Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Минздравсоцразвития разъясняет...


Минздравсоцразвития разъясняет...

     
     А. Егорова,
     налоговый консультант
     


Егорова А.В.

     
     5 апреля 1797 года император Павел Первый издал манифест, в котором повелел "всем и каждому наблюдать, дабы никто и ни под каким видом не дерзал в воскресные дни принуждать крестьян к работам, тем более что для сельских издельев остающиеся в неделе шесть дней по равному числу оных в обще разделяемыя, как для крестьян собственно, так и для работ их в пользу помещиков следующих, при добром распоряжении достаточны будут на удовлетворение всяким хозяйственным надобностям". С запретом на работы по воскресеньям помещики согласились, а вот с работой на барщине только три дня в неделю - нет. Поэтому в Ярославской губернии придумали, что манифест распространяется только на крестьян, а не на крестьянок. В других городах и весях решили, что манифест носит лишь рекомендательный характер. При этом потомкам (т.е. нам с вами) рассказали, что Павел был самодуром. С тех пор мастеров прочтения законодательных актов у нас не убавилось.
     
     С января 2011 года Пенсионный фонд РФ совместно с ФСС России приступил к плановым выездным проверкам предприятий.
     
     Результаты впечатляющие. Закаленные в боях с налоговиками по поводу ЕСН, бухгалтеры практически без ошибок начисляют страховые взносы в ПФР и другие фонды.
     
     Так, отделение ПФР и Кузбасское территориальное отделение соцстраха по состоянию на 1 марта 2011 года уже провели 91 выездную проверку. В результате в бюджет ПФР и ОМС поступило 44 тыс. руб. страховых взносов, т.е. в среднем предприятию доначисляется менее 500 руб.
     
     Примерно такая же ситуация сложилась несколько лет назад в армии США, когда размеры выявленных военными ревизорами финансовых нарушений в войсках оказались меньше расходов на содержание самих ревизоров. В результате штат проверяющих в армии США был значительно сокращен: решили, что разумнее и дешевле для бюджета с небольшими нарушениями просто смириться.
     
     Однако такая перспектива, видимо, совсем не нравится сотрудникам наших ведомств. Наоборот, решается вопрос о повышении их эффективности.
     
     Но доказывать факт выдачи зарплаты в конвертах в ходе проверок очень сложно. Поэтому в Департаменте развития социального страхования и государственного обеспечения Минздравсоцразвия России решили пойти другим путем.
     

     В прошлом году из стен Минздравсоцразвития России выходили совершенно разумные разъяснения по поводу отсутствия оснований для начисления страховых взносов на выплаты донорских (письмо от 19.05.2010 N 1239-19), среднего заработка за время прохождения военных сборов (письмо от 27.05.2010 N 1354-19), выплат за дни ухода за ребенком-инвалидом (письмо от 07.05.2010 N 10-4/325233-19). Ведь все эти выплаты производились вне рамок трудовых договоров с работниками.
     
     Но неожиданно Департамент развития социального страхования и государственного обеспечения Минздравсоцразвия России выпустил письмо от 15.03.2011 N 784-19, в котором весь устоявшийся было порядок начисления страховых вносов перевернул с ног на голову.
     
     Поводом послужило то, что Федеральным законом от 08.12.2010 N 339-ФЗ с 1 января 2011 года в ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" были внесены изменения, согласно которым объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц, в частности в рамках трудовых отношений (в прежней редакции Закона N 212-ФЗ - "по трудовым договорам").
     

***

Следует начислять страховые взносы на стоимость проживания работников в гостиницах, принадлежащих организации-работодателю, и на денежную компенсацию за задержку заработной платы (
ст. 236 ТК РФ).

***

     
     Минздравсоцразвития России теперь решило, что в рамках трудовых отношений производятся следующие выплаты:
     
     - работникам в период прохождения ими военных сборов (п. 2 ст. 5 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе");
     
     - за дополнительные выходные дни, предоставляемые работникам для ухода за детьми-инвалидами (ст. 262 ТК РФ);
     
     - работникам-донорам за дни сдачи крови и предоставляемые в связи с этим дни отдыха (ст. 186 ТК РФ);
     
     - работающим беременным женщинам за дни прохождения ими обязательного диспансерного наблюдения (ст. 254 ТК РФ);
     
     - работникам, вызываемым к лицу, производящему дознание, следователю, в прокуратуру или в суд в качестве свидетелей, потерпевших, их законных представителей, понятых, за все время, затраченное ими в связи с таким вызовом (ст. 131 УПК РФ, п. 2 Инструкции о порядке и размерах возмещения расходов и выплаты вознаграждения лицам в связи с их вызовом в органы дознания, предварительного следствия, прокуратуру или в суд, утв. постановлением Совета Министров РСФСР от 14.07.1990 N 245, ст. 95 ГПК РФ).
     

***

Военкоматы страховые взносы работодателям как не возмещали, так возмещать и не собираются, а налоговые органы не дадут включить их в расходы, уменьшающие базу по налогу на прибыль, поскольку им выгоднее согласиться с военными.


***

     
     Так же, по мнению ведомства, следует начислять страховые взносы на стоимость проживания работников в гостиницах, принадлежащих организации-работодателю, и на денежную компенсацию за задержку заработной платы (ст. 236 ТК РФ).
     
     Некоторые организации считают, что безопаснее согласиться с мнением Минздравсоцразвития России.
     
     Однако это неизбежно вызовет споры с другими министерствами и ведомствами, которые считают, что изменение формулировок в Законе N 212-ФЗ на суть перечисленных выплат не повлияло.
     

Начнем с военных сборов

     
     Министерство обороны РФ считает, что выплаты работникам в виде среднего заработка, сохраняемого на время прохождения ими военных сборов в силу п. 3 Положения о финансировании расходов, связанных с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утв. постановлением Правительства РФ от 03.03.2001 N 157, возмещаются за счет средств федерального бюджета, поэтому считать эти выплаты заработной платой нельзя.
     
     Это мнение арбитражные суды поддерживают с полным единодушием.
     
     Арбитражный суд Свердловской области в своем решении от 16.02.2009 N А60-769/2009-С9 указал, что учитываться для начисления страховых взносов должны не любые доходы, полученные физическими лицами, а выплаты, начисленные работникам в связи с выполнением ими служебных обязанностей. Выплаты, произведенные военкоматом, к ним не относятся.
     
     Арбитражный суд Приморского края в решении от 15.04.2009 N А51-487/2009 указал, что суммы, выплачиваемые за счет средств федерального бюджета, не являются выплатами по трудовым договорам, поскольку они не связаны с выполнением работником трудовых обязанностей и выплачиваются не за счет работодателя, а за счет средств федерального бюджета.
     
     Аналогичный вывод сделан Арбитражным судом Волгоградской области в решении от 09.06.2009 N А12-5538/2009 и ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 20.01.2011 N А21-2952/2010.
     
     Получается, военкоматы страховые взносы работодателям как не возмещали, так возмещать и не собираются, а налоговые органы не дадут включить их в расходы, уменьшающие базу по налогу на прибыль, поскольку им выгоднее согласиться с военными.
     

О дополнительных выходных днях для ухода за детьми-инвалидами

     
     Возникает вопрос: если на эту выплату все же начислить страховые взносы, то за чей счет?
     
     Костромское региональное отделение ФСС России на своем сайте дало следующий витиеватый ответ: "Согласно Порядку заполнения формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (форма-4 ФСС), утвержденному приказом Минздравсоцразвития РФ от 28.02.2011 N 156н, по строке 10 таблицы 2 "Расходы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" отражаются расходы по оплате 4-х дополнительных выходных дней для ухода за детьми-инвалидами, фактически произведенные страхователем".
     
     Владимирское отделение ФСС высказалось еще более запутанно: "Оплата дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом с 2010 года производится из средств федерального бюджета, выделяемых Фонду социального страхования РФ на указанные цели.
     
     Таким образом, к пособиям из средств социального страхования указанные выплаты не относятся. Поскольку согласно разъяснениям Минздравсоцразвития РФ от 15.03.2011 N 784-19 на указанные выплаты должны начисляться страховые взносы в ФСС РФ, то они, соответственно, должны включаться в сумму заработка для исчисления пособий". В переводе это означает, что деньги на взносы ФСС России не даст.
     
     А теперь обратимся к арбитражной практике.
     
     В постановлении ФАС Северо-Западного округа от 10.02.2010 N А05-8987/2009 суд разъяснил, что гарантированная государством оплата дополнительных выходных дней одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами, которая производится за счет средств ФСС России, является по сути социальной выплатой, обеспечивающей создание для указанной категории лиц надлежащих условий жизнеобеспечения путем предоставления для этого необходимых денежных средств. Указанная гарантия, предоставляемая в соответствии с действующим законодательством (ст. 262 ТК РФ), не является по своей природе ни вознаграждением за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни материальной выгодой.
     
     ФАС Западно-Сибирского округа в постановлении от 06.09.2010 N А45-15160/2009 также пришел к выводу о том, что выплаты, предусмотренные ст. 262 ТК РФ, носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход.
     
     Аналогичный вывод о статусе данной выплаты сделал и Президиум ВАС РФ в постановлении от 08.06.2010 N 1798/10.
     

Донорские

     
     Согласно ст. 6 Закона РФ от 09.06.1993 N 5142-1 "О донорстве крови и ее компонентов" руководители предприятий обязаны:
     
     - беспрепятственно отпускать работника, являющегося донором, в организацию здравоохранения в день обследования и сдачи крови и ее компонентов;
     
     - предоставлять работнику, являющемуся донором, установленные законодательством меры социальной поддержки.
     
     В соответствии со ст. 186 ТК РФ в день сдачи крови и ее компонентов, а также в день связанного с этим медицинского обследования сотрудник освобождается от работы. После каждого дня сдачи крови и ее компонентов работнику предоставляется дополнительный день отдыха.
     
     При этом работодатель сохраняет за работником его средний заработок за дни сдачи крови и предоставленные в связи с этим дни отдыха.
     
     ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 20.01.2011 N А21-2952/2010 решил, что данные выплаты производятся вне рамок трудовых отношений и не облагаются страховыми взносами.
     

***

После каждого дня сдачи крови и ее компонентов работнику предоставляется дополнительный день отдыха. При этом работодатель сохраняет за работником его средний заработок за дни сдачи крови и предоставленные в связи с этим дни отдыха.


***

    
Другие выплаты

     
     Выплаты среднего заработка беременным женщинам при прохождении обязательного диспансерного обследования в медицинских учреждениях (ст. 254 ТК РФ) работодатель производит в силу закона вне рамок каких-либо соглашений между работником и работодателем по поводу осуществления трудовой деятельности и социального обеспечения, следовательно, и здесь нет объекта обложения страховыми взносами.
     
     Согласно п. 2 ст. 95 ГПК РФ работающим гражданам, вызываемым в суд в качестве свидетелей, выплачивается денежная компенсация исходя из фактических затрат времени на исполнение обязанностей свидетеля и их среднего заработка.
     
     В соответствии со ст. 131 УПК РФ суммы, выплачиваемые работающим и имеющим постоянную заработную плату потерпевшему, свидетелю, их законным представителям и понятым в возмещение недополученной ими заработной платы за время, затраченное ими в связи с вызовом в орган дознания, к следователю, прокурору или в суд, являются процессуальными издержками и возмещаются за счет средств федерального бюджета либо средств участников уголовного судопроизводства.
     
     Поскольку эти деньги выплачиваются работнику не из средств работодателя, а из бюджета и на основании требований законодательства, то оснований соглашаться с мнением Минздравсоцразвития России также нет.
     
     Минфин России в письме от 28.11.2008 N 03-04-05-01/450 относит компенсацию работнику за задержку заработной платы к компенсационным выплатам, установленным законодательством РФ.
     
     Пункт 2 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ освобождает от обложения страховыми взносами компенсации, связанные с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.
     
     Единственное мнение чиновников, с которым можно согласиться, - о необходимости начислять взносы на стоимость проживания работников в гостиницах, принадлежащих организации-работодателю.
     
     Однако при этом необходимо эту стоимость еще определить и доказать документально, что работник этим общежитием пользуется.
     
     Впрочем, все вышеприведенные аргументы - сотрясение воздуха. Их чиновники Минздравсоцразвития России знают не хуже нашего. Но им закон выгоднее читать именно так.
     
     Ведь не все же работодатели будут судиться с проверяющими. Тем самым повысится эффективность проверок и потребность в самих проверяющих.