Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Вопросы-ответы


Вопросы-ответы

     
     Уважаемые читатели! В нашем журнале вы можете найти разъясняющие комментарии к свежим нормативным актам, так или иначе затрагивающим вашу работу. Однако мы решили не ограничиваться документами, только вступившими в силу. Ведь нередко у вас возникают вопросы по уже действующим и не очень понятным нормам закона. Разобраться в них поможет рубрика "Вопросы-Ответы", в которой принимают участие чиновники ФНС России, Минфина России, других профильных ведомств и, конечно, практикующие специалисты. Вопросы можно отправлять по адресу tem@nalvest.ru или задавать по телефонам: 8 (495) 694-0875 / 694-2674 / 694-4953.
     
На вопросы отвечают сотрудники ЗАО "Юридическая компания "Служба Закона"
     
     Правомочны ли сотрудники ИФНС составлять протокол об административных правонарушениях?
     
     Согласно ст. 28.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях должностные лица налоговых органов не наделены полномочиями составлять протоколы об административных правонарушениях. Из пункта 1 Положения о Федеральной налоговой службе также следует, что в должностные обязанности сотрудников ИФНС не входит составление административных протоколов.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 28.3 КоАП РФ такие протоколы составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, исключительно в пределах их компетенции.
     

(по материалам постановления
ФАС Западно-Сибирского округа от 09.02.2006
N Ф04-352/2006 (19512-А03-32))

     
     Должны ли индивидуальные предприниматели вести кассу при применении УСН?
     
     В соответствии с Порядком учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей (утв. приказом Минфина России и МНС России от 13.08.2002 N 86н/БГ-3-04/430) индивидуальные предприниматели должны обеспечивать полноту, непрерывность и достоверность учета всех полученных доходов, произведенных расходов и хозяйственных операций при осуществлении предпринимательской деятельности и деятельности, осуществляемой частными нотариусами.
     
     Однако в силу п. 3 данного Порядка ведение кассовых операций не распространяется на доходы индивидуальных предпринимателей, по которым применяется упрощенная система налогообложения, учета и отчетности, предусмотренная для субъектов малого предпринимательства, а также на доходы, по которым уплачиваются единый налог на вмененный доход и единый сельскохозяйственный налог.
     
     Согласно п. 4 Порядка учет доходов и расходов и хозяйственных операций ведется индивидуальными предпринимателями путем фиксирования в книге учета операций о полученных доходах и произведенных расходах в момент их совершения на основе первичных документов.
     
     Таким образом, в обязанности индивидуального предпринимателя не входит ведение кассы, отражение выручки, оформление приходных и расходных ордеров.
     

(по материалам постановления
ФАС Волго-Вятского округа от 11.11.2009
по делу N А82-8377/2009)

     
     Может ли налоговая инспекция отказать в применении УСН вновь созданной организации или вновь зарегистрированным индивидуальным предпринимателям в случае пропуска установленного п. 2 ст. 346.13 Налогового кодекса РФ срока представления заявления о переходе на этот спецрежим?
     
     Применение упрощенной системы налогообложения носит заявительный характер, не зависит от решения налогового органа и не связано с ним.
     
     Согласно п. 1 ст. 346.11 НК РФ УСН организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Переход к "упрощенке" или возврат к иным режимам налогообложения осуществляются организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном гл. 26.2 НК РФ.
     
     В соответствии с общим порядком, указанным в п. 1 ст. 346.13, организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на УСН, подают в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на этот режим, в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства) заявление.
     
     В силу п. 2 ст. 346.13 вновь созданная организация и вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе подать заявление о переходе на УСН в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве, выданном в соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 84 НК РФ. Пропуск пятидневного срока представления заявления о переходе на УСН не может служить основанием для отказа в выборе этого режима налогообложения. В случае подачи заявления в пятидневный срок налогоплательщик будет иметь право на применение УСН непосредственно с момента его регистрации.
     

(по материалам постановления
ФАС Северо-Кавказского округа от 12.04.2010
по делу N А32-30712/2009-51/38)

     
     Должно ли быть удовлетворено требование об уплате налога, пени, направленное налоговым органом в соответствии со ст. 69 НК РФ, если сумма требования точно не зафиксирована?
     
     Согласно ст. 69 и 70 НК РФ требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок эту сумму и соответствующие пени. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
     
     Требование должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.
     
     Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения соответствующего закона, устанавливающие обязанность уплатить налог.
     
     По разъяснениям, данным в п. 19 постановления Пленума ВАС РФ N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации", досудебное урегулирование спора по вопросу взыскания пеней состоит в указании налоговым органом в направленном налогоплательщику требовании об уплате пеней размера недоимки, даты, с которой начисляются пени, и ставки пеней.
     
     Из положений ст. 69 НК РФ следует, что во всех случаях требование об уплате налога, пени должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога и исчисления пеней, позволяющие налогоплательщику убедиться в обоснованности их начисления.
     
     Поскольку требование без определенной суммы недоимки не содержит всех необходимых сведений, предусмотренных ст. 69, оно не может являться основанием для удовлетворения заявления налогового органа о взыскании пени в заявленном размере.
     

(по материалам постановления
ФАС Поволжского округа от 04.05.2010
по делу N А55-24986/2009)

     
     На вопросы отвечает Управляющий партнер консалтингового объединения "Фактор Групп", действительный член Палаты налоговых консультантов РФ В. Стаканов
     
     Предприятие, выпускающее оборудование, хочет для собственных нужд приобрести свое же оборудование у официального дилера в лизинг. Каковы возможные негативные налоговые последствия данной операции? Какие моменты следует учесть при осуществлении сделки лизинга?
     
     В соответствии со ст. 665 Гражданского кодекса РФ по договору финансовой аренды (договору лизинга) арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определенного им продавца и предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение и пользование для предпринимательских целей.
     
     В данном случае предполагаемую сделку можно квалифицировать как возвратный лизинг, т.е. сделку, в которой лизингополучатель и продавец оборудования - одно и то же лицо.
     
     Пункт 1 ст. 4 Федерального закона от 29.10.1998 N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" определяет, что продавец может одновременно выступать в качестве лизингополучателя. При этом согласно подп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ арендные (лизинговые) платежи за арендуемое (принятое в лизинг) имущество (в т.ч. земельные участки), а также затраты на приобретение имущества, переданного в лизинг, признаются расходами, уменьшающими налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. Амортизация на объекты лизинга начисляется в ускоренном порядке. Суммы НДС в составе лизинговых платежей возможно принять к налоговым вычетам.
     
     Таким образом, возвратный лизинг является вполне законной сделкой с разумными хозяйственными мотивами для обеих сторон. Для лизингополучателя (продавца) - это увеличение оборотных средств, для лизингодателя (покупателя) - инвестиции и получение дохода от передачи имущества в пользование другому лицу. Несмотря на то что выгоду, полученную фирмой при возвратном лизинге, ВАС РФ считает обоснованной (постановление Президиума ВАС РФ от 16.01.2007 N 9010/06), такие сделки всегда привлекают внимание налоговых органов. При заключении сделок по возвратному лизингу прежде всего следует обратить внимание на следующее:
     
     - предприятию не следует продавать свое оборудование по минимальной цене, а лизинговые платежи осуществлять по максимальной (постановление ФАС Уральского округа от 15.01.2007 по делу N Ф09-11719/06-С2);
     
     - в установленных законодательством случаях договор лизинга подлежит государственной регистрации (например, при передаче здания и сооружения (ст. 609 и 651 ГК РФ)); в противном случае он может быть признан незаключенным, и это обстоятельство будет служить суду основанием для отказа в признании права собственности лизингополучателя на данное имущество (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 12.09.2008 N А43-3513/2008-29-47);
     
     - при заключении договора купли-продажи лизингодатель обязан уведомить продавца о том, что имущество будет передано по договору лизинга определенному лицу (ст. 667 ГК РФ). Иначе он будет признан договором не лизинга, а аренды (постановление ФАС Дальневосточного округа от 03.04.2001 по делу N Ф03-А37/01-1/442);
     
     - замена лизингополучателя возможна только с разрешения лизингодателя (постановление ФАС Московского округа от 21.03.2006 N КГ-А41/1606-06);
     
     - стороны договора не должны искажать экономический смысл данной операции (постановления ФАС Московского округа от 08.06.2006 N КА-А40/5034-06, Девятого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2006 N 09АП-12409/2006-АК).
     
     Кроме того, предприятию следует проявлять должную осмотрительность при заключении сделки, а также документально подтвердить реальность поставки оборудования.
     
На вопросы отвечает референт государственной гражданской службы РФ 1 класса, соискатель ученой степени при Финансовом университете при Правительстве РФ, к.э.н. И. Апарышев
     
     Как физическое лицо может получить информацию о реквизитах налоговых органов, используемых при заполнении платежных поручений?
     
     Возможность получения заинтересованными лицами информации о территориальных на-лотовых органах реализована в интернете как через официальный сайт ФНС России www.  (блок "online-сервисы" на главной странице сайта), так и через портал государственных услуг по адресу (раздел "Налоги и сборы"). Кроме того, по указанным адресам доступна сервисная функция по заполнению платежного документа на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему РФ. Одновременно сообщается, что на сайте ФНС России в соответствующих разделах реализована возможность получения информации о задолженности по налогам, работе территориальных налоговых органов (раздел "Интерактивная карта Управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации") и иных сведений для налогоплательщиков.
     
     Можно ли направлять налоговое уведомление об уплате налога на землю доверенному лицу налогоплательщика - физического лица?
     
     В соответствии с п. 3 ст. 26 НК РФ полномочия представителя налогоплательщика должны быть документально подтверждены в соответствии с Кодексом и иными федеральными законами. Статьей 29 НК РФ установлено, что уполномоченный представитель налогоплательщика - физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к таковой в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
     
     Таким образом, для решения вопроса о направлении налогового уведомления на уплату земельного налога доверенному лицу ему необходимо предъявить в налоговый орган, направивший уведомление, нотариально удостоверенную доверенность на осуществление полномочий от имени налогоплательщика, и сообщить адрес, по которому должны направляться в дальнейшем налоговые уведомления.
     
     Признаются ли доходом в целях применения УСН денежные средства в виде субсидий, полученные организациями (кроме автономных учреждений) из бюджета в целях возмещения затрат на приобретение оборудования?
     
     В соответствии с пп. 1 и 1.1 ст. 346.15 НК РФ налогоплательщики-"упрощенцы" при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации, определяемые на основании ст. 249, внереализационные доходы по правилам ст. 250, и не учитывают, в частности, доходы, указанные в ст. 251 Кодекса. Перечень средств, признаваемых средствами целевого финансирования и целевыми поступлениями, установлен подп. 14 п. 1 и п. 2 ст. 251 НК РФ. Согласно данной норме при формировании налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования.
     
     К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования или федеральными законами, в частности, в виде бюджетных ассигнований, выделяемых бюджетным учреждениям, а также субсидий автономным учреждениям.
     
     В соответствии с п. 2 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы также не учитываются целевые поступления (за исключением подакцизных товаров) на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности; поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов; а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. Налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести по ним раздельный учет доходов (расходов).
     
     Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ получателями бюджетных средств (получателями средств соответствующего бюджета) могут являться органы государственной власти (государственные органы), органы управления государственным внебюджетным фондом, органы местного самоуправления, органы местной администрации, находящиеся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, бюджетные учреждения, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета.
     
     Доходы организаций, не соответствующие перечню средств и критериям целевого финансирования (целевых поступлений), учитываются организациями, применяющими УСН, в порядке, предусмотренном гл. 26.2 НК РФ. Таким образом, денежные средства в виде субсидий, полученные организациями (кроме автономных учреждений) из бюджета в целях возмещения затрат на приобретение оборудования, признаются доходом в целях применения УСН.
     
На вопросы отвечает эксперт-консультант отдела аудита и консалтинга компании "1С:Бухучет и Торговля" (БИТ) О. Гульст
     
     Компания приобрела компьютерную программу. Для целей исчисления налога на прибыль стоимость программы учитывается равномерно в течение двухлетнего периода. Вправе ли мы единовременно принять к вычету НДС, предъявленный при покупке программы? Или на данную ситуацию распространяются положения п. 7 ст. 171 НК РФ?
     
     В рассматриваемом случае НДС, предъявленный в связи с приобретением программы для ЭВМ, может быть принят к вычету единовременно независимо от применяемого способа признания расходов в налоговом учете. Для этого необходимо лишь, чтобы указанная программа использовалась для операций, подлежащих обложению НДС (подп. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ).
     
     Собственно налоговый вычет согласно п. 1 ст. 172 НК РФ производится на основании счета-фактуры продавца после принятия программы к учету.
     
     Пункт 7 ст. 171 к условиям данной ситуации не подходят. Эта норма применяется, если расходы на приобретение товаров (работ, услуг) принимаются для целей налогообложения прибыли по нормативам. Суммы НДС по таким расходам подлежат вычету в размере, соответствующем указанным нормативам.
     
     Между тем в вашем случае расходы на приобретение компьютерной программы не нормируются, а учитываются при исчислении налога на прибыль в полном объеме, хотя и равномерно в течение определенного периода.
     
     Соответственно, и НДС принимается к вычету в полной сумме в общеустановленном порядке.
     
     Некоторые фирмы-покупатели требуют от нашей бухгалтерии, чтобы выставляемые им счета-фактуры содержали дополнительный реквизит - "наименование валюты". Наши контрагенты ссылаются на Федеральный закон от 27.07.2010 N 229-ФЗ и утверждают, что документы, где упомянутый реквизит отсутствует, не могут служить основанием для применения налогового вычета по НДС. Правомерны ли подобные требования?
     
     Требования ваших контрагентов не вполне справедливы. Действительно, согласно п. 4 ст. 2 Закона N 229-ФЗ в ст. 169 НК РФ внесены дополнения, предусматривающие указание в счете-фактуре нового реквизита "наименование валюты". В то же время по п. 8 ст. 169 в редакции данного Закона форма счета-фактуры и порядок его заполнения устанавливаются Правительством РФ.
     
     Между тем Закон N 229-ФЗ вступил в силу 2 сентября 2010 года. Однако в тот момент порядок заполнения счетов-фактур регламентировался действующим постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914, которым реквизит "наименование валюты" не предусматривается.
     
     Отсюда следует, что до тех пор пока Правительство РФ не выпустит нормативно-правовой акт, вводящий в действие новую форму счета-фактуры, можно использовать счета-фактуры старого образца, т.е. без реквизита "наименование валюты". Вместе с тем, по нашему мнению, выставление счетов-фактур по новой форме до официального подтверждения также не противоречит действующему законодательству.
     
     Ведь положения НК РФ не запрещают указывать в счетах-фактурах дополнительные сведения.