Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Вопросы-ответы


Вопросы-ответы

     
     Уважаемые читатели! В нашем журнале вы можете найти разъясняющие комментарии к новым нормативным актам, так или иначе затрагивающим вашу работу. Однако мы решили не ограничиваться документами, недавно вступившими в силу. Ведь нередко у вас возникают вопросы по уже действующим и не очень понятным нормам закона. Разобраться в них поможет рубрика "Вопросы-Ответы", в которой принимают участие специалисты профильных министерств и ведомств и, конечно, практикующие эксперты, аудиторы, юристы.     
     


     
     "Такском": отвечают специалисты
     
     Сегодня бухгалтер может не только сдавать отчетность в ИФНС, ПФР, ФСС, Росстат через интернет, но и обмениваться с контролирующими органами актами, накладными, пояснительными записками. Все это стало возможным благодаря новым технологиям в сфере защищенного электронного документооборота, которые разрабатывает "Такском" - ведущая компания на рынке IT-услуг. Новейшая разработка компании - система "ТакскомФайлер", с помощью которой можно будет обмениваться электронными счетами-фактурами и другими документами с контрагентами и органами контроля и надзора.
     
     Когда можно будет обмениваться электронными счетами-фактурами?
     
     Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ, которым внесены изменения во вторую часть НК РФ, в частности в ст. 169, разрешено составлять счета-фактуры в электронном виде.
     
     В самое ближайшее время ожидается принятие ключевых документов (формата электронного счета-фактуры, порядка электронного документооборота счетов-фактур и др.), и тогда электронные счета-фактуры получат более широкое распространение.
     
     Напомню, что впервые бухгалтеры смогли обменяться электронными счетами-фактурами с января по июль 2009 года в рамках проведения пилотного проекта, который проходил в Москве по поручению Правительства РФ Минфину и ФНС России. Сейчас такую возможность имеют абоненты компании "Такском", подключившиеся к системе "Такском-Файлер".
     
     Что это за система?
     
     "Такском-Файлер" позволяет организациям обмениваться различными электронными документами, в т.ч. счетами-фактурами.
     
     Это новая разработка компании "Такском", которая обеспечивает безбумажный обмен юридически значимыми документами между организациями и их контрагентами.
     

     Какими электронными документами можно будет обмениваться?
     
     Счетами-фактурами, другими первичными бухгалтерскими документами (накладными, актами, счетами), документами по сделкам (договорами, письмами, запросами). После утверждения соответствующих нормативных документов организации смогут не только обмениваться между собой указанными электронными документами, но и направлять их контролирующим органам.
     
     Нужно ли будет дублировать счета-фактуры на бумаге?
     
     Не нужно. Если вы только сами не захотите после отправки в налоговую инспекцию распечатать счет-фактуру и по привычке подшить ее в отдельную папку.
     
     Следует ли представлять в налоговые органы бумажные копии счетов-фактур при налоговых проверках?
     
     Согласно последней редакции п. 1. ст. 169 НК РФ, введенной Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ, "счета-фактуры составляются в электронном виде по взаимному согласию сторон сделки и при наличии у указанных сторон совместимых технических средств и возможностей для приема и обработки этих счетов-фактур в соответствии с установленными форматами и порядком". Следовательно, если организация ведет учет, обмен и хранение счетов-фактур в электронном виде согласно требованиям действующего законодательства, то при проведении налоговых проверок бумажные дубликаты счетов-фактур не требуются.
     
     Какие преимущества получат организация и бухгалтер от обмена электронными счетами-фактурами?
     
     Преимуществ масса. Это и снижение затрат на почтовые услуги, ведение архива документов на бумажном носителе (затраты на бумагу, печать, аренду площадей для архива). И возможность оперативно найти нужный документ (все счета-фактуры хранятся систематизировано в электронном архиве). И оперативность отправки. Бухгалтеру потребуется несколько минут, чтобы выставить счет-фактуру контрагентам, находящимся в разных городах. Кроме того, сократится время камеральной проверки по НДС, т.к. сопоставляться данные выставленных и полученных счетов-фактур будут автоматически. Все это поможет оптимизировать внутренние бизнес-процессы компании, повысит качество управления, рентабельность и прибыльность бизнеса.
     
     Какова эффективность использования электронных счетов-фактур?
     

     Международный опыт показывает, что внедрение электронного документооборота на 70% сокращает время обработки документов и на 75% уменьшает количество бумажных документов. А общая экономия от использования возможностей электронного обмена бухгалтерскими и финансовыми документами достигает 1-2% от валового оборота компании.
     
     Есть ли отрицательные моменты при внедрении электронных счетов-фактур?
     
     Пересылка электронных счетов-фактур является платной услугой. Но это нельзя считать отрицательным моментом, поскольку превалируют явные преимущества, позволяющие сберечь время, силы и нервы.
     
     Какие направления развивает сегодня компания?
     
     Основное направление компании - система "Такском-Спринтер", обеспечивающая представление налоговой и бухгалтерской отчетности через интернет в контролирующие органы.
     
     Поскольку направления развития определяет спрос, то возможности электронного документооборота постоянно расширяются. Мы стараемся учитывать потребности клиентов и предлагать те решения, которые им сегодня нужны.
     
     В 2010 году компания отметила 10-летний юбилей, запустив два новых программных продукта - "Онлайн-Спринтер" и "1С-Спринтер". Например, программа "1С-Спринтер" была специально разработана для пользователей системы "1C:Предприятие 8". Теперь за счет интеграции приложений бухгалтер может одним кликом "мышки" подписать, зашифровать и отправить отчетность из программы "1C:Предприятие 8" в налоговые органы. Так, используя одну программу "1C:Предприятие 8", можно вести бухгалтерский и налоговый учет, а заодно и отчитываться через интернет.
     
     В прошлом году была разработана новая технология "Такском-Файлер", которая позволяет обмениваться электронными счетами-фактурами и другими документами с налоговыми органами и контрагентами.
     
     Обслуживание клиентов - одно из важнейших направлений работы компании. Сегодня сотни тысяч бухгалтеров успешно сдают отчетность, не только используя представленные нами программные продукты, но и получая информационную поддержку. Компания постоянно проводит различные акции для бухгалтеров: тематические конференции, "круглые" столы, бесплатные семинары и консультации. Количество пользователей постоянно растет. Увеличивается и перечень предоставляемых компанией услуг. Только в минувшем году специалисты компании ответили более чем на 600 000 звонков и около 100 000 электронных писем и сообщений на форуме. И это лишний раз говорит о том, что интерес к нашим продуктам и услугам возрастает. Более подробно программные продукты и услуги компании представлены на сайте www.taxcom.ru.
     
     На вопросы отвечает ведущий юрист Группы компаний "Налоговый щит" М. Егоркин
     

     Может ли акт предыдущей налоговой проверки как письменное разъяснение о порядке исчисления и уплаты налогов освобождать от начисления пеней и штрафов?
     
     В соответствии с п. 8 ст. 75 и п. 1 ст. 111 Налогового кодекса РФ выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений налоговых и финансовых органов, данных в пределах их компетенции, являются основанием для освобождения его от начисления пени и наложения штрафа.
     
     Согласно ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны бесплатно информировать (в т.ч. в письменной форме) налогоплательщиков о законодательстве о налогах и сборах, действующих налогах и сборах, порядке их исчисления и уплаты, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц. В соответствии со ст. 34.2 НК РФ Министерство финансов РФ дает письменные разъяснения налогоплательщикам по вопросам применения законодательства о налогах и сборах.
     
     Письменные разъяснения, которые могут быть использованы налогоплательщиком в случае возникновения налогового спора, можно разделить на адресные разъяснения и неадресные. К первой группе относятся разъяснения, полученные налогоплательщиком на основании его запроса. Ко второй - предназначенные для неопределенного круга лиц, данные компетентными органами на основании запросов других лиц или в виде непосредственно разъяснений вопросов налогового законодательства.
     
     Исходя из вышеизложенного под письменными в смысле ст. 75 и 111 НК РФ необходимо понимать разъяснения, которые даны уполномоченными органами в соответствии со ст. 21, 32, 34.2 Кодекса.
     
     Акт налоговой проверки согласно ст. 100 НК РФ является документом, где фиксируются выявленные в ходе проведения налоговой проверки правонарушения, т.е. закрепляющим результаты проведения налогового контроля. В связи с этим результаты налоговой проверки, отраженные в акте, не могут быть квалифицированы в качестве письменного разъяснения для целей ст. 75 и 111 НК РФ, и не должны служить основанием для освобождения от начисления пени и применения ответственности. Такого же мнения придерживается Высший арбитражный суд РФ (постановление от 21.03.2006 N 13815/05).
     
     Вместе с тем не отражение в акте налоговой проверки отдельных фактов правонарушений дает основания предполагать, что у налогового органа нет сомнений в правильности исчисления налогоплательщиком налогов в этой части (определение Конституционного Суда РФ от 12.07.2006 N 267-О). В связи с этим в случае выявления нарушений при проведении очередной налоговой проверки, ранее не квалифицированных в качестве таковых, акт предыдущей налоговой проверки может рассматриваться как обстоятельство, смягчающее ответственность (ст. 114 НК РФ), поскольку данное правонарушение было допущено налогоплательщиком в силу добросовестного заблуждения относительно правильности определения им налоговых обязательств.
     

     У организации есть дебиторская задолженность с истекшим сроком исковой давности. В каком порядке осуществляется ее списание для целей исчисления налога на прибыль?
     
     В соответствии с подп. 2 п. 2 ст. 265 НК РФ к внереализационным расходам приравниваются убытки, полученные налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде. К таковым относятся, в частности, суммы безнадежных долгов. Согласно п. 2 ст. 266 НК РФ безнадежными (нереальными к взысканию) признаются долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения на основании акта государственного органа или ликвидации организации.
     
     Следовательно, налогоплательщик имеет право учесть для целей исчисления налога на прибыль дебиторскую задолженность с истекшим сроком исковой давности.
     
     Общий срок исковой давности (срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено), установленный ст. 196 Гражданского кодекса РФ, составляет три года. Течение срока исковой в соответствии с п. 1 ст. 200 ГК РФ начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Течение срока исковой давности прерывается предъявлением иска в установленном порядке, а также совершением обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга (ст. 203 ГК РФ). После перерыва течение срока исковой давности начинается заново; время, истекшее до перерыва, не засчитывается в новый срок.
     
     Порядок списания дебиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности НК РФ не установлен, в связи с чем на основании ст. 11 Кодекса необходимо руководствоваться правилами бухгалтерского учета. Дебиторская задолженность, по которой срок исковой давности истек, подлежит списанию на основании данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации (п. 77 приказа Минфина России от 29.07.1998 N 34н "Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации").
     
     До недавнего времени арбитражная практика исходила из следующего: признание списанной дебиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности во внереализационных расходах осуществляется в периоде ее фактического списания при наличии приказа руководителя организации по результатам проведенной инвентаризации (определение ВАС РФ от 21.05.2008 N 3586/08).
     

     Однако такой подход постановлением ВАС РФ от 15.06.2010 N 1574/10 признан несоответствующим закону. Суд указал: НК РФ не предоставляет налогоплательщику права на произвольный выбор налогового периода, когда в состав внереализационных расходов включается безнадежная к взысканию задолженность. В связи с этим задолженность, по которой истек срок исковой давности, в любом случае подлежит включению во внереализационные расходы в периоде истечения срока исковой давности, а не в произвольно выбранном налогоплательщиком налоговом периоде. Данный вывод основан на положениях п. 1 ст. 272 НК РФ: расходы для целей налогообложения признаются таковыми в отчетном (налоговом периоде), к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты.
     
     Из анализа вышеуказанных норм в их взаимосвязи следует, что налогоплательщик для учета дебиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности в целях исчисления налога на прибыль должен провести инвентаризацию, письменно обосновать отсутствие реальной перспективы для погашения такой задолженности и издать приказ (распоряжение) о списании этой задолженности.
     
     Кроме того, с учетом требований ст. 252 НК РФ налогоплательщик должен документально подтвердить факт наличия дебиторской задолженности и истечение срока исковой давности для ее взыскания. К документам, подтверждающим указанные факты, относятся договоры, акты приема-передачи, письма, накладные и другие первичные документы. Из таких же подходов исходит и судебная практика (определение ВАС РФ от 11.01.2010 N ВАС-17715/09, постановления ФАС Волго-Вятского округа от 28.07.2010 N А82-7476/2009, Московского округа от 02.09.2010 N КА-А40/9678-10-2).
     
     Возможность учета в целях налогообложения прибыли списанной дебиторской задолженности не поставлена законом в зависимость от совершения налогоплательщиком действий по ее взысканию, хотя на практике бездействие нередко является основанием для отказа налогоплательщику в праве на уменьшение налога на прибыль на сумму списанной дебиторской задолженности.
     
     Однако такая позиция не поддерживается судебной практикой. В вышеуказанном постановлении ВАС РФ подтвердил: неосуществление налогоплательщиком действий, направленных на взыскание задолженности не является препятствием для ее списания в случае истечения срока исковой давности и учета в целях исчисления налога на прибыль.