Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Вопросы-ответы


Вопросы-ответы

     
     В данной рубрике вниманию читателей представлены ответы специалистов в области налогообложения на самые интересные и актуальные вопросы налогоплательщиков. В этот раз вопросы связаны с применением системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятель ности, НДФЛ и другими налогами.
     
     На вопросы отвечает консультант Минфина России Ю. Лермонтов
     
     Муниципальный контракт, одной из сторон которого является муниципальное учреждение, заключен при отсутствии лимитов бюджетных обязательств. В данном документе содержится условие, согласно которому обязательства сторон по его выполнению начинаются после доведения лимитов бюджетных обязательств. Может ли муниципальный контракт быть признан недействительным по данному основанию по иску участника размещения заказа?
     
     Муниципальный контракт, заключенный при отсутствии лимитов бюджетных обязательств, может быть признан недействительным только по иску главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств.
     
     В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд.
     
     Государственный контракт и муниципальный контракт заключаются в порядке, предусмотренном ГК РФ и иными федеральными законами с учетом положений Закона N 94-ФЗ.
     
     Государственные (муниципальные) контракты заключаются и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств (ч. 2 ст. 72 БК РФ).
     
     В соответствии с ч. 2 ст. 161 БК РФ заключение и оплата бюджетным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся в пределах доведенных ему по кодам классификации расходов соответствующего бюджета лимитов бюджетных обязательств и с учетом принятых и неисполненных обязательств.
     
     Из изложенной нормы следует, что заключение муниципальных контрактов возможно только после доведения лимитов бюджетных обязательств.
     

     Нарушение бюджетным учреждением данных требований при заключении государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров является основанием для признания их судом недействительными по иску соответствующего главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств.
     
     В силу п. 1 ст. 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным ГК РФ, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
     
     Сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения (ст. 168 ГК РФ).
     
     Из содержания ч. 2 ст. 161 БК РФ следует, что муниципальный контракт, заключенный с нарушением данной статьи, является оспоримой сделкой и может быть признан судом недействительным только по иску соответствующего главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств.
     
     Организации в связи с тяжелым материальным положением была предоставлена отсрочка по уплате доначисленных налогов, сборов. В то же время по начисленным штрафам за нарушение налогового законодательства отсрочка не была представлена. Может ли быть изменен срок уплаты штрафа по региональным налогам?
     
     Срок уплаты штрафа по региональным налогам до 02.08.2010 не может быть изменен, а после этой даты может.
     
     В силу п. 1 ст. 61 НК РФ изменением срока уплаты налога и сбора признается перенос установленного срока уплаты налога и сбора на более поздний срок.
     
     Согласно п. 2 ст. 61 НК РФ срок уплаты налога может быть изменен в отношении всей подлежащей уплате суммы налога либо ее части с начислением процентов на неуплаченную сумму налога, если иное не предусмотрено гл. 9 НК РФ.
     
     В соответствии с п. 3 ст. 61 НК РФ изменение срока уплаты налога и сбора осуществляется в форме отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита.
     
     Следовательно, положениями гл. 9 НК РФ не предусмотрено предоставление отсрочки (рассрочки) в отношении начисленных сумм штрафа.
     
     В то же время п. 1 ст. 64.1 НК РФ устанавливает, что отсрочка или рассрочка по уплате одного или нескольких федеральных налогов, а также пеней и штрафов по федеральным налогам может быть предоставлена по решению министра финансов Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных ст. 64.1 НК РФ.
     

     Приказом ФНС России от 21.11.2006 N САЭ-3-19/798@ утв. Порядок организации работы по предоставлению отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита по уплате налогов и сборов.
     
     Следовательно, нормы НК РФ предусматривают предоставление рассрочки (отсрочки) по уплате штрафа только в случае, установленном п. 1 ст. 64.1 НК РФ. В других случаях рассрочка (отсрочка) уплаты суммы штрафа НК РФ не предусмотрена.
     
     Согласно подп. "а" п. 17 ст. 1 Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования" (далее - Закон N 229-ФЗ) наименование ст. 61 НК РФ с учетом дополнений, внесенных Законом N 229-ФЗ, предусматривает, что она устанавливает не только общие условия изменения срока уплаты налога и сбора, но и пени и штрафа.
     
     В силу подп. "д" п. 17 ст. 1 Закона N 229-ФЗ п. 6 ст. 61 НК РФ дополнен предложением, которым предусмотрено, что положения гл. 9 НК РФ применяются также при предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате пени и штрафа.
     
     В какой орган следует обратиться налогоплательщику для того, чтобы получить отсрочку по налогу на прибыль по налоговой ставке, установленной для зачисления указанного налога в бюджеты субъектов Российской Федерации?
     
     Налогоплательщику, который желает получить отсрочку по налогу на прибыль организаций по налоговой ставке, установленной для зачисления указанного налога в бюджеты субъектов РФ, следует обратиться в орган, уполномоченный на это законодательством субъектов РФ.
     
     В силу п. 1 ст. 284 НК РФ ставка по налогу на прибыль организаций устанавливается в размере 20%, за исключением случаев, предусмотренных пп. 2-5 ст. 284 НК РФ. При этом:
     
     - сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 2%, зачисляется в федеральный бюджет;
     

     - сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 18%, зачисляется в бюджеты субъектов РФ.
     
     На основании п. 1 ст. 61 НК РФ изменением срока уплаты налога и сбора признается перенос установленного срока уплаты налога и сбора на более поздний срок.
     
     Согласно п. 3 ст. 61 НК РФ изменение срока уплаты налога и сбора осуществляется в форме отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита.
     
     В силу п. 5 ст. 13 НК РФ к федеральным налогам и сборам относится в т.ч. налог на прибыль организаций.
     
     В соответствии с подп. 1, 2 п. 1 ст. 63 НК РФ органами, в компетенцию которых входит принятие решений об изменении сроков уплаты налогов и сборов, являются в т.ч.:
     
     - по федеральным налогам и сборам - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов (за исключением случаев, предусмотренных подп. 3 и 4 п. 1 ст. 63 НК РФ, пп. 2, 4 и 5 ст. 63 НК РФ);
     
     - по региональным и местным налогам - налоговые органы по месту нахождения (жительства) заинтересованного лица. Решения об изменении сроков уплаты налогов принимаются по согласованию с соответствующими финансовыми органами субъектов РФ, муниципальных образований (за исключением случая, предусмотренного п. 3 ст. 63 НК РФ).
     
     Пунктом 2 ст. 63 НК РФ установлено, что если в соответствии с законодательством РФ федеральные налоги подлежат зачислению в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации, сроки уплаты таких налогов (за исключением государственной пошлины) изменяются на основании решений федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в части сумм, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты, по согласованию с финансовыми органами соответствующих субъектов РФ, муниципальных образований.
     
     Следовательно, в отношении суммы налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджет субъекта РФ, решение об отсрочке должен принимать федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов по согласованию с финансовыми органами субъектов РФ.
     
     На основании подп. "а" п. 19 ст. 1 Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования" (далее - Закон N 229-ФЗ) п. 1 ст. 63 НК РФ дополнен подп. 7, согласно которому органами, в компетенцию которых входит принятие решений об изменении сроков уплаты налогов и сборов по налогу на прибыль организаций по налоговой ставке, установленной для зачисления указанного налога в бюджеты субъектов РФ, и региональным налогам в части решений об изменении сроков уплаты указанных налогов в форме инвестиционного налогового кредита, - являются органы, уполномоченные на это законодательством субъектов Российской Федерации.
     

     Поправки также внесены в п. 2 ст. 63 НК РФ, согласно которым федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, не принимает решений относительно изменения сроков уплаты налогов, зачисляемых в бюджеты субъектов РФ.
     
     На вопросы отвечает заместитель начальника отдела специальных налоговых режимов Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России Ю. Подпорин
     
     Предприниматель на арендуемом земельном участке площадью 24 кв. м осуществляет розничную торговлю прохладительными напитками через киоск площадью 6 кв. м; в торговле используются холодильники, расположенные рядом с киоском. Какой размер физического показателя следует применять при исчислении ЕНВД? Является ли доходом от розничной торговли доходы, полученные за реализованные товары, полученные в наличной и безналичной форме от покупателей-организаций?
     
     В соответствии с подп. 7 п. 2 ст. 346.26 НК РФ на уплату ЕНВД может переводиться предпринимательская деятельность в сфере розничной торговли через объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети.
     
     Согласно ст. 346.27 НК РФ к стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, относится торговая сеть, расположенная в предназначенных для ведения торговли зданиях, строениях и сооружениях (их частях), не имеющих обособленных и специально оснащенных для этих целей помещений, а также в зданиях, строениях и сооружениях (их частях), используемых для заключения договоров розничной купли-продажи, а также для проведения торгов. К данной категории торговых объектов относятся крытые рынки (ярмарки), торговые комплексы, киоски, торговые автоматы и другие аналогичные объекты.
     
     Пунктом 3 ст. 346.29 НК РФ установлено, что при исчислении единого налога на вмененный доход налогоплательщиками, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере розничной торговли через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, площадь торгового места в которых не превышает 5 кв. м, применяется физический показатель "торговое место".
     
     Если площадь торгового места превышает 5 кв. м, то при исчислении единого налога на вмененный доход применяется физический показатель "площадь торгового места (в квадратных метрах)".
     

     В соответствии со ст. 346.27 НК РФ под торговым местом понимается место, используемое для совершения сделок розничной купли-продажи.
     
     К торговым местам относятся здания, строения, сооружения (их часть) и (или) земельные участки, используемые для совершения сделок розничной купли-продажи, а также объекты организации розничной торговли и общественного питания, не имеющие торговых залов и залов обслуживания посетителей (палатки, ларьки, киоски, боксы, контейнеры и другие объекты, в т.ч. расположенные в зданиях, строениях и сооружениях), прилавки, столы, лотки (в т.ч. расположенные на земельных участках), земельные участки, используемые для размещения объектов организации розничной торговли (общественного питания), не имеющих торговых залов (залов обслуживания посетителей), прилавков, столов, лотков и других объектов.
     
     В связи с этим при осуществлении предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли через киоск, площадь которого составляет 6 кв. м, расположенном на арендуемом земельном участке площадью 24 кв. м, на котором располагаются холодильники для охлаждения реализуемых прохладительных напитков, применяется физический показатель в виде площади торгового места (земельного участка) в размере 24 кв. м.
     
     Статьей 346.27 НК РФ установлено, что под розничной торговлей понимается предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами (в т.ч. за наличный расчет, а также с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли-продажи.
     
     Отношения между продавцом и покупателем регламентируются нормами ГК РФ.
     
     Так, ст. 492 ГК РФ установлено, что по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
     
     Исходя из ст. 493 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, договор розничной купли-продажи считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара.
     
     Таким образом, к розничной торговле в целях применения гл. 26.3 НК РФ относится предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами как за наличный, так и за безналичный расчет по договорам розничной купли-продажи независимо от того, какой категории покупателей (физическим или юридическим лицам) реализуются эти товары. Определяющим признаком договора розничной купли-продажи в целях применения ЕНВД является то, для каких целей налогоплательщик реализует товары организациям и физическим лицам: для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, или для использования этих товаров в целях ведения предпринимательской деятельности.
     

     Учитывая изложенное, при соблюдении указанных выше норм ГК РФ и гл. 26.3 НК РФ предпринимательская деятельность, связанная с реализацией товаров за безналичный расчет физическим и юридическим лицам, осуществляемая в рамках договоров розничной купли-продажи, может быть переведена на систему налогообложения в виде ЕНВД.
     
     При этом исходя из ст. 493 ГК РФ договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара.
     
     Пунктом 2.1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" предусмотрено, что организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиками ЕНВД, не подпадающие под действие пп. 2 и 3 указанной статьи, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных п. 2 ст. 346.26 НК РФ, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа), подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).
     
     Товарный чек является одним из первичных документов, на основании которого покупатель может подтвердить факт оплаты товара, приобретенного по договору розничной купли-продажи. Форма товарного чека не содержится в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации.
     
     В связи с этим налогоплательщики вправе самостоятельно утверждать форму товарного чека, соблюдая при этом положения Закона N 54-ФЗ и Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".
     
     Кроме того, Порядок применения унифицированных форм первичной учетной документации, утв. постановлением Госкомстата России от 24.03.1999 N 20, допускает возможность самостоятельного внесения дополнительных изменений налогоплательщиком в формы накладных (например, изменение реквизитов, расширение или сужение граф и строк, включение дополнительных строк и вкладных листов и т.д.). Порядком также установлено, что все реквизиты утвержденных унифицированных форм первичной учетной документации остаются без изменений (включая код, номер формы, наименование документа). Удаление отдельных реквизитов из унифицированных форм не допускается. Следовательно, по упрощенной форме накладную составлять неправомерно.
     
     Унифицированная форма товарной накладной N ТОРГ-12 и Указания по ее применению утверждены постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132. Данным документом предусмотрено, что форма N ТОРГ-12 предназначена для оформления продажи (отпуска) товарно-материальных ценностей сторонней организации и составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр остается в организации, сдающей товарно-материальные ценности, и является основанием для их списания. Второй экземпляр передается сторонней организации и является основанием для оприходования этих ценностей.
     

     Следует также отметить, что такие факторы, как выставление товарных накладных и счетов-фактур, сами по себе не свидетельствуют об оптовом характере реализации товара, о чем говорит судебная практика (например, постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 10.11.2009 N А33-2713/2009, от 25.06.2009 N А19-12740/08 (оставлено в силе определением ВАС РФ от 02.11.2009 N ВАС-13465/09), ФАС Поволжского округа от 09.07.2009 N А72-7445/2008 и т.д.).
     
     В то же время на основании п. 3 ст. 169 НК РФ составлять счета-фактуры обязаны плательщики НДС.
     
     В соответствии с п. 5 ст. 173 НК РФ в случае выставления лицами, не являющимися плательщиками НДС, в т.ч. плательщиками ЕНВД, покупателю товаров (работ, услуг) счета-фактуры с выделением суммы НДС вся сумма налога, указанная в этом счете-фактуре, подлежит уплате в бюджет.
     
     Одновременно сообщаем, что к розничной торговле не относится реализация товаров в соответствии с договорами поставки.
     
     Согласно ст. 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки, производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
     
     Поэтому предпринимательская деятельность в сфере реализации товаров, осуществляемая на основании договоров поставки, независимо от формы расчетов с покупателями (наличной или безналичной) не подлежит переводу на систему налогообложения в виде ЕНВД и должна облагаться налогами в рамках иных режимов налогообложения (письмо Минфина России от 30.06.2011 N 03-11-11/107).
     
     Индивидуальный предприниматель осуществляет продажу и ремонт грузовых автомобилей. При этом реализуются автомобили, бывшие в употреблении, после их предпродажной подготовки, заключающейся в проведении различных видов ремонта. В счете, который выставляется покупателю автомобиля, стоимость предпродажной подготовки (ремонта) выделяется отдельной строкой. Договоры на реализацию автомобилей заключаются как с физическими, так и с юридическими лицами. При этом покупателями расчеты осуществляются в безналичной форме. Правомерно ли облагать стоимость реализуемого автотранспортного средства в рамках УСН, а стоимость ремонта - в рамках ЕНВД? Обязан ли предприниматель представлять по требованию налогового органа договоры на приобретение автотранспортных средств, предназначенных для продажи, если применяется объект налогообложения "доходы"?
     
     В соответствии с подп. 3 п. 2 ст. 346.26 НК РФ на уплату ЕНВД в сфере оказания услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств.
     
     Согласно ст. 346.27 НК РФ к услугам по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств относятся платные услуги, оказываемые физическим лицам и организациям по перечню услуг, предусмотренному Общероссийским классификатором услуг населению.
     
     Этим классификатором, утв. постановлением Госстандарта от 28.06.1993 N 163, к услугам по ремонту автотранспортных средств отнесены услуги по ремонту грузовых автомобилей (код 017400).
     
     В связи с этим налогоплательщики, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания услуг по ремонту грузовых автомобилей, могут быть переведены на уплату ЕНВД.
     
     В соответствии с подп. 6 и 7 п. 2 ст. 346.26 НК РФ на уплату ЕНВД может переводиться предпринимательская деятельность в сфере розничной торговли через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 кв. м по каждому объекту организации торговли, а также через объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, и объекты нестационарной торговой сети.
     
     Статьей 346.27 НК РФ установлено, что к розничной торговле относится предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами (в т.ч. за наличный расчет, а также с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли-продажи.
     
     При этом реализация грузовых и специальных автомобилей, прицепов, полуприцепов, прицепов-роспусков, автобусов любых типов к розничной торговле не относится.
     
     В связи с этим предпринимательская деятельность по реализации грузовых автомобилей должна облагаться налогами в рамках иных режимов налогообложения, в т.ч. в рамках УСН.
     
     По вопросу представления в налоговый орган документов следует учитывать, что согласно п. 1 ст. 93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы.
     
     Требование о представлении документов может быть передано руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
     
     Если указанными способами требование о представлении документов передать невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
     
     Отказ проверяемого лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную ст. 126 НК РФ.
     
     В случае такого отказа или непредставления указанных документов в установленные сроки должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, производит выемку необходимых документов в порядке, предусмотренном ст. 94 НК РФ (п. 4 ст. 93 НК РФ) (письмо Минфина России от 30.06.2011 N 03-11-11/106).
     
     Организация применяет две системы налогообложения: ЕНВД по розничной торговле и общий режим налогообложения по прочим видам деятельности и ведет раздельный учет начисленной заработной платы. Для определения расходов на выплату пособий по беременности и родам и по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, производимых за счет Фонда социального страхования РФ, пособие, начисленное работку, одновременно участвующему в двух видах деятельности, необходимо делить на две составные части исходя из удельного веса выручки, полученной за определенный вид деятельности.
     
     В каком порядке следует осуществлять распределение по видам деятельности указанных выплат?
     
     Согласно п. 7 ст. 346.26 НК РФ налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей обложению ЕНВД, иные виды предпринимательской деятельности, обязаны вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении предпринимательской деятельности, подлежащей обложению единым налогом на вмененный доход, и предпринимательской деятельности, в отношении которой налогоплательщики уплачивают налоги в соответствии с иным режимом налогообложения. При этом учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении видов предпринимательской деятельности, подлежащих обложению единым налогом на вмененный доход, осуществляется налогоплательщиками в общеустановленном порядке.
     
     В соответствии с п. 9 ст. 274 НК РФ при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются в составе доходов и расходов налогоплательщиков доходы и расходы, относящиеся к предпринимательской деятельности, налогообложение которой осуществляется в рамках системы налогообложения в виде ЕНВД.
     
     В случае невозможности разделения расходов между указанными видами деятельности расходы, относящиеся к предпринимательской деятельности, облагаемой в рамках системы налогообложения в виде ЕНВД, определяются пропорционально доле доходов организации от деятельности, облагаемой названным налогом, в общем доходе организации по всем видам деятельности.
     
     В указанном порядке осуществляется также распределение суммы расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности работникам, занятым в нескольких видах деятельности (административно-управленческий персонал, младший обслуживающий и другой вспомогательный персонал), между видами деятельности, переведенными на уплату ЕНВД, и видами деятельности, налогообложение которых осуществляется в рамках общего режима.
     
     При этом следует иметь в виду, что распределению между видами предпринимательской деятельности подлежат суммы пособий по временной нетрудоспособности, выплачиваемые за счет средств работодателя.
     
     В соответствии с п. 2 ст. 346.32 НК РФ на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности уменьшается сумма ЕНВД, исчисленная за налоговый период.
     
     Уменьшение ЕНВД на суммы пособий по беременности и родам и по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, выплачиваемых работникам в размере 100% за счет средств Фонда социального страхования РФ, гл. 26.3 НК РФ не предусматривается.
     
     По этой причине необходимости в ведении раздельного учета сумм указанных пособий, выплаченных работникам, занятым одновременно в предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД, и в предпринимательской деятельности, облагаемой в рамках общего режима налогообложения, не имеется (письмо Минфина России от 24.01.2011 N 03-11-06/3/3).
     
     ООО, применяющее общий режим налогообложения, имеет в собственности квартиры, числящиеся на балансе как "Товар". Принято решение одну из квартир сдать внаем физическому лицу или в аренду юридическому лицу. Подлежит ли эта операция обложению ЕНВД?
     
     С какого момента возникает обязанность по уплате налога на имущество с балансовой стоимости квартиры?
     
     В соответствии с подп. 12 п. 2 ст. 346.26 НК РФ на уплату ЕНВД могут переводиться налогоплательщики, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания услуг по временному размещению и проживанию и использующие в каждом объекте предоставления данных услуг общую площадь помещений для временного размещения и проживания не более 500 кв. м.
     
     Согласно ст. 346.27 НК РФ к помещениям для временного размещения и проживания относятся помещения, используемые для временного размещения и проживания физических лиц (квартира, комната в квартире, частный дом, коттедж (их части), гостиничный номер, комната в общежитии и др. помещения).
     
     На основании п. 1 ст. 671 ГК РФ передача жилого помещения для проживания осуществляется по договору найма, заключаемому с физическим лицом.
     
     По договорам аренды (субаренды) жилые помещения могут передаваться только юридическим лицам (п. 2 ст. 671 ГК РФ).
     
     На такую предпринимательскую деятельность подп. 12 п. 2 ст. 346.26 НК РФ не распространяется.
     
     В связи с этим предпринимательская деятельность налогоплательщиков по передаче в аренду недвижимого имущества (квартир) юридическим лицам должна облагаться в рамках иных режимов налогообложения.
     
     Согласно ст. 373 НК РФ плательщиками налога на имущество организаций признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 374 НК РФ.
     
     Пунктом 1 ст. 374 НК РФ установлено, что объектами обложения указанным налогом для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в т.ч. имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено ст. 378 и 378.1 НК РФ.
     
     Порядок учета на балансе организаций (за исключением кредитных и бюджетных) объектов основных средств регулируется ПБУ 6/01 "Учет основных средств", утв. приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н, Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утв. приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н, и Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкцией по его применению, утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н.
     
     В соответствии с п. 4 ПБУ 6/01 актив принимается организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются следующие условия:
     
     - объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для представления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;
     
     - объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
     
     - организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;
     
     - объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.
     
     Учитывая вышеизложенное, квартира, сдаваемая организацией в аренду юридическому лицу, отвечает требованиям, установленным п. 4 ПБУ 6/01, и, следовательно, подлежит обложению налогом на имущество организаций. При этом по указанному основному средству начисляется амортизация в соответствии с разделом III ПБУ 6/01.
     
     Согласно п. 4 ст. 346.26 НК РФ уплата организациями ЕНВД предусматривает их освобождение, в т.ч. от обязанности по уплате налога на имущество организаций (в отношении имущества, используемого для ведения предпринимательской деятельности, облагаемой данным налогом).
     
     В связи с этим квартира, сдаваемая организацией - плательщиком ЕНВД внаем физическому лицу, обложению налогом на имущество организаций не подлежит (письмо Минфина России от 20.01.2011 N 03-11-06/3/2).
     
     Индивидуальным предпринимателем сдаются в аренду торгово-остановочные киоски. При этом договоры аренды на земельные участки под киосками заключены арендодателем и арендная плата за них уплачивается также арендодателем, как и расчеты за электроэнергию с энерго-сбытовой организацией. Будет ли деятельность предпринимателя в связи с изложенным облагаться ЕНВД?
     
     В соответствии с подп. 13 п. 2 ст. 346.26 НК РФ на уплату единого налога на вмененный доход могут переводиться налогоплательщики, осуществляющие предпринимательскую деятельность по оказанию услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование торговых мест, расположенных в объектах стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, объектов нестационарной торговой сети, а также объектов организации общественного питания, не имеющих зала обслуживания посетителей.
     
     Согласно ст. 346.27 НК РФ под торговым понимается место, используемое для совершения сделок розничной купли-продажи. К торговым местам относятся в т.ч. объекты организации розничной торговли, не имеющие торговых залов (палатки, ларьки, киоски, боксы, контейнеры и другие объекты, в том числе расположенные в зданиях, строениях и сооружениях), прилавки, столы, лотки (в т.ч. расположенные на земельных участках).
     
     В связи с этим налогоплательщики, осуществляющие предпринимательскую деятельность по передаче в аренду торговых киосков, могут быть переведены на уплату ЕНВД (письмо Минфина России от 03.02.2011 N 03-11-11/27).
     
     Следует ли в 2011 году при исчислении ЕНВД применять коэффициент-дефлятор К1 как произведение коэффициентов, утв. Минэкономразвития России на 2010 год (1,295) и на 2011 год (1,372)?
     
     В соответствии с п. 2 ст. 346.29 НК РФ налоговой базой для исчисления суммы ЕНВД признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, определенной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности.
     
     При этом согласно п. 4 ст. 346.29 НК РФ базовая доходность корректируется (умножается) на корректирующие коэффициенты базовой доходности К1 и К2.
     
     Согласно абз. 5 ст. 346.27 НК РФ, К1 - устанавливаемый на календарный год коэффициент-дефлятор, рассчитываемый как произведение коэффициента, применяемого в предшествующем периоде, и коэффициента, учитывающего изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации в предшествующем календарном году, который определяется и подлежит официальному опубликованию в порядке, установленном Правительством РФ.
     
     В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 25.12.2002 N 1834-р обязанность по установлению коэффициента-дефлятора на следующий календарный год возложена на Минэкономразвития России.
     
     Приказом Минэкономразвития России от 27.10.2010 N 519 "Об установлении коэффициента-дефлятора К1 на 2011 год" коэффициент-дефлятор К1, необходимый для расчета налоговой базы по единому налогу на вмененный доход, установлен на 2011 год в размере, равном 1,372.
     
     Размер коэффициента-дефлятора К1 на 2011 год рассчитан как произведение размера коэффициента-дефлятора, применявшегося в 2010 году (1,295), и размера коэффициента, учитывающего изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в РФ в 2010 году (1,0594).
     
     Поэтому налогоплательщикам при исчислении ЕНВД за налоговые периоды 2011 года коэффициент-дефлятор, установленный приказом Минэкономразвития России от 13.11.2009 N 465 "Об установлении коэффициента-дефлятора К1 на 2010 год", и коэффициент-дефлятор, установленный приказом Минэкономразвития России от 271.0.2010 N 519 "Об установлении коэффициента-дефлятора К1 на 2011 год" перемножать не следует (письмо Минфина России от 11.02.2011 N 03-11-09/6).
     
     Индивидуальный предприниматель осуществляет розничную продажу автомобильных запчастей и является плательщиком ЕНВД. Покупателями являются как физические, так и юридические лица. Расчеты с юридическими лицами осуществляются на основании выставляемых счетов в безналичном порядке. Правильно ли ИП применяет режим ЕНВД к торговле с юридическими лицами?
     
     В соответствии с подп. 6 и 7 п. 2 ст. 346.26 НК РФ на систему налогообложения в виде ЕНВД могут переводиться налогоплательщики, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере розничной торговли.
     
     Статьей 346.27 НК РФ установлено, что к розничной торговле относится предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами (в т.ч. за наличный расчет, а также с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли-продажи.
     
     Согласно п. 1 ст. 492 ГК РФ по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Таким образом, определяющим признаком договора розничной купли-продажи является цель приобретения (использования) товаров.
     
     Статьей 492 ГК РФ признано, что договор розничной купли-продажи является публичным.
     
     Если иное не предусмотрено законом или договором розничной купли-продажи, в т.ч. условиями формуляров или иных стандартных форм, к которым присоединяется покупатель (ст. 428 ГК РФ), договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара. Отсутствие у покупателя указанных документов не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания в подтверждение заключения договора и его условий (ст. 493 ГК РФ).
     
     В связи с изложенным реализация товаров как юридическим, так и физическим лицам по договорам розничной купли-продажи в целях, не связанных с предпринимательской деятельностью (например, не для последующей перепродажи и т.п.), может быть отнесена к розничной торговле и переведена на систему налогообложения в виде ЕНВД при условии соблюдения норм гл. 26.3 НК РФ.
     
     При этом следует учесть, что согласно ст. 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
     
     Деятельность по осуществлению торговли на основании договоров поставки независимо от статуса покупателя, формы расчета (наличной или безналичной), а также источника поступления средств подлежит налогообложению в соответствии с иными налоговыми режимами (письмо Минфина России от 03.03.2011 N 03-11-11/46).
     
     В соответствии с условиями агентского договора организация-агент, действующая от своего имени, но за счет принципала, осуществляет поиск клиентов для принципала, оказывающего услуги по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств, за что получает агентское вознаграждение. В каком порядке следует облагать налогами такую деятельность?
     
     В соответствии с подп. 3 п. 2 ст. 346.26 НК РФ на уплату ЕНВД могут переводиться налогоплательщики, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств.
     
     Согласно ст. 346.27 НК РФ к услугам по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств относятся платные услуги, оказываемые физическим лицам и организациям по перечню услуг, предусмотренному Общероссийским классификатором услуг населению.
     
     К данным услугам не относятся услуги по заправке автотранспортных средств, услуги по гарантийному ремонту и обслуживанию, а также по хранению автотранспортных средств на платных и штрафных автостоянках.
     
     Статьей 346.28 НК РФ установлено, что плательщиками ЕНВД признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории муниципального района, городского округа, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, в которых введен ЕНВД, предпринимательскую деятельность, облагаемую данным налогом.
     
     Учитывая изложенное, плательщиками ЕНВД по указанному виду деятельности являются организации и индивидуальные предприниматели, которые непосредственно выполняют работы по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортных средств.
     
     Организация-агент, действующая от своего имени, но за счет принципала и осуществляющая только поиск клиентов, заинтересованных в выполнении принципалом работ по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств, переводу на уплату ЕНВД не подлежит (письмо Минфина России от 03.03.2011 N 03-11-06/3/24).
     
     Государственная регистрация организации проведена 01.07.2010. Заявленный вид деятельности - розничная торговля фармацевтическими и медицинскими товарами. Уведомление о постановке на учет в качестве плательщика ЕНВД получено из налоговой инспекции 22.07.2010. Лицензия на осуществление данного вида деятельности получена 28.10.2010. За III квартал 2010 года организацией представлена нулевая декларация по ЕНВД, поскольку за этот период предпринимательская деятельность без наличия лицензии не велась. Когда у организации возникает обязанность по уплате ЕНВД: с IV квартала 2010 года или с августа 2010 года?
     
     В соответствии с п. 3 ст. 346.28 НК РФ организации или индивидуальные предприниматели, которые подлежат постановке на учет в качестве плательщиков ЕНВД, подают в налоговые органы в течение пяти дней со дня начала осуществления предпринимательской деятельности, подлежащей обложению ЕНВД, заявление о постановке на учет организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика данного налога.
     
     Налоговый орган, осуществивший постановку на учет организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика ЕНВД, в течение пяти дней со дня получения заявления о постановке на учет организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика ЕНВД выдает уведомление о постановке на учет организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика указанного налога.
     
     Согласно п. 10 ст. 346.29 НК РФ размер вмененного дохода за квартал, в течение которого осуществлена соответствующая государственная регистрация налогоплательщика, рассчитывается исходя из полных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем указанной государственной регистрации.
     
     При этом п. 1 ст. 346.28 НК РФ установлено, что плательщиками ЕНВД являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории муниципального района, городского округа, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, в которых введен ЕНВД, предпринимательскую деятельность, облагаемую данным налогом.
     
     В то же время, если в соответствии с законодательством обязательным условием для осуществления предпринимательской деятельности, в отношении которой организация признается плательщиком ЕНВД, является наличие лицензии, то обязанность по уплате данного налога возникает в налоговом периоде получения лицензии.
     
     В связи с этим организация, осуществившая постановку на учет в налоговом органе в качестве плательщика ЕНВД до начала осуществления лицензируемой предпринимательской деятельности, обязана исчислять данный налог начиная с месяца, в котором получена лицензия. До указанной даты у организации сохраняется обязанность по уплате налогов в соответствии с общеустановленной системой налогообложения (письмо Минфина России от 03.03.2011 N 03-11-06/3/23).