Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Вопросы-ответы


Вопросы-ответы

     
     Уважаемые читатели! В нашем журнале вы можете найти разъясняющие комментарии к новым нормативным актам, так или иначе затрагивающим вашу работу. Однако мы решили не ограничиваться документами, недавно вступившими в силу. Ведь нередко у вас возникают вопросы по уже действующим и не очень понятным нормам закона. Разобраться в них поможет рубрика "Вопросы-Ответы", в которой принимают участие специалисты профильных министерств и ведомств и, конечно, практикующие консультанты, аудиторы, юристы.
     
На вопрос отвечает советник Минфина России Т.М. Замятина
     
     Индивидуальный предприниматель занимается розничной торговлей, арендуя помещения на разных этажах здания торгового комплекса. На каждое помещение (площадь торгового зала каждого помещения менее 150 кв. м) имеется отдельный договор аренды. Как плательщику ЕНВД следует рассчитывать площадь торгового зала: в целом или по каждому объекту торговли?
     
     На основании письма Минфина России от 31.12.2010 N 03-11-11/335 можно сделать следующий вывод: в соответствии с подп. 6 п. 2 ст. 346.26 Налогового кодекса РФ на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности могут переводиться налогоплательщики, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере розничной торговли через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 кв. м по каждому объекту организации торговли.
     
     Согласно ст. 346.27 Кодекса стационарной торговой сетью, имеющей торговые залы, является торговая сеть, расположенная в предназначенных для ведения торговли зданиях и строениях (их частях), имеющих оснащенные специальным оборудованием обособленные помещения, предназначенные для ведения розничной торговли и обслуживания покупателей. К данной категории торговых объектов относятся магазины и павильоны.
     
     При этом магазин - это специально оборудованное здание (его часть), предназначенное для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченное торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже.
     
     Павильон - это строение, имеющее торговый зал и рассчитанное на одно или несколько рабочих мест.
     

     Статьей 346.27 Кодекса определено, что площадь торгового зала - часть магазина, павильона (открытой площадки), занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей, площадь контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин, площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов для покупателей. К площади торгового зала относится также арендуемая часть площади торгового зала. Площадь подсобных, административно-бытовых помещений, а также помещений для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, в которых не производится обслуживание покупателей, не относится к площади торгового зала. Площадь торгового зала определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов.
     
     В целях применения гл. 26.3 Кодекса к инвентаризационным и правоустанавливающим документам относятся любые имеющиеся у организации или индивидуального предпринимателя документы на объект стационарной торговой сети, содержащие необходимую информацию о назначении, конструктивных особенностях и планировке помещений такого объекта, а также информацию, подтверждающую право пользования данным объектом (договор купли-продажи нежилого помещения, технический паспорт на нежилое помещение, планы, схемы, экспликации, договор аренды (субаренды) нежилого помещения или его части (частей), разрешение на право обслуживания посетителей на открытой площадке и другие документы).
     
     Статьей 346.29 Кодекса установлено, что при исчислении суммы единого налога на вмененный доход в отношении предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны, используется физический показатель "площадь торгового зала (в квадратных метрах)".
     
     Таким образом, если розничная торговля осуществляется с использованием нескольких торговых объектов с площадью торгового зала не более 150 кв. м по каждому объекту организации торговли, которые относятся к одному магазину (павильону) и находятся в одном здании торгового комплекса, то для определения величины физического показателя при расчете суммы единого налога на вмененный доход суммируется площадь всех торговых залов.
     
     Если розничная торговля осуществляется с использованием нескольких торговых объектов с площадью торгового зала не более 150 кв. м по каждому объекту организации торговли, которые находятся в одном здании торгового комплекса, но являются самостоятельными магазинами (павильонами), то при расчете суммы единого налога на вмененный доход учитывается площадь торгового зала по каждому магазину (павильону) в отдельности согласно инвентаризационным и правоустанавливающим документам.
     

     Организация реализует юридическим и физическим лицам питьевую воду в 19 литровых бутылях за наличный и безналичный расчет. Образцы товара выложены на стенде в офисе, товар хранится на складе. Покупатель оплачивает товар в офисе, а товар либо отпускается на складе, либо доставляется на дом. Подлежит ли указанная торговля обложению ЕНВД?
     
     Согласно письму Минфина России от 31.12.2010 N 03-11-06/3/175, в соответствии со ст. 492 Гражданского кодекса РФ по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
     
     Статьей 493 ГК РФ установлено, что договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара.
     
     При условии соблюдения положений гл. 26.3 НК РФ в отношении розничной торговли может применяться система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
     
     Статьей 346.27 Кодекса определено, что розничная торговля - предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами (в т.ч. за наличный расчет, а также с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли-продажи. При этом к данному виду предпринимательской деятельности не относится, в частности, реализация товаров по образцам и каталогам вне стационарной торговой сети.
     
     В связи с этим реализация товаров по образцам, оплата которых осуществляется физическими лицами в офисе, а отпуск производится со склада организации, не относится к розничной торговле, предусмотренной гл. 26.3 Кодекса, и подлежит налогообложению в рамках иных режимов налогообложения.
     
     Не относится к розничной торговле также реализация товаров по договорам, заключаемым в офисе организации и предусматривающим доставку и оплату товара покупателями на дому.
     
На вопрос отвечает управляющий партнер консалтингового объединения ФАКТОР ГРУПП, действительный член Палаты налоговых консультантов РФ Л.И. Самсонова
     

    Материнская компания является единоличным учредителем дочерней компании. Облагается ли налогом на прибыль безвозмездная передача собственного простого векселя от материнской компании дочерней и безвозмездная передача векселя третьего лица от материнской компании дочерней? Срок погашения векселей составляет менее одного года.
     
     Согласно подп. 11 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде имущества, полученного российской организацией безвозмездно:
     
     - от организации, если уставный (складочный) капитал (фонд) получающей стороны более чем на 50% состоит из вклада (доли) передающей организации;
     
     - от организации, если уставный (складочный) капитал (фонд) передающей стороны более чем на 50% состоит из вклада (доли) получающей организации;
     
     - от физического лица, если уставный (складочный) капитал (фонд) получающей стороны более чем на 50% состоит из вклада (доли) этого физического лица. При этом полученное имущество не признается доходом для целей налогообложения только в случае, если в течение одного года со дня его получения указанное имущество (за исключением денежных средств) не передается третьим лицам.
     
     По смыслу письма Минфина России от 12.11.2009 N 03-03-06/1/748, когда материнская компания с долей владения более 50% безвозмездно передает дочерней организации собственный простой вексель, внереализационного дохода не возникает, поскольку к погашению вексель будет предъявлен именно материнской организации.
     
     Ранее Минфин России в письме от 24.03.2009 N 03-03-06/1/185 сделал вывод, что вексель, срок погашения которого составляет менее одного года, полученный безвозмездно от материнской организации российской организацией, уставный капитал которой более чем на 50% состоит из вклада (доли) материнской организации, признается доходом для целей налогообложения прибыли организаций.
     
     В данном случае погашение векселя рассматривается Минфином России как его передача третьему лицу.
     
     Как видно, разъяснения Минфина России в вышеуказанных письмах содержат прямо противоположные выводы.
     

     Вместе с тем согласно ст. 38 НК РФ под имуществом понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Согласно ст. 143 ГК РФ вексель является одним из видов ценным бумаг, которые в силу ст. 128 ГК РФ признаются имуществом.
     
     Пунктом 2 ст. 130 ГК РФ предусмотрено, что вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом. Регистрация прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев, указанных в законе.
     
     В письме Минфина России от 21.07.2005 N 03-03-03/2 отмечено, что при получении российской организацией долговых ценных бумаг погашение указанных ценных бумаг в течение одного года с момента получения не может рассматриваться как передача имущества третьим лицам, за исключением случаев досрочного погашения долговых ценных бумаг.
     
     Согласно позиции Минфина России, отраженной в письме от 12.11.2008 N 03-03-06/1/622, безвозмездная передача векселя третьего лица между организациями, указанными в подп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ, регулируется положениями указанного подпункта и, соответственно, в целях налогообложения прибыли стоимость такого векселя не признается у получающей организации доходом.
     
     Таким образом, при получении собственных векселей и векселей третьих лиц, сроки погашения которых составляют менее одного года от материнской организации дочерней, доход в виде безвозмездно полученного имущества, подлежащий налогообложению, не возникает.
     
     Льгота будет действовать лишь в том случае, если полученное имущество в течение года с момента его получения не передается третьим лицам.
     
     Поскольку устойчивая арбитражная практика по данному вопросу не сформировалась, хотелось бы рекомендовать избегать систематического использования операций по безвозмездной передаче в рамках одной группы компаний (холдинга) векселей и других ценных бумаг со сроком погашения менее одного года.
     
На вопрос отвечает управляющий партнер консалтингового объединения ФАКТОР ГРУПП М. Стаканов
     
     Налоговым органом проводилась выездная налоговая проверка по вопросам соблюдения налогового законодательства РФ по налогам и сборам на территории организации в помещениях, выделенных для сотрудников налогового органа. По результатам проверки составлен акт. Организация, не согласившись с доводами налогового органа, направила в установленный срок возражения на акт выездной налоговой проверки. По результатам рассмотрения письменных возражений налоговый орган вынес решение о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля. В решении одним из пунктов дополнительных мероприятий значится "проведение выемки документов в соответствии со статьей 94 Налогового кодекса РФ для проведения экспертизы". Организация, полагая, что постановление налогового органа по производству выемки документов вынесено незаконно, поскольку перечень мероприятий налогового контроля, которые возможно провести в рамках решения о назначении дополнительных мероприятии, является закрытым.
     
     Так, согласно
п. 6 ст. 101 НК РФ в качестве дополнительных мероприятий налогового контроля могут проводиться: истребование документов в соответствии со ст. 93 и 93.1 НК РФ, допрос свидетеля, проведение экспертизы. Возможность производства выемки документов вышеуказанной нормой не предусмотрено. Является ли позиция организации правомерной?
     
     В соответствии с п. 14 ст. 89, пп. 1 и 8 ст. 94 Налогового кодекса РФ выемка подлинников документов может производиться лицом, осуществляющим выездную проверку, на основании мотивированного постановления в случаях, когда для проведения мероприятий налогового контроля недостаточно копий документов проверяемого лица и у налоговых органов есть достаточные основания полагать, что подлинники документов могут быть уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены.
     
     При этом выемка подлинников документов не отнесена п. б ст. 101 НК РФ к числу возможных дополнительных мероприятий налогового контроля. Однако по данному вопросу представляется интересной позиция ФАС Центрального округа, отраженная в постановлении от 30.03.2009 по делу N А36-2365/2008.
     
     Суд отметил, что решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля принимается при наличии обстоятельств, исключающих возможность вынесения правильного и обоснованного решения о привлечении или об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности на основании имеющихся материалов налоговой проверки.
     
     В рассматриваемом случае решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля принято инспекцией в связи с наличием обстоятельств, указывающих на недобросовестность общества и (или) его контрагентов.
     
     Необходимость проведения частичной выемки документов за проверяемый период налоговым органом обоснована целью назначения экспертизы исследования подписи на документах, имеющих отношение к финансово-хозяйственным операциям между налогоплательщиком и его контрагентами, руководители которых в ходе допросов пояснили, что не имеют отношения к деятельности этих организаций, общества не создавали, документы не подписывали. Данная экспертиза невозможна без оригиналов документов.
     
     Определением ВАС РФ от 30.06.2009 N ВАС-7529/09 подтверждена правомерность выводов, изложенных в постановлении от 30.03.2009. Устойчивая арбитражная практика по данному вопросу не сложилась.
     
     Таким образом, по мнению суда, возможность проведения выемки документов в рамках назначенных дополнительных мероприятий налогового контроля допускается исключительно с целью проведения экспертизы исследования подписей на изъятых документах. Скорее всего, свою позицию налогоплательщику придется отстаивать в судебном порядке.
     
На вопросы отвечает Управляющий партнер группы компаний "Налоговый щит" В.В. Брызгалин
     
     Налоговая инспекция в отношении нашей организации приняла решение о привлечении к налоговой ответственности, доначислила недоимку, пени и направила требование об уплате налога. Решение инспекции мы не обжаловали и указанные суммы заплатили. Однако считаем, что оснований к начислению указанных сумм не было, поэтому у нас существует переплата. Имеем ли мы право на возврат указанных сумм?
     
     В соответствии со ст. 82 НК РФ при проведении налоговым органом проверки соблюдения законодательства о налогах и сборах выявляется надлежащее или ненадлежащее исполнение налогоплательщиком обязанностей по уплате налогов или сборов. По результатам проверки в отношении налогоплательщика выносится решение в соответствии со ст. 101 НК РФ. На основании этого решения налогоплательщику при наличии у него недоимки выставляется требование об уплате налога и соответствующих пеней (ст. 69, 70 НК РФ).
     
     Соответственно, направление требования об уплате налога - это составная часть процедуры принудительного исполнения обязанности по уплате налога для организации, которая является мерой принудительного характера. Поэтому перечисление денежных средств по требованию во исполнение решения налогового органа не может быть квалифицировано в качестве добровольного исполнения плательщиком налогов обязанностей по уплате налога и сбора. Таким образом, перечисление налогоплательщиком денежных средств по требованию налогового органа в уплату доначисленных решением налогового органа налога и пеней носит характер взыскания налоговым органом недоимки (постановление ВАС РФ от 29.03.2005 N 13592/04).
     
     С учетом этого считаем, что в вышеуказанной ситуации плательщик налогов вправе полагать, что в отношении него были излишне взысканы суммы налога и пеней, и в соответствии со ст. 79 НК РФ вправе требовать возврата суммы излишне взысканных налога и пеней.
     
     Статьей 45 Конституции РФ установлено, что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. В соответствии со ст. 22 НК РФ порядок защиты прав и законных интересов налогоплательщиков определяется НК РФ и иными федеральными законами. Согласно ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов и пеней. Таким образом, если в отношении налогоплательщика были излишне взысканы суммы налога и пени, то он имеет право требовать возврата этих сумм.
     
     Согласно ст. 137 НК РФ каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если по мнению этого лица такие акты, действия или бездействие нарушают его права. При этом из анализа указанной нормы и судебной практики ее применения (п. 48 постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой НК РФ") следует, что начисленные налоговым органом суммы по решению о привлечении к налоговой ответственности могут быть оспорены при отсутствии оспаривания самого этого решения. Такими же подходами руководствуется и арбитражная практика в настоящее время (постановление Президиума ВАС РФ от 13.02.2007 N 12943/06).
     
     Иначе говоря, истечение сроков судебного обжалования решения не лишает налогоплательщика права на обращение в суд с требованием о возврате из бюджета излишне взысканных налогов и пени, в рамках которого должен быть рассмотрен вопрос о правомерности (неправомерности) оснований доначисления сумм налогов и пеней. Данный вывод подтверждается арбитражной практикой (постановления ВАС РФ от 05.12.2006 N 8689/06, ФАС Московского округа от 07.12.2007 N КА-А4042144/06-141-256 и др.).
     
     Таким образом, считаем, что налогоплательщик в вышеуказанной ситуации не лишен возможности требовать возврата излишне взысканных налоговых сумм в порядке, предусмотренном ст. 79 НК РФ.
     
     Наша организация реализовала покупателю товар. Сумма реализации была отражена в налоговом учете в момент его реализации. В настоящее время покупатель с учетом своего ухудшившегося имущественного положения предлагает нам заключить соглашение, по которому 50% долга он погашает, а остальные 50% долга наша организация ему прощает. Имеем ли мы право для целей исчисления налога на прибыль учесть в расходах 50% прощенного долга?
     
     В соответствии со ст. 415 ГК РФ под прощением долга понимается освобождение кредитором должника от его обязанностей.
     
     Таким образом, в указанной ситуации планируемое соглашение в качестве гражданско-правовых последствий будет иметь частичное прощение долга покупателя перед продавцом.
     
     В соответствии со ст. 252 НК РФ налогоплательщик для целей исчисления налога на прибыль уменьшает доходы на сумму произведенных расходов. Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, - убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
     
     Группировка расходов определена ст. 252 НК РФ и включает расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы. При этом перечень внереализационных расходов и приравниваемых к таким расходам убытков налогоплательщика, непосредственно не связанных с производством и реализацией, не является исчерпывающим (п. 2 ст. 265 НК РФ). Указанные обстоятельства позволяют налогоплательщику учесть в составе расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, и иные расходы и убытки при условии соответствия их критериям, установленным ст. 252 НК РФ (документальная подтвержденность и экономическая оправданность).
     
     Анализ вышеуказанных положений позволяет говорить, что к таким убыткам могут быть приравнены и убытки, полученные налогоплательщиком в результате прощения долга. В данном случае, по нашему мнению, прощение долга не будет являться дарением, т.к. признается таковым только в случае, когда кредитор намерен освободить должника от обязанности по уплате долга в качестве дара (постановление Президиума ВАС РФ от 15.07.2010 N2833/10).
     
     Однако полагаем, что при прощении долга налогоплательщик должен для подтверждения соответствия расходов критериям ст. 252 НК РФ иметь документальное подтверждение направленности прощения долга на получение дохода, о чем может свидетельствовать наличие у кредитора, освобождающего должника от лежащих на нем обязанностей, коммерческого интереса в прощении долга. Например, частичное погашение долга к определенной дате может являться условием для частичного прощения долга.
     
     Таким образом, по указанным выше основаниям расходы налогоплательщика по прощению долга в данном случае в принципе могут быть учтены для целей налогообложения. Вместе с тем необходимо учитывать, что при решении данного вопроса следует исходить из конкретного содержания и характера операции.
     
     Наша организация подала в Управление ФНС России апелляционную жалобу на решение инспекции о привлечении нашей организации к налоговой ответственности. УФНС России с нарушением месячного срока для рассмотрения апелляционной жалобы (п. 3 ст. 140 НК РФ) отменило решение инспекции и приняло новое решение, которым доначислило нашей организации недоимку по налогу и суммы штрафных санкций. Правомерны ли такие действия?
     
     В соответствии с п. 3 ст. 140 НК РФ вышестоящий налоговый орган принимает решение по жалобе по общему правилу в течение одного месяца со дня ее получения. Указанный срок может быть продлен для получения у нижестоящих налоговых органов документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы, но не более чем на 15 дней. О принятом решении в течение трех дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу.
     
     В случае нарушения сроков рассмотрения жалобы налогоплательщика НК РФ не устанавливает каких-либо негативных последствий для легитимности решения вышестоящего налогового органа по этой жалобе. При рассмотрении судами вопроса о влиянии нарушения сроков рассмотрения жалобы налогоплательщика на легитимность решения по жалобе суды указывают, что срок принятия решения по жалобе в соответствии со ст. 140 НК РФ не является пресекательным и налоговое законодательство не устанавливает последствий его несоблюдения в виде отмены или признания недействительным, соответственно нарушение срока рассмотрения жалобы не является самостоятельным основанием для признания решения вышестоящего налогового органа недействительным (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 18.10.2010 N А45-25219/2009).
     
     Однако при принятии вышестоящим налоговым органом решения по итогам рассмотрения апелляционной жалобы он не вправе принимать решение, ухудшающее положение налогоплательщика, т.е. в соответствии с которым на налогоплательщика возлагаются дополнительные обязанности, в частности в виде взыскания с него дополнительных налоговых платежей, не указанных в оспариваемом решении. Иной подход создавал бы налогоплательщику препятствия для свободного волеизъявления в процессе реализации им права на обжалование вынесенного решения, а также фактически означал бы осуществление контрольной функции за деятельностью нижестоящего налогового органа вне процедуры, определенной законодательством (постановление ВАС РФ от 28.07.2009 N 5172/09).
     
     Таким образом, решение Управления ФНС России в вышеуказанной ситуации может быть признано арбитражным судом неправомерным.
     
     Вместе с тем вышестоящий налоговый орган, установив обстоятельства, согласно которым с налогоплательщика могут быть взысканы налоговые платежи, не указанные в резолютивной части оспариваемого решения, вышестоящий налоговый орган не лишен возможности провести повторную выездную налоговую проверку в соответствии с подп. 1 п. 10 ст. 89 НК РФ. По результатам такой проверки вышестоящий налоговый орган может принять решение о доначислении налоговых платежей и пени.
     
     Кроме того, мы считаем, что при вынесении вышестоящим налоговым органом решения по итогам проведения повторной выездной налоговой проверки или при вынесении им нового решения по итогам рассмотрения апелляционной жалобы налогоплательщику должны быть обеспечены его процессуальные права согласно НК РФ. В частности, к ним относятся права, предусмотренные ст. 100 и 101 НК РФ, а именно право предоставить свои возражения на акт налоговой проверки (в т.ч. при новом рассмотрении материалов проверки вышестоящим налоговым органом после отмены решения нижестоящего налогового органа), право участия при рассмотрении материалов налоговой проверки.
     
     Необеспечение соблюдения указанных процессуальных прав плательщика налогов вышестоящим налоговым органом при принятии им нового решения в рамках рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с п. 14 ст. 101 НК РФ может являться основанием для признания судом незаконным принятого Управлением решения или его отмены вышестоящим налоговым органом.
     
На вопросы отвечает ведущий эксперт-консультант по налогообложению, преподаватель группы компаний "ЭЛКОД", аттестованный преподаватель Института профессиональных бухгалтеров и аудиторов России, член Палаты налоговых консультантов РФ П.В. Колмакова
     


     
     Наша сотрудница 25 декабря 2010 года написала заявление о предоставлении ей отпуска по беременности и родам, а также предоставила листок нетрудоспособности на дородовый и послеродовый отпуска общей продолжительностью 140 календарных дней. Пособие по беременности и родам было выплачено 30 декабря 2010 года. Нужно ли в 2011 году (в связи с вступлением в силу новых правил расчета социальных пособий) сделать перерасчет пособия и можем ли мы потребовать вернуть излишне выплаченное пособие, если при применении нового расчета размер пособия будет меньше ранее исчисленного и выплаченного?
     
     Федеральным законом от 08.12.2010 N 343-ФЗ с 1 января 2011 года внесены изменения в порядок назначения и расчета пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет, который установлен Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством". Согласно ст. 3 Закона N 343-ФЗ, если начало отпуска по беременности и родам приходится на 2011 год, то пособие назначается по новым правилам, которые действуют с начала этого года. В тех ситуациях, когда начало отпуска приходится на 2010 год, а его окончание на 2011 год, та часть пособия, которая выплачена за дни отпуска, приходящиеся на 2010 год, рассчитывается по правилам, действовавшим в 2010 году. Другую часть пособия за дни отпуска в 2011 году необходимо пересчитать по новым правилам.
     
     Если величина пособия, рассчитанная по-новому, будет больше, чем у исчисленного по старым правилам, сотруднице необходимо будет доплатить разницу. В той ситуации, когда при использовании нового расчета сумма пособия окажется меньше исчисленного ранее, то пособие за дни отпуска в 2011 году не подлежит корректировке и не удерживается.
     
     Сотрудник в январе 2011 года представил для оплаты два листка нетрудоспособности. Первый открыт 15 декабря 2010 года, а второй - 12 января 2011 года и является продолжением первого. Работник приступил к работе 25 января 2011 года. Сколько дней в данном случае должно быть оплачено за счет средств работодателя: шесть (по три дня по каждому листку нетрудоспособности), пять (два дня по первому листку и три по второму), только два (по старым правилам), только три (по новым правилам)?
     
     Согласно ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" пособие по временной нетрудоспособности в случае болезни работника с 1 января 2011 года выплачивается за первые три дня временной нетрудоспособности за счет средств работодателя, а за остальной период начиная с четвертого дня временной нетрудоспособности - за счет средств бюджета ФСС России. Для выплаты пособия по временной нетрудоспособности страховым случаем является заболевание, травма и другие виды временной нетрудоспособности.
     

     Листок нетрудоспособности является документом, подтверждающим факт наступления страхового случая, в котором отмечается начало его возникновения (дата открытия листка нетрудоспособности) и его завершение (дата его закрытия). Итоговыми записями в листке нетрудоспособности могут быть: "выписан на работу", "признан инвалидом", "умер". Поэтому одним страховым случаем временной нетрудоспособности следует считать случай временной нетрудоспособности, завершенный одним законченным периодом нетрудоспособности, удостоверенный листком нетрудоспособности с учетом всех листков нетрудоспособности, выданных в продолжение первичного листка нетрудоспособности (письмо ФСС России от 18.08.2004 N 02-18/11-5676).
     
     В данном случае мы имеем дело с одним страховым случаем, который начался в 2010 году, а закончился в 2011 году. Новые правила финансирования расходов на социальное страхование в части оплаты первых трех дней нетрудоспособности за счет работодателя применяются к страховым случаям, наступившим в 2011 году (ст. 3 Федерального закона от 08.12.2010 N 343-ФЗ). Следовательно, в этой ситуации оплате за счет работодателя подлежат первые два дня нетрудоспособности.
     
     Наша сотрудница 25 января 2011 года принесла в бухгалтерию больничный лист по беременности родам, открытый 1 декабря 2010 года. При этом до 25 января 2011 года сотрудница работала, в табеле учета рабочего времени проставлялись явки и ей начислялась и выплачивалась заработная плата. Мы не приняли больничный лист и потребовали от сотрудницы поменять больничный лист в медицинском учреждении. Там ей отказали в обмене и исправлении листка нетрудоспособности. Как в данной ситуации оплачивать больничный лист?
     
     Согласно ст. 255 ТК РФ по заявлению женщины и на основании выданного в установленном порядке листка нетрудоспособности предоставляются отпуска по беременности и родам продолжительностью 140 или 194 календарных дней с выплатой пособия по государственному социальному страхованию. Выдача листка нетрудоспособности по беременности и родам производится в 30 или 28 недель беременности. Если женщина при обращении в медицинскую организацию в установленный срок отказывается от получения листка нетрудоспособности, при повторном ее обращении до родов для оформления отпуска по беременности и родам такой листок выдается на 140 календарных дней (на 194 календарных дня - при многоплодной беременности) с даты первичного обращения за указанным документом (п. 48 приказа Минздравсоцразвития России от 01.08.2007 N 514 "О Порядке выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности").
     
     В рассматриваемой ситуации сотрудники медучреждения поступили абсолютно правильно, выдав больничный лист с момента возникновения права на отпуск по беременности и родам. Для оплаты больничного необходимо попросить сотрудницу написать заявление о предоставлении отпуска по беременности и родам стой даты, с которой она фактически планирует им воспользоваться, и оплатить только те дни нетрудоспособности, которые приходятся на "нерабочий" период. Если же вы решите оплатить больничный лист за все дни, то должны быть готовы к тому, что при проверке ФСС России эти выплаты не будут приняты к зачету.
     

    Спонсор рубрики: компания "ЭЛКОД"