Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Вопросы-ответы


Вопросы-ответы

     
     В данной рубрике вниманию читателей представлены ответы специалистов в области налогообложения на самые интересные и актуальные вопросы налогоплательщиков. В этот раз вопросы связаны с применением системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и НДФЛ.
     
     На вопросы отвечает референт государственной гражданской службы РФ 1 класса, соискатель ученой степени кандидата экономических наук Финансового университета при Правительстве РФ И. Апарышев
     
     Облагается ли НДФЛ доход от продажи дома, приобретенного физическим лицом в порядке наследования после смерти супруга?
     
     С учетом определения Конституционного Суда РФ от 02.11.2006 N 444-О при установлении периода, в течение которого отчужденное налогоплательщиком имущество находилось в его собственности, в целях применения подп. 1 п. 1 ст. 220 НК РФ должны приниматься во внимание положения п. 1 ст. 256 ГК РФ. Они свидетельствуют о том, что имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью, если договором между ними не установлено иное.
     
     Пунктом 4 ст. 256 ГК РФ предусмотрено, что определение долей супругов в общем имуществе производится в порядке, установленном семейным законодательством.
     
     На основании положений ст. 38 и 39 Семейного кодекса РФ доли супругов признаются равными, если иное не предусмотрено договором между ними.
     
     Таким образом, срок владения одним из супругов половиной конкретного объекта имущества, нажитого во время брака, исчисляется с даты приобретения этого объекта на имя любого из супругов.
     
     На основании п. 4 ст. 1152 ГК РФ срок владения второй половиной объекта имущества, нажитого во время брака и перешедшего к супругу по наследству от другого супруга, определяется со дня открытия наследства.
     
     В ситуации, когда отчуждаемый жилой объект приобретался налогоплательщиком ранее в различные сроки по долям, налоговая база в отношении доходов от продажи такого объекта определяется исходя из срока владения каждой долей.
     
     Согласно п. 17.1 ст. 217 НК РФ часть суммы, полученная от продажи всего жилого дома, соответствующая доле, принадлежавшей налогоплательщику более трех лет, освобождается от налогообложения.
     

     Подпунктом 1 п. 1 ст. 220 НК РФ применительно к доходам, полученным после 1 января 2005 года, предусмотрено, что имущественный налоговый вычет в отношении доходов, полученных физическим лицом от продажи доли в жилом объекте, предоставляется в размере до 1 млн руб. в целом за налоговый период, если срок владения такой долей составил менее трех лет.
     
     Положения подп. 1 п. 1 ст. 220 НК РФ о распределении размера указанного в предыдущем абзаце вычета подлежат применению только в случае продажи жилого объекта различными совладельцами.
     
     Таким образом, в отношении части суммы дохода от продажи жилого дома, соответствующей доле, перешедшей в единоличную собственность налогоплательщика менее чем за три года до даты отчуждения всего дома, имущественный налоговый вычет может быть предоставлен в размере не более 1 млн руб.
     
     Подлежит ли обложению НДФЛ доход физического лица - иностранного гражданина (в т.ч. гражданина Республики Беларусь) от государственной службы за границей, источником выплаты которого является российская организация?
     
     Механизм налогообложения указанного дохода зависит от налогового статуса физического лица, определяемого в порядке, предусмотренном ст. 207 НК РФ.
     
     Налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.
     
     Установление наличия статуса налогового резидента связано с обязанностью налогоплательщика исчислять и уплачивать налог с полученных им доходов за соответствующий налоговый период, т.е. календарный год.
     
     Пунктом 3 ст. 207 НК РФ установлено, что независимо от фактического времени нахождения в России налоговыми резидентами Российской Федерации признаются сотрудники органов государственной власти, командированные на работу за ее пределы.
     
     Упомянутое в предыдущем абзаце положение не применяется в отношении граждан, принимаемых на работу в зарубежные представительства российских органов государственной власти за границей.
     
     Таким образом, физические лица, постоянно проживающие в Республике Беларусь и работающие в представительстве Парламентского собрания Союза Белоруссии и России в Минске, налоговыми резидентами Российской Федерации в смысле п. 3 ст. 207 НК РФ не являются.
     

     С учетом ст. 209 НК РФ для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, объектом налогообложения являются только доходы, полученные от источников в России.
     
     На основании подп. 6 п. 3 ст. 208 НК РФ к доходам, полученным от источников за пределами Российской Федерации, относится вознаграждение за работу, выполненную в иностранном государстве.
     
     Таким образом, если физическое лицо выполняет работу на территории иностранного государства более 183 дней в течение соответствующего календарного года, то оно не признается налоговым резидентом Российской Федерации в этом налоговом периоде и его вознаграждение за такую работу не подлежит налогообложению в России независимо от государственной принадлежности организации, выплачивающей доход (российская или иностранная).
     
     Статья 14 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения от 21.04.1995 (далее - Соглашение) не обязывает, а предоставляет право договаривающемуся государству - источнику выплаты дохода за работу по найму облагать налогом такие доходы, полученные резидентом другого государства, применяя нормы своего внутреннего законодательства.
     
     Аналогичное по смыслу положение содержится и в ст. 14 Временного положения о правовом статусе и социальных гарантиях должностных лиц органов Союзного государства, утв. постановлением Высшего государственного совета Союзного государства от 24.10.2000 N 20.
     
     Учитывая изложенное, в отношении доходов граждан, постоянно проживающих и работающих в Республике Беларусь, секретариат Парламентского собрания налоговым агентом не является и исчисление и удержание налога не производит.
     
     На вопросы отвечает советник Минфина России Т. Замятина
     
     Деятельность индивидуального предпринимателя - оказание услуг общественного питания в кафе. Из газет поступила информация об отмене ЕНВД. Каким налогом и когда планируется заменить ЕНВД?
     
     Согласно статье 346.26 Налогового кодекса РФ система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности устанавливается НК РФ, вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и применяется наряду с общей системой налогообложения и иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством РФ о налогах и сборах.
     
     Указанный налоговый режим распространяется на виды предпринимательской деятельности, в отношении которых затруднено налоговое администрирование.
     

     При введении специального налогового режима в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов предпринимательской деятельности на соответствующей территории переход на данную систему налогообложения является обязательным для всех налогоплательщиков соответствующей территории, осуществляющих эти виды предпринимательской деятельности.
     
     В соответствии с Основными направлениями налоговой политики Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов, одобренными Правительством РФ 20.05.2010, сфера применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности будет сокращаться.
     
     Внесенным на рассмотрение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проектом федерального закона "О внесении изменений в статью 18 части первой, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" предусматривается поэтапная отмена единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
     
     Так, с 1 января 2013 года предлагается отменить систему обложения ЕНВД в отношении предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли, осуществляемой налогоплательщиками через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 кв. м по каждому объекту организации торговли, и в сфере оказания услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 кв. м по каждому объекту организации общественного питания (подп. 6 и 8 п. 2 ст. 346.26 Кодекса).
     
     На период с 1 января по 31 декабря 2012 года применение системы налогообложения в виде ЕНВД в отношении данных видов предпринимательской деятельности предлагается разрешить налогоплательщикам со среднесписочной численностью работников, не превышающей 50 человек.
     
     В отношении иных видов предпринимательской деятельности, предусмотренных гл. 26.3 Кодекса, предполагается отмена единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности с 1 января 2014 года.
     
     Вместе с тем данным законопроектом предлагается предоставить право применять упрощенную систему налогообложения на основе патента индивидуальным предпринимателям, осуществляющим предпринимательскую деятельность, в частности в сфере розничной торговли через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более 10 кв. м по каждому объекту организации торговли; розничной торговли, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети; в сфере предоставления услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 10 кв. м по каждому объекту организации общественного питания.
     

     При применении патентной системы налогообложения индивидуальный предприниматель вправе с 1 января 2012 года привлекать наемных работников, средняя численность которых не должна превышать за налоговый период 10 человек. При этом организации, оказывающие услуги общественного питания, при соблюдении установленных гл. 26.2 Кодекса условий, вправе будут применять упрощенную систему налогообложения.
     
     Аналогичная позиция изложена в письме Минфина России от 21.04.2011 N 03-11-11/99.
     
     Индивидуальный предприниматель занимается розничной продажей электроматериалов населению, а также юридическим лицам, приобретающим товары для собственных нужд (не связанных с предпринимательской деятельностью). При продажах юридическим лицам товар отпускается после перевода денег на расчетный счет, выдачи накладной и счета-фактуры. Относится ли к розничной торговле реализация товаров, если покупатель - муниципальное учреждение? Относится ли к розничной торговле реализация товаров, если заключен муниципальный договор с покупателем?
     
     Статьей 346.26 НК РФ установлено, что система налогообложения в виде ЕНВД может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в отношении видов предпринимательской деятельности, установленных п. 2 этой статьи, в т.ч. розничной торговли через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 кв. м по каждому объекту организации торговли, а также в отношении розничной торговли, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, и объекты нестационарной торговой сети.
     
     При этом согласно ст. 346.27 НК РФ к розничной торговле относится предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами (в т.ч. за наличный расчет, а также с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли-продажи.
     
     Пунктом 1 ст. 492 Гражданского кодекса РФ установлено, что по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
     
     Предпринимательская деятельность по реализации товаров, назначение которых предполагает их использование в дальнейшем исключительно для ведения предпринимательской деятельности (по прямому назначению или для последующей реализации), не может рассматриваться как осуществляемаяв рамках розничной торговли.
     

     Если иное не предусмотрено законом или договором розничной купли-продажи, в т.ч. условиями формуляров или иных стандартных форм, к которым присоединяется покупатель (ст. 428 ГК РФ), договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара (ст. 493 ГК РФ). Следовательно, предпринимательская деятельность по реализации товаров как физическим, так и юридическим лицам, включая муниципальные учреждения, осуществляемая исключительно в рамках договоров розничной купли-продажи, может быть признана розничной торговлей и переведена на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.
     
     В то же время предпринимательская деятельность, осуществляемая на основании договоров поставки, независимо от формы расчета (наличной или безналичной) не подлежит переводу на систему налогообложения в виде ЕНВД и должна облагаться налогами в рамках иных режимов налогообложения.
     
     Не относится к розничной торговле, а значит, не может быть переведена на систему налогообложения в виде ЕНВД предпринимательская деятельность, связанная с реализацией товаров по муниципальным и государственным контрактам (ст. 525 ГК РФ).
     
     Аналогичная позиция указана в письме Минфина России от 21.04.2011 N 03-11-11/100.
     
     Индивидуальный предприниматель занимается оказанием бытовых услуг населению и применяет систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Какие изменения планируются в налоговом законодательстве по этому виду предпринимательской деятельности?
     
     Внесенным на рассмотрение в Государственную Думу Федерального Собрания РФ проектом федерального закона "О внесении изменений в статью 18 части первой, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" предусматривается поэтапная отмена единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
     
     Так, с 1 января 2013 года предлагается отменить систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в отношении предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли, осуществляемой налогоплательщиками через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 кв. м по каждому объекту организации торговли, и в сфере оказания услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 кв. м по каждому объекту организации общественного питания (подп. 6 и 8 п. 2 ст. 346.26 НК РФ).
     

     На период с 1 января по 31 декабря 2012 года применение системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в отношении данных видов предпринимательской деятельности предлагается разрешить налогоплательщикам со среднесписочной численностью работников, не превышающей 50 человек.
     
     В отношении иных видов предпринимательской деятельности, предусмотренных гл. 26.3 Кодекса, предполагается отмена единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности с 1 января 2014 года.
     
     Указанным проектом федерального закона предлагается установить патентную систему налогообложения, которая будет вводиться в соответствии с Кодексом законами субъектов РФ.
     
     По сравнению с действующим перечнем видов предпринимательской деятельности в отношении оказания бытовых услуг, их групп, подгрупп, видов и (или) отдельных бытовых услуг, классифицируемых в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению, на которые распространяется применение системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, общий перечень видов предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться патентная система налогообложения, укрупнен.
     
     В данный перечень включен ряд новых видов предпринимательской деятельности (химическая чистка, крашение и услуги прачечных, оказание услуг по перевозке пассажиров водным транспортом, оказание услуг по перевозке грузов водным транспортом, услуги по прокату, экскурсионные услуги, розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более 10 кв. м, и объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети). Такой вид предпринимательской деятельности как услуги общественного питания заменен на услуги общественного питания, осуществляемые через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 10 кв. м по каждому объекту организации общественного питания.
     
     При этом, если какой-либо вид предпринимательской деятельности включает согласно Общероссийскому классификатору услуг населению (ОКУН) или Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД) класс, подкласс, группу, подгруппу, то законом субъекта РФ может быть установлено, в отношении какого класса, подкласса, группы или подгруппы данного вида предпринимательской деятельности патентная система налогообложения не применяется. При применении патентной системы налогообложения индивидуальный предприниматель вправе привлекать наемных работников, средняя численность которых не должна превышать за налоговый период десять человек.
     
     Законами субъектов РФ также устанавливаются размеры потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по видам предпринимательской деятельности, переводимым на патентную систему налогообложения в пределах минимального (100 тыс. руб.) и максимального их размеров (500 тыс. руб.). Указанные минимальный и максимальный размеры потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода подлежат индексации на коэффициент-дефлятор, устанавливаемый ежегодно на каждый следующий календарный год и учитывающий изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в РФ за предыдущий календарный год, а также на коэффициентыдефляторы, которые применялись ранее.
     
     Переход на патентную систему налогообложения осуществляется индивидуальными предпринимателями добровольно. Кроме того, в настоящее время Правительством РФ рассматривается вопрос об увеличении предельного размера доходов, позволяющего применять упрощенную систему налогообложения.
     
     Данная позиция указана в письме Минфина России от 11.05.2011 N 03-11-11/116.