Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Вопрос-ответ


Вопрос-ответ

     
     В данной рубрике вниманию читателей представлены ответы специалистов в области налогообложения на самые интересные и актуальные вопросы налогоплательщиков. В этот раз вопросы связаны с налогом на имущество организаций.
     

Лесные дороги и налог на имущество

     
     - Облагаются ли лесные дороги налогом на имущество организаций, в частности затраты, произведенные арендатором на строительство лесных дорог? Магистрали учитываются как основные средства.
     
     В соответствии со ст. 374 Налогового кодекса РФ объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в т.ч. имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено ст. 378 и 378.1 НК РФ.
     
     Налоговая база по налогу на имущество организаций, при определении которой в соответствии со ст. 375 НК РФ учитывается остаточная стоимость основных средств, формируется для целей налогообложения по установленным правилам ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политики организации.
     
     Правила формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах организации установлены ПБУ 6/01 "Учет основных средств", утв. приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н.
     
     На основании п. 5 ПБУ 6/01 к основным средствам относятся, в частности, здания, сооружения, внутрихозяйственные дороги и другие соответствующие объекты, а также учитываются капитальные вложения в арендованные объекты основных средств.
     
     Согласно ст. 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
     
     В соответствии со ст. 13 Лесного кодекса РФ в целях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов допускается создание лесной инфраструктуры (лесных дорог, лесных складов и других). Лесные дороги могут создаваться при любых видах использования лесов.
     
     Подпунктом "г" п. 50 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, определено, что не относятся к основным средствам и учитываются в составе средств в обороте сезонные дороги, усы и временные ветки лесовозных дорог.
     
     Во введении к Общероссийскому классификатору основных фондов (ОК 013-94), утв. постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359, также указано, что в соответствии с требованиями бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации вышеуказанные объекты к основным фондам не относятся.
     
     Таким образом, произведенные на арендованных землях лесного фонда затраты на создание лесных дорог в части сезонных дорог, усов и временных веток лесовозных дорог, учитываются в составе средств в обороте, которые в силу ст. 374 НК РФ не признаются объектом обложения налогом на имущество организаций.
     
     Однако такой порядок учета и налогообложения сезонных дорог, усов и временных веток лесовозных дорог применялся до 1 января 2011 года, поскольку в силу приказа Минфина России от 24.12.2010 N 186н (введен в действие с 1 января 2011 года) пп. 50-53 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, утратили силу.
     
     Что касается магистральных лесных дорог, то они подлежат налогообложению в общеустановленном порядке.
     

Имущество при реорганизации

     
     - При реорганизации имущество негосударственных учреждений здравоохранения, учредителями которых является акционерное общество, передается другим учреждениям в оперативное управление. По какой стоимости передаваемое имущество ликвидируемых учреждений следует поставить на баланс новых учреждений?
     
     В соответствии со ст. 374 НК РФ объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в т.ч. имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено ст. 378 и 378.1 НК РФ.
     
     Налоговая база по налогу на имущество организаций определяется согласно ст. 375 НК РФ как среднегодовая стоимость имущества, при исчислении которой в соответствии со ст. 375 и 376 НК РФ учитывается остаточная стоимость основных средств, которая формируется для целей налогообложения по установленным правилам ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.
     
     Исходя из Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утв. приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н, первоначальной стоимостью объекта основных средств, закрепленного собственником имущества на праве оперативного управления, признается денежная оценка, согласованная учредителями (участниками) организации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
     
     Оценка передаваемого (принимаемого) имущества при реорганизации производится в порядке, установленном п. 7 приказа Минфина России от 20.05.2003 N 44н. Стоимость передаваемого имущества определяется в соответствии с решением учредителей, приведеным в решении о реорганизации, - по остаточной стоимости либо по текущей рыночной стоимости, либо иной стоимости, которая применяется для целей налогообложения.
     

Имущество ПИФов

     
     - Управляющая компания ПИФ не является налоговым агентом согласно НК РФ. Какое имущество считается объектом налогообложения для управляющей компании в отношении переданного в доверительное управление имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд?
     
     На основании ст. 374 НК РФ объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в т.ч. переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено ст. 378 и 378.1 НК РФ.
     
     Статьей 378 НК РФ установлены особенности налогообложения имущества, переданного в доверительное управление. Согласно п. 2 ст. 378 НК РФ имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд, подлежит обложению налогом на имущество организаций у управляющей компании. Данная норма в соответствии с Федеральным законом от 27.11.2010 N 308-ФЗ "О внесении изменений в главы 30 и 31 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" введена в действие с 1 января 2011 года.
     
     В соответствии со ст. 10, 11 и 15 Федерального закона от 29.11.2001 N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах" паевой инвестиционный фонд не является юридическим лицом. Состав активов паевого инвестиционного фонда должен содержаться в инвестиционной декларации. Имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд, переданное в доверительное управление, обособляется от другого имущества учредителя управления, а также от имущества доверительного управляющего. Это имущество отражается у доверительного управляющего на отдельном балансе, и по нему ведется самостоятельный учет.
     
     Следовательно, в силу ст. 374 и 378 НК РФ управляющая компания признается не налоговым агентом, а плательщиком налога на имущество организаций не только в отношении имущества, учитываемого на балансе организации (управляющей компании), а также в отношении составляющего паевой инвестиционный фонд имущества, признаваемого объектом налогообложения в соответствии со ст. 374 НК РФ, учитываемого на отдельном балансе и переданного в доверительное управление.
     

Налоговая база в отношении имущества ПИФов

     
     - В каком порядке определяется налоговая база в отношении имущества ПИФ? Какая стоимость имущества учитывается при расчете налоговой базы?
     
     Налоговая база по налогу на имущество организаций определяется согласно ст. 375 НК РФ как среднегодовая стоимость имущества, при исчислении которой в соответствии со ст. 375 и 376 НК РФ учитывается остаточная стоимость основных средств, которая формируется для целей налогообложения по установленным правилам ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.
     
     Указания по отражению в бухгалтерском учете организаций операций, связанных с осуществлением договора доверительного управления имуществом, утв. приказом Минфина России от 28.11.2001 N 97н, распространяются на организации (кроме кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений), включая профессиональных участников рынка ценных бумаг, доверительных управляющих паевыми инвестиционными фондами.
     
     Порядок отражения в бухгалтерском учете имущества, переданного в доверительное управление, и формирование первоначальной (остаточной) его стоимости определен п. 12 Указаний, из которого следует, что основные средства, полученные от учредителя управления, учитываются на бухгалтерском счете 01 "Основные средства" по стоимости, по которой они числятся в бухгалтерском учете учредителя управления на дату вступления договора доверительного управления в силу. В силу ст. 17 и 37 Закона N 156-ФЗ, если инвестиционная декларация паевого инвестиционного фонда предусматривает инвестирование в имущество, оценка его осуществляется оценщиком.
     
     Полагаем, что данный способ оценки имущества должен применяться для целей налогообложения при исчислении налоговой базы по налогу на имущество организаций, что согласуется с арбитражной практикой (например, п. 3 информационного письма ВАС РФ от 30.05.2005 N 92).
     
     При этом учет основных средств, составляющих паевой инвестиционный фонд, и начисление амортизации осуществляется в общеустановленном порядке, в частности определенным ПБУ 6/01 "Учет основных средств", утв. приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н.
     

Имущество ПИФов: уплата налога на имущество

     
     - В каком порядке уплачивается налог и представляется налоговая декларация управляющей компанией в отношении имущества ПИФ?
     
     На основании ст. 376, 383 и 386 НК РФ налоговая база определяется, налог уплачивается и налоговая декларация по налогу на имущество организаций представляется в налоговые органы по месту нахождения организации, ее обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, а также объекта недвижимого имущества, находящегося вне места нахождения организации и указанного обособленного подразделения, если иное не предусмотрено Кодексом.
     
     Учитывая, что имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд, не является собственностью управляющей компании, а также особенности его учета на отдельном балансе (ст. 15 Закона N 156-ФЗ) и уплаты налога (ст. 378 НК РФ), источник его уплаты (ст. 378 НК РФ) в отношении указанного имущества, налог должен уплачиваться, а налоговые декларации представляться доверительными управляющими в налоговые органы по месту фактического нахождения объектов недвижимого имущества, входящих в состав паевого инвестиционного фонда.
     
     При этом, учитывая бюджетное законодательство Российской Федерации и законодательство о налогах и сборах (в части зачисления платежей по налогу в доход регионального и (или) местного бюджетов), в налоговый орган может представляться в отношении составляющего паевой инвестиционный фонд недвижимого имущества, переданного в доверительное управление управляющей компании, одна налоговая декларация по муниципальному образованию (субъекту Российской Федерации) с заполнением раздела 2 формы Декларации (утв. приказом Минфина России от 20.02.2008 N 27н) по каждому паевому инвестиционному фонду, находящемуся в доверительном управлении управляющей компании.
     

Постановка на налоговый учет

     
     - В каком порядке осуществляется постановка на налоговый учет управляющей компании в отношении недвижимого имущества закрытого ПИФ, переданного в доверительное управление?
     
     По вопросу постановки на учет в налоговом органе доверительного управляющего в отношении переданного в паевой инвестиционный фонд недвижимого имущества следует иметь в виду, что постановка на учет в налоговом органе по месту нахождения принадлежащего организации недвижимого имущества осуществляется на основании сведений, сообщаемых органами, указанными в ст. 85 НК РФ. При этом организация подлежит постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения недвижимого имущества, принадлежащего ей на праве собственности, праве хозяйственного ведения или оперативного управления (п. 5 ст. 83 Кодекса).
     
     На основании п. 4 ст. 85 НК РФ органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, зарегистрированным в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 1 марта представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
     
     Согласно п. 4 ст. 24 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" заявления о государственной регистрации права общей долевой собственности владельцев инвестиционных паев на недвижимое имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд (приобретаемое для включения в состав паевого инвестиционного фонда), ограничения (обременения) этого права или сделок с данным имуществом представляются управляющей компанией, в доверительном управлении которой находится паевой инвестиционный фонд, не являющийся юридическим лицом.
     
     Пунктами 9 и 10 ст. 83 НК РФ установлено, что в случае возникновения у налогоплательщиков затруднений с определением места постановки на учет решение на основе представленных ими данных принимается налоговым органом.
     
     Поэтому управляющей компании в целях обеспечения уплаты налога на имущество организаций (земельного налога) в соответствии со ст. 378 (388) НК РФ по вопросу постановки на учет необходимо обратиться в налоговые органы по месту нахождения недвижимого имущества, входящего в состав паевых инвестиционных фондов.
     

"Упрощенка" и налог на имущество организаций

     
     - Вправе ли общество с ограниченной ответственностью, являющееся управляющей компанией паевого инвестиционного фонда, при применении упрощенной системы налогообложения в соответствии с гл. 26.2 НК РФ не облагать налогом на имущество организаций имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд, порядок налогообложения которого предусмотрен ст. 378 НК РФ?
     
     Пунктом 2 ст. 346.11 НК РФ установлено, что применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает, в частности, их освобождение от обязанности уплаты налога на имущество организаций.
     
     На основании ст. 346.12 НК РФ налогоплательщиками признаются организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном гл. 26.2 "Упрощенная система налогообложения" НК РФ.
     
     При переходе на УСН ограничения по численности работников и стоимости основных средств и нематериальных активов, предельной величины доходов, установленные гл. 26.2 НК РФ, применяются по отношению к таким организациям исходя из осуществляемых ими видов деятельности, операции по исполнению собственных обязательств по которым отражаются в бухгалтерском учете и балансе организации.
     
     Таким образом, управляющие паевыми инвестиционными фондами компании при соблюдении установленных гл. 26.2 НК РФ условий перехода на упрощенную систему налогообложения вправе применять п. 2 ст. 346.11 НК РФ в части освобождения от уплаты налога на имущество организаций.
     
     В то же время по вопросу применения норм гл. 26.2 НК РФ в отношении имущества паевого инвестиционного фонда следует иметь в виду, что на основании подп. 5 п. 3 ст. 346.12 НК РФ упрощенную систему налогообложения не вправе применять инвестиционные фонды.
     
     Согласно ст. 1 Федерального закона от 29.11.2001 N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах" инвестиционный фонд - это находящийся в собственности акционерного общества либо в общей долевой собственности физических и юридических лиц имущественный комплекс, пользование и распоряжение которым осуществляется управляющей компанией исключительно в интересах акционеров этого акционерного общества или учредителей доверительного управления.
     
     Паевой инвестиционный фонд - это обособленный имущественный комплекс, состоящий из имущества, переданного в доверительное управление управляющей компании учредителем (учредителями) доверительного управления с условием объединения этого имущества с имуществом иных учредителей доверительного управления, и из имущества, полученного в процессе такого управления, доля в праве собственности на которое удостоверяется ценной бумагой, выдаваемой управляющей компанией. При этом паевой инвестиционный фонд не является юридическим лицом. Это имущество отражается у доверительного управляющего на отдельном балансе, и по нему ведется самостоятельный учет (ст. 10 и 15 Закона N 156-ФЗ).
     
     В силу специфики организационно-правовой формы паевого инвестиционного фонда (отсутствие статуса юридического лица) и учитывая, что он не является организацией, ПИФ не может являться участником общества с ограниченной ответственностью, в т.ч. применяющего упрощенную систему налогообложения.
     
     Показатели численности учредителей, стоимости основных средств и нематериальных активов, величины доходов паевого инвестиционного фонда не могут быть учтены при переходе управляющей компании на упрощенную систему налогообложения, поскольку отражаются обособленно на отдельном балансе паевого инвестиционного фонда.
     
     Кроме того, на основании п. 2 ст. 378 НК РФ источник уплаты налога на имущество организаций в отношении являющегося объектом налогообложения составляющего паевой инвестиционный фонд недвижимого имущества - имущество (средства) паевого инвестиционного фонда.
     
     Следовательно, управляющая паевым инвестиционным фондом компания, перешедшая на упрощенную систему налогообложения, не освобождается от уплаты налога на имущество организаций в отношении переданного в доверительное управление имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд, признаваемого объектом налогообложения в соответствии со ст. 374 НК РФ, учитываемого на отдельном балансе.
     

ФГУП передает имущество территориальным органам Минимущества

     
     - Может ли ФГУП уменьшить налоговую базу по налогу на имущество организаций в соответствии с п. 6 ст. 376 НК РФ в отношении переданных территориальным органом Минимущества вновь построенных и строящихся объектов инфраструктуры воздушного транспорта за счет бюджетных средств, в т.ч. в случае, если право хозяйственного ведения не зарегистрировано за ФГУП?
     
     В соответствии со ст. 374 НК РФ объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в т.ч. переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено ст. 378 и 378.1 Кодекса.
     
     Налоговая база по налогу на имущество организаций, при определении которой в соответствии со ст. 375 НК РФ учитывается остаточная стоимость основных средств, формируется для целей налогообложения по установленным правилам ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.
     
     Правила формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах организации установлены ПБУ 6/01 "Учет основных средств", утв. приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н, в соответствии с которым актив принимается организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если выполняются условия, предусмотренные п. 4 ПБУ 6/01, т.е. когда объект приведен в состояние, пригодное для использования в деятельности организации.
     
     Приказом Минфина России от 24.12.2010 N 186н в отдельные нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету внесены изменения, которые применяются с бухгалтерской отчетности 2011 года.
     
     С учетом внесенных изменений абз. 1 п. 41 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, предусмотрено, что к незавершенным капитальным вложениям относятся не оформленные актами приемки-передачи основных средств и иными документами затраты на строительно-монтажные работы, приобретение зданий, оборудования, транспортных средств, инструмента, инвентаря, иных материальных объектов длительного пользования, прочие капитальные работы и затраты (проектно-изыскательские, геолого-разведочные и буровые работы, затраты по отводу земельных участков и переселению в связи со строительством, на подготовку кадров для вновь строящихся организаций и другие).
     
     Изменения внесены в п. 52 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утв. приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н. Теперь по объектам недвижимости, по которым закончены капитальные вложения, амортизация начисляется в общем порядке с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия объекта к бухгалтерскому учету. Объекты недвижимости, права собственности на которые не зарегистрированы в установленном порядке, принимаются к бухгалтерскому учету в качестве основных средств с выделением на отдельном субсчете к счету учета основных средств.
     
     Поэтому объекты основных средств принимаются к бухгалтерскому учету на основании первичных документов. При этом для принятия недвижимого имущества на бухгалтерский счет 01 "Основные средства" не требуется представлять документы о государственной регистрации прав.
     
     Пунктом 6 ст. 376 Кодекса установлено, что налоговая база уменьшается на сумму законченных капитальных вложений на строительство, реконструкцию и (или) модернизацию вводимых, реконструируемых и (или) модернизируемых судоходных гидротехнических сооружений, расположенных на внутренних водных путях РФ, портовых гидротехнических сооружений, сооружений инфраструктуры воздушного транспорта (за исключением системы централизованной заправки самолетов, космодрома), учтенных в балансовой стоимости данных объектов. Данная норма не применяется в отношении законченных капитальных вложений, учтенных в балансовой стоимости указанных объектов до 1 января 2010 года.
     
     Согласно ст. 1 Федерального закона от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" капитальные вложения - это инвестиции в основной капитал (основные средства), в т.ч. затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение основных средств и др.
     
     При наделении унитарного предприятия имуществом на праве хозяйственного ведения стоимость объектов основных средств учитывается в бухгалтерском учете в общепринятом порядке на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы" с выделением на отдельном субсчете и последующим отражением на счете 01 "Основные средства".
     
     Поэтому унитарное предприятие или иной хозяйствующий субъект вправе уменьшить налоговую базу по налогу на имущество организаций с 1 января 2011 года в отношении капитальных вложений, произведенных за счет бюджетных средств в объекты основных средств, поименованные в п. 6 ст. 376 Кодекса, если данное имущество передано по акту приемкипередачи на основании распоряжения органа исполнительной власти и учтено начиная с 2010 года в качестве объектов основных средств на бухгалтерском счете 01 "Основные средства" (на отдельном субсчете к счету учета основных средств при отсутствии государственной регистрации права хозяйственного ведения).
     

"Льготируемые" объекты

     
     - Какие объекты льготируются на основании п. 6 ст. 376 НК РФ? Относится ли к нему имущество аэропорта, в частности имущество аэровокзального комплекса?
     
     Пунктом 6 ст. 376 НК РФ установлено, что налоговая база уменьшается на сумму законченных капитальных вложений на строительство, реконструкцию и (или) модернизацию вводимых, реконструируемых и (или) модернизируемых судоходных гидротехнических сооружений, расположенных на внутренних водных путях РФ, портовых гидротехнических сооружений, сооружений инфраструктуры воздушного транспорта (за исключением системы централизованной заправки самолетов, космодрома), учтенных в балансовой стоимости данных объектов.
     
     Перечень сооружений воздушного транспорта определен по коду ОКОФ 124526060 Общероссийского классификатора основных фондов (ОК 013-94), утв. постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359.
     
     Согласно п. 2 ст. 40 Воздушного кодекса РФ аэродром - это участок земли или акватория с расположенным на нем зданиями, сооружениями и оборудованием, предназначенным для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов.
     
     Что касается аэропорта, то к нему отнесены комплекс сооружений, включающий аэродром, другие сооружения, предназначенный для приема и отправки воздушных судов, обслуживания воздушных перевозок и имеющий для этих целей необходимое оборудование, авиационный и другой персонал. В целях применения п. 6 ст. 376 Кодекса к сооружениям инфраструктуры воздушного транспорта отнесены сооружения инфраструктуры аэродрома по кодам ОКОФ 124526452-124526468, к которым отнесены полоса взлетно-посадочная, соответствующие покрытия аэродромные, система аэродромная автоматизированная управления воздушным движением, система радиомаячная инструментального захода самолетов на посадку, система централизованной заправки самолетов авиатопливом, радиолокатор и аэродром. Следовательно, в отношении имущества аэровокзала аэропорта нормы п. 6 ст. 376 НК РФ применяться не должны.
     

Н. Гаврилова,
Заместитель начальника отдела
имущественных и прочих налогов
Департамента налоговой и таможенно-
тарифной политики Минфина России