в которой отражена исчисленная к уплате в бюджет сумма НДС по соответствующим ввезенным товарам, платежный документ на перечисление в бюджет суммы НДС, указанной в налоговой декларации.
     
     Возникает вопрос: если налогоплательщик уже представлял в налоговый орган вместе с декларацией по косвенным налогам заявление о ввозе товаров с отметкой налогового органа об уплате налога по месту постановки на учет налогоплательщика, следует ли ему для подтверждения права на вычет суммы НДС, уплаченной при ввозе товаров на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь, представлять его повторно?
     
     В данном случае согласно нормам Соглашения от 15.09.2004 и НК РФ налогоплательщик вправе уменьшить общую сумму НДС, исчисленную в соответствии со ст. 166 настоящего Кодекса, на суммы этого налога, уплаченные им в бюджет по товарам, ввезенным с территории Республики Беларусь на территорию Российской Федерации, при наличии документов, подтверждающих фактическую уплату вышеуказанных сумм НДС в бюджет, а именно: заявления, налоговой декларации, в которой отражена исчисленная к уплате сумма НДС по соответствующим ввезенным товарам, и платежного документа на перечисление в бюджет суммы НДС, указанной в этой налоговой декларации.
     
     Таким образом, для подтверждения права на вычет суммы НДС, уплаченной при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, представлять в налоговый орган вместе с налоговой декларацией заявление о ввозе товаров повторно не требуется.
     
     Читателям журнала следует обратить внимание на то, что суммы НДС, фактически уплаченные на территории Российской Федерации в отношении товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь, могут быть включены в налоговые вычеты не ранее периода, следующего за налоговым периодом, в котором НДС по таким товарам был уплачен и отражен в соответствующей декларации по косвенным налогам (письмо Минфина России от 20.12.2005 N 03-04-08/348).
     
     Это означает, что налоговый вычет по ввезенным из Республики Беларусь товарам отражается в налоговой декларации по НДС, представляемой за налоговый период, следующий за периодом, в котором был уплачен НДС по ввезенным белорусским товарам.
     
     Так, например, если товар ввезен и принят на учет в феврале, НДС со стоимости этого товара уплачен в срок до 20 марта, то этот НДС включается в налоговые вычеты в налоговой декларации по НДС, представляемой за март (вопрос 7 письма ФНС России от 31.05.2005 N ММ-6-03/450).
     
     Если налогоплательщик ввозит с территории Республики Беларусь товары (оборудование), которые будут использованы в качестве основных средств, то датой принятия к учету таких товаров (оборудования) для целей уплаты НДС в бюджет является дата их принятия к учету на счетах 07 "Оборудование к установке" или 08 "Вложения во внеоборотные активы". При этом право на налоговые вычеты возникает в том налоговом периоде, в котором указанное оборудование принято к учету в качестве основного средства, то есть по счету 01 "Основные средства" (но не ранее периода, в котором НДС при ввозе оборудования на территорию Российской Федерации был уплачен и отражен в соответствующей налоговой декларации).
     
     При ввозе товаров с территории Республики Беларусь белорусский поставщик не выставляет счет-фактуру. В этой ситуации документами, подтверждающими уплату НДС, являются заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметками налоговых органов об уплате НДС и платежные документы, подтверждающие фактическую уплату НДС.
     
     Эти документы [их копии, заверенные руководителем и главным бухгалтером организации (индивидуальным предпринимателем)] хранятся у покупателя в журнале учета полученных счетов-фактур и регистрируются в книге покупок (п. 5 и 10 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914).
     

7. Структура декларации

     
     Так же как и предыдущая форма декларации, новая декларация по косвенным налогам включает:
     
     - титульный лист;
     
     - раздел 1.1 "Сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате в бюджет в отношении товаров, ввезенных на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь";
     
     - раздел 1.2 "Сумма акциза, подлежащая уплате в бюджет по подакцизным товарам, ввезенным на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь";
     
     - раздел 2 "Расчет суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей уплате в бюджет в отношении товаров, ввезенных на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь";
     
     - раздел 3 "Операции по ввозу товаров на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь, не подлежащие налогообложению налогом на добавленную стоимость (освобождаемые от налогообложения)";
     
     - раздел 4 "Расчет суммы акциза, подлежащей уплате в бюджет в отношении подакцизных товаров, ввезенных на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь";
     
     - приложение к декларации - "Расчет налоговой базы по виду подакцизного товара".
     

8. Общие правила заполнения декларации

     
     Как указывалось выше, декларация по косвенным налогам заполняется в случае осуществления российским налогоплательщиком операций по приобретению белорусских товаров, ввозимых в Российскую Федерацию из Республики Беларусь.
     
     При заполнении декларации по косвенным налогам читателям журнала следует иметь в виду, что нумерация страниц осуществляется сквозным методом начиная с титульного листа вне зависимости от количества страниц (листов) заполняемых разделов и приложения к декларации.
     
     Обязательным является представление налогоплательщиком, осуществившим в истекшем налоговом периоде операции по ввозу товаров из Республики Беларусь в Российскую Федерацию, титульного листа и раздела 1.1 декларации по косвенным налогам.
     
     Разделы 1.2, 2, 3, 4 и приложение включаются в состав представляемой в налоговые органы декларации по косвенным налогам, если налогоплательщик осуществляет соответствующие операции.
     
     Если налогоплательщик занимался в истекшем налоговом периоде только операциями по ввозу товаров в Российскую Федерацию из Республики Беларусь, не подлежащими обложению НДС (освобождаемыми от налогообложения) в соответствии с п. 7 раздела I Положения о взимании косвенных налогов, он заполняет раздел 3, а при заполнении строк и граф раздела 1.1 декларации по косвенным налогам ставит прочерки.
     
     Если налогоплательщик осуществлял в истекшем налоговом периоде операции по ввозу товаров на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь, подлежащие обложению акцизами, но не подлежащие обложению НДС (освобождаемые от налогообложения) в соответствии с п. 7 раздела I Положения о взимании косвенных налогов, он заполняет разделы 1.2, 3, 4 и приложение к декларации, а при заполнении строк и граф раздела 1.1 декларации по косвенным налогам ставит прочерки.
     
     Если плательщик НДС является одновременно плательщиком акцизов, то при ввозе товаров в Российскую Федерацию из Республики Беларусь он заполняет титульный лист декларации по косвенным налогам в одном экземпляре.
     
     Организации и индивидуальные предприниматели, не являющиеся плательщиками НДС в связи с переходом на специальные режимы налогообложения, а также освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС в соответствии со ст. 145 НК РФ, не освобождаются от обязанности по исчислению и уплате НДС, а также по представлению декларации по косвенным налогам при ввозе товаров в Российскую Федерацию из Республики Беларусь.
     
     С 1 января 2007 года подлинность декларации по косвенным налогам заверяется только руководителем организации. Подпись главного бухгалтера, которая в ранее действовавших формах декларации по косвенным налогам обязательно указывалась, теперь отсутствует. Подпись руководителя, в свою очередь, заверяется печатью организации.
     
     При расчете суммы НДС (акциза) при заполнении декларации производится округление суммы НДС (акциза) до целого числа.
     
     Налоговый орган не имеет права отказать в принятии декларации и обязан по просьбе налогоплательщика проставить на копии декларации отметку о принятии и дату получения.
     

9. Порядок заполнения титульного листа

     
     Так же как и прежде, титульный лист декларации по косвенным налогам заполняется на одной странице. Однако перечень сведений, отражаемых на титульном листе, отличается от указываемых в ранее действовавшей форме декларации по косвенным налогам.
     
     Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования", в частности, внесены изменения в ст. 80 НК РФ, согласно которым Минфин России не вправе включать в форму налоговой декларации (расчета), а налоговые органы не вправе требовать от налогоплательщиков включения в налоговую декларацию (расчет) сведений, не связанных с исчислением и (или) уплатой налогов, за исключением нижеприведенных:
     
     - вид документа: первичный (корректирующий);
     
     - наименование налогового органа;
     
     - место нахождения организации (ее обособленного подразделения) или место жительства физического лица;
     
     - фамилия, имя, отчество физического лица или полное наименование организации (ее обособленного подразделения);
     
     - номер контактного телефона налогоплательщика.
     
     Поэтому из новой формы декларации исключены такие показатели, как основной государственный регистрационный номер (ОГРН) и основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя (ОГРНИП).
     
     Достоверность и полнота сведений, указанных в налоговой декларации, подтверждаются самим налогоплательщиком, то есть руководителем организации или индивидуальным предпринимателем, либо уполномоченным представителем налогоплательщика.
     
     В случае подачи декларации представителем налогоплательщика уполномоченные лица проставляют свои подписи в конце каждого заполненного раздела налоговой декларации.
     
     Возможность не только представлять декларацию, но и подтверждать достоверность и полноту указанных в ней сведений уполномоченным представителем налогоплательщика установлена п. 5 ст. 80 НК РФ (в ред. от 27.07.2006 N 137-ФЗ).
     
     Так же как и прежде, налогоплательщик заполняет титульный лист декларации по косвенным налогам, кроме раздела "Заполняется работником налогового органа".
     
     Нумерация страниц декларации по косвенным налогам производится путем заполнения ячеек начиная с наименьшего разряда числа справа налево; в остальных ячейках указываются нули (000001).
     
     При заполнении показателя "Вид документа":
     
     - цифра 1 проставляется в случае представления налогоплательщиком декларации по косвенным налогам за истекший налоговый период;
     
     - цифра 3 проставляется в случае представления налогоплательщиком уточненной декларации за соответствующий налоговый период, и в этом случае через дробь приводится порядковый номер уточненной декларации за соответствующий налоговый период.
     
     Например, если уточненная декларация представляется за январь 2007 года и это первое уточнение, показатель "Вид документа" заполняется следующим образом:
     

Вид
документа

3

/

1

Налоговый период

1

N месяца

0

1

Отчетный год

2

0

0

7

     
     В показателе "Налоговый период" приводится цифра 1.
     
     В показателе "N месяца" проставляется порядковый номер месяца (от 01 до 12), за который представляется декларация.
     
     В показателе "Представляется в" отражаются полное наименование налогового органа, в который представляется декларация, и его код.
     
     В показателе "полное наименование организации/фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя" приводится полное наименование организации в соответствии с указанным в учредительных документах либо полное наименование отделения иностранной организации, осуществляющего деятельность на территории Российской Федерации, которое уполномочено иностранной организацией представлять налоговые декларации и уплачивать налог в целом по операциям всех находящихся на территории Российской Федерации отделений иностранной организации, а в случае подачи декларации индивидуальным предпринимателем - его фамилия, имя, отчество (полностью, без сокращений, в соответствии с документом, удостоверяющим личность).
     
     В показателе "Номер контактного телефона налогоплательщика" отражается номер контактного телефона налогоплательщика (в форме декларации по косвенным налогам, утвержденной приказом Минфина России от 28.12.2005 N 163н, необходимо было указывать и код города).
     
     В показателе "Данная декларация составлена на _____ страницах" проставляется количество страниц, на которых составлена декларация.
     
     В показателе "с приложением подтверждающих документов и (или) их копий на _____ листах" отражается количество листов подтверждающих документов и (или) их копий, в том числе количество листов документа, подтверждающего полномочия представителя налогоплательщика (в случае представления декларации представителем налогоплательщика).     

          
     Раздел "Заполняется работником налогового органа" заполняется работником налогового органа (с указанием его фамилии, имени, отчества и подписи) и содержит сведения о способе представления декларации; количестве страниц декларации; количестве листов подтверждающих документов и (или) их копий, приложенных к декларации; о дате представления декларации и номере, под которым она зарегистрирована.
     
     Пример 4.
     
     ООО "Импортер" (ИНН - 7714152658, КПП - 771401001) состоит на учете в ИФНС России N 14 по г. Москве. Фамилия, имя, отчество руководителя ООО "Импортер" - Иванов Петр Васильевич, контактный телефон организации - 915-05-05.
     
     В феврале ООО "Импортер" начало осуществлять операции по ввозу товаров из Республики Беларусь. Таким образом, в январе декларация по косвенным налогам не представлялась. Товары, ввезенные из Республики Беларусь, были приняты на учет в феврале, следовательно, до 20 марта 2007 года ООО "Импортер" было обязано представить в налоговую инспекцию декларацию по косвенным налогам и уплатить в российский бюджет соответствующую сумму НДС или акциза (в случае если обществом ввозились подакцизные товары).
     
     На декларации необходимо проставить печать ООО "Импортер".
     
     Количество листов декларации и приложений к ней отражается в соответствующих графах и указывается в последнюю очередь, после заполнения всех листов декларации.
     

 

Приложение N 1
к Приказу Министерства финансов
Российской Федерации
от 27.11.2006 N 153н


 


 

ИНН

0

0

7

7

1

4

1

5

2

6

5

8


 


 


 


 


 


 


 

КПП

7

7

1

4

0

1

0

0

1

Стр.

0

0

0

0

0

1


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Форма по КНД 1151075


 


 


 

Налоговая декларация
по косвенным налогам (налогу на добавленную стоимость и акцизам) при ввозе товаров на территорию Ро