Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Проект Основных направлений налоговой политики Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов


Проект Основных направлений налоговой политики Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов

    
Извлечение

     
     Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов (далее - Основные направления налоговой политики) подготовлены в рамках составления проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и двухлетний плановый период. Основные направления налоговой политики являются одним из документов, который необходимо учитывать в процессе бюджетного проектирования как при планировании федерального бюджета, так и при подготовке проектов бюджетов субъектов Российской Федерации.
     
     <...>
     

II. Меры в области налоговой политики, планируемые к реализации в 2012 году и в плановом периоде 2013 и 2014 годов

     
     В период 2012-2014 годов будет продолжена реализация целей и задач, предусмотренных "Основными направлениями налоговой политики на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов" и "Основными направлениями налоговой политики на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов".
     
     Взимание налогов и сборов может оказывать различные эффекты на поведение экономических агентов, создавать различные стимулы как для организаций, так и для физических лиц. Однако основной задачей налогообложения является обеспечение доходов бюджетной системы. При этом с учетом необходимости обеспечения сбалансированности федерального бюджета в среднесрочной перспективе следует предпринимать усилия, направленные на увеличение доходного потенциала налоговой системы.
     
     В рамках проводимой налоговой политики основными источниками повышения доходного потенциала взимаемых налогов может стать как повышение налоговых ставок, изменение правил исчисления и уплаты отдельных налогов, так и принятие мер в области налогового администрирования. При этом, в первую очередь, необходимо принять меры для повышения доходов бюджетной системы от налогообложения потребления, ренты, возникающей при добыче природных ресурсов, а также от перехода к новой системы налогообложения недвижимого имущества. Отдельным направлением политики в области повышения доходного потенциала налоговой системы будет являться оптимизация существующей системы налоговых льгот и освобождений, а также ликвидация имеющихся возможностей для уклонения от налогообложения.
     
     При этом необходимым условием развития российской экономики является, прежде всего, технологическое обновление, модернизация производства. Также ключевым условием для модернизации является развитие некоммерческого сектора, предоставляющего, в том числе услуги социального характера. Стимулирующая роль налоговой системы по перечисленным направлениям сохранится.
     
     <...>
     

1. Налоговое стимулирование инновационной деятельности и развития человеческого капитала

1.1. Снижение тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование

     
     Определение политики в области страховых взносов не относится напрямую к налоговой политике, однако с точки зрения фискальной нагрузки на фонд оплаты труда страховые взносы формируют наряду с налогом на доходы физических лиц обязательные отчисления в бюджетную систему, уплачиваемые работодателями при выплате заработной платы работникам.
     
     Планируется снижение совокупного тарифа страховых взносов с 34 до 30 процентов, которым облагаются выплаты на одного работника в размере до 512 тыс. рублей в год (по начислениям за 2012 год), с одновременным установлением тарифа в размере 10 процентов от суммы выплат, превышающей установленный предел.
     
     Для льготных категорий налогоплательщиков, которые в 2011 году уплачивают страховые взносы по совокупному тарифу в размере 26%, совокупный тариф предполагается снизить, начиная с начислений по 2012 году, с 26 до 20 процентов от суммы выплат на одного работника в размере до 512 тыс. рублей в год (по начислениям за 2012 год), и одновременно установить тариф в размере 7 процентов от суммы выплат, превышающий установленный предел. Льготный тариф в указанном размере предполагается установить также и в отношении некоммерческих организаций, осуществляющих основную деятельность в области социального обслуживания населения, а также благотворительных организаций.
     

1.2. Совершенствование амортизационной политики

     
     В целях более гибкого регулирования отнесения на расходы затрат на приобретение, реконструкцию и модернизацию основных средств в среднесрочной перспективе необходимо продолжить разработку новых подходов к классификации основных средств на группы и определение норм амортизации для этих групп, учитывающих скорость развития технологий, влияющих на обновление основных средств.
     
     Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы, разработана на основе Общероссийского классификатора основных фондов (далее - ОКОФ), утвержденного постановлением Госстандарта Российской Федерации от 26 декабря 1994 г. N 359, который в свою очередь основан на Общероссийском классификаторе продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2007 (КПЕС 2002) (далее - ОКПД).
     
     В рамках федеральной целевой программы "Развитие государственной статистики России в 2007-2011 годах", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2006 г. N 595, в целях организации статистического наблюдения за состоянием и движением основных фондов, отражающим современную ситуацию на рынке основных фондов, Росстат осуществляет разработку новой версии ОКОФ. В рамках указанной программы на основе Статистической классификации видов экономической деятельности Европейского союза предполагается разработка новой версии ОКПД.
     
     В этой связи предполагается уточить классификацию основных средств с учетом разработки и введения новых версий ОКОФ и ОКПД. Наряду с этим, будет продолжена работа по оценке эффективности применения повышающих коэффициентов к норме амортизации.
     
     Так, в частности, учитывая принятые в последнее время меры, направленные на повышение инвестиционной активности организаций, предоставление права ускоренной амортизации в отношении любого имущества, являющегося предметом договора финансовой аренды (лизинга), нецелесообразно. Представляется обоснованным применение коэффициента ускоренной амортизации только при совершении лизинговых операций, соответствующих задачам модернизации экономики и обновления фондов производственного сектора.
     
     В целях упорядочивания данной меры налогового стимулирования предполагается разработка перечня видов основных средств, в отношении которых при предоставлении (получении) в лизинг к основной норме амортизации может применяться повышающий коэффициент.
     

     Повышению заинтересованности организаций в техническом перевооружении и повышении энергоэффективности производства, должно способствовать предусмотренная возможность амортизации энергоэффективного оборудования с применением повышающего коэффициента 2. Для реализации указанной нормы будет разработан и утвержден перечень основных средств, относящихся к объектам, имеющим высокую энергетическую эффективность, для которых не предусмотрено установление классов энергетической эффективности.
     
     В целях создания стимулов к модернизации и обновлению основных средств предполагается внести изменения в порядок применения амортизационной премии, с тем чтобы при реконструкции, модернизации, техническом перевооружении основных средств не восстанавливать примененную в отношении их 30-процентную амортизационную премию, предусмотрев при этом механизмы, предотвращающие злоупотребления данной льготой со стороны недобросовестных налогоплательщиков, многократно применяющих указанную премию к одним и тем же основным средствам при их перепродаже.
     
     <...>
     

2. Мониторинг эффективности налоговых льгот

2.1. Оптимизация налоговых льгот

     
     В рамках реализации Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2010-2012 годах и в целях расширения налоговой автономии региональных и местных властей в 2012 году и плановом периоде 2013 и 2014 годов будет продолжена работа по оптимизации установленных на федеральном уровне льгот по региональным и местным налогам. Такая политика, в первую очередь, является не средством изъятия дополнительных финансовых ресурсов у налогоплательщиков (большинство собственников указанных ниже объектов перекладывает дополнительную нагрузку либо на федеральный бюджет, либо на других налогоплательщиков через изменение своих тарифов), а в большей степени служит задачам бюджетного федерализма, предоставляя региональным и муниципальным властям более высокую степень налоговой автономии.
     
     Вместе с тем, в ближайшее время ряд наиболее крупных налоговых льгот по налогу на имущество организаций (в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов) будет сохранен с целью создания возможностей для развития соответствующей инфраструктуры и сдерживания роста тарифов.
     
     Необходимо уточнение перечня доходов, освобождаемых от обложения налогом на доходы физических лиц, их систематизация, а также устранение имеющихся неточностей и противоречий, приводящих к неоднозначному толкованию норм. Указанная работа будет проводиться в рамках работы над внесенным Правительством Российской Федерации в Государственную Думу проектом федерального закона "О внесении изменений в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации".
     

2.2. Анализ применения и востребованности налоговых стимулирующих механизмов

     
     Регулярное проведение анализа востребованности установленных механизмов налогового стимулирования и налоговых льгот является одним из важнейших элементов налоговой политики, поскольку увеличение количества предоставляемых льгот в отсутствие сведений об их результативности не только приводит к выпадающим доходам бюджетной системы, но и дискредитирует саму идею предоставления налоговых льгот.
     
     Необходимо создание системы мониторинга применяемых налоговых льгот и оценки результативности их действия, позволяющей принимать решения об их продлении или отмене, а также создание системы оценки доходов, не поступивших в бюджетную систему в результате применения налоговых льгот и освобождений, для их учета в качестве налоговых расходов бюджетов при подготовке закона о бюджете и отчета об исполнении бюджетов.
     
     Несмотря на то, что предоставление налоговых стимулирующих механизмов и налоговых льгот напрямую не влечет расходования бюджетных средств, оно снижает доходы бюджета.
     
     Проведение мониторинга востребованности налоговых стимулирующих механизмов возможно на основе отчетности Федеральной налоговой службы, формируемой на базе информации, содержащейся в налоговых декларациях, предоставляемых налогоплательщиками в налоговые органы.
     
     В целях проведения рассматриваемого мониторинга в существующие формы налоговых деклараций были внесены изменения, направленные на получение сведений, характеризующих количественные параметры использования налогоплательщиками определенного перечня налоговых льгот.
     
     В связи с недостатком информации о суммах выпадающих доходов по некоторым видам налогов в действующей налоговой отчетности, планируется внесение соответствующих изменений в формы налоговой отчетности.
     
     При этом выпадающие доходы от применения целого ряда существенных налоговых преимуществ невозможно оценить на основании данных налоговой отчетности (например, выпадающие доходы от применения специальных налоговых режимов).
     
     На основании проведенного анализа можно будет сделать выводы об уровне востребованности и доступности конкретных льгот, результатах их применения с точки зрения соответствия изначально поставленным целям, что позволит отказаться от применения некоторых льгот, закрыть возможности для минимизации налогообложения, а также перераспределить "налоговые расходы" бюджета, осуществляемые в виде налоговых льгот, на более востребованные направления.
     
     Результаты указанной работы позволят получить представление как о количестве налогоплательщиков, применяющих те или иные налоговые льготы, так и о суммах недопоступивших в бюджетную систему доходов вследствие использования каждой из применяемых налоговых льгот.
     
     По итогам предварительного анализа за 2009 год общее количество рассматриваемых налоговых стимулирующих механизмов составляет 189 пунктов, из них 60 - по налогу на прибыль организаций, 80 - по налогу на добавленную стоимость, 20 - по налогу на имущество, 16 - по земельному налогу, 10 - по налогу на добычу полезных ископаемых и 3 - по сборам за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов.
     
     Следует отметить, что более 90% от величины выпадающих доходов, составляют потери, связанные с применением налоговых освобождений, обусловленных структурой налога и использованием общих принципов налогообложения отдельных операций. Другими словами, указанные суммы не могут быть признаны налоговыми расходами бюджетов, направленными на достижение тех или иных целей.
     
     Принятие решений по вопросам сохранения тех или иных льгот необходимо осуществлять по результатам анализа практики их применения и администрирования.
     
     Так, ведение новых льгот следует производить на временной основе с тем, чтобы по истечении определенного срока решение о пролонгации действия льготы принималось также по результатам проведенного анализа результативности.
     
     Предполагается, что доклад о "налоговых расходах" бюджетов и их эффективности должен в обязательном порядке сопровождать представление проектов законов о бюджете на очередной год на всех уровнях государственной власти и местного самоуправления.
     

3. Акцизное налогообложение

     
     В части налогообложения акцизами в плановом периоде периодическая индексация ставок акциза будет осуществляться с учетом реально складывающейся экономической ситуации, при этом повышение акцизов на алкогольную, спиртосодержащую и табачную продукцию будет производиться опережающими темпами по сравнению с уровнем инфляции. Одновременно с этим повышение акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов будет производиться опережающими темпами по сравнению с темпами ставок в отношении алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта до 9 процентов, а также по сравнению с пивом и натуральными винами.
     
     В частности, в плановом периоде предусматривается принятие следующих решений.
     
     1. Установление ставок акциза на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов за 1 литр безводного этилового спирта, в том числе напитки, изготавливаемые на основе пива, произведенные с добавлением спирта этилового (за исключением пива, вин натуральных, в том числе шампанских, игристых, газированных, шипучих, натуральных напитков с объемной долей этилового спирта не более 6 процентов объема готовой продукции, изготовленных из виноматериалов, произведенных без добавления спирта этилового), в следующих размерах:
     
     - с 1 января по 30 июня 2012 года включительно - 254 рубля за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах;
     
     - с 1 июля по 31 декабря 2012 года включительно - 300 рублей за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах;
     
     - с 1 января по 31 декабря 2013 года включительно - 400 рублей за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах;
     
     - с 1 января по 31 декабря 2014 года включительно - 500 рублей за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах.
     
     2. Установление ставок акциза на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта до 9 процентов включительно, в том числе напитки, изготавливаемые на основе пива, произведенные с добавлением спирта этилового (за исключением пива, вин натуральных, в том числе шампанских, игристых, газированных, шипучих, натуральных напитков с объемной долей этилового спирта не более 6 процентов объема готовой продукции, изготовленных из виноматериалов, произведенных без добавления спирта этилового) в следующих размерах:
     
     - с 1 января по 30 июня 2012 года включительно - 230 рублей за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах;
     

     - с 1 июля по 31 декабря 2012 года включительно - 270 рублей за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах;
     
     - с 1 января по 31 декабря 2013 года включительно - 320 рублей за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах;
     
     - с 1 января по 31 декабря 2014 года включительно - 400 рублей за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах.
     
     3. Установление ставок акциза на пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли спирта этилового свыше 0,5 процента и до 8,6 процента включительно, а также напитки, изготавливаемые на основе пива, произведенные без добавления спирта этилового, в следующих размерах:
     
     - с 1 января по 31 декабря 2012 года включительно - 12 рублей за 1 литр;
     
     - с 1 января по 31 декабря 2013 года включительно - 15 рублей за 1 литр;
     
     - с 1 января по 31 декабря 2014 года включительно - 18 рублей за 1 литр.
     
     4. Установление ставок акциза на пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли спирта этилового свыше 8,6 процента в следующих размерах:
     
     - с 1 января по 31 декабря 2012 года включительно - 21 рубль за 1 литр;
     
     - с 1 января по 31 декабря 2013 года включительно - 26 рублей за 1 литр;
     
     - с 1 января по 31 декабря 2014 года включительно - 31 рубль за 1 литр.
     
     В период до 2015 года налоговая политика в отношении акцизов на табачную продукцию будет осуществляться, в том числе, путем реализации мер по снижению потребления указанной продукции, предусмотренных Концепцией осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2010-2015 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. N 1563-р. В связи с этим с целью достижения среднего уровня налогообложения табачной продукции среди стран европейского региона Всемирной организации здравоохранения (с учетом покупательной способности населения) ежегодный темп увеличения минимальных ставок акцизов должен обеспечить их увеличение до 2014 года не менее чем в 3 раза.
     
     Кроме того, будет предусмотрено установление ставок акциза в одинаковом размере на сигареты с фильтром и сигареты без фильтра (папиросы).
     

     В частности, в плановом периоде предусматривается установление следующих ставок акциза на табачную продукцию:
     
     - с 1 января по 30 июня 2012 года включительно - 360 рублей за 1000 штук + 7,5 процента расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 460 рублей за 1000 штук;
     
     - с 1 июля по 31 декабря 2012 года включительно - 390 рублей за 1000 штук + 7,5 процента расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 510 рублей за 1000 штук;
     
     - с 1 января по 31 декабря 2013 года включительно - 550 рублей за 1000 штук + 8,0 процента расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 730 рублей за 1000 штук;
     
     - с 1 января по 31 декабря 2014 года включительно - 800 рублей за 1000 штук + 8,5 процента расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 1040 рублей за 1000 штук.
     
     Следует отметить, что в связи с ускоренной индексацией минимальной специфической ставки акциза на табачную продукцию постепенно будет происходить уменьшение разницы между розничными ценами табачных изделий в низко-, средне- и высокоценовом сегментах. В этих условиях постепенно будет снижаться значение адвалорной составляющей акцизной ставки, от которой будет возможно отказаться полностью по достижении среднего уровня налогообложения табачной продукции среди стран европейского региона Всемирной организации здравоохранения в соответствии с Концепцией осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2010-2015 годы.
     
     В отношении прочих подакцизных товаров предусматривается сохранение ставок акциза в 2012 и 2013 годах в размерах, предусмотренных действующим законодательством о налогах и сборах с последующей индексацией ставок акциза, установленных в рублях, с 1 января 2014 года на 10 процентов к ставкам, применявшимся с 1 января по 31 декабря 2013 года включительно.
     
     <...>
     

5. Налог на прибыль организаций

5.1. Уточнение порядка налогового учета доходов от реализации имущества, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации

     
     При применении метода начисления датой получения дохода от реализации признается дата реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав). Переход права собственности на объекты недвижимого имущества подлежит государственной регистрации. В связи с тем, что регистрация права собственности может занимать достаточно продолжительное время, при приобретении таких объектов в целях налогообложения прибыли предусмотрена возможность начисления амортизации с момента введения основного средства в эксплуатацию и подачи документов на государственную регистрацию прав.
     
     Целесообразно законодательно закрепить порядок признания дохода от реализации такого имущества в налоговом учете на более раннюю из следующих дат:
     
     - дата передачи по передаточному акту или иному документу о передаче недвижимого имущества;
     
     - дата реализации недвижимого имущества.
     

5.2. Уточнение порядка признания убытков в виде безнадежных долгов для целей налогообложения прибыли

     
     Кодексом не предусмотрено особого порядка признания безнадежными долгов перед налогоплательщиком, подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу.
     
     При окончании исполнительного производства обязательство должника перед кредитором не прекращается. При этом в связи с тем, что кредитором реализовано право на судебную защиту по иску, признание данной задолженности на основании истечения срока исковой давности невозможно.
     
     В связи с этим необходимо внесение изменения в статью 266 Кодекса в части уточнения, что безнадежными долгами признаются долги, невозможность взыскания которых подтверждена постановлением судебного пристава - исполнителя об окончании исполнительного производства, вынесенным в порядке, установленном Федеральным законом "Об исполнительном производстве", в случаях:
     
     - если невозможно установить местонахождение должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях;
     
     - если у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными.
     
     <...>
     

7. Совершенствование налогообложения в рамках специальных налоговых режимов

     
     Реформирование системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и упрощенной системы налогообложения на основе патента будет осуществляться по следующим направлениям.
     
     С 2012 года будет введена в действие новая глава 26.5 "Патентная система налогообложения" части второй Кодекса. Указанный режим налогообложения будет предназначен для применения индивидуальными предпринимателями.
     
     Предусматривается постепенное сокращение сферы применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, в частности, с 1 января 2013 года из перечня видов предпринимательской деятельности, которые могут быть переведены на уплату единого налога на вмененный доход, исключаются:
     
     - розничная торговля, осуществляемая через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации торговли;
     
     - оказание услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации общественного питания.
     
     С 1 января 2014 года система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности отменяется.
     
     Таким образом, для индивидуальных предпринимателей станет возможным выбор между общим режим налогообложения, упрощенной системой налогообложения или патентной системой налогообложения. Организации, относящиеся к малому бизнесу, смогут при определенных условиях выбирать между применением общей системой налогообложения и упрощенной системой налогообложения.
     
     При этом будут уточнены размеры ограничений по размеру доходов, дающих право перехода на упрощенную систему налогообложения с 1 января 2013 года и применения указанной системы налогообложения за налоговый период начиная с 2013 года.
     

8. Введение налога на недвижимость

     
     В Бюджетном послании Президента Российской Федерации от 29 июня 2010 года "О бюджетной политике в 2011-2013 годах" указывается на необходимость ускорить подготовку введения налога на недвижимость, в том числе формирование соответствующих кадастров, а также разработать систему, позволяющую взимать данный налог исходя из рыночной стоимости облагаемого имущества с необлагаемым минимумом для семей с низкими доходами.
     
     Однако для введения налога на недвижимость необходимо формирование государственного кадастра недвижимости, а также формирование порядка определения налоговой базы, в качестве которой должна выступать кадастровая стоимость объектов недвижимости. Поэтому для реализации этих целей необходимо проведение работ по кадастровой оценке объектов недвижимости и информационному наполнению государственного кадастра недвижимости.
     
     В целях установления общих принципов проведения кадастровой оценки объектов недвижимости и требований к оценщикам, привлекаемым к государственной кадастровой оценке объектов недвижимости, а также определения порядка утверждения результатов кадастровой оценки и досудебного урегулирования споров о результатах проведения государственной кадастровой оценки объектов недвижимости принят Федеральный закон от 22 июля 2010 г. N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
     
     В соответствии с Планом реализации мероприятий, обеспечивающих введение на территории Российской Федерации местного налога на недвижимость, для введения налога на недвижимость необходимо завершить в I квартале 2012 года проведение работ по массовой оценке объектов капитального строительства.
     
     В настоящее время основные элементы налогообложения по налогу на недвижимость определены. Проводится работа по установлению размеров налоговых вычетов для определения налоговой базы при исчислении налога на недвижимость.
     
     Как показывают предварительные расчеты при определении налоговой базы для исчисления налога на недвижимость, физическим лицам - собственникам жилой недвижимости целесообразно предоставлять стандартные и социальные налоговые вычеты.
     
     Учитывая, что земельный участок и расположенный на нем объект недвижимости являются самостоятельными объектами кадастрового учета, то указанный подход следует применить при исчислении налога, в отношении имущества физических лиц, до перехода к единому объекту недвижимости.
     
     С включением в Кодекс главы, регулирующей налогообложение недвижимости, налог на недвижимость может быть введен в тех субъектах Российской Федерации, где проведен кадастровый учет объектов недвижимости и утверждены результаты кадастровой оценки объектов недвижимости.
     
     Также следует рассмотреть вопрос о применении порядка, предлагаемого для исчисления налога на недвижимость, к исчислению налога на недвижимое имущество организаций.
     

9. Налоговое администрирование

     
     Совершенствование налогового администрирования рассматривается в качестве источника дополнительных поступлений в бюджетную систему налоговых платежей. С другой стороны, создание современной системы налогового администрирования выступает и как способ устранения административных барьеров, создания максимально комфортных условий для исполнения налогоплательщиком своих обязанностей.
     
     Следует обратить внимание, что в ряде случаев условием повышения качества налогового администрирования является необходимость внесения изменений в иное законодательство, в частности, регулирующее процедуру государственной регистрации юридических лиц, банкротства (несостоятельности), применение контрольно-кассовой техники.
     
     Значительным резервом повышения эффективности налогообложения является устранение пробелов и неточностей, выявляемых правоприменительной практикой, в законодательном порядке, вплоть до подготовки в среднесрочной перспективе новой редакции соответствующих глав Кодекса.
     

9.1. Внедрение инструментов, противодействующих уклонению от уплаты налогов

     
     Стремление налогоплательщика к уменьшению налоговых платежей может приобретать различные формы. При этом допустима законная оптимизация налоговых платежей - такие действия налогоплательщика, которые, хотя и имеют своим следствием неуплату налога либо уменьшение его суммы, но заключаются в использовании предоставленных законом прав, связанных с освобождением на законном основании от уплаты налога или с выбором наиболее выгодных форм предпринимательской деятельности и соответственно - оптимального вида платежа.
     
     Ответственность налогоплательщика предусматривается за такие деяния, которые совершаются умышленно и направлены непосредственно на избежание уплаты законно установленного налога в нарушение закрепленных в законодательстве о налогах и сборах правил.
     
     Не менее важной представляется проблема квалификации ситуации, когда формальное соблюдение закона налогоплательщиком, то есть совершение им действий, не запрещенных законодательством, приводит к ущербу фискальных интересов государства и муниципальных образований. Нередко единственной целью использования гражданско-правовых средств ("деловой целью") становится налоговая выгода.
     
     В сложившихся условиях должны быть законодательно закреплены инструменты противодействия злоупотреблению нормами законодательства в целях минимизации налогов.
     
     Особое внимание необходимо уделить критериям, отделяющим законное уменьшение налоговых платежей от избежания от налогообложения, а также процедурам проверки установления "деловой цели".
     
     Реализация в законодательстве подобного механизма во многом позволит обеспечить стабильность имущественных отношений, предсказуемость действий участников налоговых отношений.
     
     Для подготовки соответствующих законодательных положений необходимо использование практики, накопленной арбитражными судами, а также зарубежного опыта.
     
     Успешное решение поставленной задачи будет способствовать реализации принципа всеобщности и равенства налогообложения.
     

9.2. Совершенствование порядка уплаты (перечисления) и взыскания налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации

     
     В связи с расширением видов и назначения лицевых счетов, открываемых в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации в органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, требуется уточнить положения Кодекса о взыскании налогов и сборов с организаций, которым открыты такие лицевые счета.
     
     Требуется также дополнительно проработать вопросы взыскания налогов за счет электронных денег, урегулировать порядок обращения взыскания налогов на денежные средства налогоплательщиков, взыскания налогов с валютных счетов и счетов в драгоценных металлах в банках.
     
     Кроме того, в период 2012-2014 годов предусматривается осуществление следующих мер, в том числе направленных на дальнейшее совершенствование налогового администрирования и налогового контроля:
     
     - расширение использования института "уточнение платежа" в налоговых правоотношениях, создание правовой основы для пересчета пеней в случаях своевременной и полной уплаты (перечисления) налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации, а также для своевременного возврата излишне уплаченных (перечисленных) сумм налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации;
     
     - совершенствование административной процедуры урегулирования споров между налоговыми органами и налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами.