Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Федеральный закон от 28 декабря 2010 N 395-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"


Федеральный закон

от 28 декабря 2010 N 395-ФЗ

"О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"*1

     _____
     *1 Текст документа не приводится. Тексты всех нормативных документов см. на сайте www.nalvest.ru.
     

Комментарий

     
     М.А. Климова,
налоговый консультант, к.э.н.
     
     Федеральный закон от 28.12.2010 N 395-ФЗ (далее - Закон N 395-ФЗ) вступил в силу (за исключением отдельных положений) с 30 января 2011 года.
     
     Нормы Закона N 395-ФЗ изменяют правила уплаты налога на прибыль, НДФЛ, НДС, земельного налога, отдельные положения глав Налогового кодекса РФ о ЕНВД и УСН.
     

Изменения законодательства о налоге на прибыль организаций

Определение сроков полезного использовании нематериальных активов

     Изменения, затрагивающие интересы наибольшего числа налогоплательщиков, внесены в гл. 25 НК РФ.
     
     Так, принципиально обновлен подход к определению сроков полезного использования нематериальных активов, перечисленных в новом абз. 2 п. 2 ст. 258:
     
     1) исключительного права патентообладателя на изобретение, промышленный образец, полезную модель;
     
     2) исключительного права автора и иного правообладателя на использование программы для ЭВМ, базы данных;
     
     3) исключительного права автора или иного правообладателя на использование топологии интегральных микросхем;
     
     4) исключительного права патентообладателя на селекционные достижения;
     
     5) владения "ноу-хау", секретной формулой или процессом, информацией в отношении промышленного, коммерческого или научного опыта.
     
     По таким нематериальным активам налогоплательщик с 1 января 2011 года (эта норма применяется именно с начала нового налогового периода согласно п. 5 ст. 5 Закона N 395-ФЗ) вправе самостоятельно определить срок полезного использования, который не может быть менее двух лет.
     
     В силу п. 1 ст. 258 НК РФ срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию объекта амортизируемого имущества, следовательно, названное нововведение распространяется только на объекты нематериальных активов, вводимые в эксплуатацию не ранее 1 января 2011 года. Пересмотр сроков полезного использования находившихся на эту дату в эксплуатации объектов законодательством не предусмотрен.
     
     Самостоятельность при выборе срока полезного использования означает, что налогоплательщик вправе учесть особенности эксплуатации объекта НМА, а не ориентироваться строго на сроки, определенные документами, подтверждающими правообладание. В то же время выбор срока - пусть и самостоятельный - должен быть мотивированным, и основания для его определения необходимо отразить в акте на ввод объекта в эксплуатацию.
     
     Право выбора предоставлено только в отношении перечисленных выше типов объектов, на которые прямо ссылается абз. 2 п. 2 ст. 258 НК РФ в ред. Закона N 395-ФЗ. При определении срока полезного использования иных видов нематериальных активов в налоговом учете необходимо руководствоваться привычными правилами (п. 2 ст. 258 НК РФ):
     
     - определение срока полезного использования объекта НМА производится исходя из срока действия патента, свидетельства и (или) из других ограничений сроков использования объектов интеллектуальной собственности в соответствии с законодательством Российской Федерации или применимым законодательством иностранного государства, а также исходя из полезного срока использования НМА, обусловленного соответствующими договорами;
     
     - для нематериальных активов, по которым невозможно определить срок полезного использования их объекта, нормы амортизации устанавливаются в расчете на срок полезного использования, равный 10 годам (но не более срока деятельности налогоплательщика).
     
     В бухгалтерском учете ПБУ 14/2007 "Учет нематериальных активов", утв. приказом Минфина России от 27.12.2007 N 153н, (пп. 24-27) предполагает определение срока полезного использования при принятии объекта к учету исходя из:
     
     - срока действия прав организации на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации и периода контроля над активом;
     
     - ожидаемого срока использования актива, в течение которого организация предполагает получать экономические выгоды (или использовать в деятельности, направленной на достижение целей создания некоммерческой организации).
     
     В бухгалтерском учете выделяются также нематериальные активы, по которым невозможно надежно определить срок полезного использования - НМА с неопределенным сроком полезного использования. В отношении них ежегодно должен производиться анализ возможности с учетом вновь открывающихся обстоятельств надежно определить срок полезного использования.
     
     Как видим, в бухгалтерском учете также возможен переход на самостоятельное определение сроков полезного использования исходя из предполагаемого срока эксплуатации актива.
     
     С помощью учетной политики можно добиться сближения подходов к оценке сроков полезного использования означенных видов НМА в двух видах учета.
     

Оценка авансов и задатков, выраженных в иностранной валюте

     
     Еще одним долгожданным новшеством стало изменение подхода к оценке валютных авансов и задатков (как выданных, так и полученных).
     
     В бухгалтерском учете, уже начиная с 2008 года, действуют следующие правила (пп. 9 и 10 ПБУ 3/2006 "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте", утв. приказом Минфина России от 27.11.2006 N 154н) оценки выраженных в иностранной валюте авансов, предоплат и задатков:
     
     - средства полученных и выданных авансов и предварительной оплаты, задатков принимаются в оценке в рублях по курсу, действовавшему на дату совершения операции в иностранной валюте, в результате которой указанные активы и обязательства принимаются к бухгалтерскому учету;
     
     - активы и расходы, оплаченные организацией в предварительном порядке либо в счет оплаты которых организация перечислила аванс или задаток, признаются в бухгалтерском учете этой организации в оценке в рублях по курсу, действовавшему на дату пересчета в рубли средств выданного аванса, задатка, предвари тельной оплаты (в приходящейся на них части);
     
     - доходы организации при условии получения аванса, задатка, предварительной оплаты признаются в бухгалтерском учете этой организации в оценке в рублях по курсу, действовавшему на дату пересчета в рубли средств полученного аванса, задатка, предварительной оплаты (в приходящейся на них части);
     
     - пересчет стоимости указанных активов и средств полученных и выданных авансов, предварительной оплаты, задатков после принятия их к бухгалтерскому учету в связи с изменением курса не производится. В налоговом учете налогоплательщик, совершающий операции, номинированные в иностранной валюте, предполагающие поступление и выдачу авансов и задатков, вынужден был, руководствуясь п. 8 ст. 271 и п. 10 ст. 272 НК РФ, пересчитывать указанные суммы в рублевый эквивалент на дату признания соответствующего дохода или расхода.
     
     При применении метода начисления это означало, что курс Банка России (или кросс-курс) для пересчета следовало выбирать на дату реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), определяемую в соответствии с п. 1 ст. 39 НК РФ, независимо от фактического поступления (перечисления, передачи) денежных средств (иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав) в их оплату, а для внереализационных доходов - на дату подписания акта приема-передачи имущества (приемки-сдачи работ, услуг).
     
     Таким образом, валютные курсы для определения рублевого эквивалента никогда не совпадали, что порождало неустранимые разницы в суммах доходов и расходов в двух видах учета. И это даже при том, что с 2010 года из состава внереализационных доходов (расходов) были исключены такие их виды, как положительные (отрицательные) курсовые разницы, возникающие при переоценке выданных (полученных) авансов, выраженных в иностранной валюте (п. 11 ст. 250 и подп. 5 п. 1 ст. 265 НК РФ).
     
     В течение 2010 года Минфин России и ФНС России неоднократно высказывали мнение, что стоимость имущества, оплаченного в иностранной валюте авансом или после фактической поставки, может определяться по курсу Банка России, действовавшему на дату перечисления аванса (даты перечисления авансов, если предварительная оплата осуществлялась в несколько этапов), в части, приходящейся на него (без последующей переоценки), и на дату перехода права собственности на имущество в части его последующей оплаты (см., например, письма Минфина России от 28.10.2010 N 03-03-05/239, от 30.09.2010 N 03-03-06/1/620, от 30.07.2010 N 03-03-06/1/504, от 30.07.2010 N 03-03-06/2/136, от 08.06.2010 N 03-03-06/1/393, от 02.06.2010N03-03-06/1/369,от 24.02.2010 N 03-03-06/1/86, от 12.04.2010 N 03-03-06/4/40, от 13.05.2010 N 03-03-06/1/328, ФНС России от 31.08.2010 N ШС-37-3/10322@).
     
     Однако лишь с 30 декабря 2010 года (т.е. с даты официального опубликования Закона N 395-ФЗ, а именно с этой даты вступают в силу рассматриваемые новшества согласно п. 2 ст. 5 этого закона) законодатель устранил неопределенность непосредственно в НК РФ:
     
     - в случае получения аванса, задатка доходы, выраженные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по официальному курсу, установленному Центральным банком РФ на дату их получения (в части, приходящейся на аванс, задаток) (п. 8 ст. 271);
     
     - в случае перечисления аванса, задатка расходы, выраженные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по официальному курсу, установленному Центральным банком РФ на дату их перечисления (в части, приходящейся на аванс, задаток) (п. 10 ст. 272);
     
     - в случае получения аванса, задатка налогоплательщиком, определяющим доходы и расходы по методу начисления, сумма выручки от реализации в части, приходящейся на аванс, задаток, определяется по официальному курсу, установленному Центральным банком РФ на дату их получения (ч. 3 ст. 316 НК РФ). Изменения распространены на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 года (п. 3 ст. 5 Закона N 395-ФЗ), значит, их следует учесть уже при составлении годовой декларации по налогу на прибыль за 2010 год (см. письмо Минфина России от 17.01.2011 N 03-ОЗ-Об/2/б).
     
     Порядок оценки валютных авансов и задатков в налоговом и бухгалтерском учете теперь единый.
     

***

Обратите внимание!

Если авансовый платеж был получен до 1 января 2010 года, он подлежал переоценке, последняя из которых должна была произойти 31 декабря 2009 года. По этому курсу данный аванс и должен отражаться в налоговом учете с 2010 года и в последующие годы.

Кроме того, согласно новой редакции ст. 331 НК РФ по правоотношениям, возникшим с 1 января 2010 года, при учете операций с финансовыми инструментами срочных сделок, базисным активом которых являются иностранная валюта и драгоценные металлы, требования и обязательства не нужно переоценивать в связи с ростом (падением) курса иностранных валют к российскому рублю и цен на драгоценные металлы, устанавливаемых Центральным банком РФ.

    

Установление нулевой ставни налога на прибыль

     
     С 2011 года согласно пп. 1.1 и 4.1, введенным в ст. 284 НК РФ, установлена налоговая ставка 0% для двух новых случаев: - к налоговой базе, определяемой организациями, осуществляющими образовательную и (или) медицинскую деятельность (за исключением налоговой базы
     
     по дивидендам и отдельным видам долговых обязательств, указанных в пп. 3 и 4 ст. 284). Льгота применяется до 1 января 2020 года (п. 6 ст. 5 Закона N 395-ФЗ) с учетом особенностей, установленных новой ст. 284.1 НК РФ;
     
     - к налоговой базе, определяемой по доходам от операций по реализации или иного выбытия (в т.ч. погашения) долей участия в уставном капитале российских организаций, а также акций российских организаций. Льгота применяется с учетом особенностей, установленных новой ст. 284.2 НК РФ, и только в отношении ценных бумаг, приобретенных налогоплательщиками начиная с 1 января 2011 года (п. 7 ст. 5 Закона N 395-ФЗ). Организации, осуществляющие образовательную и (или) медицинскую деятельность, остаются налогоплательщиками, т.е. не освобождаются ни от ведения налогового учета, ни от представления отчетности по налогу на прибыль.
     
     Льготами смогут пользоваться организации, осуществляющие образовательную и (или) медицинскую деятельность, виды которой будут установлены соответствующим Перечнем, утвержденным Правительством РФ. Однако в ст. 284.1 НК РФ указано: льготы не распространяются на деятельность, связанную с санаторно-курортным лечением. Кроме того, для пользования льготой организация должна соответствовать условиям п. 3 ст. 284.1:
     
     1) иметь лицензию (лицензии) на осуществление образовательной и (или) медицинской деятельности, выданную (выданные) в соответствии с законодательством Российской Федерации;
     
     2) иметь долю доходов от осуществления образовательной и (или) медицинской деятельности, а также от выполнения НИОКР за налоговый период не менее 90% суммы доходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль либо не иметь облагаемых доходов;
     
     3) в штате организации, осуществляющей медицинскую деятельность, численность медицинского персонала, имеющего сертификат специалиста, в общей численности работников непрерывно в течение налогового периода должна быть не менее 50%;
     
     4) в штате организации непрерывно в течение налогового периода должно числиться не менее 15 работников;
     
     5) организация не должна совершать в налоговом периоде операции с векселями и финансовыми инструментами срочных сделок.
     
     Для подтверждения права на применение ставки 0% по окончании каждого налогового периода не позднее даты подачи налоговой декларации организация должна будет представлять в налоговый орган по месту своего нахождения следующие сведения:
     
     - о доле доходов организации от осуществления образовательной и (или) медицинской деятельности, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль, в общей сумме доходов организации, учитываемых для этой цели;
     
     - о численности работников в штате. Организации, осуществляющие медицинскую деятельность, дополнительно представляют сведения о численности медицинского персонала, имеющего сертификат специалиста, в штате организации. Невыполнение этих условий влечет уплату налога по общеустановленной ставке, а недоплаченные авансовые платежи уплачиваются с пенями. Пользование ставкой 0% осуществляется в заявительном порядке и не является обязательным, от льготы можно отказаться в порядке пп. 7 и 8 ст. 284.1.
     
     Однако самым коварным условием ст. 284.1 является требование п. 5 к организациям, желающим воспользоваться льготой не позднее чем за месяц до начала налогового периода, начиная с которого она применяется, подать в налоговый орган по месту своего нахождения заявление, копии лицензии (лицензий) на осуществление образовательной и (или) медицинской деятельности, выданной (выданных) в соответствии с законодательством РФ. Таким образом, с учетом даты выхода закона и даты его вступления в силу налогоплательщики не имели возможности исполнить такое требование до 1 декабря 2010 года и фактически смогут перейти на применение нулевой ставки не ранее 2012 года. Особенности применения налоговой ставки 0% к налоговой базе, определяемой по операциям с акциями (долями участия в уставном капитале) российских организаций, определены ст. 284.2 НК РФ.
     
     Ставка применяется к налоговой базе, определяемой по доходам от операций по реализации или иного выбытия (в т.ч. погашения) акций российских организаций (долей участия в уставном капитале российских организаций), при следующих условиях:
     
     1) на дату реализации или иного выбытия (в т.ч. погашения) таких акций (долей участия в уставном капитале организаций) они непрерывно принадлежат налогоплательщику на праве собственности или на ином вещном праве более пяти лет;
     
     2) если сами акции российских организаций относятся к одной из групп ценных бумаг:
     
     - не обращаются на организованном рынке ценных бумаг в течение всего срока владения ими налогоплательщиком;
     
     - обращаются на организованном рынке ценных бумаг и в течение всего срока владения ими налогоплательщиком являются акциями высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики;
     
     - на дату их приобретения налогоплательщиком относятся к ценным бумагам, не обращающимся на организованном рынке, и на дату их реализации указанным налогоплательщиком или иного выбытия (в т.ч. погашения) относятся к ценным бумагам, обращающимся на организованном рынке и являющимся акциями высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики.
     

Иные новшества по налогу на прибыль

     
     Редакция НК РФ приведена в соответствие с новой редакцией Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством". Пункты 48.1 и 48.2 ст. 264 НК РФ изложены с учетом новых правил оплаты своей части пособия работодателем.
     
     Для организаций, получивших статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом "Об инновационном центре "Сколково", уточнен порядок документального подтверждения использования права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщиков (пп. 1 и 4 ст. 246.1 НК РФ) и представления налоговой отчетности после прекращения использования участником проекта этого права в соответствии со ст. 246.1 (п. 6 ст. 289 НК РФ). Данные новшества комментируемый закон распространил на правоотношения, возникшие с декабря 2010 года (п. 4 ст. 5 Закона N 395-ФЗ).
     

Изменения по НДС

     
     С 1 апреля 2011 года не признаются объектом обложения НДС операции по реализации (передаче) на территории РФ государственного или муниципального имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями и составляющего государственную казну РФ, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями и составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, выкупаемого в порядке, установленном Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Норма введена подп. 12 п. 2 ст. 149 НК РФ и вступает в силу в порядке, установленном п. 1 ст. 5 Закона N 395-ФЗ.
     
     Для участников проекта "Сколково" уточнен порядок уведомления об использовании права на освобождение (о продлении срока действия права на освобождение) от обязанностей плательщика НДС, распространяющийся на правоотношения, возникшие с декабря 2010 года (п. 3 ст. 145.1 НК РФ, п. 4 ст. 5 Закона N 395-ФЗ).
     

Новое в уплате НДФЛ

     
     Комментируемый закон внес существенные для ряда налогоплательщиков и налоговых агентов изменения в гл. 23 НК РФ:
     
     1) уточнен порядок определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок (ст. 214.1 дополнена пп. 1.1 и 4.1, пп. 7, 12, 13, 15, 18 изложены в новой редакции);
     
     2) установлена дата определения рыночной стоимости ценных бумаг при получении налогоплательщиком налоговой выгоды от их приобретения - как для обращающихся, так и не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг дата определения рыночной стоимости приходится на дату совершения сделки (п. 4 ст. 212 НК РФ в ред. Закона N 395-ФЗ);
     
     3) освобождены от налогообложения доходы, получаемые от реализации (погашения) долей участия в уставном капитале российских организаций (п. 17.2 ст. 217 НК РФ). Эта льгота применяется в отношении долей в уставном капитале, приобретенных налогоплательщиком начиная с 1 января 2011 года (п. 7 ст. 5 Закона N 395-ФЗ);
     
     4) освобождены от налогообложения доходы от реализации (погашения) акций российских организаций, которые на дату реализации (погашения) непрерывно принадлежали налогоплательщику на праве собственности или ином вещном праве более пяти лет, и при условии, что сами акции относятся к одной из групп ценных бумаг:
     
     - не обращающихся на организованном рынке в течение всего срока владения налогоплательщиком ими;
     
     - обращающимся на организованном рынке ценных бумаг и в течение всего срока владения налогоплательщиком ими являются акциями высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики;
     
     - на дату их приобретения налогоплательщиком относятся к ценным бумагам, не обращающимся на организованном рынке, и на дату их реализации указанным налогоплательщиком или иного выбытия (в т.ч. погашения) относятся к ценным бумагам, обращающимся на организованном рынке и являющимся акциями высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики (п. 17.2 ст. 217 НК РФ). Положения п. 17.2 ст. 217 применяются в отношении ценных бумаг, приобретенных налогоплательщиками начиная с 1 января 2011 года (п. 7 ст. 5 Закона N 395-ФЗ).
     

Другие изменения, внесенные Законом N 395-ФЗ

     
     Закон N 395-ФЗ разрешил плательщикам ЕСХН уменьшать полученные доходы в целях налогообложения на таможенные платежи, уплаченные при вывозе товаров, которые согласно законодательству Таможенного союза и законодательству РФ не возвращаются налогоплательщику (подп. 11 п. 2 ст. 346.5 НК РФ). До 01.01.2011 этот подпункт позволял учитывать при формировании объекта обложения только ввозные таможенные пошлины.
     
     Налогоплательщикам, применяющим УСН и использующим в качестве объекта обложения доходы, уменьшенные на величину расходов, с 1 января 2011 года разрешено списывать в расходы вступительные, членские и целевые взносы, уплачиваемые в соответствии с Федеральным законом от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" (п. 1 ст. 346.16 дополнен подп. 32.1). Уточнена льгота по земельному налогу для инвалидов: налоговая база уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 руб. на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении инвалидов I группы, а также инвалидов II группы при установлении инвалидности до 1 января 2004 года. Эта формулировка применяется к правоотношениям, возникшим с 1 января 2010 года (подп. 2 п. 5 ст. 391 НК РФ, п. 3 ст. 5 Закона N 395-ФЗ). Ранее льгота распространялась на инвалидов III группы, а также лиц, которым инвалидность I и II групп была установлена до 1 января 2004 года без вынесения заключения о степени ограничения способности к трудовой деятельности.