Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Федеральный закон от 03.11.2010 N 285-ФЗ "О внесении изменений в статью 165 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 45 Федерального закона "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности"


Федеральный закон от 03.11.2010 N 285-ФЗ

"О внесении изменений в статью 165 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 45 Федерального закона "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности"*1

     _____
     *1 Текст документа не приводится. Тексты всех нормативных документов см. на сайте www.nalvest.ru.
     

Комментарий


Е.В. Орлова,
директор департамента внутреннего аудита ООО "Комо"
     

Упрощение внешнеторговых бартерных сделок

     
     Интерес российских экспортеров к внешнеторговым бартерным операциям на протяжении уже многих лет не ослабевает. В последнее время такие операции все больше укрепляют свои позиции, выходя на новый уровень развития. А позитивные изменения законодательства, упрощающие осуществление данных сделок, только способствуют активному применению отечественными компаниями внешнеторгового бартера в будущем. Примером является, в частности, Федеральный закон от 03.11.2010 N 285-ФЗ "О внесении изменений в статью 165 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 45 Федерального закона "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (далее - Закон N 285-ФЗ), который отменил разрешительный порядок осуществления внешнеторговых товарообменных (бартерных) операций без ввоза в Россию товаров, полученных в рамках таких операций, а также уточнил порядок подтверждения права на получение возмещения при налогообложении по налоговой ставке 0% при их осуществлении. При заключении внешнеторговых бартерных сделок налогоплательщики могут предусмотреть, что товары по встречной поставке не будут ввозиться на таможенную территорию РФ.
     
     В мировой практике широко используются внешнеторговые бартерные сделки, не предусматривающие встречные поставки товаров на территорию РФ. Существуют ситуации, когда для участника ВЭД экономически выгоднее не ввозить встречные товары, получаемые по бартерной сделке, на территорию России и не реализовывать их за пределами этой территории, а перерабатывать там (в частности, при получении сырья в качестве встречных товаров или, например, при частичной оплате поставок обогащенного урана путем передачи на зарубежных конверсионных предприятиях эквивалентного количества сырья без его физического ввоза на территорию России). Такие операции характерны для российских предприятий атомного, оборонно-промышленного комплексов и иных отраслей экономики.
     

Нормы Закона в новой редакции

     
     Согласно прежней редакции ч. 2 ст. 45 Федерального закона от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (далее - Закон N 164-ФЗ) российские лица, заключившие внешнеторговые бартерные сделки или от чьего имени заключены такие сделки, обязаны были обеспечить ввоз на таможенную территорию РФ равноценных по стоимости товаров с подтверждением факта их ввоза соответствующими документами, а также получение платежных средств и зачисление на счета указанных российских лиц в уполномоченных банках соответствующих денежных средств, если внешнеторговые бартерные сделки предусматривают частичное использование денежных и (или) иных платежных средств. Согласно прежней редакции ч. 3 ст. 45 превышение сроков ввоза на таможенную территорию РФ товаров (услуг, работ) указанными выше лицами и выполнение иностранным лицом обязательства по внешнеторговой бартерной сделке способом, не предусматривающим ввоз на таможенную территорию РФ товаров (услуг, работ), передачу исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности или предоставление права на использование объектов интеллектуальной собственности, допускается только при условии получения разрешения, выдаваемого в порядке, определенном Правительством РФ. Порядок выдачи таких разрешений до настоящего времени не установлен. Отметим: прежняя редакция ч. 3 ст. 45 была основана на закрепленном в ст. 10 этого Закона принципе, предусматривающем, что право осуществления внешнеторговой деятельности может быть ограничено в случаях, предусмотренных международными договорами РФ, федеральными законами, а также на требовании ч. 2 ст. 25 Закона N 164-ФЗ, согласно которому при введении меры наблюдения за экспортом и (или) импортом отдельных товаров отсутствие разрешения, в котором согласно постановлению Правительства РФ от 09.06.2005 N 363 определяется и срок его действия, является основанием для отказа в выпуске товаров таможенными органами РФ. В связи с этим вполне логична и обоснованна отмена норм ч. 3 ст. 45 Закона N 164-ФЗ в отношении внешнеторгового бартера без ввоза встречных товаров на таможенную территорию России.
     
     Положения прежней редакции ч. 2 и 3 ст. 45 противоречили положениям Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ), т.к. используемое в названных частях определение сроков, установленных законодательством РФ для осуществления текущих валютных операций, отсутствует в Законе N 173-ФЗ.
     
     Кроме того, положения ч. 2 и 3 ст. 45 не соответствуют принципам государственного регулирования внешнеторговой деятельности, установленным в пп. 6, 8 и 9 ст. 4 Закона N 164-ФЗ, т.к. устанавливают для российских субъектов внешнеторговой деятельности необоснованные сложности и запреты и препятствуют нормальному ее осуществлению. Действовавший разрешительный порядок осуществления внешнеторговых бартерных сделок, не предусматривающих ввоз встречно поставляемых товаров на территорию РФ, может рассматриваться как недопустимое ограничение и в контексте Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ 30.10.1947, ст. XI и XIII), основной целью которого является снижение барьеров в международной торговле. Перечисленные обстоятельства лишали российских экспортеров возможности оперативно заключать внешнеторговые бартерные сделки, не предусматривающие встречные поставки товаров на территорию РФ, широко применяемые в мировой практике.
     
     Для решения данной проблемы и был принят Закон N 285-ФЗ, который:
     
     1) отменил с 21 ноября 2010 года разрешительный порядок осуществления внешнеторговых товарообменных (бартерных) операций без ввоза на территорию РФ полученных в их рамках товаров (п. 2 ст. 2, ч. 1 ст. 3 Закона N 285-ФЗ). Часть 3, предусматривавшая необходимость получения разрешения уполномоченного органа при превышении сроков подтверждения ввоза, теперь исключена из ст. 45 Закона N 164-ФЗ;
     
     2) с 21 ноября 2010 года привел в соответствие Закону N 173-ФЗ ст. 45 Закона N 164-ФЗ в части процедуры осуществления бартерных внешнеторговых сделок без ввоза товаров на территорию РФ. Новая редакция ч. 2 ст. 45 Закона N 164-ФЗ вместо определения "сроков, установленных законодательством Российской Федерации для осуществления текущих валютных операций" содержит теперь определение "сроков, установленных условиями внешнеторговых бартерных сделок";
     
     3) значительно увеличил с 21 ноября 2010 года срок реализации товаров, предназначенных для обмена на равноценные по стоимости и экспортируемые из РФ (далее - встречные товары), в т.ч. полученных по договорам на поставку комплектного оборудования (оказания услуг и выполнения работ). Теперь российские экспортеры будут обязаны реализовать встречные товары в течение года с даты их получения за пределами России (
п. 2 ч. 5 ст. 45 новой редакции Закона N 164-ФЗ). Раньше этот срок составлял не более 90 дней со дня фактического получения встречных товаров. Встречные товары должны быть реализованы по стоимости не ниже предусмотренной условиями внешнеторговой бартерной сделки или договора на поставку комплектного оборудования (оказание услуг и выполнение работ). Фактическое получение встречных товаров по-прежнему должно быть подтверждено документами, предусмотренными условиями внешнеторговой бартерной сделки (п. 1 ч. 5 ст. 45 новой и старой редакции Закона N 164-ФЗ) и свидетельствующими (вместе с другими необходимыми документами, указанными в ч. 1 ст. 45 Закона N 164-ФЗ и п. 1 ст. 165 НК РФ) о фактическом осуществлении указанных сделок. Такими документами могут быть товарная накладная, передаточный акт (акт приемки-передачи), товарно-транспортная накладная с соответствующей отметкой, коносамент либо документы, предусмотренные для этих целей законодательством страны - места получения данных товаров. Нормы старого и нового порядка см. в таблице.
     

Таблица

    
Условия реализации товаров по встречной поставке без ввоза на территорию России

     

Новый порядок

Старый порядок

Получение встречного товара документально подтверждено

Получение встречного товара документально подтверждено

В течение года со дня, когда товар был фактически получен, он будет реализован по стоимости не ниже предусмотренной условиями внешнеторговой бартерной сделки или договора на поставку комплектного оборудования (оказание услуг и выполнение работ)

Не позднее чем через 90 дней со дня, когда товар был фактически получен, он будет реализован по рыночным ценам, действующим в стране их реализации

В срок, предусмотренный условиями сделки по продаже, вырученные денежные средства должны быть зачислены на соответствующие счета в уполномоченных банках

Не позднее 90 дней со дня фактического получения встречных товаров обеспечить зачисление на соответствующие счета в уполномоченных банках на территории РФ всех денежных средств, полученных от их реализации, или получение платежных средств

    

В вопросе возмещения НДС появилась конкретика

     
     В связи с изменениями внешнеторгового законодательства Закон N 285-ФЗ внес изменения и в ст. 165 НК РФ, установив с 1 января 2011 года порядок подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% при экспорте товаров (работ, услуг), осуществляемом по внешнеторговым бартерным сделкам без ввоза в Россию, в т.ч. на условиях исполнения обязательств по таким внешнеторговым сделкам третьими лицами.
     
     До принятия Закона N 285-ФЗ абз. 4 подп. 2 п. 1 ст. 165 НК РФ было предусмотрено, что российские организации могут подтвердить обоснованность применения налоговой ставки 0% при экспорте товаров (работ, услуг), осуществляемом по внешнеторговым бартерным сделкам, только если представят в налоговые органы документы, подтверждающие ввоз товаров (выполнение работ, оказание услуг), полученных по этим сделкам, на территорию РФ и их оприходование. Прежней редакцией ст. 165 НК РФ не было определено, какими документами может подтверждаться обоснованность применения нулевой налоговой ставки при экспорте товаров (работ, услуг), осуществляемом по внешнеторговым бартерным сделкам без ввоза товаров по встречной поставке на территорию России, что не позволяло российским организациям подтвердить обоснованность ее применения при совершении таких сделок. Данное обстоятельство приводило к дискриминации российских организаций по отношению к другим участникам внешнеторговой деятельности, делая нерентабельным совершение внешнеторговых бартерных сделок без ввоза товаров по встречной поставке на территорию РФ.
     
     Закон N 285-ФЗ (подп. "б" п. 1 ст. 1) дополнил подп. 2 п. 1 ст. 165 НК РФ абз. 5, согласно которому теперь при встречной поставке товаров без их ввоза на территорию РФ налогоплательщик должен представить в налоговые органы документы (их копии), предусмотренные условиями внешнеторговой товарообменной (бартерной) операции, подтверждающие получение им этих товаров за пределами территории РФ (на ее территории) и их оприходование. Таким образом, с 1 января 2011 года для подтверждения нулевой ставки НДС налогоплательщику необходимо будет представить предусмотренные внешнеторговым контрактом документы, подтверждающие получение товара за границей и его оприходование (подп. "б" п. 1 ст. 1, п. 2 ст. 3 Закона N 285-ФЗ, ст. 5, абз. 5 подп. 2 п. 1 ст. 165 НК РФ). В случае, когда товар российскому налогоплательщику отгрузит не указанное в контракте третье лицо (не указанное во внешнеторговой сделке как передающее товары за поставщика), наряду с документами, подтверждающими получение товара за границей и его оприходование, нужно подать дополнительные документы, подтверждающие, что третье лицо передало товары в счет исполнения обязательств иностранного контрагента по бартерной сделке. Однако если контрактом предусмотрена передача товара третьим лицом, дополнительные документы не требуются (подп. "в" п. 1 ст. 1 Закона N 285-ФЗ, абз. 6 подп. 2 п. 1 ст. 165 НК РФ). Рассмотренный порядок подтверждения нулевой ставки НДС применяется и при реализации товаров через посредника (п. 2 ст. 1 Закона N 285-ФЗ, новая редакция абз. 4 подп. 3 п. 2 ст. 165 НК РФ). Положения Закона N 285-ФЗ соответствуют предложениям Комиссии Таможенного союза (КТС) о целесообразности применения механизмов налогового контроля и необходимости отмены действовавшей ранее разрешительной системы, применяемой в отношении внешнеторговых бартерных сделок (п. 7 решения КТС от 12.08.2009 N 68 "О ходе выполнения дополнительных мероприятий по созданию единой системы нетарифного регулирования в таможенном союзе, утвержденных решением Комиссии Таможенного союза от 22.04.2009 N 37").
     
     Принятие
Закона N 285-ФЗ способствует:
     
     - созданию условий для осуществления широко используемых в мировой практике внешнеторговых бартерных сделок, не предусматривающих встречные поставки товаров на таможенную территорию РФ;
     
     - устранению необоснованных ограничений внешнеторговой деятельности, негативно влияющих на конкурентоспособность российской промышленной продукции на зарубежных рынках;
     
     - улучшению финансово-экономического положения российских экспортеров, в т.ч. вследствие заключения новых внешнеэкономических контрактов;
     
     - повышению налоговых поступлений по налогу на прибыль в результате заключения новых внешнеторговых контрактов.