Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Вопросы-ответы


Вопросы-ответы

     
     Уважаемые читатели! В нашем журнале вы можете найти разъясняющие комментарии к новым нормативным актам, так или иначе затрагивающим вашу работу. Однако мы решили не ограничиваться документами, недавно вступившими в силу. Ведь нередко у вас возникают вопросы по уже действующим и не очень понятным нормам закона. Разобраться в них поможет рубрика "Вопросы-Ответы", в которой принимают участие специалисты профильных министерств и ведомств и, конечно, практикующие эксперты, аудиторы, юристы.
     
     На вопросы отвечает заместитель начальника отдела имущественных и прочих налогов Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России Н. Гаврилова
     
     В каком порядке определяется налоговая база по налогу на имущество организаций в отношении имущества ПИФ? Какая стоимость имущества учитывается при расчете налоговой базы?
     
     Налоговая база по налогу на имущество организаций определяется согласно ст. 375 НК РФ как среднегодовая стоимость имущества, при исчислении которой в соответствии со ст. 375, 376 НК РФ учитывается остаточная стоимость основных средств. Она формируется для целей налогообложения по установленным правилам ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.
     
     Указания по отражению в бухгалтерском учете организаций операций, связанных с осуществлением договора доверительного управления имуществом (далее - Указания), утв. приказом Минфина России от 28.11.2001 N 97н, предназначены для организаций (кроме кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений), включая профессиональных участников рынка ценных бумаг, доверительных управляющих паевыми инвестиционными фондами.
     
     Порядок отражения в бухгалтерском учете имущества, переданного в доверительное управление, и формирование его первоначальной (остаточной) стоимости определен п. 12 Указаний. Из него следует, что основные средства, полученные от учредителя управления, учитываются на бухгалтерском счете 01 "Основные средства" по стоимости, по которой они числятся в бухгалтерском учете учредителя управления на дату вступления договора доверительного управления в силу. При этом учет основных средств, составляющих паевой инвестиционный фонд, и начисление амортизации осуществляются в общеустановленном порядке, в частности согласно ПБУ 6/01 "Учет основных средств", утв. приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н.
     
     При формировании управляющей компанией в бухгалтерском учете и для целей налогообложения остаточной стоимости являющихся объектом налогообложения основных средств, составляющих паевой инвестиционный фонд, необходимо иметь в виду, что в силу ст. 17 и 37 Федерального закона от 29.11.2001 N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах" (далее - Закон N 156-ФЗ), если инвестиционная декларация паевого инвестиционного фонда предусматривает инвестирование в имущество, оценка его осуществляется оценщиком. Оценка недвижимого имущества должна осуществляться при его приобретении, а также не реже одного раза в год, если иная периодичность не установлена нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
     
     Обратите внимание, что данный способ оценки имущества должен применяться для целей ведения бухгалтерского учета в связи с принятием недвижимого имущества в состав паевого фонда при его приобретении (совершении сделки) и, следовательно, для налогообложения при исчислении налоговой базы по налогу на имущество организаций, что согласуется с арбитражной практикой (например, п. 3 информационного письма ВАС РФ от 30.05.2005 N 92).
     
     В каком порядке уплачивается налог на имущество организаций и представляется налоговая декларация управляющей компанией в отношении имущества ПИФ?
     
     На основании ст. 376, 383 и 386 НК РФ налоговая база определяется, налог уплачивается и налоговая декларация по налогу на имущество организаций представляется в налоговые органы по местонахождению: организации, обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, объекта недвижимого имущества, находящегося вне места нахождения организации и указанного обособленного подразделения, если иное не предусмотрено НК РФ.
     
     Учитывая, что имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд, не является собственностью управляющей компании, а также особенности его учета на отдельном балансе (ст. 15 Закона N 156-ФЗ) и уплаты налога (ст. 378 НК РФ), источник уплаты (ст. 378 НК РФ) в отношении указанного имущества, налог должен уплачиваться, а налоговые декларации - представляться доверительными управляющими в налоговые органы по месту фактического нахождения объектов недвижимого имущества, входящих в состав паевого инвестиционного фонда.
     
     При этом согласно бюджетному законодательству РФ и законодательству о налогах и сборах (в части зачисления платежей по налогу в доход регионального и (или) местного бюджетов) в налоговый орган может представляться в отношении составляющего паевой инвестиционный фонд недвижимого имущества, переданного в доверительное управление управляющей компании, одна налоговая декларация по муниципальному образованию (субъекту РФ) с заполнением раздела 2 формы декларации (утв. приказом Минфина России от 20.02.2008 N 27н) по каждому паевому инвестиционному фонду, находящемуся в доверительном управлении управляющей компании.
     
     Предусмотрена ли НК РФ возможность уплаты налога на имущество организаций до истечения налогового периода и до представления налоговой декларации?
     
     Налог и авансовые платежи по налогу на имущество организаций подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации (ст. 372, п. 1 ст. 383 НК РФ).
     
     Статьей 45 НК РФ установлено, что налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
     
     Пунктом 1 ст. 55 НК РФ определено, что под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.
     
     Налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с ним (ст. 54 НК РФ).
     
     Налоговым периодом по налогу на имущество организаций признается календарный год (п. 1 ст. 379 НК РФ).
     
     На основании п. 1 ст. 375 и ст. 376 НК РФ налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. При исчислении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации. Среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за налоговый период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового периода и последнее число налогового периода, на число месяцев в налоговом периоде, увеличенное на единицу.
     
     Таким образом, при определении налоговой базы по налогу на имущество организаций учитывается остаточная стоимость признаваемого объектом налогообложения имущества всех месяцев календарного года, следовательно, сумма налога на имущество организаций может быть исчислена после окончания налогового периода и уплачена в налоговом периоде, следующим за отчетным, не позднее срока, установленного законом субъекта РФ.
     
     Налогоплательщики обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по своему местонахождению, по местонахождению каждого своего обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, а также по местонахождению каждого объекта недвижимого имущества (в отношении которого установлен отдельный порядок исчисления и уплаты налога), по месту нахождения имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения, если иное не предусмотрено п. 1 ст. 386 НК РФ, расчеты по авансовым платежам по налогу и налоговую декларацию.
     
     Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 3 ст. 386 НК РФ).
     
     Согласно ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога прекращается с ликвидацией организации налогоплательщика после проведения всех расчетов с бюджетной системой Российской Федерации в соответствии со ст. 49 НК РФ.
     
     Пунктом 3 ст. 55 НК РФ установлено, что, если организация была ликвидирована (реорганизована) до конца календарного года, последним налоговым периодом для нее является период времени от начала этого года до дня завершения ликвидации (реорганизации).
     
     Учитывая изложенное, исполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налога на имущество организаций до окончания календарного года осуществляется, в частности, в случаях ликвидации организации, закрытия обособленного подразделения, продажи объекта недвижимого имущества, по местонахождению которых уплачивается налог.
     
     Областным законом установлена налоговая льгота по налогу на имущество организаций в отношении части имущества, т.е. налоговой базы. Как рассчитать налоговую базу?
     
     Пунктом 2 ст. 17 НК РФ определено, что в необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
     
     Правила установления и использования налоговых льгот определены в ст. 56 НК РФ, согласно которой льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. При установлении налоговых льгот должны быть учтены нормы ст. 3 НК РФ, предусматривающие запрет на установление налоговых льгот в зависимости от формы собственности или места происхождения капитала.
     
     Согласно правовой позиции КС РФ принцип равенства всех перед законом гарантирует равные права и обязанности для субъектов, относящихся к одной категории, и не исключает возможность установления различных норм в отношении лиц, принадлежащих к другим категориям налогоплательщиков. При этом принцип равенства не может считаться нарушенным, когда различия между теми или иными категориями налогоплательщиков являются достаточными для того, чтобы предусмотреть для них различное правовое регулирование. В таких предметных сферах налогового права, как предоставление льгот, законодатель в силу Конституции РФ обладает достаточно широкой сферой усмотрения (определения КС РФ от 25.03.2004 N 96-О и от 09.06.2005 N 287-О).
     
     В соответствии со ст. 372 НК РФ при установлении налога на имущество организаций законами субъектов Российской Федерации могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками. В силу ст. 374 НК РФ объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств (если иное не предусмотрено ст. 378 и 378.1 НК РФ).
     
     Поэтому льготы по налогу на имущество организаций, установленные ст. 381 НК РФ, предоставляют возможность не уплачивать налог или уплачивать его в меньшем размере определенным категориям налогоплательщиков по основаниям, установленным НК РФ в отношении всего имущества или видов имущества, признаваемого объектом налогообложения.
     
     Например, условием предоставления отдельным категориям налогоплательщиков налоговых льгот по пп. 1-4 и 17 ст. 381 НК РФ является использование имущества, являющегося объектом налогообложения, для определенных НК РФ целей. При этом неиспользуемые по назначению объекты основных средств подлежат налогообложению. Согласно пп. 13-15 ст. 381 НК РФ категории налогоплательщиков полностью освобождаются от налогообложения без каких-либо условий в отношении имущества, находящегося на балансе. На основании пп. 5, 9-12 ст. 381 НК РФ из перечня имущества, находящегося на балансе отдельных категорий налогоплательщиков, освобождены определенные Кодексом конкретные виды имущества вне зависимости от их целевого назначения.
     
     В силу указанных норм НК РФ возможность освобождения законодательными (представительными) органами власти субъектов РФ отдельных категорий налогоплательщиков от уплаты налога на имущество организаций в отношении отдельных видов движимого и недвижимого имущества, находящихся на балансе организации, прямо предусмотрена НК РФ.
     
     Налоговая база, которой признается среднегодовая стоимость имущества организаций, и порядок ее определения установлены ст. 375 и 376 гл. 30 "Налог на имущество организаций" НК РФ.
     
     В силу ст. 12 и 372 НК РФ установление и изменение налоговой базы и порядка ее определения по налогу на имущество организаций являются прерогативой органа законодательной (представительной) власти РФ. Согласно правовой позиции ВС РФ законодательный орган субъекта РФ не вправе разрешать вопросы, урегулированные нормами законодательства РФ о налогах и сборах (определения ВС РФ от 28.07.2010 N 1-Г10-14, от 12.12.2007 N 91-Г07-27 и от 28.07.2010 N 1-Г10-14).
     
     Необходимо также иметь в виду, что предметом бухгалтерского учета является инвентарный объект, в отношении которого формируется остаточная стоимость объекта, применяемая при исчислении налоговой базы по налогу на имущество организаций. Особый порядок определения налоговой базы в отношении части инвентарного объекта предусмотрен только для случая, установленного в соответствии с Федеральным законом от 27.11.2010 N 308-ФЗ "О внесении изменений в главы 30 и 31 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" в части внесения изменений в ст. 376 "Порядок определения налоговой базы" Кодекса.
     
     Полагаем, что по вопросу применения установленной налоговой льготы в соответствии со ст. 34.2 НК РФ необходимо обратиться в областной финансовый орган.
     
     Должен ли быть пересчитан земельный налог и представлена декларация в связи с признанием судом недействительным постановления администрации города о передаче в собственность обществу земельного участка? Если нет, то за счет каких средств уплачивается земельный налог?
     
     Согласно ст. 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено данной статьей.
     
     В силу ст. 25 Земельного кодекса РФ право собственности на земельные участки юридических лиц возникает по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами. Обязанность государственной регистрации (снятия с регистрации) прав на недвижимые объекты и сделок исполняется в соответствии с требованиями ст. 131 Гражданского кодекса РФ, Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
     
     Высший арбитражный суд РФ (постановление ВАС РФ от 23.07.2009 N 54) указал на то, что государственная регистрация прав на недвижимые объекты является единственным доказательством существования зарегистрированного права, в связи с чем обязанность уплачивать земельный налог возникает у юридического лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, т.е. внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.
     
     В силу ст. 167 ГК РФ при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить (возместить) другой все полученное по сделке, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
     
     Судами указывается на то, что по смыслу ГК РФ погашение записи в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество как способ восстановления нарушенного права истца возможно как последствие недействительности сделки. Признание недействительности сделки, на основании которой внесена запись в ЕГРП, является основанием для последующего внесения изменений в Реестр, но не для признания зарегистрированного права недействительным. Кроме того, отмечается, что действующее законодательство не устанавливает в качестве последствий недействительности сделки аннулирование в судебном порядке записи о государственной регистрации права в Едином государственном реестре (постановления Третьего арбитражного апелляционного суда от 16.06.2010 по делу N А33-19722/2009, Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2010 N 18АП-10128/2009 по делу N А07-1596/2009). Указанная позиция судов согласуется с позицией ВАС РФ, изложенной в постановлении от 30.06.2009 N 1054/09, определении ВАС РФ от 21.06.2010 N ВАС-7272/10.
     
     Обратите внимание, что п. 10 Методических рекомендаций о порядке государственной регистрации прав на недвижимое имущество на основании судебных актов, утв. приказом Росрегистрации от 07.06.2007 N 112, определено: при наличии в ЕГРП записи о праве на недвижимое имущество государственную регистрацию права иного лица, в пользу которого принято решение суда, рекомендуется производить только при наличии заявления о прекращении зарегистрированного права или в случае, если это прямо следует из мотивировочной или резолютивной части судебного акта.
     
     Учитывая изложенное, если по решению суда признано недействительным постановление администрации города о передаче в собственность организации земельного участка, то решение суда является последствием для прекращения права собственности организации на земельный участок и обращением в соответствующие органы с заявлением об исключении из ЕГРП. Следовательно, организация признается налогоплательщиком в отношении указанного земельного участка до дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок и исключения организации из ЕГРП.
     
     Исчисленный в установленном порядке земельный налог за указанный земельный участок учитывается в целях гл. 25 НК РФ в составе прочих расходов организации.
     
     На вопросы отвечает главный специалист Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России Д. Осипов
     
     Каким образом в связи с вступлением в силу Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ следует применять положения ст. 286 НК РФ?
     
     Порядок исчисления налога и авансовых платежей установлен ст. 286 НК РФ. Согласно п. 2 этой статьи по итогам каждого отчетного (налогового) периода, если иное не предусмотрено ст. 286 НК РФ, налогоплательщики исчисляют сумму авансового платежа исходя из ставки налога и прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного (налогового) периода. В течение отчетного периода налогоплательщики исчисляют сумму ежемесячного авансового платежа в порядке, установленном ст. 286 НК РФ. Пунктом 3 этой статьи установлено, что организации, у которых за предыдущие четыре квартала доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ, не превышали в среднем 3 млн руб. за каждый квартал, а также бюджетные учреждения, иностранные организации, осуществляющие деятельность в РФ через постоянное представительство, некоммерческие организации, не имеющие дохода от реализации товаров (работ, услуг), участники простых товариществ в отношении доходов, получаемых ими от участия в простых товариществах, инвесторы соглашений о разделе продукции в части доходов, полученных от реализации указанных соглашений, выгодоприобретатели по договорам доверительного управления уплачивают только квартальные авансовые платежи по итогам отчетного периода.
     
     Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования" в п. 3 ст. 286 НК РФ было внесено изменение, которое вступило в силу с 1 января 2011 года. Так, согласно п. 3 ст. 286 НК РФ (в ред. Закона N 229-ФЗ) организации, у которых за предыдущие четыре квартала доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ, не превышали в среднем 10 млн руб. за каждый квартал, уплачивают только квартальные авансовые платежи по итогам отчетного периода.
     
     Это своего рода льгота для таких организаций, позволяющая им не уплачивать ежемесячные авансовые платежи, а с 2011 года размер данной льготы увеличен. Однако, несмотря на льготу, у вышеуказанных организаций все равно остается право уплачивать ежемесячные авансовые платежи. Есть также право уплачивать ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, подлежащей исчислению. Данной льготой начиная с первого квартала 2011 года могут воспользоваться организации, у которых за предыдущие четыре квартала 2010 года доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ, не превышали в среднем 10 млн руб. за квартал.
     
     Вправе ли организация учитывать страховые платежи (взносы) по договору морского страхования?
     
     Следует отметить, что согласно ст. 246 Кодекса торгового мореплавания РФ по договору морского страхования страховщик обязуется за обусловленную плату (страховую премию) при наступлении предусмотренных договором морского страхования опасностей или случайностей, которым подвергается объект страхования (страхового случая), возместить страхователю или иному лицу, в пользу которого заключен такой договор (выгодоприобретателю), понесенные убытки. В соответствии с п. 1 ст. 249 КТМ РФ объектом морского страхования может быть всякий имущественный интерес, связанный с торговым мореплаванием, - судно, строящееся судно, груз, фрахт, а также плата за проезд пассажира, плата за пользование судном, ожидаемая от груза прибыль и другие обеспечиваемые судном, грузом и фрахтом требования, заработная плата и иные причитающиеся капитану судна и другим членам экипажа судна суммы, в т.ч. расходы на репатриацию, ответственность судовладельца и принятый на себя страховщиком риск (перестрахование).
     
     Что касается налогового законодательства, то необходимо обратить внимание на положения ст. 263 НК РФ, которой установлены расходы на обязательное и добровольное имущественное страхование. В соответствии с п. 1 ст. 263 НК РФ расходы на обязательное и добровольное имущественное страхование включают страховые взносы по всем видам обязательного страхования, а также по видам добровольного имущественного страхования, перечисленным в п. 1 ст. 263 НК РФ.
     
     Из вышеуказанных положений КТМ РФ следует, что в рамках договора морского страхования может быть застраховано, например, только судно или только груз или судно и груз вместе взятые.
     
     Таким образом, по мнению автора, учет страховых платежей (взносов) по договору морского страхования зависит от того, что будет являться объектом морского страхования. Например, если объектом является судно, то страховые платежи (взносы) по договору морского страхования можно учитывать по подп. 1 п. 1 ст. 263 НК РФ, а если это груз, то по подп. 2 п. 1 ст. 263 НК РФ.