Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Налоговый кодекс-2011: изменения и дополнения


Налоговый кодекс-2011: изменения и дополнения

Комментарий

     
     О.А. Борзунова,
к.ю.н., ведущий советник правового управления Государственной Думы РФ
     

"Льготные" изменения

     
     Январь уже наступил, и пора покупать свежую редакцию Налогового кодекса РФ, начавшую действовать с нового года. Он стал еще толще и конкретнее, а что полезного и важного сможет извлечь из него бухгалтер, попробуем осветить в настоящей статье.
     
     Некоторые поправки в НК РФ должны облегчить жизнь отдельным налогоплательщикам, например таким счастливцам, как управляющая компания проекта "Сколково" (российское юридическое лицо, на которое в порядке, установленном Президентом РФ, возложена реализация проекта) и участники проекта, которые Федеральным законом от 28.09.2010 N 243-ФЗ освобождены от уплаты всех налогов.
     
     Однако лучше подробнее поговорим о других организациях, для которых также были предусмотрены налоговые льготы.
     
     Например, согласно новому п. 6 ст. 376 НК РФ налоговая база по налогу на имущество организаций будет уменьшаться на сумму законченных капитальных вложений на строительство, реконструкцию и (или) модернизацию вводимых, реконструируемых и (или) модернизируемых судоходных гидротехнических сооружений, расположенных на внутренних водных путях Российской Федерации, портовых гидротехнических сооружений, сооружений инфраструктуры воздушного транспорта (за исключением системы централизованной заправки самолетов, космодрома), учтенных в балансовой стоимости данных объектов.
     
     Исходя из однократности отнесения на расходы одной и той же суммы затрат, законодатель указал: законченные капитальные вложения, учтенные в балансовой стоимости указанных выше объектов до 1 января 2010 года, не уменьшают налоговую базу.
     
     В отношении НДС к операциям, освобождаемым от налогообложения, отнесены услуги застройщика на основании договора участия в долевом строительстве, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации". Указанную льготу застройщики вправе применять начиная с 1 октября 2010 года. При этом согласно п. 5 ст. 149 НК РФ они вправе от нее отказаться на срок не менее года, подав соответствующее заявление в налоговый орган. Данная льгота не распространяется на услуги застройщика, оказываемые при строительстве объектов производственного назначения.
     

Расширения "упрощенки"

     
     Возможность применения упрощенной системы налогообложения по сути является налоговой льготой. Для некоторых организаций, однако, действует ограничение на ее применение. Их перечень содержится в п. 3 ст. 346.12 НК РФ. В частности, не вправе перейти на УСН организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25%. К исключениям из перечня таких организаций добавлены созданные государственными академиями наук научные учреждения, а также высшие учебные заведения, являющиеся бюджетными образовательными учреждениями, и созданные государственными академиями наук высшие учебные заведения, чья деятельность заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат данным научным учреждениям).
     
     Данные изменения были внесены Федеральным законом от 27.11.2010 N 310-ФЗ и начали действовать с 1 января 2011 года. Но, очевидно, перейти на "упрощенку" указанные организации смогут только с 2012 года.
     

Инвентаризация обязанностей

     
     Сообщать об открытии и закрытии банковских счетов организации и индивидуальные предприниматели обязаны были всегда. В 2010 году данную обязанность уточнили. Во-первых, сообщать об этом теперь можно в электронном виде. Во-вторых, изменился срок корреспондирующей обязанности банка сообщить о счетах своих клиентов (теперь он составляет три дня, а не пять, как раньше). Для налогоплательщика срок остался прежний - семь дней. Обращаем внимание: в указанных случаях имеются в виду рабочие дни.
     
     Наконец-то отделили филиалы и представительства от иных обособленных подразделений организации. Напомним: филиал и представительство организации - это обособленные подразделения, указанные в ее учредительных документах.
     
     Уточнены также сроки уведомления налоговых органов обо всех иных обособленных подразделениях, за исключением филиалов и представительств. Организация должна сообщать о создании, ликвидации и изменении сведений об обособленных подразделениях в течение:
     
     - месяца со дня создания обособленного подразделения российской организации;
     
     - трех дней со дня изменения соответствующего сведения об обособленном подразделении российской организации;
     
     - трех дней со дня прекращения деятельности российской организации через иное обособленное подразделение (закрытия иного обособленного подразделения).
     

Обновленный счет-фактура

     
     Значительные изменения в прошлом году коснулись счета-фактуры. Теперь он может быть составлен и выставлен как на бумажном носителе, так и в электронном виде. В электронном виде они составляются по взаимному согласию сторон сделки и при наличии у указанных сторон совместимых технических средств и возможностей для приема и обработки счетов-фактур в соответствии с установленными форматами и порядком.
     
     Согласно подп. 6.1 п. 5 ст. 169 НК РФ счет-фактура дополнен новым реквизитом-"наименование валюты". После вступления в силу изменений об оформлении счета-фактуры многие организации стали требовать у своих контрагентов выставления им счета-фактуры по новым форматам. Согласно п. 8 ст. 169 НК РФ форму счета-фактуры утверждает Правительство РФ, которое так и не внесло изменения в форму, утв. постановлением от 02.12.2000 N 914.
     
     В принципе, до утверждения Правительством РФ документов, предусмотренных п. 8 ст. 169 НК РФ, составление и выставление счетов-фактур, ведение журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж осуществляется с учетом требований, установленных до вступления в силу Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ, т.е. до 2 сентября 2010 года.
     
     В связи с многочисленными запросами налогоплательщиков о порядке применения новой формы счета-фактуры Минфин России в письме от 12.10.2010 N 03-07-09/46 разъяснил: до утверждения Правительством РФ формы счета-фактуры, предусматривающей показатель "Наименование валюты", и порядка заполнения этого показателя указывать в счетах-фактурах наименование валюты не требуется. В то же время такие сведения можно представить, т.к. в письме от 12.10.2010 N 03-07-09/46 Минфин России отметил: указание в счетах-фактурах дополнительной информации нормами НК РФ не запрещено, и это не станет основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога на добавленную стоимость на основании таких счетов-фактур. Данное мнение подтверждается судебной практикой (см. постановления ФАС Московского округа от 20.05.2008 N КА-А41/4076-08 по делу N А41-К2-12350/07, от 25.04.2008 N КА-А41/3470-08 по делу N А41-К2-7469/07).
     
     Кроме того, согласно подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции, является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения. Таким образом, если налоговые органы при проведении налоговой проверки конкретной организации установят, что она не вправе была вносить дополнения в счет-фактуру, указанное выше письмо будет основанием для освобождения от ответственности и начисления пеней (п. 8 ст. 75 НК РФ).
     

Транспортный парк

     
     В 2010 году были уменьшены ставки транспортного налога, установленные в ст. 361 НК РФ. Радоваться, конечно, рано. Транспортный налог является региональным. Это значит, что конкретные ставки устанавливаются законами субъектов РФ. Для применения новых ставок необходимо внесение изменений в законодательные акты субъектов. Успели ли они это сделать до 1 января 2011 года, пока неясно. Если нет, будут применяться налоговые ставки, установленные ранее. Согласно ст. 5 НК РФ такие поправки можно принять и в течение налогового периода со вступлением в силу в момент опубликования и распространить их действие на отношения, возникшие ранее. Но пойдут ли на это законодательные органы субъектов РФ, неизвестно.
     
     Сравнительная таблица налоговых ставок по транспортному налогу, действовавших до 1 января 2011 года и действующих сейчас, приведена на с. 78.
     

Таблица

    
Прежние и новые ставки транспортного налога

     

Наименование объекта налогообложения

Налоговая ставка до 1 января 2011 года, руб.

Налоговая ставка после 1 января 2011 года, руб.

Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):


 

до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно

5

2,5

свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно

7

3,5

свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно

10

5

свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно

15

7,5

свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт)

30

15

Мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):


 


 

до 20 л.с. (до 14,7 кВт) включительно

2

1

свыше 20 л.с. до 35 л.с. (свыше 14,7 кВт до 25,74 кВт) включительно

4

2

свыше 35 л.с. (свыше 25,74 кВт)

10

5

Автобусы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):


 


 

до 200 л.с. (до 147,1 кВт) включительно

10

5

свыше 200 л.с. (свыше 147,1 кВт)

20

10

Автомобили грузовые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):


 

до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно

5

2,5

свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно

8

4

свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно

10

5

свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно

13

6,5

свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт)

17

8,5

Другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу (с каждой лошадиной силы)

5

2,5

Снегоходы, мотосани с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):


 

до 50 л.с. (до 36,77 кВт) включительно

5

2,5

свыше 50 л.с. (свыше 36,77 кВт)

10

5

Катера, моторные лодки и другие водные транспортные средства с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):


 


 

до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно

10

10

свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт)

20

20

Яхты и другие парусно-моторные суда с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):


 


 

до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно

20

20

свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт)

40

40

Гидроциклы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):


 


 

до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно

25

25

свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт)

50

50

Несамоходные (буксируемые) суда, для которых определяется валовая вместимость (с каждой регистровой тонны валовой вместимости)

20

20

Самолеты, вертолеты и иные воздушные суда, имеющие двигатели (с каждой лошадиной силы)

25

25

Самолеты, имеющие реактивные двигатели (с каждого килограмма силы тяги)

20

20

Другие водные и воздушные транспортные средства, не имеющие двигателей (с единицы транспортного средства)

200

200

          
     В 2009 году субъектам РФ предоставили право изменять установленные в НК РФ ставки транспортного налога путем их увеличения или уменьшения, но не более чем в 10 раз. Осенью 2010 года данное право было расширено. Лимит ограничения размера уменьшения налоговых ставок законами субъектов РФ не применяется в отношении легковых автомобилей с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 150 л.с. (до 110,33 кВт) включительно. Таким образом, если конкретный субъект захочет уменьшить налоговую ставку в отношении автомобилей с мощностью до 150 л.с. более чем в 10 раз, он вправе это сделать.
     

Спирт коньячный стал подакцизным товаром

     
     Большие изменения в НК РФ были внесены Федеральным законом от 27.11.2010 N 306-ФЗ (далее - Закон N 306-ФЗ). Обусловлены они в первую очередь вступлением в силу Таможенного кодекса Таможенного союза, ратификация которого повлекла серьезные изменения, в т.ч. в НК РФ, в связи с заменой таможенных режимов на таможенные процедуры и расширением таможенной границы Российской Федерации до таможенной границы Таможенного союза. Помимо этого Законом N 306-ФЗ внесены изменения в порядок взимания акцизов. Спирт коньячный теперь является подакцизным товаром, реализация которого облагается акцизами.
     
     При этом не рассматриваются как подакцизные товары парфюмерно-косметическая продукция с объемной долей этилового спирта до 90% включительно, разлитая в емкости до 3 мл включительно, и виноматериалы.
     
     Что-то исключили из налогообложения, а что-то включили.
     
     Теперь к операциям, подлежащим обложению акцизами, отнесена передача одним структурным подразделением организации, не являющимся самостоятельным налогоплательщиком, другому такому же структурному подразделению этой организации произведенного этилового и (или) коньячного спирта для дальнейшего производства этой же организацией алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции. Не будут относиться к налогооблагаемым операции по передаче в структуре одной организации:
     
     - произведенного налогоплательщиком этилового спирта для дальнейшего производства спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции в металлической аэрозольной упаковке и (или) спиртосодержащей продукции бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке;
     
     - ректификованного этилового спирта, произведенного налогоплательщиком из спирта-сырца, подразделению, осуществляющему производство алкогольной продукции.
     
     Кроме того, опять индексированы ставки акцизов.
     

Уточнен перечень доходов и расходов

     
     Федеральным законом от 27.11.2010 N 300-ФЗ уточнено налогообложение прибыли страховщиков. В связи с введением Законом N 306-ФЗ возможности потерпевших в результате дорожного происшествия обращаться напрямую к своему страховщику за выплатой страхового возмещения, не было урегулировано налогообложение сумм, перечисляемых одним страховщиком другому в рамках указанного возмещения. С 1 марта 2009 года п. 1 ст. 251 НК РФ дополнен новым подп. 39, согласно которому денежные средства, полученные страховщиком, осуществившим прямое возмещение убытков потерпевшему в соответствии с законодательством РФ об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, от страховщика, застраховавшего гражданскую ответственность лица, причинившего вред имуществу потерпевшего, не учитываются при определении налоговой базы. Поправками в НК РФ, действующими с 1 января 2011 года, уточнено: не облагается не вся сумма, полученная страховщиком, а только ее размер, выплачиваемый потерпевшему.
     
     Кроме того, для страховщиков уточнен перечень доходов и расходов (ст. 293 и 294 НК РФ дополнены новыми подпунктами). И все это связано с прямым возмещением ущерба страховщиком потерпевшему. Если страховая выплата потерпевшему оказалась меньше сумм, полученных от страховщика, застраховавшего гражданскую ответственность, образовавшаяся разница будет являться положительной для страховщика, осуществившего прямое возмещение убытков, и признаваться его доходом для целей налогообложения. Если же страховая выплата потерпевшему оказалась больше суммы возмещенной страховщику, осуществившему прямое возмещение убытков, образовавшаяся разница будет считаться положительной для страховщика, застраховавшего гражданскую ответственность, и для него указанная сумма будет признаваться налогооблагаемым доходом. Следовательно, если у одного страховщика образуется положительная разница, то у другого она будет отрицательной. Страховщик, у которого образовалась отрицательная разница, вправе отнести ее на расходы, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль организаций. Важный момент! Отрицательная разница у одного страховщика должна быть равна положительной разнице у другого. Для сопоставления указанных сумм налоговые органы могут организовать встречные проверки. Кроме того, в налоговой базе учитываются только операции по прямому возмещению убытков, по которым завершены расчеты на конец отчетного (налогового) периода. Операции по прямому возмещению убытков с незавершенными расчетами учитываются в следующем отчетном (налоговом) периоде. Указанные доходы и расходы определяются по итогам каждого отчетного периода путем сопоставления совокупных сумм накопленных положительных и отрицательных разниц, возникших в результате осуществления расчетов с каждым страховщиком.
     

Что сказал президент?

     
     30 ноября 2010 года президент Д.А. Медведев выступил с ежегодным посланием Федеральному Собранию. Как обычно, он затронул и вопросы об изменениях НК РФ. Несмотря на то что ничего существенного или приятного, как уменьшение ставки по налогу на прибыль до 20% в 2008 году, не прозвучало, некоторые моменты следует отметить. Для семей с тремя и более детьми было предложено увеличить размер налогового вычета до 3000 руб. в месяц на каждого ребенка, начиная с третьего. Было также предложено отменить стандартные налоговые вычеты в размере 400 руб. на каждого работника, предоставляемые до достижения его дохода 40 000 руб. На самом деле данный вычет незаметен для многих налогоплательщиков и не несет никакой социальной нагрузки. Вообще большинство поправок НК РФ направлено на создание инновационной экономики, поддержку инвестиций, научных разработок, развитие нанотехнологий. Только налоговое законодательство не очень хорошо справляется с данной задачей. Оно становится необъятным и очень конкретным. А помогает ли увеличению ВВП - большой вопрос.