Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Федеральный закон от 15.11.2010 N 298-ФЗ "О внесении изменения в Закон Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации"


Федеральный закон от 15.11.2010 N 298-ФЗ

"О внесении изменения в Закон Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации"*1

     _____
     *1 Текст документа не приводится. Тексты всех нормативных документов см. на сайте www.nalvest.ru.
     

Комментарий


В.Г. Нестолий,
старший преподаватель кафедры гражданского права и процесса ИрЮИ (ф) РПА Минюста России
     

Корректировка формулировок

     
     Федеральный закон от 15.11.2010 N 298-ФЗ (далее - Закон N 298-ФЗ) вступил в силу 30 ноября 2010 года, принят в одном пакете с Федеральным законом от 15.11.2010 N 301-ФЗ (далее - Закон N 301-ФЗ). Наименования Законов отличаются незначительно, и их легко перепутать. Если комментируемый Закон вносит одно изменение, то Закон N 301-ФЗ - несколько изменений в Закон РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 2487-1).
     
     Закон N 298-ФЗ содержит новеллу, устанавливающую правомочия частных охранников при обеспечении пропускного и внутри-объектового режимов на объектах охраны.
     
     Определения понятий "частный охранник", "объект охраны", "пропускной и внутри-объектовый режимы" устанавливаются Законом N 301-ФЗ. Таким образом, разъясняя содержание ст. 12.1 Закона N 2487-1, действующей с 30 ноября 2010 года, необходимо обращаться к дефинициям ст. 1.1, внесенной Законом N 301-ФЗ. Почему не приняли новеллы одним законом, можно только догадываться. Видимо, таковы особенности законотворческого процесса в Государственной Думе...
     
     В статье 12.1 Закона N 2487-1, появившейся в результате принятия комментируемого Закона N 298-ФЗ, перечислены права и обязанности частных охранников, осуществляемые при обеспечении внутриобъектового и пропускного режима в пределах объекта охраны, а также при транспортировке охраняемых грузов, денежных средств и иного имущества.
     
     Сначала следует раскрыть содержание понятия "частный охранник", основываясь на его легальном определении, показать, чем он отличается с правовой точки зрения от сторожа, вахтера и других фигур, причастных к охране имущества организаций, затем остановиться на внутриобъектном и пропускном режимах.
     

"Независимость" частных охранников

     
     Всего в охранном бизнесе работают не менее 3 млн человек. Закон о частной охранной деятельности был одним из первых, принятых после начала экономических реформ: многим он представлялся более необходимым, чем законы о хозяйственных обществах, появивишиеся значительно позже. Первоначальная его редакция разрешала создавать в структуре организаций службы безопасности, многие из которых представляли собой пытавшиеся легализоваться организованные преступные сообщества, "крышевавшие" бизнесменов либо беспрекословно им подчинявшиеся.
     
     Чтобы пресечь "сращивание" организованной преступности и бизнеса, решили сделать охранные предприятия формально не зависимыми от заказчиков. В настоящее время формирование при организации собственной службы безопасности, состоящей из граждан в статусе частных охранников, запрещено.
     
     Для обеспечения независимости частных охранных структур и заказчиков друг от друга установлено правило: работником частной охранной организации не может быть учредитель (участник), руководитель либо иное должностное лицо организации, с которой охранной организацией заключен договор на оказание охранных услуг (ст. 12 Закона N 2487-1).
     

Удостоверение частного охранника

     
     Согласно Закону N 2487-1 охранником является гражданин Российской Федерации, имеющий удостоверение частного охранника и работающий по трудовому договору в специализированной охранной коммерческой организации (ст. 1.1). Частными охранниками могут быть только граждане России, привлекать к охране граждан других государств нельзя (в прошлом, чтобы платить заработную плату в меньшем размере, привлекали иммигрантов из Беларуси, Молдовы или Украины). Удостоверение охранника выдается гражданам, сдавшим квалификационный экзамен и прошедшим профессиональную подготовку, сроком на пять лет в порядке, устанавливаемом Правительством РФ (ст. 11.1).
     
     Соответствующий нормативный акт Правительством РФ не принят до настоящего времени, поэтому вопросы, связанные с проведением профессиональной подготовки и квалификационных экзаменов, выдачей, продлением и аннулированием удостоверений, решают де-факто органы внутренних дел. В связи с этим возникает возможность оспаривать действия сотрудников любых частных охранных организаций по мотиву отсутствия у них удостоверений, выданных в соответствии с Законом N 2487-1. Поскольку порядок квалификационных экзаменов Правительством РФ не установлен, удостоверение частного охранника может получить, по сути, кто угодно.
     

Последствия отсутствия удостоверения

     
     Формально положения новеллы комментируемого Закона распространяются только на российских граждан, обладающих удостоверением частного охранника, полученным в порядке, установленном Правительством РФ. В связи с отсутствием такого порядка действия охранников можно смело оспаривать в суде. Прислушается ли суд к доводам заявителя-гражданина - вопрос не только права, но и политики, т.к. признать, что удостоверение охранника не имеет силы, означает для суда вступление в конфликт с органами внутренних дел.
     
     Организация заведомо сильнее обычного гражданина, не опирающегося на поддержку капиталов и коллектива. Поэтому организации часто расторгают договоры об оказании охранных услуг, не заплатив охранным предприятиям за два-три месяца, и последние опасаются предъявлять в суд какие-либо требования, т.к. у них нет лицензии на охранную деятельность или к охране объектов привлекались сотрудники, не имевшие удостоверений, выданных органами внутренних дел, или в качестве охранников выступали граждане сопредельных государств, которым вообще удостоверение выдано быть не может.
     
     В иных положениях Закона N 2487-1 не упоминается об удостоверениях частных охранников, а говорится о личной карточке охранника, выданной органом внутренних дел (ст. 11.6). В случае возникновения конфликтной ситуации не лишним будет спросить у частного охранника и удостоверение, и личную карточку. При этом рекомендуем ссылаться на ст. 12.1 Закона N 2487-1, установленную комментируемым Законом. В ней сказано: при осуществлении внутриобъектового и пропускного режимов частные охранники обязаны предъявлять свои удостоверения не только по требованию сотрудников правоохранительных органов, но и других граждан.
     
     Если в супермаркете проявляющий рвение охранник пытается задержать гражданина, якобы выносящего неоплаченный товар, гражданину следует продемонстрировать, что охранник ошибается, а затем вежливо попросить предъявить удостоверение. В случае отказа вряд ли можно сомневаться в том, что "охранники" в магазине работают нелегально.
     

Кому служит частный охранник?

     
     Гражданин, получивший удостоверение частного охранника, не вправе оказывать услуги клиентам самостоятельно. Если частный охранник защищает родственника или случайного прохожего от преступного посягательства, он выступает лишь в качестве гражданина, реализующего право на необходимую оборону (ст. 37 и 38 Уголовного кодекса РФ). Иными словами, действие ст. 12.1 Закона N 2487-1 в этом случае на него не распространяется.
     
     Частный охранник работает по трудовому договору в организации, специально созданной для оказания охранных услуг и имеющей лицензию на осуществление охранной деятельности, выданную органом внутренних дел. На него распространяется действие трудового законодательства и Закона N 2487-1, что особо подчеркивается в ст. 11.1. Значит, гражданин, имеющий удостоверение частного охранника не вправе заключать трудовые договоры с гражданами и организациями, нуждающимися в охране собственных объектов, для выполнения трудовых функций в качестве частного охранника.
     

Кто занимается охраной

     
     Если организация принимает на работу граждан для охраны собственных объектов, таких работников следует рассматривать не как частных охранников, а как обычных сторожей. Нельзя запретить им охранять кого-либо или что-либо за деньги или безвозмездно. Сотрудники милиции и федеральной службы безопасности после выхода на пенсию нередко трудоустраиваются в коммерческие организации для связи с правоохранительными органами, курирования исполнения договоров охранными организациями, осуществления контроля над моральным обликом работников. Такие сотрудники статусом частных охранников не обладают.
     
     Наиболее эффективным является создание в организации собственного отдела, занимающегося вопросами прогнозирования, аналитики, профилактики правонарушений. Его работники должны контролировать исполнение договоров частными охранными организациями, а также взаимодействовать с вневедомственной охраной (Положение о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 14.08.1992 N 589).
     
     При наиболее серьезных коммерческих организациях функционируют специальные подразделения милиции, имеющие право не только пресекать правонарушения, но и вести уголовные дела в отношении провинившихся работников и посторонних лиц. Коммерческие организации, объединенные в хозяйственные системы (транспорт), обладают помимо милиции собственными прокуратурами. Руководителей и топ-менеджеров некоторых коммерческих организаций могут охранять (и охраняют) сотрудники федеральной службы безопасности.
     
     Формально такая деятельность может опираться на правило ст. 15 Федерального закона от 03.04.1995 N 40-ФЗ "О Федеральной службе безопасности", согласно которому действующие военнослужащие могут быть прикомандированы к организациям независимо от форм собственности с согласия их руководителей.
     

Пропускной режим

     
     Согласно ст. 1.1 Закона N 2487-1 пропускной режим - это порядок, обеспечиваемый совокупностью мероприятий и правил, исключающих возможность бесконтрольного входа (выхода) лиц, въезда (выезда) транспортных средств, вноса (выноса), ввоза (вывоза) имущества на объекты охраны (с объектов охраны).
     
     Договариваясь об аренде помещений для размещения персонала и осуществления текущей управленческой или иной деятельности, не связанной непосредственно с производством, необходимо получить информацию об особенностях пропускного режима как в само здание, так и в его отсек (часть), где располагаются помещения. Пропускные режимы в зданиях и его отсеки (части) могут быть различными.
     
     Например, выполняя указания руководства, автор принял решение о переезде. Получив приглашение от арендодателя ("Заезжайте в любое время, без ограничений"), по окончании рабочего дня попросил сотрудников погрузить мебель, документы и оргтехнику на автотранспортные средства, сдал помещения по акту передачи и прибыл на новое место.
     
     Оказалось, внос имущества в здание требует специального разрешения (пропуска) начальника охраны, которое необходимо испрашивать заблаговременно. Пронести имущество в отсек с арендуемыми помещениями удалось, лишь договорившись с начальником караула.
     
     Впоследствии выяснилось, что сдавать помещения в здании уполномочена одна организация-арендодатель, а его техническую эксплуатацию осуществляет другая организация (на основании договора об оказании технических услуг). Последней утверждены правила пропуска граждан и имущества, не совсем удобные для арендаторов, поскольку главное для нее - сохранность здания, а не удобства съемщиков.
     
     Сегодня такая практика легализована. Согласно ст. 12.1 Закона N 2487-1 частные охранники имеют право осуществлять допуск лиц на объекты охраны, на которых установлен пропускной режим, при предъявлении ими документов, дающих право на вход (выход) лиц, въезд (выезд) транспортных средств, внос (вынос), ввоз (вывоз) имущества на объекты охраны (с объектов охраны). Важно помнить: таким документом может быть только пропуск, выданный в соответствии с утвержденными правилами, а не, допустим, документы, подтверждающие принадлежность имущества владельцу.
     
     Если в одни здания (объекты охраны) сотрудники и посетители могут вносить личные вещи без ограничений (ноутбуки, мобильные телефоны, аудио-, фотоаппаратуру, сумки и т.п.), то на многие объекты, принадлежащие отдельным корпорациям, никакие личные вещи брать с собой просто не следует. Наконец, есть помещения, войти в которые можно, только переодевшись в одежду, любезно предоставленную хозяевами.
     

Внутриобъектовый режим

     
     Внутриобъектовый режим - это правила пребывания на объекте охраны, в равной степени распространяющиеся на посетителей и персонал.
     
     Внутриобъектовый режим всегда значительно мягче пропускного. Например, если один работников или посетитель прилюдно нарушает его (курит в неположенном месте, употребляет спиртные напитки, трудится после окончания рабочего дня), то это не означает, что всем его можно нарушать.
     
     В завершение следует обратить внимание на следующее. Согласно ст. 12.1 Закона N 2487-1 частным охранникам запрещается препятствовать законным действиям должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов при осуществлении ими своей деятельности. Трудно квалифицировать, какие действия сотрудников милиции или иного органа являются законными, а какие - нет. Поэтому в пререкания с милицией частным охранникам лучше не вступать.