Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Вопросы-ответы

     

Вопросы-ответы


     Уважаемые читатели! В нашем журнале вы можете найти разъясняющие комментарии к свежим нормативным актам, так или иначе затрагивающим вашу работу. Однако мы решили не ограничиваться документами, только вступившими в силу. Ведь нередко у вас возникают вопросы по уже действующим и не очень понятным нормам закона. Разобраться в них поможет рубрика "Вопросы-Ответы", в которой принимают участие чиновники ФНС России, Минфина России, других профильных ведомств и, конечно, практикующие специалисты. Вопросы можно отправлять по адресу  или задавать по телефонам: 8(495)694-0875/694-2674/694-4953.
     
На вопрос отвечает консультант Минфина России Ю.М. Лермонтов
     
     Как в бухгалтерском и налоговом учете организации отражается уплата в декабре 2010 года за главного бухгалтера ежегодного членского взноса в Институт профессиональных бухгалтеров в размере 900 руб.?
     
     Исходя из пп. 2, 4, 11 ПБУ 10/99 "Расходы организации", утв. приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н, расходы организации, связанные с уплатой ежегодного членского взноса в Институт профессиональных бухгалтеров, признаются прочими расходами. Данные расходы отражаются по дебету счета 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет 91-2 "Прочие расходы", в корреспонденции с кредитом счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н).
     
     Налог на прибыль организаций. В соответствии с подп. 29 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся, в частности, взносы, вклады и иные обязательные платежи, уплачиваемые некоммерческим организациям, если уплата таких взносов, вкладов и иных обязательных платежей является условием осуществления деятельности налогоплательщиками - плательщиками таких взносов, вкладов или иных обязательных платежей.
     
     Как разъяснил Минфин России в письме от 01.11.2010 N 03-03-06/1/676, поскольку членство в Институте профессиональных бухгалтеров России, а также в Палате налоговых консультантов не является необходимым условием для осуществления бухгалтерской деятельности, расходы на уплату ежегодных взносов в вышеуказанные организации не могут уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль.
     
     Страховые взносы. Частью 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) определено, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов - организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в п. 2 ч. 1 ст. 5 Закона N 212-ФЗ), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.
     
     Минздравсоцразвития России в письме от 17.05.2010 N 1212-19 разъяснило, что членские взносы за бухгалтера в Институт профессиональных бухгалтеров не предназначены для оплаты каких-либо консультационных или информационных услуг, цель их внесения - финансирование деятельности отмеченной выше организации, в т.ч. содержание административного аппарата. Оплата вышеназванных сумм организацией не является предметом трудового договора, заключенного с бухгалтером, и, соответственно, не является на основании ч. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами.
     
     НДФЛ. В соответствии с п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ.
     
     Как отмечено в постановлении ФАС Уральского округа от 18.07.2007 N Ф09-4795/07-С2, членские взносы за бухгалтера не предназначены для оплаты каких-либо консультационных либо информационных услуг, цель их внесения - финансирование деятельности организации, в т.ч. содержание административного аппарата. Таким образом, сумма поименованных взносов включается в доход физического лица.
     
     Следует учитывать наличие противоположной позиции по данному вопросу, в частности в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 08.08.2008 N А56-24976/2007. Суд указал, что вступительный взнос является платой за обучение главного бухгалтера в целях, связанных с деятельностью работодателя, и не может быть признана личным доходом обучаемого, в связи с чем не подлежит обложению НДФЛ.
     
     Учитывая, что Минздравсоцразвития России в письме от 17.05.2010 N 1212-19, правда, применительно к страховым взносам, фактически повторило доводы ФАС Уральского округа, в данном случае следует руководствоваться именно ими и рассматривать членский взнос в ИПБ как облагаемый НДФЛ доход работника.
     
     Применение ПБУ 18/02. Поскольку в налоговом учете ежегодный членский взнос в ИПБ не учитывается, а в бухгалтерском учете признается в составе прочих расходов, в учете возникает постоянная разница и отражается соответствующее ей постоянное налоговое обязательство (пп. 4, 7 ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций", утв. приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н).
     
На вопросы отвечают сотрудники ЗАО "Юридическая компания "Служба Закона"
     
     С кого организация должна требовать возмещения переплаченного налога, если она сменила инспекцию, в которой состоит на учете?
     
     Согласно ст. 84 НК РФ, а также Методическим указаниям, утв. приказом ФНС России от 20.12.2004 N САЭ-3-09/165, снятие организации с налогового учета в связи с изменением места нахождения юридического лица осуществляется налоговым органом, в котором организация состояла на учете, на основании выписки из ЕГРЮЛ, содержащей сведения об изменении места нахождения организации.
     
     При этом датой снятия с учета считается дата внесения записи в ЕГРЮЛ об изменении места нахождения юридического лица.
     
     Датой постановки на учет юридического лица в налоговом органе по новому месту нахождения является дата внесения в ЕГРЮЛ записи об изменении места нахождения юридического лица, которая указывается в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе.
     
     В соответствии с п. 1 раздела II Рекомендаций по порядку ведения в налоговых органах базы данных "Расчеты с бюджетом", утв. приказом ФНС России от 16.03.2007 N ММ-3-10/138, при переходе плательщика на учет из одного налогового органа в другой карточки "Расчеты с бюджетом", переданные из другого налогового органа, открываются при условии постановки организации на учет в налоговом органе с присвоением ей КПП.
     
     Следовательно, если организация снята с налогового учета в налоговом органе в связи с изменением места нахождения и в отношении нее осуществлена постановка на учет в налоговом органе по новому месту нахождения, то представлять налоговые декларации и уплачивать налоги (сборы) она должна в налоговый орган по новому месту учета, в котором уже должны быть открыты карточки "РСБ" данной организации.
     
     Постановка на учет налогоплательщика в налоговом органе по новому месту жительства осуществляется на основании документов, полученных от налогового органа по прежнему месту жительства налогоплательщика.
     
     В соответствии с п. 2 ст. 78 НК РФ зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика, если иное не предусмотрено Кодексом, без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено указанной статьей.
     
     Таким образом, требование о возмещении излишне уплаченного налога должно предъявляться в налоговую инспекцию по новому месту учета (ст. 78, 84 НК РФ, Методические указания, утв. приказом ФНС России от 20.12.2004 N САЭ-3-09/165).
     
     Предусмотрена ли ответственность за просрочку подачи налоговой декларации, если сумма налога, подлежащая уплате на основании данной декларации, равна нулю?
     
     Согласно ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
     
     Согласно абз. 2 п. 1 ст. 80 НК РФ налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 119 НК РФ непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5% суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 100 руб.
     
     Согласно п. 2 ст. 119 НК РФ непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации влечет взыскание штрафа в размере 30% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня.
     
     Из анализа названных положений ст. 119 НК РФ следует, что базой для определения суммы штрафа является сумма налога, подлежащая фактической уплате (доплате) в бюджет за период, за который подана налоговая декларация.
     
     Таким образом, налоговым законодательством предусмотрена ответственность за просрочку подачи налоговой декларации, но поскольку сумма налога, подлежащего уплате, составляет 0 рублей, то сумма штрафа за непредставление декларации в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, также составляет 0 рублей (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 16.07.2008 N А19-2269/08-15-Ф02-3199/2008).
     
     Может ли банк открывать хозяйствующему субъекту новые расчетные счета, если у него есть решение налогового органа о приостановлении операций по нынешним счетам?
     
     Согласно п. 1 ст. 76 НК РФ приостановление операций по счетам в банке применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании налога или сбора, если иное не предусмотрено п. 2 этой статьи.
     
     Приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации в банке означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету, если иное не предусмотрено названной статьей.
     
     Пунктами 5 и 6 ст. 76 НК РФ предусмотрено, что решение налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке подлежит безусловному исполнению банком и действует с момента получения банком решения налогового органа о приостановлении таких операций и до отмены этого решения.
     
     Согласно п. 12 ст. 76 НК РФ при наличии решения о приостановлении операций по счетам организации банк не вправе открывать этой организации новые счета. Причем в случае несоблюдения установленных норм на нарушителя распространяется налоговая ответственность не только по п. 1 ст. 132 (штраф в размере 20 000 руб.), но и по ст. 134 НК РФ (20% от перечисленной суммы) (постановление Президиума ВАС РФ от 12.05.2009 N 12953/08).
     
     Можно ли аннулировать предоставленный налоговый вычет, соответственно вернуть государству сумму налога, уплатить в бюджет всю сумму пени за "просрочку" уплаты налога, чтобы воспользоваться имущественным вычетом повторно?
     
     В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ при определении размера налоговой базы налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета в сумме, израсходованной на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, в размере фактически произведенных расходов, но не более 2 000 000 руб.
     
     Повторное предоставление налогоплательщику имущественного налогового вычета, предусмотренного данным подпунктом, не допускается.
     
     Возможность отказа от ранее полученного имущественного налогового вычета законодательством о налогах и сборах не предусмотрена (письмо ФНС России от 20.05.2009 N 3-5-04/608@ "Об имущественном налоговом вычете").