Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Взносы в ПФР, ФСС и фонды ОМС


Взносы в ПФР, ФСС и фонды ОМС

    


Климова М.А.

     
     Многих бухгалтеров интересуют вопросы, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов. И это понятно, ведь не все моменты четко разъяснены законодателем. В связи с этим редакция Издательского дома "Налоговый вестник" организовала горячую линию. А помочь нам в этом - ответить на вопросы читателей - любезно согласилась Марина Аркадьевна Климова, независимый налоговый консультант, к.э.н.
     
     При заполнении платежного поручения на уплату взносов в ФФОМС был указан ошибочный КБК. Как исправить ошибку? К каким последствиям она может привести?
     
     Согласно подп. 4 п. 6 ст. 18 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" неправильное указание в платежном поручении кода бюджетной классификации и (или) наименования банка получателя, повлекшее неперечисление данной суммы в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства, приводит к тому, что обязанность по уплате страховых взносов не признается исполненной. Страхователь в таком случае рискует начислением пеней, если платеж не будет уточнен.
     
     В то же время с 2011 года применяются пп. 8 и 11 этой же статьи, которые предусматривают, что при обнаружении плательщиком страховых взносов ошибки в оформлении поручения на перечисление страховых взносов, пеней и штрафов, не повлекшей их неперечисления в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства, он вправе подать в орган контроля за уплатой страховых взносов заявление об уточнении основания, типа и принадлежности платежа, отчетного (расчетного) периода или статуса плательщика страховых взносов в связи с допущенной ошибкой с приложением документов, подтверждающих уплату им страховых взносов. На основании заявления страхователя об уточнении основания, типа и принадлежности платежа, отчетного (расчетного) периода или статуса плательщика орган фонда принимает соответствующее решение и осуществляет пересчет пеней на день фактической уплаты страховых взносов. Пенсионный фонд письмом от 06.04.2011 N ТМ-30-25/3445 направил рекомендуемый образец заявления об уточнении основания, типа и принадлежности платежа, отчетного (расчетного) периода или статуса плательщика страховых взносов.
     
     С 1 января 2011 года изменился объект обложения страховыми взносами. Правда ли, что теперь их следует уплачивать не только с выплат, входящих в систему оплаты труда, но и с выплат работникам, квалифицированных в ТК РФ как гарантии работникам, в частности при выполнении общественных и государственных обязанностей, гарантий донорам и т.п.?
     
     Изменения действительно произошли.
     
     Так, ст. 7 Закона N 212-ФЗ в нынешней редакции предусматривает, что объектом обложения взносами являются выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, начисляемые страхователями, в частности в рамках трудовых отношений.
     
     Ранее формулировка в этой части объекта обложения была другой: объектом считались выплаты и вознаграждения, предусмотренные трудовыми договорами.
     
     Изменение очевидно: помимо доходов по трудовому договору (это как раз выплаты, предусмотренные системой оплаты труда, а также индивидуально определенные договором вознаграждения и бонусы работнику) в объект включены все виды начислений, предусмотренные в пользу работников не соглашением сторон трудовых отношений, а самим трудовым законодательством (за исключением льготных выплат, с которых взносы не начисляются согласно ст. 9 Закона N 212-ФЗ).
     
     В связи с этим облагаются страховыми взносами в общеустановленном порядке как выплаты, производимые работникам в рамках трудовых отношений, суммы среднего заработка, выплачиваемые организацией в соответствии с законодательством РФ:
     
     - за дополнительные выходные дни, предоставляемые работникам для ухода за детьми-инвалидами (ст. 262 ТК РФ);
     
     - работникам-донорам за дни сдачи крови и предоставляемые в связи с этим дни отдыха (ст. 186 ТК РФ);
     
     - работающим беременным женщинам за дни прохождения ими обязательного диспансерного наблюдения (ст. 254 ТК РФ).
     
     Разъяснения по этому вопросу можно найти в письме Минздравсоцразвития России от 15.03.2011 N 784-19.
     
     В то же время письмо содержит указания, что платить взносы нужно и с выплат работникам в период прохождения ими военных сборов (п. 2 ст. 5 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе"), а также работникам, вызываемым к лицу, производящему дознание, следователю, в прокуратуру или в суд в качестве свидетелей, потерпевших, их законных представителей, понятых за все время, затраченное ими в связи с таким вызовом (ст. 131 Уголовно-процессуального кодекса РФ, п. 2 Инструкции о порядке и размерах возмещения расходов и выплаты вознаграждения лицам в связи с их вызовом в органы дознания, предварительного следствия, прокуратуру или в суд, утв. постановлением Совета Министров РСФСР от 14.07.1990 N 245, ст. 95 Гражданского процессуального кодекса РФ).
     
     Вот с этим сложно согласиться, т.к. означенные выплаты не являются выплатами в рамках трудовых отношений. Дело в том, что согласно ст. 170 "Гарантии и компенсации работникам, привлекаемым к исполнению государственных или общественных обязанностей" ТК РФ работодатель обязан лишь освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время. Оплату же работнику за время исполнения этих обязанностей в размере, определенном ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ либо решением соответствующего общественного объединения берет на себя государственный орган или общественное объединение, которые привлекли работника к исполнению государственных или общественных обязанностей.
     
     Таким образом, источником выплаты в данном случае является не работодатель и, следовательно, выплату нельзя считать произведенной в рамках трудовых отношений, поскольку с привлекающим органом работник в таких отношениях не состоит.
     
     В организации зачастую задерживают выдачу зарплаты. Основываясь на требованиях ст. 236 ТК РФ мы выплачиваем работникам штрафные проценты (денежную компенсацию) за это нарушение в размере 1/300 ставки рефинансирования Банка России от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты и по день фактического расчета включительно. Нужно ли с этой суммы начислять страховые взносы в фонды?
     
     Указанная в вопросе выплата носит компенсационный характер и производится в силу закона независимо от того, предусмотрена ли она трудовым договором. С 2011 года она является частью объекта обложения взносами. В то же время данная компенсационная выплата не поименована в подп. 2 п. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ в числе не облагаемых установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат. Следовательно, суммы такой компенсации необходимо включать в облагаемую базу.
     
     Стало известно, что предполагается плановая выездная проверка нашей организации Пенсионным фондом. Можно ли заранее предположить, что станет объектом проверки?
     
     В первую очередь отмечу, что согласно ч. 3 ст. 33 Закона N 212-ФЗ органы контроля за уплатой страховых взносов проводят выездные проверки плательщиков страховых взносов совместно на основании разрабатываемых указанными органами ежегодных планов выездных проверок плательщиков страховых взносов. Следовательно, плановые выездные проверки плательщиков страховых взносов проводятся органами контроля за уплатой страховых взносов только совместно и проведение отдельных выездных проверок не предполагается. На предприятии будет проводиться проверка органом Пенсионного фонда совместно с органом ФСС России. Независимо друг от друга могут проводиться только внеплановые выездные проверки (см. письмо Минздравсоцразвития России от 22.02.2011 N 19-5/10/2-1748).
     
     Круг вопросов, попадающих в поле зрения проверяющих, определяется пп. 6-8 ст. 35 Закона N 212-ФЗ.
     
     Предметом выездной проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты страховых взносов.
     
     При проведении выездной проверки по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ одновременно в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" проверяющие из ПФР проводят у плательщика страховых взносов проверку документов, связанных с назначением (перерасчетом) и выплатой обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию, предоставлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц.
     
     При проведении выездной проверки по уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в ФСС России орган фонда одновременно проводит проверку правильности расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".
     
     Напомню, что в рамках выездной проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих календарному году, в котором вынесено решение о проведении выездной проверки.
     
     В текущем году возросли тарифы страховых взносов, причем особенно ощутимо - отчисления в Пенсионный фонд на страховую часть пенсии. Никаких тарифных льгот у нашей организации нет, но слышали, что рост отчислений в фонд практически не отражается на зачислении сумм взносов на лицевые счета наших работников. Так ли это?
     
     Да, это так. Сейчас вы уплачиваете за своих работников взносы по тарифу 26% на страховую часть пенсии (для возрастной группы 1966 года рождения и старше) и по тарифам 20% на страховую часть пенсии и 6% на накопительную (для возрастной группы 1967 года рождения и моложе).
     
     В прошлом году общеустановленный тариф составлял соответственно 20% на страховую часть пенсии (для работников 1966 года рождения и старше) и 14% на страховую и 6% на накопительную части пенсии (для работников 1967 года рождения и моложе).
     
     Однако как в прошлом году, так и в этом согласно пп. 2 и 3 ст. 6 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (ред. от 08.12.2010) на лицевом счете учитывается одна и та же доля - сумма начисленных страхователем данному застрахованному лицу страховых взносов:
     
     - для лиц 1966 года рождения и старше учитывается сумма страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии по тарифу 16,0 процентных пунктов тарифа страхового взноса независимо от фактически уплаченной страхователем суммы страховых взносов за данное застрахованное лицо;
     
     - для лиц 1967 года рождения и моложе учитывается сумма страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии по тарифу 10,0 процентных пунктов тарифа страхового взноса независимо от фактически уплаченной страхователем суммы страховых взносов за данное застрахованное лицо;
     
     - сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, поступившая на накопительную часть трудовой пенсии для лиц 1967 года рождения и моложе по тарифу 6,0 процентных пунктов тарифа страхового взноса.
     
     Таким образом, рост тарифа страховых взносов не привел к увеличению темпов роста пенсионных накоплений застрахованных лиц, за которых уплачиваются взносы.
     
     Организация применяет УСН, причем вид деятельности - производство мебели - предусматривает применение льготного тарифа отчислений в Пенсионный фонд на основании ст. 58 Закона N 212-ФЗ. На предприятии работают несколько инвалидов, которым в отношении выплат этой же статьей установлен другой пониженный тариф. Какую из ставок нам следует применять и как правильно заполнить расчет РСВ-1?
     
     В соответствии с п. 3.2 ст. 58 Закона N 212-ФЗ для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН и осуществляющих деятельность в производственной и социальной сферах, установлен пониженный тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 18%, при общем совокупном тарифе в государственные внебюджетные фонды - в размере 26% на период 2011-2012 годов с переходом к общеустановленному тарифу 34% с 2013 года.
     
     Перечень основных видов экономической деятельности (в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности) упомянутых плательщиков определен подп. 8 п. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ. Ваш вид деятельности действительно присутствует в этом списке. Согласно п. 1.4 ст. 58 Закона N 212-ФЗ соответствующий вид экономической деятельности признается основным при условии, что доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70% в общем объеме доходов.
     
     При соблюдении названных условий организация может пользоваться льготой.
     
     В то же время согласно подп. 3 п. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являющимся инвалидами I, II или III группы, применяют в течение 2011-2014 годов льготные тарифы в государственные внебюджетные фонды, установленные п. 2 ст. 58 Закона N 212-ФЗ (с 2011 по 2012 годы - 20,2% и с 2013 по 2014 годы - 27,1%).
     
     Таким образом, если организация применяет УСН и производит выплаты инвалидам I, II или III группы, то при расчете страховых взносов в отношении таких выплат применяются тарифы, установленные п. 2 ст. 58 Закона N 212-ФЗ. Для выплат остальным сотрудникам применяются тарифы, установленные п. 3.2 ст. 58.
     
     В форме РСВ-1 с 2011 года организация заполняет разделы 3 и 4 (подраздел 4.4).
     
     Раздел 3 Расчета (строки 300-344) заполняют организации, применяющие пониженные тарифы по выплатам работникам - инвалидам I, II и III групп, если в отношении выплат таким сотрудникам применяется иной тариф, чем в целом по организации. Например, в 2011 году тариф по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для организаций, применяющих УСН и осуществляющих деятельность в производственной и социальной сферах, установлен в размере 18%, а по выплатам в пользу работников-инвалидов - 16%.
     
     В Разделе 4 "Основания для применения пониженного тарифа" подраздел 4.4 "Расчет соответствия условия на право применения плательщиками страховых взносов пониженного тарифа для уплаты страховых взносов, установленного частью 3.2 статьи 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ" заполняют плательщики (организации и индивидуальные предприниматели), применяющие УСН при условии осуществления определенного вида экономической деятельности в качестве основного (классифицируемого в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1)), где отражают долю доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по основному виду деятельности в общем объеме доходов. ОКВЭД указывается на титульном листе Расчета.
     
     У нас работает гражданин Украины по трудовому договору. Страховые взносы в ПФР, ФСС и фонды ОМС мы за него не платим. Надо ли начислять и уплачивать взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний?
     
     На основании подп. 15 п. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ не надо уплачивать взносы во внебюджетные фонды с суммы выплат и иных вознаграждений по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, в т.ч. по договорам авторского заказа в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в РФ.
     
     Однако ст. 5 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (ред. от 09.12.2010) причисляет к застрахованным всех выполняющих работу на основании трудового договора, заключенного со страхователем, включая и иностранных граждан и лиц без гражданства. Следовательно, поскольку отношения с гражданином Украины трудовые, платить за него взносы "на травматизм" необходимо.
     
     Уполномоченным органом юридического лица принято решение о досрочном прекращении трудового договора с генеральным директором на основании п. 2 ст. 278 ТК РФ. По условиям трудового договора генеральному директору в этом случае предусмотрена компенсация в размере пятикратного должностного оклада. Облагается ли компенсация страховыми взносами?
     
     Нет, не облагается. Несмотря на то что минимальной компенсацией при данном основании для прекращения договора (при отсутствии виновных действий (бездействия) руководителя) стала бы компенсация в размере трехкратного среднего месячного заработка, предусмотренная ст. 279 ТК РФ, более высокий размер выплаты все равно квалифицируется как компенсация при увольнении. В статье указано, что компенсация должна быть не ниже упомянутой суммы, следовательно, может быть и выше.
     
     В силу подп. 2"д" п. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ предусмотренные законодательством компенсации, связанные с увольнением работников (за исключением компенсации за неиспользованный отпуск), не облагаются страховыми взносами.
     
     Малое предприятие - плательщик страховых взносов имеет задолженность по страховым взносам, пеням и штрафам. Единовременно уплатить недостающую сумму не представляется возможным в связи с финансовыми трудностями. Существует ли возможность получения отсрочки или рассрочки погашения сумм задолженности?
     
     В соответствии с подп. 11 п. 1 ст. 29 Закона N 212-ФЗ органы контроля за уплатой страховых взносов вправе предоставлять плательщикам страховых взносов отсрочки (рассрочки) погашения сумм задолженности по страховым взносам, пеням и штрафам в порядке и случаях, которые предусмотрены Федеральным законом. Однако такие порядок и случаи в настоящее время не установлены. Это означает, что на практике страхователь получит отказ, обратившись за отсрочкой или рассрочкой в орган фонда. Разъясняя эту коллизию, Минздравсоцразвития России в письме от 28.04.2011 N Д05-1328 рекомендовал должнику обращаться в суд за решением проблемы или в министерство за консультацией.
     
     У нас часто возникают вопросы в части начисления и уплаты страховых взносов в ПФР, ФСС и фонды ОМС. Хотелось бы получать официальные разъяснения, на которые можно было бы ссылаться в случаях конфликтов с проверяющими. Куда следует обращаться с вопросами?
     
     Письменные ответы на вопросы страхователей, касающиеся применения законодательства РФ о страховых взносах, должно давать Министерство здравоохранения и социального развития РФ, являющееся федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, включая уплату страховых взносов (подп. 2 п. 1 ст. 28 Закона N 212-ФЗ).
     
     Контактная информация: 127994, г. Москва, Рахмановский пер., дом 3, тел.: (495) 628-44-53, 627-29-44, e-mail: minzdrav@rosminzdrav.ru.
     
     Организация должна отчитываться в фонды в электронном виде, т.к. среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, за прошлый год превысила 50 человек. В последний день срока сдачи отчетности в ФСС России (форма 4-ФСС РФ) обнаружилось, что доступ к интернету отсутствует по техническим причинам. Представить отчет в ФСС России за I квартал удалось только 18 апреля. Орган фонда инкриминировал организации несвоевременное представление отчетности и оштрафовал. Но ведь причины, по которым отчет не был сдан своевременно, от нас не зависели. Сможет ли организация оспорить в суде наложение штрафа?
     
     К сожалению, оспаривание правомерности наложения штрафа бесперспективно.
     
     Действительно, до 21 марта 2011 года действовал порядок, согласно которому представления страхователями расчета в ФСС России в электронном виде предполагалось только по телекоммуникационным каналам связи (через единую точку приема в интернете). Проблемы, возникающие при доступе к интернету из-за провайдера или по вине других лиц, накладки при приеме файла отчета в самом фонде до указанной даты зачастую принимались судами как основания для отмены наложенных санкций, т.к. страхователь действительно не мог повлиять на обстоятельства и не был виноват в задержке.
     
     Однако с 21 марта этого года применяется обновленная Технология приема расчетов страхователей по начисленным и уплаченным страховым взносам в системе фонда ФСС РФ в электронном виде с применением ЭЦП (утв. приказом ФСС России от 12.02.2010 N 19; в ред. от 21.03.2011). В Технологию введен п. 2.9, согласно которому представление страхователями расчета 4-ФСС в Фонд в электронном виде с ЭЦП осуществляется по телекоммуникационным каналам связи в интернете и с использованием внешних носителей (дискета, компакт-диск (CD, DVD), флэш-накопитель USB и т.п.) в присутствии уполномоченного представителя страхователя.
     
     Таким образом, уже начиная с отчета за I квартал 2011 года отсутствие доступа к интернету не является оправданием для страхователя: ему надо было срочно сдать отчет на CD-диске или ином накопителе.