Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Коротко о важном


Коротко о важном


О затратах на отделку помещений до момента ввода здания в эксплуатацию

     
     В июне в ТПП РФ прошел Экспертный совет по совершенствованию налогового законодательства и правоприменительной практики. На нем, в частности, обсуждался вопрос налогообложения при осуществлении организациями - будущими арендаторами затрат на отделку помещений до момента ввода торговых и офисных зданий в эксплуатацию. Согласно сложившейся коммерческой практике выбор и согласование состава арендаторов осуществляются на начальной стадии строительства торговых (офисных) центров, что позволяет спроектировать и построить их в соответствии с текущими потребностями рынка и наиболее полно удовлетворить интересы конкретных арендаторов. Достигнутые сторонами договоренности по аренде помещений в этом случае закрепляются в предварительных договорах аренды, заключаемых в отношении конкретных площадей на стадии строительства центра. Учитывая, что обе стороны предварительного договора прямо заинтересованы в скорейшем начале эксплуатации строящегося центра, помещения, в отношении которых заключены предварительные договоры аренды, зачастую предоставляются арендатором под отделку уже на стадии строительства здания после завершения собственником всех работ, предусмотренных проектом строительства в отношении данных помещений. После приемки помещений арендаторы выполняют в них отделочные работы, руководствуясь собственными потребностями и дизайном. При этом отделочные работы арендаторов могут выполняться параллельно с завершением собственником здания иных работ в отношении площадей общего пользования, благоустройства территории и т.п. Поскольку на момент начала производства арендаторами отделочных работ здание еще не является объектом недвижимого имущества в соответствии с нормами гражданского законодательства, т.е. формально не может считаться объектом аренды (гл. 34 ГК РФ), возникает вопрос о порядке налогообложения таких затрат как у арендатора, так и у арендодателя. В то же время действующие нормы НК РФ прямо регулируют только налоговые последствия выполнения арендаторами работ в отношении имущества, являющегося объектом аренды, право собственности на которое зарегистрировано в установленном порядке, и не определяют налоговые последствия проведения работ арендатором до момента регистрации права собственности арендодателя на объект недвижимости.
     
     Налоговые органы включают стоимость этих затрат в доход владельцев зданий и относят к имуществу компании-владельца, доначисляя налоги на прибыль и на имущество, а также исключают эти затраты из состава расходов компаний - будущих арендаторов, несмотря на отсутствие юридических и экономических оснований для этого. Критерием служит формальный момент - регистрация права собственности построенного здания. Судебная практика противоречива: есть решения в пользу как компаний, так и налоговых органов. Проблема касается организаций малого и среднего бизнеса. Инвесторы торговых и офисных центров, торговые компании по всей России не на шутку встревожены.
     

Счет-фактура в одном экземпляре

     
     Минфин России выпустил письмо от 25.05.2011 N 03-07-09/14, в котором указал, что при реализации физическим лицам товаров (работ, услуг) за безналичный расчет продавец выписывает счета-фактуры в одном экземпляре. Аргументы следующие.
     
     По общему правилу при реализации товаров (работ, услуг) должны выставляться счета-фактуры с выделенной суммой НДС (пп. 3, 4 ст. 168 НК РФ). Однако есть исключение. Продавец вправе не оформлять счет-фактуру, если покупатель-гражданин оплачивает товары (работы, услуги) наличными средствами и получает кассовый чек или иной документ установленной формы. Это освобождение не распространяется на случаи, когда физические лица приобретают товары (работы, услуги) за безналичный расчет.
     
     Согласно п. 1 ст. 169 НК РФ счет-фактура - документ, на основании которого покупатель может принять к вычету НДС, уплаченный продавцу. Как указал Минфин России, счет-фактура физическим лицам не требуется, поскольку они не признаются плательщиками НДС и к вычету этот налог не принимают.
     
     Таким образом, при реализации товаров (работ, услуг) гражданам за безналичный расчет продавец выписывает счета-фактуры в одном экземпляре для учета этих товаров по итогам налогового периода. Если информации о покупателях нет, в соответствующих строках счета-фактуры ставятся прочерки.
     

"Мы видим, что лидерами роста становятся развивающиеся экономики"



     
     17 июня 2011 года в Санкт-Петербурге состоялся Международный экономический форум. На официальной церемонии открытия этого форума с докладом выступила глава Минэкономразвития России Э. Набиуллина. Она отметила, что, по оценкам экспертов, в ближайшие 10 лет темпы роста в развивающихся странах будут в 2,5 раза превышать темпы роста в развитых экономиках. Если 10 лет назад развивающиеся рынки давали около 20% мирового валового продукта, то через пять лет ожидается, что эта доля превысит 40%. Возникают вопросы: какова будет роль развитых стран в меняющемся мире? Как будет обеспечено их лидерство? Заметно, что настроения инвесторов, политических лидеров улучшаются вместе с экономическими показателями, но кризис двухлетней давности пока так и не сходит с повестки обсуждения правительств и бизнеса. Многие дисбалансы в мировой системе остаются, и важно понять, что значит сохранение тех балансов для мира, каковы новые вызовы, как на них можно ответить, оценить ситуацию с растущими бюджетными дефицитами, государственными долгами, мировой инфляцией. Настоящий выход из кризиса - это не только и не столько восстановление экономических показателей. Это восстановление доверия к действиям правительств, к эффективности национальных институтов, доверия к потенциальным бизнес-партнерам, что расширяет возможности реализации сделок и проектов, доверия к глобальным институтам и глобальному регулированию. И, конечно, в основе доверия лежат сделки, которые состоялись и стали успешными.
     
     По словам Э. Набиуллиной, она с коллегами прилетела на форум на первом в России рейсе нового самолета "Сухой Суперджет". Это знак того, что российское авиастроение, традиционная отрасль, восстанавливается на принципиально новой основе - международной кооперации - и при участии в глобальном рынке.
     
     Этот год был полон событий, порой драматических, которые повлияют на состояние мировой экономики. Как скажутся на ней волна кризисов на Ближнем Востоке, атомный кризис в Японии, развитие новых технологий в энергетике? Все это обсуждалось на форуме.
     
     "В этом году на форуме мы будем не только обсуждать, но и показывать, - отметила министр. - Показывать потенциал России и развивающихся рынков, показывать, как технологии - прежде всего интернет - меняют экономику, бизнес, общество. Показывать новейшие российские разработки, готовые к коммерциализации".
     
     "Россия является шестой экономикой в мире по паритету покупательной способности. Вместе с нашими коллегами из Казахстана и Белоруссии мы, по сути, создали нового игрока в мировой торговле - Таможенный союз. И это приводит к укреплению потенциала инвестиций и вносит вклад в либерализацию мировой торговли", - добавила Э. Набиуллина.
     
     Российская экономика меняет модели роста. Факторы роста прошедшего десятилетия исчерпаны. И сегодня главная задача - не пропустить вызовы будущего, увидеть все возможности и риски, все возможности новых процессов в экономике.
     

ФНС усилила контроль за застройщиками-банкротами



     
     В связи с обращениями депутатов Госдумы по вопросам защиты прав вкладчиков и дольщиков ФНС России предпринимает меры по усилению контроля за процедурами банкротства должников, осуществляющих деятельность в сфере долевого строительства.
     
     В соответствии с письмом ФНС России от 07.06.2011 N ЯК-4-8/9068@ с 15 июня 2011 года Центральный аппарат ФНС России взял под контроль процедуры взыскания и банкротства в отношении организаций-застройщиков, привлекающих для строительства средства дольщиков.
     
     В первую очередь это касается организаций-"мигрантов", вставших на учет в территориальном налоговом органе в результате миграции из другого субъекта Российской Федерации, а также организаций, имеющих задолженность свыше 300 млн руб. перед соинвесторами.

    
"Соглашения-обязательства" по платежам в федеральный бюджет

     
     ФНС России в письме от 25.05.2011 N ЗН-4-1/8319 сообщила, что в 2011 году отмечены случаи направления управлениями ФНС России по субъектам РФ писем налогоплательщикам - юридическим лицам о заключении с налоговыми органами "соглашений-обязательств" по платежам в федеральный бюджет. В соответствии с ними налогоплательщик-организация обязуется обеспечить поступление налогов в федеральный бюджет в сумме не меньше указанной в соглашении.
     
     Согласно ст. 44 НК РФ обязанность уплачивать конкретный налог или сбор возлагается на налогоплательщика только с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
     
     В обязанности налогоплательщика, определенные ст. 23 НК РФ, не входит подписание каких-либо соглашений с налоговыми органами, обязующих обеспечить поступления в бюджет конкретных сумм налогов.
     
     В связи с тем что заключение указанных соглашений противоречит НК РФ, ФНС России обращает внимание на недопустимость подобных действий со стороны налоговых органов.
     

О снижении страховых взносов

     
     Президент Д. Медведев, выступая на Международном экономическом форуме в г. Санкт-Петербурге, отметил, что с 1 января 2012 года страховые взносы будут снижены до 30%, для малого бизнеса производственной и социальной сфер - до 20%. Президент пояснил, что это не радикальное снижение (сейчас общая ставка страховых взносов составляет 34%. - Прим. ред.), но знаковый и выгодный шаг для малых и средних предприятий. Указанные ставки будут действовать до 2014 года. Варианты компенсации выпадающих доходов бюджета от снижения страховых взносов пока не приняты. Президент отметил, что в будущем будет кардинально пересмотрено реформирование налоговой и пенсионной систем.
     

Ставка налога на прибыль 0% для образовательных организаций



     
     Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России в письме от 01.06.2011 N 03-03-06/4/59 по вопросу применения в 2011 году ставки 0% организациями, осуществляющими образовательную деятельность, сообщает следующее.
     
     Федеральным законом от 28.12.2010 N 395-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлена налоговая ставка в размере 0% к налоговой базе, определяемой организациями, осуществляющими образовательную деятельность, при соблюдении определенных условий (п. 1.1 ст. 284 и ст. 284.1 НК РФ).
     
     В силу п. 1 ст. 284.1 НК РФ организации, осуществляющие образовательную деятельность в соответствии с законодательством РФ, вправе применять налоговую ставку 0% при соблюдении условий, установленных данной статьей.
     
     Для целей данной статьи образовательной деятельностью признается деятельность, включенная в Перечень видов образовательной деятельности, установленный Правительством РФ.
     
     Согласно п. 5 ст. 284.1 НК РФ организации, изъявившие желание применять налоговую ставку 0% в соответствии с данной статьей, не позднее чем за один месяц до начала налогового периода, начиная с которого применяется данная налоговая ставка, подают в налоговый орган по месту своего нахождения заявление, копии лицензии (лицензий) на осуществление образовательной деятельности, выданной (выданных) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     
     В силу ч. 6 ст. 5 Закона N 395-ФЗ положения п. 1.1 ст. 284 и ст. 284.1 НК РФ применяются с 1 января 2011 года до 1 января 2020 года.
     
     Перечень видов образовательной деятельности, устанавливаемый Правительством РФ в целях ст. 284.1 НК РФ, в настоящее время не утвержден.
     
     Таким образом, для применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, которые удовлетворяют предусмотренным ст. 284.1 НК РФ критериям, налоговой ставки по налогу на прибыль организаций в размере 0% с 1 января 2012 года необходимо подать в налоговый орган соответствующее заявление и предусмотренные НК РФ копии документов не позднее 30 ноября 2011 года.
     
     В настоящее время рассматриваются предложения, направленные на предоставление в законодательном порядке возможности применения налоговой ставки в размере 0% в 2011 году.