Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Нюансы при переходе на новый План счетов


Нюансы при переходе на новый План счетов

     
     М. Беспалов,
     зам. главного бухгалтера ТГУ им. Г.Р. Державина,
     к.э.н.

     


Беспалов М.В.

    
     В статье автор рассмотрел
письмо Минфина России от 25.04.2011 N 02-06-07/1546 о порядке отражения в бухгалтерском учете входящих остатков по активам, обязательствам и финансовым результатам при переходе государственных учреждений на новый План счетов.
     
     В соответствии с Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" все бюджетные организации с 1 января 2011 года должны были перейти на новый План счетов. При этом новый План счетов и инструкции по его применению Минфин России принял лишь в декабре 2010 года. Таким образом, у государственных учреждений фактически не было времени подготовиться к переходу с инструкции N 148н (старый план счетов 2010 года) к инструкции N 157н (новый план счетов для всех государственных учреждений), N 162н (новый план счетов для казенных учреждений) и 174н (новый план счетов для бюджетных учреждений нового типа). Еще больше усложняло ситуацию отсутствие комментариев Минфина России в отношении порядка переноса остатков активов, обязательств и финансовых результатов со старого на новый план счетов.
     
     Лишь 25 апреля 2011 года Минфин России выпустил письмо N 02-06-07/1546, в котором разъяснил отдельные вопросы по порядку отражения в бухгалтерском учете входящих остатков в связи с применением нового плана счетов бухгалтерского учета государственными учреждениями.
     

Формирование входящих остатков в казенных учреждениях

     
     Сначала рассмотрим порядок формирования входящих остатков по активам, обязательствам и финансовым результатам в казенных учреждениях. Во-первых, при закрытии показателей счетов в рамках завершения 2010 года и до отражения на счетах Единого плана счетов бухгалтерского учета операций 2011 года формируется справка (ф.0504833) с учетом особенностей правового положения государственных (муниципальных) казенных учреждений.
     

Алгоритм переноса остатков по счетам

     
     Остатки по счетам, сформированные по результатам деятельности учреждения по итогам 2010 года в соответствии с инструкцией N 148н, переносятся на счета Единого плана счетов (инструкция N 157н) и Плана счетов бюджетного учета для казенных учреждений (инструкция N 162н) в следующем порядке:
     
     1. Исходящие остатки по счетам, содержащим в 18-м разряде номера счета код вида деятельности 1 - бюджетная деятельность, переносятся на счета, содержащие в 18-м разряде номера счета код вида финансового обеспечения (деятельности) 1 - деятельность, осуществляемая за счет средств соответствующего бюджета (бюджетная деятельность).
     
     2. Исходящие остатки по счетам, содержащим в 18-м разряде номера счета код вида деятельности 3 - деятельность со средствами, находящимися во временном распоряжении, переносятся на счета, содержащие в 18-м разряде номера счета код вида финансового обеспечения (деятельности) 3 - средства во временном распоряжении.
     
     3. Казенное учреждение, которое согласно положениям Закона N 83-ФЗ в переходный период осуществляет приносящую доход деятельность без зачисления доходов от платных услуг и иной приносящей доход деятельности в доход соответствующего бюджета: исходящие остатки по счетам, содержащим в 18-м разряде номера счета код вида деятельности 2 - приносящая доход деятельность, переносятся на счета, содержащие в 18-м разряде номера счета код вида финансового обеспечения (деятельности) 2 - приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения).
     
     4. Казенное учреждение, которое в переходный период осуществляет приносящую доход деятельность с зачислением доходов от платных услуг и иной приносящей доход деятельности в доход соответствующего бюджета: исходящие остатки по счетам, содержащим в 18-м разряде номера счета код вида деятельности 2 - приносящая доход деятельность, за исключением исходящих остатков по денежным средствам, сформированных по состоянию на 01.01.2011, переносятся на счета, содержащие в 18-м разряде номера счета код вида финансового обеспечения (деятельности) 1 - деятельность, осуществляемая за счет средств соответствующего бюджета.
     
     5. Исходящие остатки по счетам учета денежных средств, сформированных по состоянию на 01.01.2011 (счета 220101000 - денежные средства на счетах, 220103000 - денежные средства в пути, 220104000 - касса, 220106000 - аккредитивы, 220107000 - денежные средства в иностранной валюте), переносятся на счета, содержащие в 18-м разряде номера счета код вида финансового обеспечения (деятельности) 2 - приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения) соответственно:
     
     - 220111000 - денежные средства учреждения на лицевых счетах в органе казначейства (по остаткам на лицевых счетах по учету средств от приносящей доход деятельности);
     
     - 220113000 - денежные средства учреждения в пути в органе казначейства (по остаткам денежных средств, перечисленных на лицевые счета учреждения по учету средств от приносящей доход деятельности, зачисленным на соответствующие лицевые счета в 2011 году);
     
     - 220123000 - денежные средства учреждения в кредитной организации в пути (по остаткам денежных средств, перечисленных на счета учреждения по учету средств от приносящей доход деятельности в кредитных организациях (на банковские счета рублевые и (или) в иностранной валюте), зачисленным на соответствующие банковские счета в 2011 году);
     
     - 220134000 - касса (по остаткам наличных денежных средств по приносящей доход деятельности в кассе учреждения);
     
     - 220126000 - аккредитивы на счетах учреждения в кредитной организации (по остаткам денежных средств от приносящей доход деятельности на аккредитивных счетах, открытых учреждению);
     
     - 220127000 - денежные средства учреждения в иностранной валюте на счетах в кредитной организации (по остаткам денежных средств от приносящей доход деятельности на счетах в кредитных учреждениях по операциям с иностранной валютой).
     
     Следует отметить, что в части остатков денежных средств, сформированных по результатам приносящей доход деятельности учреждения по состоянию на 1 января финансового года:
     
     - в сумме обязательств казенного учреждения по перечислению в доход соответствующего бюджета остатков денежных средств отражаются согласно справке (ф. 0504833) расчеты по доходам:
     
     а) казенные учреждения, осуществляющие полномочия администратора доходов соответствующего бюджета, - по дебету счета 120580560 "Увеличение дебиторской задолженности по прочим доходам" и кредиту счета 140110180 "Прочие доходы";
     
     б) казенные учреждения, осуществляющие отдельные полномочия администратора доходов соответствующего бюджета, - по дебету счета 120580560 "Увеличение дебиторской задолженности по прочим доходам" и кредиту счета 130305730 "Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет";
     
     - в сумме наличных денежных средств, внесенных учреждением на свой лицевой счет для операций со средствами от приносящей доход деятельности из кассы (на основании расходного кассового ордера, квитанции к объявлению на взнос наличными), - по дебету счета 221003560 "Увеличение дебиторской задолженности по операциям с финансовым органом по наличным денежным средствам" и кредиту счета 220134610 "Выбытия средств из кассы учреждения";
     
     - в сумме наличных денежных средств, зачисленных на лицевой счет учреждения по операциям со средствами от приносящей доход деятельности (на основании документов, прилагаемых к выписке с лицевого счета учреждения) - по дебету счета 220111510 "Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства" и кредиту счета 220113610 "Выбытия денежных средств учреждения в пути в органе казначейства", 221003660 "Уменьшение дебиторской задолженности по операциям с финансовым органом по наличным денежным средствам";
     
     - в сумме денежных средств, перечисленных с лицевого счета учреждения по операциям со средствами от приносящей доход деятельности, в доход бюджета (на основании документов, прилагаемых к выписке с лицевого счета учреждения) - по дебету счета 240120180 "Прочие доходы" и кредиту счета 220111610 "Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства";
     
     - поступление денежных средств в доход соответствующего бюджета отражается:
     
     а) казенным учреждением, осуществляющим полномочия администратора доходов соответствующего бюджета, - по дебету счета 121002180 "Расчеты с финансовым органом по поступившим в бюджет прочим доходам" и кредиту счета 120580660 "Уменьшение дебиторской задолженности по прочим доходам";
     
     б) администратором доходов соответствующего бюджета - по дебету счета 121002180 "Расчеты с финансовым органом по поступившим в бюджет прочим доходам" и кредиту счета 140110180 "Прочие доходы". Одновременно администратор доходов уведомляет извещением (ф. 0504805) казенное учреждение о поступлении перечисленных им денежных средств в доход бюджета. На основании указанного извещения (ф. 0504805) казенное учреждение, осуществляющее отдельные полномочия администратора доходов соответствующего бюджета, отражает закрытие расчетов по доходам - по дебету счета 130305830 "Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет" и кредиту счета 120580660 "Уменьшение дебиторской задолженности по прочим доходам".
     
     В целом формулировки и сами разъяснения Минфина России носят максимально формальный характер, не содержат практических примеров, что приводит к сложности восприятия информации. Кроме того, Минфин России рассматривает лишь отдельные вопросы, связанные с переносом остатков на новый план счетов. В результате рекомендации финансового ведомства не решают главной задачи - четкого и полноценного объяснения механизма переноса остатков по активам, обязательствам и финансовым результатам при переходе государственных учреждений на новый план счетов.
     
     Отметим также, что в своем письме Минфин России от 25.04.2011 N 02-06-07/1546 рассматривает вопросы переноса остатков при переходе на применение Плана счетов бухгалтерского учета, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н, - для новых бюджетных учреждений использующих бюджетные субсидии.
     
     Так, исходящие остатки по счетам переносятся с учетом соответствия счетов Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом N 148н, счетам Единого плана счетов и Плана счетов бюджетных учреждений:
     
     - исходящие остатки по счетам, содержащим в 18-м разряде номера счета код вида деятельности 1 - бюджетная деятельность, в 8-14-м разрядах номера счета - код целевой статьи расходов соответствующего бюджета на реализацию целевых программ, расходов, источником финансового обеспечения которых являлись субсидии, субвенции, иные межбюджетные трансферты, имеющие целевое назначение, при условии наличия расчетов, требующих завершения в финансовом году (2011) и (или) осуществления в 2011 году указанных расходов на те же цели, с финансовым обеспечением указанных расходов путем предоставления бюджетному учреждению субсидии на иные цели, переносятся на счета, содержащие в 18-м разряде номера счета код вида финансового обеспечения (деятельности) 5 - субсидии на иные цели;
     
     - исходящие остатки по остальным счетам, содержащим в 18-м разряде номера счета код вида деятельности 1 - бюджетная деятельность, переносятся на счета, содержащие в 18-м разряде номера счета код вида финансового обеспечения (деятельности) 4 - субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания;
     
     - исходящие остатки по счетам, содержащим в 18-м разряде номера счета код вида деятельности 3 - деятельность со средствами, находящимися во временном распоряжении, переносятся на счета, содержащие в 18-м разряде номера счета код вида финансового обеспечения (деятельности) 3 - средства во временном распоряжении;
     
     - исходящие остатки по счетам, содержащим в 18-м разряде номера счета код вида деятельности 2 - приносящая доход деятельность, за исключением исходящих остатков, сформированных в рамках деятельности учреждения со средствами, получаемыми по программе обязательного медицинского страхования, переносятся на счета, содержащие в 18-м разряде номера счета код вида финансового обеспечения (деятельности) 2 - приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения);
     
     - исходящие остатки по счетам, содержащим в 18-м разряде номера счета код вида деятельности 2 - приносящая доход деятельность, сформированные по состоянию на начало финансового года в рамках деятельности учреждения со средствами, получаемыми по программе обязательного медицинского страхования, переносятся на счета, содержащие в 18-м разряде номера счета код вида финансового обеспечения (деятельности) 7 - средства по обязательному медицинскому страхованию.
     
     Кроме того, бюджетное учреждение по факту формирования входящих остатков по состоянию на начало финансового года уведомляет учредителя (в разрезе видов финансового обеспечения (вида доходов):
     
     - о суммах входящих остатков по расчетам с бюджетом в части обязательств учреждения по перечислению в доход бюджета денежных средств, поступивших от дебиторов прошлых лет;
     
     - об общей сумме входящих остатков по счетам учета нефинансовых активов Единого плана счетов по аналитическим группам синтетического счета объекта учета 10 "Недвижимое имущество учреждения" и 20 "Особо ценное движимое имущество учреждения", которые должны быть равны сумме входящих остатков по расчетам с учредителем.
     

Вывод

     
     В итоге письмо Минфина России от 25.04.2011 N 02-06-07/1546 носит общий характер и не содержит ответов на конкретные вопросы по переносу остатков по активам, обязательствам и финансовым результатам на новый план счетов. В документе практически нет примеров отражаемых остатков в соответствии с планом счетов, установленным приказом 148н, и переносу их на новый план счетов, установленный приказом 162н и 174н. В результате рассматриваемый приказ финансового ведомства вряд ли существенно упростит процесс перехода на новый план счетов бюджетных учреждений.